Главная → ФИЛОСОФИЯ → И. В. ЖУКОВА, А. В. ЖУКОВА. ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА КИТАЯ, ЯПОНИИ, СКАНДИНАВИИ В КУЛЬТУРЕ КАНАДЫ (конец XIX - начало XXI в.)
Дата публикации: 13 июня 2024
Автор(ы): Е. А. ЦУРГАНОВА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ →
Номер публикации: №1718305104
Е. А. ЦУРГАНОВА, (c)
М: Изд-во МосГУ, 2004. 141 с.
Рецензируемая книга - одна из немногих отечественных работ, построенных авторами как междисциплинарное исследование с позиций актуальных проблем отечественного востоковедения и канадоведения. В современном мире глобальных процессов, среди которых миграция народов Азии в Европу и Северную Америку, в частности, в Канаде в 1990-е годы наблюдается значительное присутствие азиато-канадцев, составляющих примерно 79% населения страны.
Авторы данного исследования продолжают изучение темы "Восток и Запад в культуре Канады"1 . Они знакомят читателя с ролью традиций Азии и философии и эстетики Китая и Японии в культуре Канады. В этой связи анализируется проявление восточноазиатских и европейских традиций, создающих типологию современной художественной культуры Канады рубежа XX-XXI вв., рассматриваются категории, по которым выстраиваются художественные традиции Азии в Канаде в этот период в сравнении с рубежом XIX-XX вв., а также наличие преемственности.
В книге показано влияние японского изобразительного искусства на формирование импрессионизма и реализма в искусстве Европы и Скандинавии начала XX в., тесная связь с которым канадских художников того времени способствовала основанию школы "группы семи" - известных ныне во всем мире художников Канады, почерк которых (Том Томсон, Морис Кулен, Лоурэнс Харрис) формировался под значительным влиянием японской гравюры через творчество Ван Гога и скандинавской школы живописи "Северного пейзажа" (Крог, шведский дизайнер по ткани). Таким образом, авторам удалось проследить развитие "японского стиля" в канадском изобразительном искусстве с конца XIX в. до начала XXI в.
Как показывают авторы книги, для искусствоведов, востоковедов и канадоведов, деятелей культуры и искусства, театра, кинематографа и книгоиздания других стран, в том числе и России, изобразительное искусство и современная этнопоэзия Канады, генетически связанные с культурами практически всех стран мира, являются одними из основных черт художественной культуры Канады начиная с рубежа XX-XXI вв. и определяют художественное мировидение, освоение и выражение пространства, декор и художественные принципы всех сфер жизни и профессиональной деятельности канадцев.
1 Жукова И. В. О современном контексте мультикультурализма. М.: Изд-во МосГУ, 2004; Жукова И. В., Жукова А. В. Восток и Запад в современной культуре Канады. М., 2004.
стр. 193
Этот вывод имеет и теоретическое значение для дальнейших исследований в разных гуманитарных областях знания:
1) уточнение этнической составляющей современной художественной культуры Канады позволяет историкам, востоковедам и тем, кто занимается североамериканскими исследованиями, сравнивать этнокультурные процессы в странах региона АТР и развивать международные отношения, предотвращая политические катастрофы или назревающие конфликты;
2) выделение в книге пейзажа как объединяющей темы поэзии и изобразительного искусства Канады на рубежах XIX-XX и XX-XXI вв. дает возможность объяснить появление и распространение "японизма" в изобразительном искусстве и поэзии Канады и соответственно заметить элементы сходства в мировосприятии канадцев и японцев, что может быть важным для антропологических и этнокультурологических исследований;
3) постановка вопроса о типе художественной культуры Канады дает возможность проследить процесс взаимообогащения культур Востока и Запада не только на территории Канады, но и в таких странах АТР, где мультикультурализм является государственной политикой (Австралия, Новая Зеландия).
В книге показана важная роль философии и эстетики дзэн-буддизма в регулировании гармоничных межкультурных и гуманитарных отношений в обществе и культуре Канады. Авторы представляют неизвестную Канаду, ее художественные достижения и полезный международный и культурный опыт. Об этом свидетельствует материал о традициях японских детских праздников в англоязычной поэзии хайку канадских поэтесс Уиноны Бэйкер и Марианны Блюгер и о художественном воплощении дзэнского мировидения в современной литературе Канады.
Авторы впервые в отечественном востоковедении представили аналитический обзор развития современной японистики и китаеведения в Канаде, США, Японии и России. Однако, на мой взгляд, такой обзор недостаточно широк.
В книге довольно много переводов поэзии, однако не все они выполнены в поэтическом ключе: часто это - литературные подстрочники, призванные показать стилистические, лексические и фонетические особенности почерка того или иного автора. Поэтика перевода поэтических текстов с других языков на английский и французский (официальные языки Канады), как и перевод поэзии канадцев, которые пишут по-английски или по-французски, но представляют этнопоэзию, будучи генетически связанными со странами Центральной Европы, Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии, на их родные языки, могут вызвать профессиональный интерес у лингвистов, владеющих восточными и европейскими языками, востоковедов-филологов, антропологов и музыкантов.
Код современной художественной культуры в контексте мультикультурализма Канады особенно "читается" на примере современной этнопоэзии и поэзии уроженцев этой страны, обогащающихся за счет философии и эстетики и традиций канадцев восточного происхождения (особенно из Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Шри-Ланки, Ирака, Ливана).
В современной поэзии Канады, включая этнопоэзию, по-прежнему велико значение английской литературы; тесны связи канадских поэтов начала XXI в., выросших и получивших гуманитарное образование в Англии, с разными направлениями английской литературы начала XX в., с истоками этих направлений. Однако преемственность художественных традиций сочетается с обогащением новыми традициями и мировосприятием азиатско-канадской творческой интеллигенции по принципу "приращения", что представляет собой характерную черту культуры Канады.
В книге показано, что современный контекст мультикультурализма в Канаде в отличие от США является стимулом для развития художественных традиций Востока на Западе. Центры европейской и восточных культур, которыми являются канадские мегаполисы (Торонто, Ванкувер, Монреаль, Виннипег, Калгари), демонстрируют высокий уровень взаимообогащения традициями в общей многонациональной культуре Канады, духовную потребность всех канадцев, не только иммигрантов из Азии, в сохранении своих национальных культурных традиций.
Опубликовано на Порталусе 13 июня 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK