Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


Кутырев В.А. - Философия Иного, или небытийный смысл трансмодернизма На фото: Кутырев В.А. - Философия Иного, или небытийный смысл трансмодернизма, автор: admin

Публикация №1161791200 25 октября 2006

В наше пропитанное новационным духом время смысл существования вещей видится в том, чтобы они скорее исчезли – перестали существовать. И заменились чем-то другим, более совершенным. Каждый бежит к цели для того, чтобы как можно быстрее убежать от нее дальше. Культ Нового – главный движитель колесницы прогресса, которую человек вначале толкал, потом погонял, а теперь, привязанный к ней, не поспевает, спотыкается и падает. Из субъекта научно-технической деятельности он стал ее фактором. Выражая тенденцию превращения вещей в события, философия склоняется к тому, чтобы своей исходной всеохватывающей категорией считать не бытие, а становление, даже «ничто»...

Полная версия публикации

У.В.О. Куайн - ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ На фото: У.В.О. Куайн - ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ, автор: admin

Публикация №1161790885 25 октября 2006

слушал лекции Дьюи по искусству как опыту, когда был выпускником университета в 1931 г. Дьюи был в Гарварде первым лектором, читавшим цикл лекций им. Вильяма Джемса. Теперь я горжусь, что был первым лектором цикла лекций Джона Дьюи.

Философски я был связан с Дьюи через натурализм, являвшийся доминантой его творчества на протяжении трех последних десятилетий его жизни. Вместе с Дьюи я считал, что знание, разум и значение суть части того мира, с которым они имеют дело, и что они должны изучаться в том же эмпирическом духе, который оживляет естественные науки. Для первой философии места нет...

Полная версия публикации

Уиллард ван Орман КУАЙН - Вещи и их место в теориях На фото: Уиллард ван Орман КУАЙН - Вещи и их место в теориях, автор: admin

Публикация №1161790587 25 октября 2006

Наши рассуждения о внешних вещах, само наше понятие вещи представляют собой то концептуальное средство, которое помогает нам предвидеть и контролировать возбуждение наших органов чувств в свете их предыдущих реакций. В общем и целом, это возбуждение и есть все, что нам нужно...

Полная версия публикации

Т.Котарбинский - О позиции реистической или конкретической На фото: Т.Котарбинский - О позиции реистической или конкретической, автор: admin

Публикация №1161790232 25 октября 2006

К несомненным задачам учителя общеобразовательной школы принадлежит забота о том, чтобы ученики как можно более отчетливо и выразительнее понимали значения слов. При изучении же дисциплин, которых библиотечные каталоги называют философскими, эта задача приобретает особый вес, ибо главные недостатки этих дисциплин, а вместе с тем и причины продолжающихся споров, например, в теории познания, онтологии, общей теории ценностей и т.д. не состоят в дефектах наблюдения или эксперимента, и не в применении ошибочных форм вывода, но прежде всего они сводятся к подозрительным образом культивируемой практике мышления, а тем самым и речи. Поэтому учитель вынужден, желая или не желая, строить систему словесных пояснений, как бы конструировать словарь встречающихся терминов, сеющих замешательство...

Полная версия публикации

И.Т.Касавин - Опыт как знание о многообразии На фото: И.Т.Касавин - Опыт как знание о многообразии, автор: admin

Публикация №1161760934 25 октября 2006

Представление о всесилии чувственного опыта как фундаменте человеческого мира как нельзя более страстно выражено идеей Беркли esse ist percipi. Локальность, относительность опыта и болезненную проблему его универсализации сделал явными Лейбниц, сформулировав понятие монады. Наконец Кант, дав определение опыта как рассудочного единства чувственного многообразия, поставил все точки над i. Последующая история вопроса является почти исключительно комментарием на полях вышеуказанных идей; эти поля, впрочем, значительно превзошли своими размерами первоначальные оригинальные тексты. Необъяснимым желанием добавить несколько строк в этот комментарий и продиктована данная статья...

Полная версия публикации

И.Кант - Что значит ориентироваться в мышлении? На фото: И.Кант - Что значит ориентироваться в мышлении?, автор: admin

Публикация №1161676625 24 октября 2006

Как бы далеко мы ни заходили в своих понятиях и как бы мы при этом ни абстрагировались от чувственности, им все же присущи всегда образные представления, непосредственное назначение которых состоит в том, чтобы сделать их, невыводимых обыкновенно из опыта, применимыми к опыту. Да и как иначе мы можем придать им смысл и значение, если не подводить под них какое-либо созерцание (которое всегда будет в конечном счете примером, взятым из возможного опыта)? Если же из этого конкретного умственного действия удалить теперь примесь образного, первоначально как случайного чувственного восприятия, а затем и как чистого чувственного созерцания вообще, то остается чистое рассудочное понятие, объем которого теперь расширен и содержит правило мышления вообще. Таким путем возникла сама общая логика, а некоторые эвристические методы мышления, видимо, все еще скрыты от нас в опытном применении наших рассудка и разума, которые, если бы нам удалось осторожно извлечь их из него, могли бы обогатить философию определенными максимами, полезными даже для абстрактного мышления...

Полная версия публикации

И. Кант - Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука На фото: И. Кант - Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука, автор: admin

Публикация №1161676521 24 октября 2006

Эти пролегомены предназначены не для учеников, а для будущих учителей, да и последним они должны служить руководством не для преподавания уже существующей науки, а для создания самой этой науки.

Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда будет их черед известить мир о совершившемся. В противном случае ничего нельзя сказать, чтобы, по их мнению, не было уже сказано, и это действительно могло бы считаться и безошибочным предсказанием для всего, что встретится в будущем; в самом деле, так как человеческий рассудок веками по-разному мечтал о бесчисленных предметах, то нет ничего легче, как ко всему новому подыскать нечто старое, несколько на него похожее...

Полная версия публикации

М.И.Ивлева - О понятии бытия в философии Е.А.Боброва На фото: М.И.Ивлева - О понятии бытия в философии Е.А.Боброва, автор: admin

Публикация №1161675649 24 октября 2006

Спиритуалистическая традиция, в которой проблемы сознания, души, специфики бытия являются одними из центральных, наиболее важных, становится одной из влиятельных в русской университетской философии конца XIX — начала XX вв. Среди представителей, известнейшими из которых являются Л.M.Лопатин и А.Л.Козлов, был и профессор Е.А.Бобров, с чьим творчеством современный читатель знаком не так широко...

Полная версия публикации

Г.Б.Жданов - Объективна ли физическая реальность? На фото: Г.Б.Жданов - Объективна ли физическая реальность?, автор: admin

Публикация №1161675492 24 октября 2006

Задача данной статьи состоит в том, чтобы проследить на материале современного естествознания (особенно – физики и информатики) эволюцию представлений о формах взаимосвязи человеческого сознания со свойствами материального мира в целом, входящими в комплекс “классических” представлений о физической реальности...

Полная версия публикации

А.С.Есенин-Вольпин - Формулы или формулоиды? На фото: А.С.Есенин-Вольпин - Формулы или формулоиды?, автор: admin

Публикация №1161675409 24 октября 2006

Начиная с 1966 (или 1967) года, Э. Ветте опубликовал ряд работ, в которых он сообщал о полученных им доказательствах непротиворечивости некоторых формальных систем, к которым относятся и геделевские теоремы о неполноте. Вторая из этих теорем состоит в том, что такое доказательство непротиворечивости возможно лишь в случае противоречивости соответствующей формальной системы. Но в силу новых доказательств непротиворечивости (хорошо формализуемых, как утверждает Ветте) эти системы непротиворечивы...

Полная версия публикации

Домбровский Б.Т. - Каким временем мы пользуемся? - Этическая концепция времени На фото: Домбровский Б.Т. - Каким временем мы пользуемся? - Этическая концепция времени, автор: admin

Публикация №1161592418 23 октября 2006

О природе времени речь можно вести в двух аспектах — философском и естественнонаучном. В каждом из этих аспектов также принято выделять по два подхода. В философском различают логический и онтологический подходы, а в естественнонаучном — физический и психологический. В каждом из названных аспектов, как показывает опыт, время относительно, а если речь и идет об абсолютном характере времени, то только времени настоящего, поскольку, как кажется, по причине его мимолетности более этого не удается ничего сказать. В рамках философского аспекта предлагается добавить этический подход к изучению природы времени...

Полная версия публикации

Д.И. ДУБРОВСКИЙ - ГНОСЕОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ На фото: Д.И. ДУБРОВСКИЙ - ГНОСЕОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ  РЕАЛЬНОСТИ, автор: admin

Публикация №1161592307 23 октября 2006

Основная мысль статьи состоит в том, что на нынешнем этапе раз-вития философии резко обострилась потребность основательной раз-работки теории познания субъективной реальности. Вряд ли надо до-казывать, что всякий акт познания включает отображение субъектом самого себя, независимо от того, что является его объектом («отобра-жение» понимается в широком смысле – как всякое наличное содер-жание полученного субъектом знания, его процесс и оценка результа-та). Это означает, что всякий акт познания двумерен. В оперативном плане – это единство, взаимообусловленность регистров иноотобра-жения и самоотображения. В содержательном плане – это единство, взаимообусловленность содержания знания, относящегося к «внешне-му» объекту и к самому субъекту...

Полная версия публикации

Дубровский Д.И. - НЕЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ. ДОПРОБЛЕМНАЯ И ПРЕДПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИИ На фото: Дубровский Д.И. - НЕЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ. ДОПРОБЛЕМНАЯ И ПРЕДПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИИ, автор: admin

Публикация №1161587810 23 октября 2006

Если все три «состояния» субъекта могут быть им конкретно диагностированы, ибо они связаны с более или менее определенным объектом, то ситуация «незнания о незнании» выявляется в настоящем лишь абстрактно (так как объект незнания остается совершенно неизвестным). Убежденность в ее непременном наличии основывается на ретроспекции: любой произвольно взятый интервал истории науки легко обнаруживает эту ситуацию, несомненно связанную с общими закономерностями познания. Поэтому ее экстраполяция на настоящее и будущее является вполне естественной...

Полная версия публикации

Дубровский Д.И. - ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ На фото: Дубровский Д.И. - ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ, автор: admin

Публикация №1161587720 23 октября 2006

Понятие проблемной ситуации, широко используемое в гносеологической литературе, не имеет общепринятой трактовки. В большинстве случаев она характеризуется так: «Проблемная ситуация — это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности» < Микешина Л.А. Проблема как форма научного познания. — В сб.: Диалектический материализм и философские проблемы естествознания. —М., 1982. — С. 111>. Проблема же является результатом отображения субъектом проблемной ситуации. Можно принять эти общие характеристики. Но в чем суть отображения тех рассогласований и противоречий, которые постоянно присущи развитию научного знания? По-видимому, в осознании недостаточности наличного знания, в потребности узнать, понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем.

Полная версия публикации

Дубровский Д.И. - НЕЗНАНИЕ О ЗНАНИИ На фото: Дубровский Д.И. - НЕЗНАНИЕ О ЗНАНИИ, автор: admin

Публикация №1161587631 23 октября 2006

Эта ситуация на первый взгляд кажется довольно парадоксальной. В самом деле, как возможно иметь некоторое знание и не знать о нем? В каком смысле здесь допустимо говорить о незнании?

Выше мы характеризовали рассматриваемую ситуацию, прибегая к понятию нерефлексируемого знания. Но это требует дополнительного обсуждения, так как указанное понятие истолковывается не вполне однозначно и к тому же вряд ли способно охватить все случаи данной ситуации...

Полная версия публикации

Норма экологического сознания На фото: Норма экологического сознания, автор: ima

Публикация №1161425632 21 октября 2006

Норма, которая даст возможность выхода из кризиса, должна базироваться на некоей гораздо более глубинной природе в человеке, чем те уровни, на которых располагаются в нем эти «две личности». Что же может быть глубже желания роста, желания развиваться, производить, и – желания сохранения имеющегося и желания покоя и благополучия?

Полная версия публикации

Дубровский Д.И. - ЗНАНИЕ О ЗНАНИИ На фото: Дубровский Д.И. - ЗНАНИЕ О ЗНАНИИ, автор: admin

Публикация №1161381540 21 октября 2006

В общих чертах данная ситуация понятна. Речь идет о том, что субъект осознает, что знает нечто о чем-то. Такое осознание, однако, включает различные способы отображения собственного знания и различные формы его оправдания. Все это многообразие способов отображения и форм оправдания пока еще далеко от общепринятой концептуальной систематизации (даже если ограничиться научным знанием, оставляя в стороне обыденное знание, знание, выражаемое средствами искусства, и др.)...

Полная версия публикации

Дубровский Д.И. - Субъект познания и основные гносеологические ситуации На фото: Дубровский Д.И. - Субъект познания и основные гносеологические ситуации, автор: admin

Публикация №1161381480 21 октября 2006

Познание означает достижение нового знания. Предметом познания является не только внешний мир, но и человек, его внутренний мир. Познание так или иначе обращено к самому себе, стремится выяснить пути и способы достижения нового знания. Процесс перехода от незнания к знанию весьма сложен, противоречив. Чтобы его осмыслить, надо выделить те основные гносеологические ситуации, в которых находится субъект, стремящийся перейти от незнания к знанию и затем к все более полному и точному знанию...

Полная версия публикации

У. ДЖЕМС - ЧТО ТАКОЕ ПРАГМАТИЗМ? На фото: У. ДЖЕМС - ЧТО ТАКОЕ ПРАГМАТИЗМ?, автор: admin

Публикация №1161381360 21 октября 2006

Прагматический метод - это прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тянуться без конца. Представляет ли собой мир единое или многое? - царит ли в нем свобода или необходимость? - лежит ли в основе его материальный принцип или духовный? Все это одинаково правомерные точки зрения на мир, - и споры о них бесконечны. Прагматический метод в подобных случаях пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия. Какая получится для кого-нибудь практическая разница, если принять за истинное именно это мнение, а не другое? Если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают по существу одно и то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен. Серьезный спор возникает только в том случае, когда мы можем указать на какую-нибудь практическую разницу, вытекающую из допущения, что права какая-нибудь одна из сторон...

Полная версия публикации

Р. Декарт - РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА На фото: Р. Декарт - РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА, автор: admin

Публикация №1161381240 21 октября 2006

Добропорядочный человек не обязан перелистать все книги или тщательно усвоить все то, что преподают в школах; более того, если бы он потратил чересчур много времени на изучение книг, это образовало бы некий пробел в его воспитании. В течение жизни ему необходимо совершить много иных дел, и его жизненный досуг должен быть распределен настолько верно, чтобы большая часть этого досуга отводилась на свершение добрых дел, понятие о которых бывает ему внушено его разумом, даже если он иных наставлений не получает. Однако в этот мир он приходит невежественным, и, поскольку ранние его познания основываются лишь на неразвитом чувственном восприятии и на авторитете его наставников, почти невозможно, чтобы воображение его не оказалось в плену бесчисленных ложных мыслей до того, как его разум примет на себя руководящую роль, и в дальнейшем ему нужны большая сила характера или же наставления какого-либо мудреца - как затем, чтобы избавиться от занимающих его ум ложных теорий, так и для того, чтобы заложить первоосновы прочного знания и открыть себе все пути, идя которыми он может поднять свои знания на высшую доступную ему ступень...

Полная версия публикации

Р. Декарт - Правила для руководства ума На фото: Р. Декарт - Правила для руководства ума, автор: admin

Публикация №1161380400 21 октября 2006

Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются...

Полная версия публикации

Развитие человека На фото: Развитие человека, автор: ima

Публикация №1161359768 20 октября 2006

Мы находимся под воздействием сил природы. Если, находясь внутри природы, мы не ощущаем себя хорошо и удобно, а испытываем всевозможные давления: внутреннее напряжение в самом человеке, давление общества, экологических проблем — это знак того, что силы природы действуют на нас, толкая нас к развитию.

Полная версия публикации

Главные ошибки марксизма и пути их преодоления На фото: Главные ошибки марксизма и пути их преодоления, автор: tverdov

Публикация №1161354674 20 октября 2006

Марксизм - идеологическое и политическое течение, сформированное, в основном, на трех постулатах - уничтожение частной собственности и наемного труда, уничтожение рыночных отношений, учреждение диктатуры пролетариата, которая должна обеспечить распределение доходов по труду.

Практика показала, что реализация всех этих идей не ведет к заветной мечте всех честных людей - распределению доходов по труду.

Ошибочность же этого идеологического направления базируется на ошибочности фундаментальных исследований в области формирования стоимости вообще и прибавочной стоимости в частности.

Но идея распределения доходов по труду, которая с крушением марксизма переживает кризис, жива и будет жить, и, в конечном счете, будет внедрена в практику.

Для этого лишь нужно исправить ошибки фундаментальных исследований в области формирования стоимости товаров, включая формирование стоимости труда.

Полная версия публикации

Диалектика рыночного равновесия На фото: Диалектика рыночного равновесия, автор: tverdov

Публикация №1161353570 20 октября 2006

Объективность экономических законов не абсолютна потому, что она формиру-ется только в условиях равновесного рынка, где и рождаются объективные цены и стоимости товаров. Вне этих условий экономические процессы определяются субъек-тивно-психологическими законами, и потому в этих условиях рождаются субъективные цены и стоимости товаров.
В равновесном рынке обычных товаров в соответствии с законом стоимости формируется объективная стоимость товара, равная величине стоимости труда (а не величине труда, как утверждает трудовая теория стоимости), вложенного в производство этого товара.
В равновесном рынке труда формируется объективная величина стоимости труда в виде объективного дохода каждого работника, соответствующего его трудовому вкладу в производство общего дохода производственного коллектива.
То есть вековая мечта всех честных людей – распределение доходов по труду реа-лизуется не посредством диктатуры пролетариата, а посредством формирования рав-новесного рынка труда с соответствующей формой собственности на средства произ-водства товаров.

Полная версия публикации

С.В. Дворянов - Борис Вышеславцев о познании Абсолюта На фото: С.В. Дворянов - Борис Вышеславцев о познании Абсолюта, автор: admin

Публикация №1161294480 20 октября 2006

Вышеславцевы, чей дворянский род известен в России с пятнадцатого века, к первому ряду знати никогда не причислялись, но были и не из последних : достойно проходили свое поприще в чинах стольников, воевод, полномочных послов при иноземных дворах и были жалованы за многие службы поместными окладами в Тамбовской, Пензенской и Московской губерниях. И дворянское происхождение глубоко запечетлелось на всем личностном и творческом облике Бориса Петровича Вышеславцева, укрепив в нем чувство свободы и то дворянское чувство равенства со всеми живущими ( Б. Пастернак), которое иногда раздражало его заслуженных коллег, с трудом мирившихся с претензиями на ученость этого по видимости филосовствующего плейбоя...

Полная версия публикации

Э. Гуссерль - Философия как строгая наука На фото: Э. Гуссерль - Философия как строгая наука, автор: admin

Публикация №1161294300 20 октября 2006

С самого момента своего возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой и притом такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностям, и в этически-религиозном отношении делала бы возможной жизнь, управляемую чистыми нормами разума. Это притязание выступало то с большей, то с меньшей энергией, но никогда не исчезало. Не исчезало даже и в такие времена, когда интересы и способности к чистой теории грозили исчезнуть, или когда религиозная сила стесняла свободу научного исследования...

Полная версия публикации

Э. Гуссерль - Феноменология На фото: Э. Гуссерль - Феноменология, автор: admin

Публикация №1161294240 20 октября 2006

Статья Э. Гуссерля в Британской энциклопедии - одна из первых попыток ознакомить англоязычного читателя с феноменологией. Самому Гуссерлю нелегко далось написание этой статьи: в 9-м томе собр. соч. Гуссерля (Husserliana, Bd. IX, Haag, 1962) приведены первый, второй и четвертый ее варианты. Последний послужил основой для сокращенного, во многих местах авторизованного, изобилующего пропусками и перестановками английского перевода (в случаях искажения смысла перевод сделан с немецкого и отмечен квадратными скобками)...

Полная версия публикации

Э. Гуссерль - Кризис европейского человечества и философия На фото: Э. Гуссерль - Кризис европейского человечества и философия, автор: admin

Публикация №1161294060 20 октября 2006

В этом докладе я попытаюсь вновь возбудить интерес к столь много обсуждавшейся теме европейского кризиса, раскрыв философско-историческую идею (или теологический смысл) европейского человечества. Поскольку я укажу на важную роль, которую должны играть в этом смысле философия и ее ответвления - наши науки, европейский кризис выступит в новом свете...

Полная версия публикации

Р. ГРОССЕТЕСТ - О свете, или О начале форм На фото: Р. ГРОССЕТЕСТ - О свете, или О начале форм, автор: admin

Публикация №1161293640 20 октября 2006

Я считаю, что первая телесная форма, которую некоторые называют телесностью (corporeitatem)[2] есть свет (lux). Ведь свет в силу самой своей природы (per se) распространяет себя самого во все стороны, причем таким образом, что из световой точки тотчас же порождается сколь угодно большая световая сфера, если только путь распространения света не преградит нечто, способное отбрасывать тень (umbrosum). Телесность же есть то, необходимым следствием чего является распростирание материи по трем измерениям, при том, что обе они, то есть телесность и материя, суть субстанции сами по себе простые, лишенные всякого протяжения...

Полная версия публикации

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ФИЗИКИ В АТОМИЗМЕ ДЕМОКРИТА На фото: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ФИЗИКИ В АТОМИЗМЕ ДЕМОКРИТА, автор: admin

Публикация №1161208500 19 октября 2006

Атомизм Левкиппа-Демокрита обычно считают, и с веским на то основанием, по преимуществу физической теорией, позволившей дать определенное решение проблемы движения и множественности вещей и тем самым выйти из тупика, в который поставила физику элеатовская онтология. Эта в целом верная оценка атомизма, которую мы разделяем, восходит к Аристотелю...

Полная версия публикации

КТО МЫСЛИТ АБСТРАКТНО? На фото: КТО МЫСЛИТ АБСТРАКТНО?, автор: admin

Публикация №1161207900 19 октября 2006

Мыслить? Абстрактно? Sauve qui peut! — «Спасайся, кто может!» — наверняка завопит тут какой-нибудь наемный осведомитель, предостерегая публику от чтения статьи, в которой речь пойдет про «метафизику». Ведь «метафизика» — как и «абстрактное» (да, пожалуй, как и «мышление») —слово, которое в каждом вызывает более или менее сильное желание удрать подальше, как от чумы...

Полная версия публикации

Проблема единого и многого и решение ее Платоном На фото: Проблема единого и многого и решение ее Платоном, автор: admin

Публикация №1161207720 19 октября 2006

Итак, перед Платоном стоит антиномия. Тезис ее сформулирован элеатами: истинно то, что тождественно самому себе, а тождественное себе не может не изменяться, ни возникать и исчезать, ни двигаться, ни члениться на части - оно может только быть и быть тождественным себе. Тезис элеатов, если его выразить формально - логически, свелся бы следовательно, к закону тождества: А есть А...

Полная версия публикации

О ТРАКТАТЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО "DE MIXTIONE ELEMENTORUM" На фото: О ТРАКТАТЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Публикация №1161207600 19 октября 2006

Одной из проблем, обсуждавшихся в схоластической литературе во второй половине XIII в. и еще более активно в XIV в., была проблема смешения (соединения) элементов. Что представляют собой смеси или смешанные тела, присутствуют ли элементы в смесях и каким образом, сохраняются ли формы элементов в смешанных телах и т.д. - такого рода вопросы восходят к натурфилософским сочинениям Аристотеля: "Физике", "О небе", "О возникновении и уничтожении". Они и ставятся в схоластике в связи с разбором этих аристотелевских сочинений и при их рассмотрении средневековые авторы опираются на высказанные в них суждения. Интерес к этой проблеме не был случайным: проблема смешения или соединения элементов была одним из критических пунктов аристотелианской натурфилософии. Рассмотрение этой частной проблемы - а именно так она и формулируется Аристотелем - требует не только анализа самых фундаментальных понятий аристотелевской философии, таких как форма и материя, способность (потенция), действительность и действие (актуальность, акт), но и в известном смысле их переосмысления, так как в аристотелевском объяснении того, как возможно смешение, остается некая неопределенность...

Полная версия публикации

Философская нищета марксизма На фото: Философская нищета марксизма, автор: admin

Публикация №1161207360 19 октября 2006

Настоящая критика имеет в виду его миросозерцание, которое обязаны исповедовать и проповедовать все подданные советского государства и все члены коммунистических партий во всем мире, ему подчиненные. Оно выражено в сжатой и точной форме догматического катехизиса марксизма, составляющего центральную главу истории ВКП(б). Мы не критикуем здесь других форм марксизма и социал-демократии, полагая, что центром внимания должен оставаться тот "марксизм", который действует в мире, диктует свою идеологию массам и при ее помощи осуществляет свой коммунистический империализм. Конечно, в этом катехизисе содержится не вся догма маркисизма и не все ее истолкования, но едва ли кто найдет в ней хоть одно утверждение, которое не повторяло бы высказываний Маркса или Энгельса...

Полная версия публикации

Львовско–варшавская школа - Две парадигмы в рамках одной школы На фото: Львовско–варшавская школа - Две парадигмы в рамках одной школы, автор: admin

Публикация №1161122340 18 октября 2006

Для современного научного сообщества стало уже общепринятым квалифицировать Львовско–Варшавскую философскую школу как одно из направлений аналитической философии. Не противоречит этому, по–видимому, и сосуществование многообразных точек зрения в оценке деятельности школы. Между тем у самих ее представителей можно обнаружить столь широкий спектр философских воззрений и творческих позиций, что остается только строить догадки и предположения в отношении того теоретического (или какого–то иного) стержня, который помог бы нам раскрыть секрет феномена Львовско–Варшавской школы. “Ибо не объединяла львовских философов какая–то общая доктрина, какой–то единый взгляд на мир. То, что образовало духовную основу этих людей, было не содержание науки, но лишь способ, метод философствования и общий научный язык. Поэтому из этой школы могли выйти: спиритуалисты и материалисты, номиналисты и реалисты, логицисты и психологи, философы науки и теоретики искусства”, — так писала И.Домбская...

Полная версия публикации

Логика и металогика На фото: Логика и металогика, автор: admin

Публикация №1161122220 18 октября 2006

В настоящей статье мы поставили себе целью разобраться в вопросе о неизменности и абсолютности логических принципов и основных законов мышления и показать, что одни из них действительно неизменны, неустранимы и абсолютны (формальные, рациональные принципы логики), другие же (например, закон противоречия и закон исключенного третьего) относительны, устранимы из логики, материальны и эмпиричны. Отсюда вытекает, что наша логика отличается двойственным характером, что она полуэмпирична, полурациональна и что поэтому ей может быть противопоставлена чисто формальная и чисто рациональная дисциплина, обобщенная логика, которую мы предложили бы назвать металогикой...

Полная версия публикации

Воображаемая логика На фото: Воображаемая логика, автор: admin

Публикация №1161122100 18 октября 2006

Вплоть до XIX века логика сохраняла в существенном все положения аристотелевой логики. Логика Канта не представляет прогресса по сравнению с аристотелевско-схоластической логикой (подлинные слова Канта). В XIX веке началась эмансипация логики от Аристотеля. Главными этапами этого движения были: метафизическая логика Гегеля, открытие Миллем законов научной индукции и его критика силлогизма, критика учения о модальности суждения, сделанная Зигвартом [после Зигварта нет основания делить суждения на аподиктические (необходимости), ассерторические (действительности) и проблематические (возможности)], наконец, создание математической логики трудами Буля, Шредера и Порецкого...

Полная версия публикации

Учение Бэкона об «идолах» На фото: Учение Бэкона об «идолах», автор: admin

Публикация №1161121920 18 октября 2006

Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства. Действительно, как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли не преклонение перед человеческим духом, несомненно одно: подобно тому как неровное зеркало изменяет ход лучей от предметов сообразно своей собственной форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу...

Полная версия публикации

Т.Ю. Бородай - КОММЕНТАРИЙ К ПОРФИРИЮ, ИМ САМИМ ПЕРЕВЕДЕННОМУ На фото: Т.Ю. Бородай - КОММЕНТАРИЙ К ПОРФИРИЮ, ИМ САМИМ ПЕРЕВЕДЕННОМУ, автор: admin

Публикация №1161121620 18 октября 2006

Счастливый случай, доставивший мне возможность второй раз вернуться к тому же самому предмету, побудил меня взяться самому и за перевод; боюсь только, как бы не впасть мне в грех чересчур добросовестного переводчика, передающего все слово в слово и не решающегося отступить от буквы оригинала. Впрочем, и в таком подходе есть свой смысл: ведь для подобного рода научных сочинений не так важна изысканность пышного слога, как сохранение неискаженной истины. А потому я уже сочту себя много преуспевшим, если благодаря полной достоверности перевода читателю философских книг, переложенных на латынь, не придется обращаться за уточнениями к книгам греческим...

Полная версия публикации

Рационалист или иррационалист? На фото: Рационалист или иррационалист?, автор: admin

Публикация №1161120840 18 октября 2006

Кто же был Кант - рационалист или иррационалист?

Казалось бы, на вопрос ответить нетрудно. Признавал Кант иррациональное? Да, признавал. Следовательно... Но в действительности дело обстоит не так просто.

Понятие ratio так же древне, как и irratio, и чтобы установить это, не нужно специальных изысканий. Пока существует разум, налицо и неразумное - его необходимая противоположность, его предельное понятие, в чем бы оно не выражалось. Будет ли оно выступать как относительность всякой объективной истины, как никогда до конца не сводимое к рациональным определениям бесконечное качественное и количественно, интенсивное и экстенсивное многообразие эмпирических явлений (свести все это многообразие в законченную рациональную систему - идеал науки, достижение которого явилось бы концом ее), или как случайность, которая есть форма проявления самой необходимости, или, наконец, "подсознательное", инстинктивное, интуитивное, в противоположность сознательным мотивам и т. д. и т. д. - объявлять все это продуктом "отчужденной" капиталистической системы производства , по крайней мере, несерьезно...

Полная версия публикации

Рациональный смысл гегелевского ученая об опосредующей деятельности. Категория „хитрости" На фото: Рациональный смысл гегелевского ученая об опосредующей деятельности. Категория „хитрости

Публикация №1161034320 17 октября 2006

Чтобы стать практиком (к чему человек изначально и предназначен, предназначен уже своим происхождением из животного, "вожделеющего" мира), человек необходимо должен искать "истину" стать теоретиком. Но чтобы теория выполнила свое назначение, стала истинной теорией, ей самой необходимо обратиться к практике, ибо она не содержит истины сама в себе. Без практики всякая теория - лишь более или менее утонченный плод воображения. Истина всякой теории в том, что с помощью ее применения мы можем удовлетворить свое "вожделение". Иными словами, истина есть практически осуществленная теория, практически осуществленная, т. е. уже идеально-реальная схема- план-цель. Но в качестве таковой объективная истина является последним, завершающим и единственно ценным для человека продуктом всего длинного, весьма "хитрого" и мучительного процесса... удовлетворения идеально осознанного, но животного в своей основе вожделения!...

Полная версия публикации

Кантовская теория образования понятий. Полемика с Фихте На фото: Кантовская теория образования понятий. Полемика с Фихте, автор: admin

Публикация №1161034200 17 октября 2006

Кантонское содержательное, чувственное понятие есть не нечто само по себе сущее, а лишь предметная форма деятельности, а именно - продуктивной деятельности воображения. Повторяем, "схема чувственного понятия... есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения, a priori". Здесь особое внимание следует обратить на это "a priori", которое служит в данном контексте прямым указанием на доопытность и внеэмпиричность "схемы".

Как же сконструировано это чувственное, и тем не менее априорное, т. е. не эмпирическое "понятие" - предмет? Иными словами, какова природа "продукта и монограммы" "априорной" деятельности воображения - "схемы"? Что такое "схема"?...

Полная версия публикации

Кантовская теория образования понятий а неокантианство. Переход к неоплатонизму На фото: Кантовская теория образования понятий а неокантианство. Переход к неоплатонизму, автор: admin

Публикация №1161034140 17 октября 2006

Пришло время поставить наиболее радикальный вопрос кантовской "Критики". Каков тот "материал", из которого лепятся "кирпичи" мозаичной картины мира? Какова природа и внутренняя структура продуцированных самодеятельностью воображения предметных понятий?...

Полная версия публикации

Способность суждения. Предметность как "мозаика" На фото: Способность суждения. Предметность как

Публикация №1161033960 17 октября 2006

Согласно Канту, лишь создав идеальный предмет, человек впервые получает возможность познания реального, т. е. впервые получает возможность реализовать (сделать предметным) самое "таинственное" слово языка - "есть". Идеальный предмет становится мерой, принципом оценки, масштабом. Неважно, что. например, сантиметра, идеальных математических линий, окружностей, точек, или, скажем, идеального <-стола вообще" не существует на "самом деле", вне нашей деятельности и сознания. Важно, что есть мера, критерий, принцип оценки, получив которые, человек впервые только и может открыть "реальное", открыть само различие между реальным и идеальным. Предметность и есть эта мера. Сущность - это меновая стоимость существования...

Полная версия публикации

"Схематизм" воображения и проблема целесообразной предметной деятельности (труда) На фото:

Публикация №1160987460 16 октября 2006

Что же такое кантовское не логическое "содержательное понятие"-предмет-"схема"? Читаем: "Представление об общем приеме способности воображения, доставляющем понятию образ, я называю схемою понятия. В основе наших чувственных понятий действительно лежат не образы предметов, а схемы". Схемы чего? Воображения! Но воображение есть синтетическая, чувственно-рассудочная деятельность. При этом через "воспринимающую" чувственность оно непосредственно связано с "вещью самой по себе", и вне непрерывной материально-практической "проверки" оно остается лишь "сновидением". "Схемой" чего же является наше чувственное, предметное понятие?...

Полная версия публикации

Макс Вэбэр: Пратэстанцкая этыка й дух капіталізму (на белорусском) На фото: Макс Вэбэр: Пратэстанцкая этыка й дух капіталізму (на белорусском), автор: admin

Публикация №1160981978 16 октября 2006

<…> Хутчэй можна лічыць усталяваным, што пратэстанты як у якасьці панавальнага, так і ў якасьці падпарадкаванага пласту насельніцтва, як у якасьці большасьці, так і ў якасьці меншасьці, праяўлялі спэцыфічную схільнасьць да эканамічнага рацыяналізму, якую каталікі не выяўляюць ні ў першым, ні ў другім становішчы. Прычыну розных паводзінаў прадстаўнікоў названых веравызнаньняў належыць шукаць перш за ўсё ва ўстойлівай унутранай своеасаблівасьці кожнага веравызнаньня, а ня толькі ў вонкавым гісторыка-палітычным становішчы.

Полная версия публикации

Дэмакратыя ў Амэрыцы. Уплыў рэлігійных вераваньняў на палітычнае жыцьцё ў Злучаных Штатах (на белорусском) На фото: Дэмакратыя ў Амэрыцы. Уплыў рэлігійных вераваньняў на палітычнае жыцьцё ў Злучаных Штатах (на белорусском), автор: admin

Публикация №1160981901 16 октября 2006

Вера лепш за ўсё навучае амэрыканцаў мастацтву жыць вольнымі, менавіта тады, калі зусім не кажа пра свабоду. У Злучаных Штатах існуе мноства цэркваў. Усе яны розьняцца формамі пакланеньня перад Творцам, але маюць адзіную думку да абавязкаў людзей у дачыненьні адзін да аднога. Кожная царква па свойму пакланяецца Богу, але ўсе яны прапаведуюць адну і тую ж мараль у імя Божае. Усе цэрквы ў Злучаных Штатах зьяўляюцца адгалінаваньнямі хрысьціянскае рэлігіі, а хрысьціянская мараль паўсюль адзіная. <...>

Полная версия публикации

Рэфармацыйная думка і ўзьнікненьне прыродазнаўчых навук (на белорусском) На фото: Рэфармацыйная думка і ўзьнікненьне прыродазнаўчых навук (на белорусском), автор: admin

Публикация №1160981854 16 октября 2006

Адной з адметнасьцяў сучаснага сьвету зьяўляецца высокі ўзровень разьвіцьця прыродазнаўчых навук. Вытокі сучаснага прыродазнаўства складаныя й супярэчлівыя. Тэорыі, што спрабуюць растлумачыць шпаркае разьвіцьцё сучасных прыродазнаўчых навук адным вырашальным фактарам, зьяўляюцца амбіцыйнымі і, як правіла, непераканальнымі; цалкам зразумела, што ўнёсак у іхняе разьвіцьцё зрабіў цэлы шэраг фактараў. Адзін зь якіх, несумненна, зьяўляецца рэлігійным і абавязаны сваім існаваньнем Жану Кальвіну.

Полная версия публикации

Продуктивное воображение как деятельность опредмечивания. Время и самосознание На фото: Продуктивное воображение как деятельность опредмечивания. Время и самосознание, автор: admin

Публикация №1160975021 16 октября 2006

Кантовское доказательство того, что бытие не есть понятие, предмет, а следовательно, не может быть "реальным предикатом", было направлено не против Гегеля (хотя наиболее сильно оно бьет именно его как наиболее последовательного идеалиста). Кантовская "Критика" в этом пункте была направлена против декартовского cogito ergo sum, против первой серьезной попытки вывести бытие из мышления...

Полная версия публикации

Диалектика слова "есть". Кант и Гегель На фото: Диалектика слова

Публикация №1160974961 16 октября 2006

Согласно Канту, предмет, произведенный априорным синтезом воображения, есть предмет идеальный, несуществующий. И тем не менее он становится орудием преобразования самого существующего. Ибо, лишь создав идеальный предмет, человек впервые получает возможность познания в собственном смысле этого слова. Создав идеальный предмет, человек впервые получает сферу, в которой он может встретить существование. Лишь в "горизонте" идеального предмета-понятия "стул", например, мы можем встретить тысячи самых различных и подчас совершенно непохожих друг на друга эмпирически существующих "стульев". В этой сфере впервые может реализоваться самое "непонятное" слово языка - "есть". Слово, ставшее в формальной логике пустой связкой, обозначением тождества субъекта и предиката...

Полная версия публикации

Логическая необходимость и "вещь в себе". Миф На фото: Логическая необходимость и

Публикация №1160974902 16 октября 2006

Вернемся снова к парадоксу "произвольной" необходимости и "субъективной" всеобщности. Постараемся, в согласии с Кантом, ответить на вопрос-зачем нам они такие?

Следствием субъективного происхождения предмета является то, что он, в противоположность "вещи в себе", существованию остается лишь сущностью, "понятием". А необходимость понятия не есть необходимость "существования", не есть необходимость "вещей самих по себе". Это логическая, или априорная, т. е. "доопытная" необходимость. Такая необходимость может быть выражена, например, формулой: если А есть В, то С есть Д и. т. д. Следует подчеркнуть, что необходимость перехода от А к Д и далее здесь, так сказать, "фатальная", ибо она априорна и неумолимо действует независимо от чего бы то ни было. Абсолютно независимо! Но именно в этом-то и заключается ее главный порок, ее "первородный грех" - печать "незаконного брака" с произволом воображения. Она - лишь логическая необходимость, но не необходимость бытия...

Полная версия публикации

Номинализм или реализм? На фото: Номинализм или реализм?, автор: admin

Публикация №1160974859 16 октября 2006

Налицо парадокс: предметность-это необходимость и всеобщность, возникшая как продукт субъективности и произвола воображения. Но именно с этой парадоксальной точки зрения Кант попытался решить многовековой спор номинализма и реализма (рационализма и эмпиризма). Оба они оказались неправы. Оба в конечном счете вынуждены апеллировать к богу. Номинализм - к мистически-иррациональному, непостижимому разумом волюнтаристическому богу; реализм - к рационалистическому, лишь разумом познаваемому богу Фомы Аквината - субъекту творческой "интеллектуальной интуиции"...

Полная версия публикации

Предмет как представление и "первообраз" На фото: Предмет как представление и

Публикация №1160974814 16 октября 2006

Что же может дать нам "априорная" предметность, "построенная" на основе субъективного произвола и поэтому не имеющая никакого отношения к "вещам в себе"? Ведь именно последние в конечном (вернее, было бы сказать - "первоначальном") счете воздействуют на нашу чувственность, и, чтобы жить (а не только рефлектировать"), нужно давать на их воздействие адекватный ответ. Произвол же способности воображения, на первый взгляд, может "продуцировать" лишь совершенно фантастическую и никак не адекватную "вещам в себе" картину. Но это - "на первый взгляд"...

Полная версия публикации

Воображение и теория познания - Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол На фото: Воображение и теория познания - Продуктивное воображение как квадратура круга. Произвол, автор: admin

Публикация №1160841660 14 октября 2006

Начиная разговор о роли продуктивного воображения в кантовской "Критике", следует сразу же подчеркнуть, что ходячие представления об этой таинственной "способности", как о способности человека "фантазировать", строить гипотезы, интуитивно "усматривать" что-либо и т. д., хотя и заключают в себе определенный рациональный смысл, в целом не совпадают с собственно кантовской постановкой вопроса...

Полная версия публикации

Воображение и теория познания - Что такое предмет? На фото: Воображение и теория познания - Что такое предмет?, автор: admin

Публикация №1160841540 14 октября 2006

Кант не оригинален в постановке своего главного вопроса - как возможны синтетические суждения априори (как возможны чистая математика, чистое естествознание вообще и" наконец, метафизика как наука). Этот вопрос был своеобразным "перводвигателем" развития всей изначально дуалистической и гносеологической философии буржуазного Просвещения; заслуга Канта здесь лишь в том, что он "очистил" эту проблему от побочных и несущественных наслоений и придал ей классически четкую и строгую формулировку...

Полная версия публикации

Воображение и теория познания - Предыстория кантовской критики На фото: Воображение и теория познания - Предыстория кантовской критики, автор: admin

Публикация №1160841420 14 октября 2006

Становление буржуазного общества осуществлялось под лозунгом: "все должно предстать перед судом разума". И неудивительно, что в эпоху Просвещения, явившуюся идеологической подготовкой буржуазной революции, вопрос о природе разума как высшей ценности и об его отношении к явно "неразумному" бытию оказался в центре внимания всех философских направлений. Неудивительно, ибо одно дело признать разум вообще в качестве высшей ценности (с этим были согласны все буржуазные идеологи - и рационалисты, и эмпирики, и материалисты, и идеалисты), но другое - определить, какие конкретные установления и действия "разумны", в чем критерий их истинности, что такое истина вообще и, в конце концов, что такое сам разум, каково его взаимоотношение с бытием...

Полная версия публикации

Паскаль о достоверности наших знаний На фото: Паскаль о достоверности наших знаний, автор: admin

Публикация №1160841180 14 октября 2006

Еще в XVI в. скептические идеи получили распространение во Франции (и не только во Франции). Это был своеобразный скептицизм: подвергая острой критике унаследованные от Средневековья авторитаризм и конформизм, «новые пирроники», как их тогда называли, выступали против догматизма, владевшего умами большинства университетских ученых, усматривавшего во всяком новаторстве опасную ересь, и выдвигали требование, чтобы место книжной науки и экзегетики заняло непредубежденное исследование реальной действительности. Правда, такого же исследования требовали и античные скептики, в частности Секст Эмпирик. Но существенное отличие «нового пирронизма» от скептицизма греков заключалось в его отношении к разуму: «новые пирроники» призывают представить все вопросы, и моральные, и познавательные, на нелицеприятный суд разума...

Полная версия публикации

Воображение и теория познания - Продуктивное воображение и интеллектуальная интуиция. Конечность человеческого знания На фото: Воображение и теория познания - Продуктивное воображение и интеллектуальная интуиция. Конечность человеческого знания, автор: admin

Публикация №1160773320 14 октября 2006

Сразу же возникает множество вопросов. Если придать случайному совпадению данного порядка ощущений характер общезначимости и необходимости (т. е. придать этом ощущениям характер объективного предмета) - если все это есть дело слепого произвола,-то какова же цена этой "общезначимости" и "необходимости"?

Но, во-первых. Кант отнюдь не пытается утверждать, что "предмет" - это и есть вне и независимо от нас существующая "вещь в себе". Предмет, согласно Канту, это лишь "явление", продукт субъективной деятельности воображения: это наше, человеческое произведение, хотя здесь необходимо подчеркнуть и то, что "продуктивное" воображение ничего не "продуцирует" в собственном юле этого слова, во всяком случае, ничего не "сочиняет"...

Полная версия публикации

О значении жизни. Порядок в природе и форма интеллекта На фото: О значении жизни. Порядок в природе и форма интеллекта, автор: admin

Публикация №1160753940 13 октября 2006

Не нужно думать, что психология описывает генезис интеллекта, когда она следует за его прогрессивным развитием в ряду животных. Сравнительная психология учит нас, что чем животное разумнее, тем больше оно стремится размышлять о действиях, с помощью которых оно использует вещи, и тем самым приближаться к человеку; но его действия уже сами по себе следовали главным линиям человеческого действия; они различали в материальном мире те же общие направления, которые различаем в нем и мы; опорой их были те же самые предметы, соединенные теми лее отношениями; поэтому, хотя интеллект животного и не создает еще понятий в собственном смысле слова, он живет уже в атмосфере понятий...

Полная версия публикации

Антиномии исторического знания На фото: Антиномии исторического знания, автор: admin

Публикация №1160689860 13 октября 2006

Работая с примарными (простыми) историческими фактами, историк конструирует синтетические суждения относительно групп событий, которые он зафиксировал в историографических и источниковедческих исследованиях. Впервые роль синтетических суждений в науке была проанализирована И.Кантом в «Критике чистого разума». Там же были сформулированы антиномии, возникающие при обращении ученого, ориентированного на конкретно рассудочное мышление, к понятиям, выходящим за границы пространственно-временной локализации явления. Попытаемся сформулировать эти антиномии применительно к историческому познанию...

Полная версия публикации

ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА И ИНТЕЛЛИГЕНТСКАЯ ПРАВДА На фото: ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА И ИНТЕЛЛИГЕНТСКАЯ ПРАВДА, автор: admin

Публикация №1160689440 13 октября 2006

В эпоху кризиса интеллигенции и сознания свих ошибок, в эпоху переоценки старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к философии. Традиционное отношение русской интеллигенции к философии сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и анализ этого отношения может вскрыть основные духовные черты нашего интеллигентского мира. Говорю об интеллигенции в традиционно-русском смысле этого слова, о нашей кружковой интеллигенции, искусственно выделяемой из общенациональной жизни...

Полная версия публикации

Кинематографический механизм мышления и механистическая иллюзия. Взгляд на историю систем. Реальное становление и ложный эволюционизм На фото: Кинематографический механизм мышления и механистическая иллюзия. Взгляд на историю систем. Реальное становление и ложный эволюционизм, автор: admin

Публикация №1160689320 13 октября 2006

Реальность - дух или материя - предстает нам как непрерывное становление. Она создается или разрушается, но никогда не является чем-то законченным. Такова интуиция, которую мы получим о духе, если удалим завесу, висящую между нами и нашим сознанием. То же поведали бы нам интеллект и сами чувства о материи, если бы они получили непосредственное и свободное от практического интереса представление о ней. Но, занятый прежде всего нуждами действия, интеллект, как и чувства, ограничивается тем, что время от времени делает мгновенные и, следовательно, неподвижные снимки становления материи...

Полная версия публикации

Направление эволюции - оцепенение, интеллект, инстинкт На фото: Направление эволюции - оцепенение, интеллект, инстинкт, автор: admin

Публикация №1160689080 13 октября 2006

Эволюционное движение было бы чем-то простым, и мы легко могли бы определить его направление, если бы жизнь описывала одну-единственную траекторию, подобно ядру, пущенному из пушки. Но мы имеем здесь дело с гранатой, внезапно разорвавшейся на части; части эти, сами представлявшие собой нечто вроде гранат, разорвались на новые части, которые вновь должны были раскалываться, и так далее в течение очень долгого времени. Мы воспринимаем только то, что ближе всего к нам, - рассеянные движения распыленных осколков. Отправляясь от них, мы и должны будем постепенно подняться к начальному движению...

Полная версия публикации

Об эволюции жизни - механицизм и целесобразность На фото: Об эволюции жизни - механицизм и целесобразность, автор: admin

Публикация №1160667420 12 октября 2006

Из всего того, что существует, нам наиболее достоверно и лучше всего известно, безусловно, наше собственное существование, ибо понятия, которые мы имеем о других предметах, можно считать внешними и поверхностными, тогда как самих себя мы постигаем изнутри и глубоко. Что же мы таким образом познаем? Каков точный смысл слова "существовать" в этом исключительном случае? Напомним кратко выводы предшествующей работы...

Полная версия публикации

Основные положения теории "истины" у Фомы Аквинского На фото: Основные положения теории

Публикация №1160667000 12 октября 2006

Понятие "истины" активно используется в большинстве философских систем, однако чаще всего его применение основывается на предпосылке о его интуитивной ясности, делающей излишним особое исследование. Фома Аквинский в этом смысле представляет собой довольно редкую в истории философии фигуру - он обращается к исследованию истины неоднократно в различных произведениях и старается эксплицировать многостороннее и исчерпывающее содержание понятия истины в рамках своей метафизической системы, полагая подобную процедуру абсолютно необходимой для того, чтобы стал возможным продуктивный ход исследования...

Полная версия публикации

Физика - КНИГА ПЕРВАЯ На фото: Физика - КНИГА ПЕРВАЯ, автор: admin

Публикация №1160666760 12 октября 2006

Так как знание, и [в том числе] научное познание, возникает при всех
исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы, путем их
уяснения (ведь мы тогда уверены, что знаем ту или иную вещь, когда уясняем
ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов), то
ясно, что и в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то,
что относится к началам. Естественный путь к этому ведет от более понятного
и явного для нас к более явному и понятному по природе: ведь не одно и то же
понятное для нас и [понятное] вообще...

Полная версия публикации

Философия как схематизм образного мышления На фото: Философия как схематизм образного мышления, автор: admin

Публикация №1160602320 12 октября 2006

Философ, строя концепцию, претендует, по крайней мере, на две вещи: во-первых, он надеется быть понятым, и во-вторых, он стремится к тому, чтобы его концепция не была воспринята как пересказ взглядов предшественников. Для тех, кто интересуется философией, эти две претензии оборачиваются поиском доступного нового в философской концепции. То новое, которого обычно ждут от философа, к чему философа понуждают и на основании чего, наконец, его оценивают и понимают - это те выводы и умозаключения ("результаты"), которые предлагаются в его концепции. От философа требуют обоснованных результатов...

Полная версия публикации

Время онтологическое, психологическое и физическое На фото: Время онтологическое, психологическое и физическое, автор: admin

Публикация №1160602080 12 октября 2006

Философская мысль с давние пор пытается выйти за пределы времени, теоретически его преодолеть. Такое преодоление мы встречаем уже в философии Парменида, хотя и не в современных терминах и понятиях. Его единое и неизменное бытие есть тем самым безвременное. Это преодоление совершалось в истории по разным поводам и в различных целях. В основе его лежали то онтологические учения о высших формах бытия, не подчиненных общему закону изменения, то гносеологические соображения о времени, как чисто познавательной и в том или ином смысле субъективной форме опыта, то теологические размышления о природе Бога. Для новой философии особенно характерна постановка этой проблемы в связи с вопросом о свободе воли...

Полная версия публикации

"Сказка про четырёх овечек" На фото:

Публикация №1160592245 11 октября 2006

Аллегория о либералах, социалистах, демократах и консерваторах.

"Если ты не можеш просто рассказать о сложном, то ты сам не понимаеш о чем
хочеш сказать"

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ, автор: admin

Публикация №1160580240 11 октября 2006

Итак, сказанного об этой сущности достаточно Все, однако, считают начала противоположностями - так же как у природных вещей, так одинаково и у неподвижных сущностей. Но если не может существовать ничего, что было бы первее начала всего, то, надо полагать, невозможно, чтобы это начало было началом, будучи чем-то другим; это так же, как если бы кто-то сказал, что белое есть начало не как нечто другое, а как белое и, однако, что оно белое по отношению к субстрату, т. е. что оно белое, будучи чем-то другим: ведь тогда это другое будет первее его. Между тем все возникает из противоположностей как некоего субстрата; значит, скорее всего субстрат должен быть присущ противоположностям. Следовательно, все противоположности всегда относятся к субстрату, и ни одна не существует отдельно. Однако, как это очевидно и подтверждается доводами, сущности ничто не противоположно. Таким образом, ни одна противоположность не есть начало всего в собственном смысле слова, а нечто другое есть такое начало...

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ, автор: admin

Публикация №1160580120 11 октября 2006

Итак, что такое сущность чувственно воспринимаемых вещей - это было сказано в сочинении о природе относительно материи и позже - относительно сущности как деятельной сущности. А так как следует выяснить, существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная или нет и что же она такое, если существует, то прежде всего необходимо рассмотреть высказывания других, чтобы нам, если они утверждают что-то неправильное, не впасть в те же самые ошибки, и, если какое-нибудь учение у нас обще с ними, чтобы мы не досадовали на себя одних: ведь надо быть довольным, если в одних случаях утверждают лучше, чем другие, а в других - по крайней мере не хуже...

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ, автор: admin

Публикация №1160579880 11 октября 2006

Что мудрость есть некоторая наука о началах, это явствует из первых [глав], в которых было обращено внимание на трудности, связанные с высказываниями других относительно начал. Можно было бы поставить вопрос: надо ли считать мудрость одной наукой пли несколькими? Если она должна быть одной наукой, то [можно возразить], что одна наука всегда занимается противоположностями, между тем начала не противоположны друг другу. А если не одной, то какие науки следует отнести сюда?..

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ, автор: admin

Публикация №1160515140 11 октября 2006

Предмет настоящего рассмотрения - сущность, ибо мы ищем начала и причины сущностей. И если все в совокупности есть как бы некоторое целое, то сущность есть первая часть его; а если все в совокупности рассматривать как последовательный ряд то и в этом случае сущность - первое, затем следует качество, потом - количество. Тем более что остальное, вообще говоря, не сущее [в собственном смысле], а качества и движения, или такое же сущее, как "не-белое" и "непрямое"; по крайней мере мы о них говорим, что они есть, например "есть нечто не-белое". А кроме того, из остального ничто не существует отдельно. И древние своими делами подтверждают это, ибо они искали начала, элементы и причины сущности. Нынешние философы скорее признают сущностью общее (ибо роды - это общее, а роды, по их мнению, в большей мере начала и сущности; ведь они ищут, исходя из определений); древние, напротив, считали сущностями единичное, например огонь и землю, а не общее им - тело...

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА ДЕСЯТАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА ДЕСЯТАЯ, автор: admin

Публикация №1160515020 11 октября 2006

Что о едином говорится в различных значениях, об этом сказано раньше - там, где мы разбирали, в скольких смыслах [употребляются отдельные слова]; но раз нообразные значения единого сводимы к четырем основным видам того, что называется единым первично и само по себе, а не привходящим образом, а именно: (1) непрерывное - либо вообще, либо - особенно - по природе, а не через соприкосновение или связь (да и из этого надо считать единым в большей мере и первее то, движение чего нераздельнее и более просто); (2) едино - и даже в большей мере - то, что составляет целое и имеет определенный образ, или форму, особенно если нечто таково от природы, а не посторонней силой (наподобие того, что соединено клеем, или гвоздями или узлом), и имеет причину своей непрерывности в самом себе. А вещь бывает такой оттого, что движение ее одно и неделимо по месту и времени; поэтому ясно, что если чему-то присуще от природы первое начало первичного движения (я имею в виду первое начало перемещения-круговое движение), то это- первичная единая величина...

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА ВОСЬМАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА ВОСЬМАЯ, автор: admin

Публикация №1160493120 10 октября 2006

Из сказанного надлежит сделать выводы и, подводя итог, завершить [эту часть] исследования. Так вот, было сказано, что предмет настоящего исследования - причины, начала и элементы сущностей. Что же касается сущностей, то одни из них признаются всеми, а относительно некоторых кое-кем был высказан особый взгляд. Общепризнаны естественные сущности, такие, как огонь, земля, вода, воздух и прочие простые тела, далее - растения и их части, а также животные и части животных, наконец Вселенная и части Вселенной; а особо некоторые называют сущностями Эйдосы и математические предметы. Из наших же рассуждений следует, что имеются другие сущности - суть бытия вещи и субстрат. Далее, согласно иному взгляду (аllos), род есть сущность в большей мере, нежели виды, и общее - в большей мере, нежели единичное...

Полная версия публикации

МЕТАФИЗИКА - КНИГА СЕДЬМАЯ На фото: МЕТАФИЗИКА - КНИГА СЕДЬМАЯ, автор: admin

Публикация №1160493060 10 октября 2006

О сущем говорится в различных смыслах, как мы это установили раньше в разделе о многозначности [каждого выражения]: оно означает, с одной стороны, суть вещи и определенное нечто, а с другой - качество пли количество или любое из других подобных родов сказываемого. Хотя о сущем говорится в стольких значениях, но ясно, что первое из них-это значение сущего как сути вещи, которая выражает ее сущность (когда мы хотим сказать, какова эта вещь, мы говорим, что она хороша или плоха, но не что она величиною в три локтя или что она человек; когда же мы хотим сказать, что она есть, мы не говорим, что она белая или теплая или величиною в три локтя, а что она человек или бог), а все остальное называется сущим, поскольку в одних случаях - это относящееся к сущему в первом значении количество, или качество, или состояние, или еще что-то другое тому подобное. Поэтому можно бы поставить и вопрос: "ходить", "быть здоровым", "сидеть" и тому подобное - есть ли каждое из них сущее или не-сущее? Ибо ни одно из них не существует от природы само по себе и не может отделяться от предмета (oysia); а если что-то здесь есть, то скорее то, что ходит, то, что сидит, и то, что здорово...

Полная версия публикации


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама