АРХИВВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!
В. ХЁСЛЕ - КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Публикация №1165650465 09 декабря 2006 / Куприенко Виктор ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Понятие «кризис идентичности» заслуживает анализа по двум причинам. Во-первых, для традиционной метафизики было аксиомой, что все идентично самому себе. Однако если это так, тогда почему необходимое свойство бытия— идентичность — может переживать кризис? Несмотря на все логические трудности, очевидно, что это понятие не пустое, — индивидуальные и коллективные кризисы действительно случаются, и в наше время, возможно, даже чаще, чем прежде. Такова вторая причина, делающая анализ понятия «кризис идентичности» весьма полезным, — во всяком случае, более полезным, нежели чисто логическое упражнение: ведь всякий, кто хочет понять современный мир, едва ли достигнет своей цели, не постигнув логики кризиса идентичности....
М. Хайдеггер - Что значит мыслить?
Публикация №1165532640 08 декабря 2006 / Никонов Роман ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человек считается, и по праву, таким существом, которое может мыслить. Ибо человек- это существо разумное. Но разум, ratio, развертывается в мышлении. Будучи существом разумным, человек должен уметь мыслить, раз уж он хочет этого. Однако человек хочет мыслить, но не может. Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много, и поэтому может слишком мало...
М. Хайдеггер - О сущности истины
Публикация №1165480616 07 декабря 2006 / Дюжев Роман ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
О сущности истины пойдет речь. Для вопроса об истине безразлично, идет ли речь в том или ином случае об истине практического, жизненного опыта или экономического расчета; это может быть истина технического порядка или истина, характеризующая политический ум, в частности, та или иная истина может относиться к сфере художественного творчества, это может быть даже истина мысленного воспоминания или культурной веры. Вопрос о сущности оставляет все это в стороне и затрагивает только то, что отличает всякую истину как таковую...
М. Хайдеггер - Преодоление метафизики
Публикация №1165391343 06 декабря 2006 / Гришын Василий ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Что значит “преодоление метафизики”? Бытийно-историческая мысль применяет это обозначение лишь как вспомогательное для того, чтобы вообще сделать себя понятной. По существу оно дает повод для многих недоразумений; ибо оно не ведет понимание к той основе, в свете которой история бытия только и обнаруживает свою суть. Эта суть — событие, в которое всегда вплетено само бытие. Преодоление, прежде всего, не означает вытеснения определенной дисциплины из сферы философской “культуры”. “Метафизика” мыслится все-таки как судьба истины сущего, т. е. его бытия в качестве пока еще потаенного, но исключительного события, а именно забывания Бытия...
Что такое свет и как он распространяется
Публикация №1165320731 05 декабря 2006 / Анатолий Рыков СИСТЕМОЛОГИЯ
Электромагнитная волна (частный случай свет или фотон) обладает свойствами, которые много говорят нам о фундаменте устройства Мира.
Носителями света могут быть только электрические заряды, как в веществе, так и в «вакууме». В веществе заряды находятся в непрерывном движении, в колебаниях. Поэтому происходит рассеивание света, а также масса зарядов, обладающая инерцией, снижает скорость света. В «вакууме» электрические заряды занимают жёсткую позицию, не двигаются и не колеблются с большой амплитудой, не имеют заметную инерцию.
Публикация №1165310510 05 декабря 2006 / Марк Захаров ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Все временные и пространственные дали сжимаются. Куда раньше человек добирался неделями и месяцами, туда теперь он попадает на летающей машине за ночь. О чем в старину он узнавал лишь спустя годы, а то и вообще никогда, о том сегодня радио извещает его ежечасно в мгновение ока. Созревание и цветение растений, сокровенно совершавшиеся на протяжении времен года, кинопленка демонстрирует теперь публично за минуту. Далекие становища древнейших культур фильм показывает так, словно они прямо сейчас расположились посреди людной площади. Кино засвидетельствует показываемое вдобавок еще и тем, что дает попутно увидеть съемочный аппарат и обслуживающего его человека за работой. Предел устранения малейшего намека на дистанцию достигается телевизионной аппаратурой, которая скоро пронижет и скрепит собой всю многоэтажную махину коммуникации....
Фома Аквинский - О сущем и сущности
Публикация №1165221511 04 декабря 2006 / Киров Михаил ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Так как маленькая ошибка в начале может стать большой в конце, согласно Философу в I книге "О небе", а сущность (essentia) и сущее (ens), прежде всего, постигаются разумом, как говорит Авиценна в начале своей "Метафизики", -- поэтому, чтобы незнание этих понятий не привело (5) к заблуждению, и чтобы показать трудности, связанные с их использованием, следует сказать, что мы называем сущностью и сущим, и каким образом обнаруживаются они в различных вещах, а также, каким образом относятся они к логическим понятиям (intentiones), а именно: роду (genus), виду (species) и видовому отличию (differentia)...
Фома Аквинский - О СМЕШЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ
Публикация №1165046776 02 декабря 2006 / Василевский Денис ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Многие сомневаются относительно способа существования элементов в смешанном теле (соединении).
2. Некоторые полагают, что субстанциальные формы элементов сохраняются, тогда как активные и пассивные качества элементов, изменяясь, некоторым образом переходят в промежуточное состояние1 ; ибо если бы формы не продолжали существовать, то, по-видимому, имело бы место уничтожение элементов, а не их смешение (соединение)...
Публикация №1165006882 02 декабря 2006 / misssstiksi ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
мне было грустно
Фома Аквинский - О единстве интеллекта против аверроистов
Публикация №1164953938 01 декабря 2006 / Тесленко Валерий ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Данный перевод представляет собой первую главу из небольшого сочинения Фомы Аквинского "О единстве интеллекта против аверроистов". Этот текст появился на фоне общего кризиса греко-арабской философии в парижском университете, когда парижский епископ официально осудил ее основные положения, идущие, на его взгляд, вразрез с христианской верой...
А.И.Уемов - К проблеме альтернативы теоретико-множественному подходу к построению логических систем
Публикация №1164875799 30 ноября 2006 / Никонов Роман ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Что можно сказать о саксонских королях Англии? А. Черч, следуя Фреге, склонен считать, что их было ровно семнадцать и что «не существует никаких переменных или неопределенных саксонских королей, которыми следовало бы увеличить их число»...
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ
Публикация №1164806097 29 ноября 2006 / разумов в и
Рассматривается проблема воспитания нравственных начал у человека.
В этом свете анализируются отношение бытия и сознания, роль образования и науки на этот процесс.
Показано великое значение "национальной = гоуударственной" идеи, как мощного фактора, объединяющего граждан и облегчающего воспитательный процесс и процесс образования.
Показана негативная роль догматизма и смены идей в обществе.
Статья опубликована на сайте http://new-idea.kulichki.net (философия).
А.И. Уемов - Вещи, свойства и отношения (фрагменты)
Публикация №1164783840 29 ноября 2006 / Марк Захаров ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Слово «вещь», будучи широко употребительным в основном своем значении, в повседневном обиходе приобретает различные дополнительные значения, которые либо суживают, либо расширяют объем понятия, выраженного этим словом. «Это вещь!»— говорит Соленый в пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Слово «вещь», произносимое особым образом, означает нечто высокого качества...
М.А.Солопова - Александр Афродисийский и его трактат «О смешении»
Публикация №1164704430 28 ноября 2006 / Суриков Михаил ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Александр Афродисийский (AlexandroV o AfrodisieuV, из г. Афродисия в Карии, М.Азия; расцвет ок. 200 г. н.э.) — влиятельнейший античный комментатор Аристотеля, глава перипатетической школы в Афинах ок. 198-209. Александр — первый в ряду античных комментаторов, чьи тексты сохранились, и последний, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического словаря. Позднеантичные комментаторы, признавая авторитет Александра, часто ссылались на него анонимно как на «Комментатора» (подобно тому как Аристотеля называли просто «Философом»). Не кто иной, как Симпликий назвал Александра Афродисийского самым «адекватным» (gnhsiwteron) из всех комментаторов Аристотеля...
Вл. Соловьев - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Публикация №1164616094 27 ноября 2006 / Иевлева Мария ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Достоинство наших целей и поступков зависит от их сообразности с тою триединою идеей Добра, которая рассматривается в нравственной философии (см. «Оправдание Добра», в особенности главы I—IV, VII и XVI; [Соответственно трем «природным» основаниям нравственности — стыду, жалости и благоговению — Вл. Соловьев различает три типа добра: нравственное отношение к природе, нравственное отношение между людьми и благоговейное отношение к Богу. Взятые вместе, они и составляют триединую идею Добра — прим. ред.]). Наша жизнь, чтобы иметь настоящий смысл, или быть достойною духовной природы человека, должна быть оправданием добра...
Вл.Соловьев - КРИТИКА ОТВЛЕЧЕННЫХ НАЧАЛ ((фрагменты; главы XLII — XLIII))
Публикация №1164405840 25 ноября 2006 / Виталий Мальцев ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
На поставленный вопрос об .истине мы могли дать первый ответ, назвав истиной то, что есть (сущее). Но есть — все. Итак, истина есть все. Но если истина есть все, тогда то, что не есть все, т.е. каждый частный предмет, каждое частное существо и явление в своей отдельности ото всего, не есть истина, потому что оно и не есть в своей отдельности ото всего: оно есть со всем и во всем. Итак, все есть истина в своем единстве, или как единое; таким образом, от «всего», как материи, различается «единое», как его истинная форма, и поскольку «все» есть, постольку есть и «единое». Все предполагает единое, ибо многое само по себе не есть все: оно есть все, лишь поскольку оно содержится единым и, следовательно, предполагает его...
В.С. Соловьев - Жизненная драма Платона
Публикация №1164357089 24 ноября 2006 / Немытов Леонид Юрьевич ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Предприняв полный русский перевод Платона, я прежде всего столкнулся с вопросом: в каком порядке переводить и издавать Платоновы диалоги при отсутствии: порядка общепринятого? Убедившись в невозможности; твердо установить и последовательно провести порядок хронологический при недостаточности данных исторических, при шаткости и противоречивости филологических соображений, а вместе с тем находя и неудобным, и недостойным втискивать живую картину Платонова творчества в деревянные рамки школьных делений по отвлеченным темам и дисциплинам позднейшего происхождения, я должен был искать внутреннего начала единства, обнимающего совокупность Платоновых творений и дающего каждому из них его относительное значение и место в целом...
Соловьев В.С. - Вера, разум и опыт
Публикация №1164270611 23 ноября 2006 / Исамбаева Гузель ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Предлагаемая читателям журнала незавершенная работа Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900), написанная в ранний период его творческих поисков, остается по существу неизвестной — даже в той своей части, что успела увидеть свет на страницах «Гражданина»: этот небольшой по объему текст не только никогда не воспроизводился в собраниях сочинений и многочисленных сборниках работ Соловьева и не привлекался исследователями его творчества, но даже не зафиксирован ни в одной из существующих соловьевских библиографий. Не упоминается эта работа и большинством из его биографов. Правда, скрупулезный С. М. Лукьянов знал о ее существовании и даже предполагал подробнее остановиться на ней в последующих главах известной биографической хроники . Информацию об этой соловьевской публикации Лукьянов извлек из переписки Л. К. Толстого и Н. Н. Страхова, в которой она довольно подробно обсуждается корреспондентами. Несмотря на весьма нелестный отзыв Н. Н. Страхова (в те годы близкого друга и покровителя молодого философа), Л. Н. Толстой заинтересовался темой и просил прислать ему публикацию...
З.А.Сокулер - Э.Гуссерль о геометрической традиции: к смене парадигм в теории познания
Публикация №1164192538 22 ноября 2006 / Петров Николай ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Философия науки играла весьма значительную роль в философской мысли ХХ в. Она заменила собой теорию познания, став гносеологией нашего столетия. Она привлекала своим критическим, чуть ли не революционным запалом, динамизмом, ростом содержания. Однако все это, похоже, в прошлом. Уже четверть века, как философия науки перестала быть “точкой роста” философской мысли. По-видимому, это явление не случайно...
Е.А.Сидоренко - П.Флоренский о совместимости логической противоречивости Священного писания с божественным его происхождением
Публикация №1164100820 21 ноября 2006 / Петров Николай ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Рассуждение о том, что противоречивость Священного писания и догматов веры не только не противоречит божественному их происхождению, но и подтверждает таковое, опубликовано в книге “Столпъ и утверждение истины. Опытъ православной q еодицеи в двенадцати письмахъ свящ. Павла Флоренскаго”. Москва, Путь, 1914. Я опираюсь здесь на факсимильное издание этой работы...
Ж.-П. Сартр - ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ: ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
Публикация №1164019819 20 ноября 2006 / Петров Николай ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
"Он пожирал ее глазами". Эта фраза, как и многие другие признаки, достаточно красноречиво свидетельствует об общей для реализма и идеализма иллюзии, будто познавать - значит есть. Французская философия после ста лет академизма .все еще не преодолела ее. Все мы читали Брюнсвика, Лаланда и Мейерсона, все мы думали, что Дух-паук обволакивает вещи своей паутиной, покрывает их белой слюной и, медленно проглатывая, превращает их в свою собственную субстанцию...
К КРИТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Публикация №1163965021 19 ноября 2006 / Вадим Николаевич Матвеев ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
За сто лет после создания специальной теории относительности Эйнштейна, а особенно за последние полтора-два десятилетия произошла переоценка релятивистских положений, выдвинутых в упомянутой работе Эйнштейна. Эту переоценку давно необходимо принять к сведению философам и учесть популяризаторам специальной теории относительности, продолжающим от имени теории относительности насаждать релятивизм и популяризировать такие эффекты, как относительность массы и других физических величин.
В.Н. САДОВСКИЙ - Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика
Публикация №1163833500 18 ноября 2006 / Пекшин Федор ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Статья Карла Поппера «Что такое диалектика?», публикуемая в русском переводе в настоящем номере журнала «Вопросы философии» и впервые вышедшая в свет в оригинальном английском издании более полувека тому назад, безусловно принадлежит к классическим философским сочинениям XX в.
Сегодня большинство выраженных в этой статье идей кажутся почти что тривиальными — они прочно вошли в современное философское сознание. И это, кстати сказать, самая высокая оценка значения этой попперовской работы. Если философские идеи, высказанные 50 лет тому назад, в настоящее время общепризнаны в философском и научном сообществе, то они, следовательно, в высокой степени правдоподобны, и, используя попперовскую терминологию, мы можем сказать о них, что они с достаточным основанием могут претендовать на хорошее приближение к истине...
Сравнительный анализ каббалы и философии
Публикация №1163776895 17 ноября 2006 / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Если начать проводить сравнительный анализ каббалы и философии, то можно сказать, что обе эти науки занимаются изучением существующей реальности.
В.В.Петров - КАРОЛИНГСКИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ: ГЛОССЫ ИЗ КРУГА ИОАННА СКОТТА И РЕМИГИЯ ИЗ ОСЕРРА
Публикация №1163748277 17 ноября 2006 / Пекшин Федор ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Прежде, чем приступить к рассмотрению интересующих нас здесь латинских средневековых глосс , скажем несколько слов об истории их изучения и публикации. Систематические исследования в этой области начались в последней четверти девятнадцатого столетия, когда началась публикация их многотомных собраний. Первой научной попыткой наметить очертания огромного корпуса средневековых латинских и латинско-греческих глоссариев явилось издание Густава Лоеве (1852-83). Оно по сей день используется специалистами. Работа Лоеве была продолжена его другом, йенским профессором латыни Георгом Гетцем, который взялся за издание основных глоссариев, идентифицированных Лоеве...
Публикация №1163661560 16 ноября 2006 / Исамбаева Гузель ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Определения
I. Непрерывные суть те, края которых одно.
II. Касающиеся суть те, края которых вместе.
III. Следующие друг за другом суть те, между которыми нет ничего однородного им.
IV. Первое время движения есть то, которое не больше и не меньше движения...
С.В.Месяц - АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ФИЗИКА В АФИНСКОМ НЕОПЛАТОНИЗМЕ
Публикация №1163575510 15 ноября 2006 / Немытов Леонид Юрьевич ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Чтобы понять, какое место занимала аристотелевская физика в системе позднего неоплатонизма, необходимо, на мой взгляд, обратить внимание на небольшой трактат, принадлежащий знаменитому неоплатонику V в. н.э Проклу Ликийскому, главе афинской неоплатонической школы. Этот трактат носит название Элементы физики или О движении. В отличие от других произведений Прокла, он долгое время не привлекал к себе особого внимания исследователей, что, впрочем, довольно легко объяснить: Элементы физики не являются вполне оригинальной работой Прокла, а, по существу, представляют собой краткое изложение аристотелевского учения о движении, почти дословно опирающееся на VI и VIII книги Физики и I книгу О небе Аристотеля. Пожалуй, только жанр трактата представляется весьма необычным для античности...
Фома Аквинский - О СМЕШЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ
Публикация №1163490083 14 ноября 2006 / Еремякина Наталия ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Многие сомневаются относительно способа существования элементов в смешанном теле (соединении).
2. Некоторые полагают, что субстанциальные формы элементов сохраняются, тогда как активные и пассивные качества элементов, изменяясь, некоторым образом переходят в промежуточное состояние1 ; ибо если бы формы не продолжали существовать, то, по-видимому, имело бы место уничтожение элементов, а не их смешение (соединение)...
В.П.Гайденко - О ТРАКТАТЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО "DE MIXTIONE ELEMENTORUM"
Публикация №1163406743 13 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
О ТРАКТАТЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО "DE MIXTIONE ELEMENTORUM"*
Одной из проблем, обсуждавшихся в схоластической литературе во второй половине XIII в. и еще более активно в XIV в., была проблема смешения (соединения) элементов. Что представляют собой смеси или смешанные тела, присутствуют ли элементы в смесях и каким образом, сохраняются ли формы элементов в смешанных телах и т.д. - такого рода вопросы восходят к натурфилософским сочинениям Аристотеля: "Физике", "О небе", "О возникновении и уничтожении". Они и ставятся в схоластике в связи с разбором этих аристотелевских сочинений и при их рассмотрении средневековые авторы опираются на высказанные в них суждения. Интерес к этой проблеме не был случайным: проблема смешения или соединения элементов была одним из критических пунктов аристотелианской натурфилософии. Рассмотрение этой частной проблемы - а именно так она и формулируется Аристотелем - требует не только анализа самых фундаментальных понятий аристотелевской философии, таких как форма и материя, способность (потенция), действительность и действие (актуальность, акт), но и в известном смысле их переосмысления, так как в аристотелевском объяснении того, как возможно смешение, остается некая неопределенность...
Александр Афродисийский - О смешени и росте
Публикация №1163231509 11 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
... разве можно согласиться с утверждением о том, что в такой смеси каждый из компонентов может сохранять свой собственный внешний облик (oikeia epifaneia)? Да так, что ни одна частичка [смешиваемых компонентов] не существует сама по себе, отдельно от других частичек, но все же оба компонента сохраняют свой собственный облик, бывший у них и до смешивания. Нет, то, что утверждает Хрисипп (что целиком смешанные тела могут быть выделены из смеси обратно) оставляет далеко позади даже чудеса из мифов! В самом деле, куда более парадоксально и удалено от общепринятого понимания[2] — не только по сравнению с утверждением о способности компонентов смеси выделиться обратно, но и с утверждением о неспособности некоторых тел смешиваться целиком, — положение о том, что некоторые тела и целиком взаимопроницаемы (di¢ olwn allhlwn cwrein), то есть ни одна их частица не существует как таковая сама по себе, и в то же время каждое из тел сохраняет собственный облик, который был у него перед началом смешивания (mixiV)...
М.А.Солопова - Александр Афродисийский и его трактат «О смешении»
Публикация №1163143625 10 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Александр Афродисийский (AlexandroV o AfrodisieuV, из г. Афродисия в Карии, М.Азия; расцвет ок. 200 г. н.э.) — влиятельнейший античный комментатор Аристотеля, глава перипатетической школы в Афинах ок. 198-209. Александр — первый в ряду античных комментаторов, чьи тексты сохранились, и последний, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического словаря. Позднеантичные комментаторы, признавая авторитет Александра, часто ссылались на него анонимно как на «Комментатора» (подобно тому как Аристотеля называли просто «Философом»). Не кто иной, как Симпликий назвал Александра Афродисийского самым «адекватным» (gnhsiwteron) из всех комментаторов Аристотеля (Simpl. In Phys. p. 80, 16)...
Слово верующего атеиста, или о чём говорит Христос
Публикация №1163102679 09 ноября 2006 / Ручкин Сергей Викторович ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Если смотреть на Библию как на единое философское произведение, то учение Христа открывается как научная материалистическая идея. В этой идее проповедуется совершенное общество (общество, где правит Закон) - "Божье Царство", а также бессмертие человеческой мудрости (Святого Духа) - "жизнь вечная".
Ю.А.Шичалин - Трактат Плотина “Об уме, идеях и сущем” в связи с проблемой природы
Публикация №1163084959 09 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Когда речь идет о природе у Плотина, мы не всякий раз сходу можем сказать, каким образом плотиновское представление о ней соотносится с более привычными и обжитыми "физическими" построениями Платона, Аристотеля, стоиков или эпикурейцев: "физика" у Плотина, хотя она и ориентирована прежде всего на платоновского Тимея и другие релевантные тексты основателя школы, редко представлена с той школьной определенностью, какая привычна нам у этих философов...
Плутарх - О ЛИКЕ ВИДИМОМ НА ДИСКЕ ЛУНЫ
Публикация №1163084882 09 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
“Это подходит и к моему сказанию [mЪqJ]”, – заметил Сулла, – “и из него заимствовано. Но, конечно, если у вас есть что добавить к этим, всем доступным и всеми рассказываемым мнениям о лице луны, то полагаю, я выслушаю это с удовольствием и немедленно”. “Отчего не добавить”, – отвечал я, – “когда невразумительность этих мнений заставила нас обратиться к древним...
М.С.Петрова - ПРИРОДА ДУШИ И МИРА В ДИАЛОГЕ ПЛУТАРХА "О ЛИКЕ ВИДИМОМ НА ДИСКЕ ЛУНЫ"
Публикация №1163084820 09 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
В диалоге О лике видимом на диске луны, Плутарх (ок. 46 г. - после 119 г.) говорит о разнообразных вещах, относящихся к астрономии, космологии, географии, катоптрике1 . Это сочинение не является научным трактатом и представляет собой художественное изложение различных научных теорий относительно природы и свойств луны. С другой стороны, для современников автора оно было большим, нежели обычной литературной работой, поскольку обсуждаемые Плутархом темы вызывали необычайный интерес у образованных людей того времени...
В.П.Визгин - ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ФИЗИКИ В АТОМИЗМЕ ДЕМОКРИТА (на примере анализа понятия пустоты)
Публикация №1163084762 09 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Атомизм Левкиппа-Демокрита обычно считают, и с веским на то основанием, по преимуществу физической теорией, позволившей дать определенное решение проблемы движения и множественности вещей и тем самым выйти из тупика, в который поставила физику элеатовская онтология..
Г.И.Рузавин - Вероятность и правдоподобные рассуждения
Публикация №1163061964 09 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
К правдоподобным принято относить рассуждения, заключения которых подтверждаются посылками с той или иной степенью вероятности. Поэтому их называют также вероятностными рассуждениями. Наиболее знакомыми их видами являются индуктивные умозаключения традиционной логики, а также статистические рассуждения. Как нетрудно заметить, характерной чертой правдоподобных рассуждений, отличающей их от достоверных, демонстративных умозаключений дедуктивной логики, является недостоверность. Такое чисто негативное определение требует подходящей экспликации термина “недостоверность”, которая обычно осуществляется с помощью категории “вероятность”...
Р. РОРТИ - ИСТОРИОГРАФИЯ ФИЛОСОФИИ: ЧЕТЫРЕ ЖАНРА
Публикация №1163006416 08 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Аналитические философы, пытавшиеся осуществить «рациональные реконструкции» аргументов великих философов прошлого, надеялись сделать этих философов своими современниками, коллегами, с которыми они могли бы обмениваться взглядами. По мнению аналитических философов, если не придерживаться такой позиции, то надо отдать историю философии историкам, которых они считают просто доксографами, а не искателями философской истины. Такие реконструкции, однако, приводят к обвинениям в анахронизме. Аналитических историков философии часто обвиняют в том, что они подгоняют тексты к таким темам, которые дискутируются в философских журналах в настоящее время...
А.В.Родин - Об условности истины и локальности блага
Публикация №1163006348 08 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Вещи и события могут быть хорошими или плохими, но не могут быть истинными или ложными. Истинными или ложными могут быть высказывания о вещах и событиях, которые называют утверждениями, например, «дважды два четыре». Возникает вопрос: какие высказывания являются утверждениями? Один из возможных ответов, восходящий к Аристотелю, состоит в том, что всякое утверждение явно или неявно имеет форму суждения: Aесть B. «Дважды два четыре» тогда нужно читать как «дважды два есть четыре» (а «дважды два равно четыре» — как «дважды два есть равняющееся четырем»). Характер языковой процедуры такого «перевода», имеющей своей целью выявить нечто, называемое «логической формой высказывания», остается проблематичным...
Б. Рассел - МИСТИЦИЗМ И ЛОГИКА
Публикация №1163006291 08 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Метафизика, или стремление постичь мыслью мир в целом, всегда развивалась в единстве и конфликте двух противоположных человеческих импульсов: один из них побуждал к мистицизму, другой - к науке. Некоторые люди достигли величия, следуя первому импульсу, некоторые - следуя только второму. У Юма, например, научный импульс властвует безраздельно, а у Блейка сильная неприязнь к науке сосуществует с глубоким мистическим проникновением. Но величайшие люди, те, кого мы называем философами, ощущали нужду одновременно и в науке и в мистицизме: в попытке гармонического соединения того и другого состояла цель их жизни. Именно преодоление изнуряющей неопределенности этой альтернативы превращает философию в более высокое занятие, чем наука или религия...
Публикация №1163006160 08 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Философия, которую я отстаиваю, в целом рассматривается как разновидность реализма и обвиняется в противоречивости из-за элементов, которые в ней выглядят противоречащими этой доктрине. Со своей стороны, я не рассматриваю спор между реалистами и их оппонентами как фундаментальный. Я могу изменить мой взгляд на этот спор, не изменив моей мысли относительно доктрины, которую хотел бы подчеркнуть...
Публикация №1162975378 08 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Учения о категориях и теории типов — это исследования в одной и той же области. И область эта в значительной степени еще не изучена. Более того, исследования в этой области в настоящее время затруднены определенными терминологическими расхождениями между философами, из-за которых они нe понимают друг друга. В этой статье я прежде всего хотел бы снять определенные барьеры, разделяющие исследователей, прежде чем приступить к изложению собственной позиции...
Основной закон социологии, или голый король в "Черном квадрате" Малевича
Публикация №1162733002 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Ум - одна из специфик интеллекта, формирующая способность человека общаться с другими людьми, способность постигать практику и теорию искусства общения.
Существует множество других специфик, формирующих множество других способностей людей.
Интеллектуальная специализация людей играет огромную роль в жизнедеятельности человечества.
Научные исследования этой реальности, разработка тестов, на основе которых можно будет определять генетическую предрасположенность людей к тому или иному виду деятельности является одним из важнейших направлений совершенствования общественного сознания человечества.
Диалектика национально-территориальных конфликтов.
Публикация №1162732839 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Все нации должны быть равноправны в возможности образовывать свои национальные государства. Не должно быть первосортных - государствообразующих - наций и второсортных - нацменьшинств. Чем скорее поймет это человечество, тем скорее оно избавится от террористических актов и гражданских войн.
Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия
Публикация №1162732667 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Диалектику нередко называют инструментом познания природы. Но, по мнению автора этой статьи, инструмент этот пока настолько же несовершенен, насколько были бы несовершенны ножницы, без объединяющего два лезвия этого инструмента центрального винтика.
Этим "винтиком" в диалектике является тот факт, что "борьба" противоположностей, - являющаяся движущей силой развития всех процессов природы, - не абсолютна.
"Борьба" рождается при отклонении диалектической системы от состояния равновесия, и цель этой "борьбы" восстановление равновесия системы.
Как это происходит, показывается в предлагаемой читателям статье на примере развития биологических диалектических систем.
Голый король фундаментальной физики
Публикация №1162732479 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Науку, в основном, развивают одиночки, которые, в конечном счете, превращаются, как правило, в ведущих ученых. Мнение ведущих ученых, подхватываемое большинством, определяет направление развития той или иной науки. Ошибки одиночек, таким образом, вполне могут рождать, - и не однажды рождали, - глобальные заблуждения в направлении фундаментальных исследований.
Теория относительности Эйнштейна - одно из таких заблуждений.
Движущие силы социального прогресса
Публикация №1162732265 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Историю делают массы. Но массами управляют лидеры.
Влияние личности на развитие социальных процессов тем больше, чем большее влияние оказывает эта личность на сознание отдельных людей, а также на общественное сознание групп, классов и наций.
Формула социального прогресса Маркса - развивающиеся производительные сил общества перерастают свои производственные отношения, сбрасывают их и рождают новые - верна, но лишь с поправкой Ленина: главной производительной силой человечества является человек.
Рождение правоотношений и государственной власти
Публикация №1162732076 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Все познается в сравнении, и познание человеком самого себя не исключение. В сравнении всего того, что объединяется понятием "мое" со всем тем, что объединяется понятием "не мое" рождается понятие "я". Здесь начинает свое развитие индивидуальное сознание современного человека, здесь начинало свое развитие и индивидуальное сознание ископаемых людей. Здесь же начинала свое развитие и общественная власть, которая первоначально не могла иметь никакой иной формы, как только форму покровительства осознавшей свое материнство матери своим детям.
И индивидуальное сознание, и общественная власть зарождаются в виде правосознания, и, в первую очередь, в виде осознания вопросов принадлежности определенных объектов определенным индивидам, то есть в виде осознания понятий "мое - не мое", "мой ребенок - не мой ребенок".
Процесс превращения стада обезьянолюдей в человеческое общество, длившийся более двух миллионов лет, был, прежде всего, процессом формирования правосознания субъектов права.
Публикация №1162731595 05 ноября 2006 / Твердохлебов Геннадий Алексеевич ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Иван Петрович Павлов, изучая физиологический процесс, названный им условным рефлексом, сделал предположение, что этот процесс является основой формирования психических реакций всех живых организмов, включая процесс мышления человека современного вида.
Но как теперь выясняется, процесс мышления человека современного вида базируется не на одном, а на четырех видах условных рефлексов.
Первый вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов восприятия объектов действительности. Этот вид рефлексов определяет организацию жизнедеятельности основной массы живых организмов на Земле.
Второй вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов представления, ранее воспринимаемых индивидом объектов действительности. Соответствует уровню развития мозга высших приматов.
Третий вид условных рефлексов - рефлексы на соотношение обобщенных образов, рефлексы, формирующие пока еще не отраженный современной психологией мышления и соответствующий уровню развития мозга неандертальца, обобщенно-образный вид мышления.
Четвертый вид - рефлексы на соотношение всех выше перечисленных образов, условно-рефлеторно связанных с условным обозначением соответствующего образа - словом. То есть это соответствующий уровню развития мозга человека современного вида условный рефлекс на соотношение понятий, или, что то же самое, понятийный вид мышления.
И. ПРИГОЖИН - ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Публикация №1162651556 04 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
У термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он используется порой с едва скрываемым негативным оттенком, и притом, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности. Чтобы проиллюстрировать это на материале физики, рассмотрим элементарный феномен, известный, по-видимому, уже не менее тысячи лет: обычный маятник, оба конца которого связаны жестким стержнем, причем один конец неподвижно закреплен, а другой может совершать колебания с произвольной амплитудой. Если вывести такой маятник из состояния покоя, несильно качнув его груз, то в конце концов маятник остановится в первоначальном (самом нижнем) положении. Это — хорошо изученное устойчивое явление. Если же расположить маятник так, чтобы груз оказался в точке, противоположной самому нижнему положению, то рано или поздно он упадет либо вправо, либо влево, причем достаточно будет очень малой вибрации, чтобы направить его падение в ту, а не в другую сторону. Так вот, верхнее (неустойчивое) положение маятника практически никогда не находилось в фокусе внимания исследователей, и это несмотря на то, что со времени первых работ по механике движение маятника изучалось с особой тщательностью...
В.Н.Порус - “Радикальный конвенционализм” К.Айдукевича и его место в дискуссиях о научной рациональности
Публикация №1162651433 04 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
К.Айдукевич (1890–1963) — выдающийся польский философ и логик, один из главных представителей основанной К.Твардовским “Львовско–Варшавской школы”, столетие которой недавно отмечалось мировым философским сообществом. На русский язык переведены многие, ставшие классикой ХХ века, философские, логические и математические работы корифеев этой блестящей плеяды. Среди них книги и статьи А.Тарского, Т.Котарбиньского, Я.Лукасевича, М.Оссовской, В.Татаркевича, А.Мостовского, Е.Слупецкого, готовятся к изданию переводы избранных трудов К.Твардовского. По странному стечению обстоятельств до сих пор не переводились работы К.Айдукевича, хотя они не только оказали серьезное влияние на философию прошедших десятилетий, но и не потеряли своей актуальности в контексте современных философских и методологических дискуссий. По оценке Я.Воленьского, “эпистемологические труды Айдукевича, в особенности по семантической эпистемологии, являются одними из наиболее заметных (по меньшей мере) в истории аналитической мысли ХХ века. Они представляют собой высшее (помимо логики) философское достижение всей Львовско–Варшавской школы"...
К. ПОППЕР - Что такое диалектика?
Публикация №1162631703 04 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Приведенный нами эпиграф можно обобщить. Он относится не только к философам и философии, но и вообще ко всей области человеческого мышления и деятельности, к науке, технологии, инженерному делу и политике. В самом деле, общая тенденция к испытанию, подразумеваемая в нашем эпиграфе, просматривается и в более широкой области — в огромном разнообразии форм и явлений, созданных жизнью на нашей планете...
Порфирий - Введение к "Категориям" Аристотеля
Публикация №1162572684 03 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Так как, Хрисаорий, и чтобы научиться аристотелевским категориям, необходимо знать, что такое род и что -различающий признак, что - вид, что - собственный признак и что - признак привходящий, и так как рассмотрение всех этих вещей полезно и для установления определений вообще в связи с вопросами деления и доказательства, я, путем сжатого очерка, попытаюсь представить тебе в кратких словах, как бы в качестве введения, что здесь имеется у древних, воздерживаясь от более глубоких изыскании и ставя себе, соответственно своей цели, более простые задачи...
А.Н.ПАВЛЕНКО - БЫТИЕ У СВОЕГО ПОРОГА (ПОСИЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Публикация №1162572417 03 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Двенадцать размышлений, предлагаемых вниманию читателя, не представляют из себя того “исследования”, которое нынче принято заявлять для солидной публикации. Напротив, эти “Размышления” не только не ориентированы на научно-философский поиск — в них и не ставится задача обнаружить что–нибудь “новое”, — но и вообще не обращены к “следованию”. В этом смысле все “Размышления” буквально не сходят с “одного и того же места”. Можно было бы сказать, что это просто “двенадцать размышлений” об одном и том же — бытии у своего порога. Поэтому читателю с прочно устоявшимися представлениями о только научном призвании философии можно посоветовать не тратить время попусту без всякой для себя научной пользы и отложить эту работу...
А.В.Родин - Об условности истины и локальности блага
Публикация №1162538538 03 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Вещи и события могут быть хорошими или плохими, но не могут быть истинными или ложными. Истинными или ложными могут быть высказывания о вещах и событиях, которые называют утверждениями, например, «дважды два четыре». Возникает вопрос: какие высказывания являются утверждениями? Один из возможных ответов, восходящий к Аристотелю, состоит в том, что всякое утверждение явно или неявно имеет форму суждения: Aесть B. «Дважды два четыре» тогда нужно читать как «дважды два есть четыре» (а «дважды два равно четыре» — как «дважды два есть равняющееся четырем»). Характер языковой процедуры такого «перевода», имеющей своей целью выявить нечто, называемое «логической формой высказывания», остается проблематичным...
А.П. Огурцов - Благо и истина: линии расхождения и схождения
Публикация №1162453312 02 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Проблема взаимоотношений блага и истины имеет множество совершенно различных аспектов — от теологических до логико-гносеологических, от этических до философско-научных. Эти фундаментальные понятия философии определяют собой и теологические, и этические, и гносеологические, и философско-научные построения на всем протяжении истории философской мысли. Осмыслить многообразие этих аспектов — задача явно непосильная в рамках одной статьи и даже одного тематического сборника...
М.М.Новосёлов - К истории дискуссий об интуиционистской логике
Публикация №1162453105 02 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Философская роль математического интуиционизма с самого начала определялась его оппозицией к абстракциям классической математики и логики, которые позволяли отвлекаться от гносеологических ограничений, связанных с отсутствием общего (рекурсивного) метода для разрешения альтернативы “истинно – ложно” применительно к произвольным суждениям и, в частности, к суждениям о свойствах объектов “открытых” (бесконечных) совокупностей. В отличие от классических методологических установок интуиционизм придает эффективности (в частности, общерекурсивности) доказательств (установления свойств) решающее значение. Поэтому в общем случае в интуиционистских теориях отказываются от принципа исключенного третьего (tertium non datur), исходя из другой предпосылки: чтобы нечто утверждать, необходимо уметь эффективно проверять свои утверждения...
Н. С. МУДРАГЕЙ - Рациональное и иррациональное — философская проблема (читая А. Шопенгауэра)
Публикация №1162452970 02 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Проблема рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем; рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т. п. Сразу же оговорюсь, что поставленные вопросы не корректны, ибо разведение рационального и иррационального по разным углам крайне не философично...
Н. В. МОТРОШИЛОВА - «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному Ego)
Публикация №1162391011 01 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
В своей книге «История культуры Нового времени» известный исследователь Эгон Фридель писал о влиянии Декарта во Франции XVII в., что, несмотря на все усилия критиков великого философа, «его школа неудержимо распространяла свое влияние. И не только через «окказионалистов», как называли его ближайших последователей и продолжателей в философии, не только через знаменитую логику Пор-Рояля «Искусство мыслить» и задававшее тон «Поэтическое искусство» Буало: скорее его школой сделалась вся Франция во главе с королем-солнцем, запретившим в свое время сочинения Декарта. Государство, экономика, драма, архитектура, дела духовные, стратегия, садовое искусство — все стало картезианским. В трагедии, где страсти боролись друг с другом в комедии, где развивались алгебраические формулы человеческих характеров в пространстве, окружающем Версаль, где господствовала абстрактная симметрия садов, в аналитических методах ведения войны и народного хозяйства, в дедуктивном, так сказать, церемониале причесок и манер, танцев и светской беседы — везде как повелитель неограниченно царил Декарт. И можно даже утверждать, что до сего дня каждый француз — прирожденный картезианец»...
Л.А.Микешина - Значение идей Бахтина для современной эпистемологии
Публикация №1162390858 01 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Современная эпистемология переживает трудное время: ее старые по ля сильно вытоптаны, а новые пастбища зеленеют в других — вновь рожденных областях. Звучат даже мрачные пророчества о “смерти субъекта” (постструктурализм) и “похоронах” эпистемологии, которую предлагают “натурализировать” и заменить психологией (У.Куайн), нейрологией (П.Черчланд) или просто отбрасывают, вставая на позиции антикартезианства и антикантианства. Однако не представляется возможным так категорично разделываться с фундаментальной составляющей философии — учением о познании и тем более потому, что многие ее представления совпадают с идеями, лежащими в основаниях современной науки, в частности о субъектно-объектных отношениях, репрезентации, о возможности познания сущности и истины...
И.П.Меркулов - Когнитивная эволюция
Публикация №1162390350 01 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Если тезис о взаимосвязи биологической и культурной эволюции в своей самой общей формулировке в н* астоящее время за редким исключением практически не сталкивается с серьезной оппозицией со стороны подавляющего большинства эпистемологов, то совершенно иначе дело обстоит с когнитивной эволюцией (и эволюцией ментальности) — вопрос о её критериях и механизмах до сих пор остается дискуссионным и недостаточно исследованным. Радикальное переосмысление этой проблемы исторически и логически оказалось тесно связанным с впечатляющими успехами в XX в. популяционной генетики, теории информации и когнитивных наук. Под напором экспериментально установленных здесь фактов постепенно обнаружилась полная несостоятельность сложившейся еще в естествознании XIX в. и классической теории познания установки, согласно которой биологическая эволюция человека, эволюция нейрофизиологических механизмов его мышления в общем и целом завершилась с появлением Homo sapiens...
М.К.Мамардашвили - Процессы анализа и синтеза
Публикация №1162389811 01 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Диалектическое мышление предполагает единство, сочетание анализа и синтеза в ходе исследования предмета. Но сводится ли данное единство, как это иногда изображают, к простому следованию синтеза за анализом, к дополнению одного другим или между ними есть более глубокая внутренняя связь? Ведь о необходимости сочетания анализа и синтеза, следования одного за другим знали и метафизики (например, материалисты XVII – XVIII веков), и, тем не менее, мы говорим о разрыве анализа и синтеза у них. Очевидно, дело заключается не в простом признании равной необходимости как анализа, так и синтеза. С другой стороны, целый ряд трудностей связан с выявлением логической структуры их единства. Этому ряду вопросов и посвящена данная статья. При этом мы, разумеется, далеко не можем претендовать на исчерпывающую разработку поставленной проблемы...
М.К.Мамардашвили - О ФИЛОСОФИИ
Публикация №1162367151 01 ноября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Начало философии - принципиальное непонимание. Отвага сказать даже перед лицом распространенной, очевидной истины: "Я не понимаю!"
Отвагой этой обладают немногие люди. А те, кто обладает, - лишь в очень короткие, привилегированные моменты.
Обостренное чувство сознания состоит в неожиданной отрешенности от самого себя и окружающего, в подвешенности, в полной очевидности чего-то, что в то же время невозможно (например, по эмпирическим основаниям). Но ты ясно это видишь. Такая ясность бывает, например, во время любовного страдания, когда мы неожиданно понимаем природу любви. Казалось бы, это невозможно, но есть. И в этом смысле есть щемящая, звенящая радость. Как можно было бы радоваться, видимо, смерти. Радость связана с тем, что мы в такого рода состояниях переживаем то, что в принципе не может быть человеческим, то есть реальным психологическим переживанием...
Ян Лукасевич - О ТВОРЧЕСТВЕ В НАУКЕ
Публикация №1162282684 31 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Равно как ученые, так и стоящие в стороне от науки люди часто считают, что целью науки является истина, истину же они основывают на согласии мышления и бытия. Таким образом, они считают, что труд ученого заключается в воспроизведении фактов посредством истинных суждений. Подобным образом фотографическая пластинка воспроизводит свет и тени, а фонограф - звуки. Поэт, художник или музыкант создают ; ученый не создает, но лишь открывает истину...
Публикация №1162282440 31 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Во вступлении к произведению, которое должно служить советом всем склонным к знанию, а также жаждущим научной работы, я хочу представить взгляд на науку, не совсем согласный с обыденным мнением, поскольку равно, как ученые, так и люди, стоящие вдали от науки, обычно считают, что целью науки является истина, истина же опирается на согласии мышления и существующего. Они ведь судят, что работа ученого состоит в воссоздании фактов (при помощи) истинных высказываний. Подобным же образом фотографическая пластинка воссоздает свет и тени, а фонограф - звуки. Поэт, художник или музыкант создают ; ученый не создает, но лишь открывает истину. Такое сплетение мысли многих ученых наполняет необоснованной гордостью, многих художников побуждает к пренебрежению наукой. Эти взгляды создали пропасть между наукой и искусством и в этой пропасти погибло понимание бесценной вещи - творчества в науке...
Ян Лукасевич - ЛОГИСТИКА И ФИЛОСОФИЯ
Публикация №1162282114 31 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Непосредственный импульс к написанию этой статьи мне дала книжка ксёндза Августа Якубисяка, названная "От объема к содержанию". Эту книгу, являющуюся сборником философских работ, автор предварил вступлением, в котором атакует философские течения, связанные, по его мнению, с логистикой. Я сожалею, что постоянно проживающий в Париже ксёндз Якубисяк не приложил достаточно труда для знакомства со средой и взглядами, с которыми он борется. Возможно тогда он остерегся бы некоторых высказываний, которые уменьшают ценность его атаки. Вот несколько таких высказываний...
Ян Лукасевич - В ЗАЩИТУ ЛОГИСТИКИ
Публикация №1162282004 31 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Во время дискуссии в Католическом Научном Институте я произнес две речи в защиту логистики. Сейчас на предложение Редакции настоящего издательства я эти речи расширил, представляя их в форме следующих замечаний. Созданная в XIX веке математиками логистика, на первый взгляд, не имела глубокой связи с традиционной логикой, культивируемой философами. Правда, алгебра логики Буля, будучи теорией классов, была связана с аристотелевской силлогистикой, но исчисление предложений, созданное в 1879 г. Фреге и выдвинутое авторами работы Principia Mathematica Расселом и Уайтхедом на первый план, казалось ничего общего с философской логикой уже не имеет. Поэтому ничего удивительного, что в кругах философов логистика не пользовалась и не пользуется признанием. Она им чужда, ибо не выросла из известной им логической традиции, а эту ее отчужденность еще и усиливает ее математическое одеяние...
Публикация №1162281458 31 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Самое главное это — сущность вещей, самость вещи, ее самое само. Кто знает сущность, самое само вещей, тот знает все. Самое главное — это знать не просто внешнее и случайное, но знать основное и существенное, то, без чего не существует вещи. То, что пребывает в вещах, а не просто меняется и становится, — вот к чему стремится и философия, и сама жизнь. Однако что же такое сущность вещей? Что такое вещь, именно сама вещь, то в вещи, что не сводимо ни на что другое, ни на какую другую вещь, что есть только она сама, самая сама и ничто другое...
А.Ф. Лосев - Первозданная Сущность
Публикация №1162281149 31 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
В первозданной, как и во всякой другой, сущности ничего не может быть такого, чего бы не было в мифической перво-сущности. Инобытие есть только частичное повторение бытия. Говоря о первозданной мифической сущности, мы должны повторить тут те же моменты, которые заключаются и в перво-сущности. Конечно, этих моментов, как мы видели, очень много. И их нет нужды повторять тут все во избежание слишком большой громоздкости изложения. Остановимся на основной диалектической триаде, имеющей значение решительно везде и во всем, о чем только возможно мыслить...
А.Ф.ЛОСЕВ - ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
Публикация №1162196000 30 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу. Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о {сущности} античной философии...
Н. ЛОБКОВИЦ - От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики
Публикация №1162195290 30 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Хотя такого рода предприятие на взгляд философа-профессионала выглядит достаточно рискованным и вызывает упреки в том, что мало касается деталей, а потому остается поверхностным, все же я в предлагаемой статье попытаюсь схематически набросать путь развития западноевропейской метафизики от Платона и Аристотеля через неоплатоников и Фому Аквинского и вплоть до того, чем стала метафизика в новое время, у ее величайшего представителя — Гегеля — и его последователей...
что сейчас? и что будет дальше?
Публикация №1162050459 28 октября 2006 / сапроненко алексей
Публикация №1161933257 27 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей.
2. И необходимо должны существовать простые субстанции, потому что существуют сложные; либо сложная субстанция есть не что иное, как собрание, или агрегат, простых...
Э.Левинас - ФИЛОСОФСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Публикация №1161851788 26 октября 2006 / Научная библиотека Порталус ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Интуиция, которую мы до сих пор рассматривали,- это акт, имеющий место в
установке, которую Гуссерль назвал "естественной"1 или, обобщенно,
"догматической"2 установкой...
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK