Принципы кодификации административного права России
Публикация №1096454800 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
В системе исходных начал административного права России важное место занимают принципы кодификации, то есть основные руководящие положения и идеи. В целях дальнейшего совершенствования кодификации административного права, представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов данной отрасли российского права, а также определение той роли, которую они играют в процессе кодификации. Необходимость этого подтверждает и то обстоятельство, что в принятых за последнее время многочисленных законодательных актах, регламентирующих общественные отношения в сфере государственного управления важное значение придается именно правовым принципам.
Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы
Публикация №1096454775 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Тема лоббизма в нашей стране, еще сравнительно недавно являвшаяся запретной, сегодня вновь оказалась в эпицентре внимания российских ученых и политических деятелей. И это закономерно. Рыночные реформы в экономике вызвали серьезные изменения в социальной структуре общества, явились причиной появления новых групп с четко осознанными и артикулированными политическими интересами (частные предприниматели, фермеры и т. д.). Параллельно, хотя и более медленными темпами, осуществляется процесс модификации и структурирования интересов у традиционных (т. е. существовавших еще в рамках советской системы общественных отношений) социальных групп. Вследствие изменения социальных условий места и роли в общественной иерархии их представители коренным образом меняют как структуру своих потребностей, так и возможности их реализации.
Действие общих принципов международного права в информационной сфере
Публикация №1096454745 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Российскими учеными уже было доказано, что для отношений в области информации и коммуникации первостепенное значение имеют общие принципы международного права1.
Вместе с тем в условиях перехода мира к “многополярности” имеют место попытки отдельных государств изменить устоявшуюся систему международной безопасности (ООН, СБСЕ, общие принципы международного права и т.п.). При утверждении законности такой политики активно используются и средства массовой информации.
Системные проблемы правового обеспечения информационной сферы
Публикация №1096454722 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Процесс правового обеспечения информационной безопасности, понимаемой как состояние защищенности информационной сферы, невозможен без познания информационной системы в целом. Актуальность исследования этой проблемы в настоящее время обусловлена качественно новым состоянием развития современного общества, все более приобретающего информационный характер.
Предмет и методология теории права и государства
Публикация №1096454689 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Предмет теории права и государства. Если проанализировать учебную литературу по теории права и государства, которая должна отражать программные требования к изучению данной науки, то просматривается некий односторонний подход, т.е. отделение теории права от теории государства. (Это можно проследить по учебникам: С.С. Алексеев. Теория права. Харьков, 1994; А.А. Алексеев. Теория права. М., 1993; Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993; Р.З. Лившиц. Теория права. М., 1994, и др.) Такое противопоставление права и государства как научных явлений является результатом осуществления определенной концепции в области теории права и государства, в соответствии с которой теория государства выводится за рамки юридических наук. Высказывалось мнение, что теория государства должна рассматриваться философскими, политическими и социологическими науками, но никак не юридическими. Такой позиции придерживались, например, авторы учебника под редакцией В.К. Бабаева. Можно сказать, что определенный перелом во взглядах на предмет теории права и государства наступил после обсуждения данного учебника за круглым столом журнала “Государство и право”, где было высказано и аргументировано единство предмета теории права и теории государства.
К реформированию понятийного аппарата административного права РФ
Публикация №1096454661 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Проблема вызвана двумя обстоятельствами: противоречием между современным состоянием законодательства и его отражением в науке административного права и отсутствием надлежащих взаимосвязей в понятийном аппарате.
Правовая реформа во многом обходит данную науку. Похоже, она успешно пережила перемены и сохраняет фактически свой первозданный вид. Как до реформы, так и в настоящее время административное право представляется одинаково: регулятором неких абстрактных общественных отношений. Устойчивость понятия объясняется, скорее всего, отождествлением государственного управления с исполнительной властью, поскольку считается, что “государственно-управленческая деятельность в современных условиях является синонимом...реализации исполнительной власти”. Между тем, данные понятия являются антиподами, как и образовавшие их тоталитаризм и демократия.
Конституционно-процессуальное право как наука, отрасль права и учебная дисциплина
Публикация №1096454627 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Принятие Конституции 1993 г., вобравшей в себя позитивные качества многих конституций развитых государств мира, придание ей качеств юридического документа прямого действия, внедрение и апробация целого ряда демократических институтов в повседневную практику российских граждан привели к тому, что такая отрасль российского права, как конституционное право, которая до недавнего времени считалась сугубо теоретической, постепенно превратилась в работающую и приносящую довольно ощутимые плоды. В последние годы принято большое количество законов, иных нормативных актов, формально по-прежнему относимых к нормам конституционного права, однако содержащих по сути не материальные, а, скорее, процессуальные нормы, так как они детально регламентируют те или иные процедуры. К примеру, большая часть таких институтов конституционного права, как избирательный процесс, законодательный процесс, административно-территориальный процесс, конституционно-судебный процесс и др., содержат чисто процессуальные нормы.
Учение Б. Н. Чичерина о политических партиях
Публикация №1096454596 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Убежденность выдающегося российского правоведа Бориса Николаевича Чичерина в необходимости и неизбежности построения в России конституционного государства особенно ярко проявилась в заключительных строках его работы “Россия накануне двадцатого столетия”, опубликованной в Берлине в 1900 г. под псевдонимом “Русский патриот”. “Для того, чтобы Россия могла идти вперед, — писал Чичерин, — необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченною законом и обставленною независимыми учреждениями. Здание, воздвигнутое Александром II, должно получить свое завершение; установленная им гражданская свобода должна быть закреплена и упрочена свободою политической. Рано или поздно, тем или другим путем это совершится, но это непременно будет, ибо это лежит в необходимости вещей. Сила событий неотразимо приведет к этому исходу. В этом состоит задача двадцатого столетия”.
Публикация №1096454573 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Раймон Арон (1905—1983), которому в этом году исполнилось бы 95 лет, еще в 30-х гг. занял свое законное место на научном Олимпе. Философ, политолог, историк, социолог планетарного масштаба, а также статистик, теоретик международных отношений — вот лишь краткий перечень его научных профессий. Кроме того, великолепный лектор, педагог, внимательный редактор. Короче говоря, в высшей степени интеллектуал и мыслитель. Кроме кладезя научных идей, концепций и по всем правилам логики сформулированных научных теорий (он один из авторов теории единого индустриального общества), мозг Арона и сама его личность были уникальным генератором творческой энергии.
Эрих Фромм о нормативно-правовом регулировании межличностных и межгрупповых отношений с корпорациями и государством
Публикация №1096454549 29 сентября 2004 / ПОЛИТОЛОГИЯ (теория)
Преобразование современной общественно-политической системы невозможно без изменения существующего законодательства, но, в первую очередь, должно измениться наше отношение к праву вообще и к действующим нормативным актам в частности.
Говоря о природе права, о его истоках, Фромм отмечает, что практически лишенный инстинктов человек вынужден искать принципы, в соответствии с которыми он будет действовать, руководствуясь которыми он будет принимать решения. В отличие от животного человек должен бороться не только против таких опасностей, как смерть, боль и голод, но и против еще одной, специфически человеческой опасности: потерять свою собственную “самость”1 , быть поглощенным окружающим обществом и растворенным в нем. “Человеческое существо... сошло бы с ума, если бы не нашло эталонную систему, позволяющую ему в той или иной форме чувствовать себя в мире как дома и избегать ощущения полной беспомощности, дезориентации”.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK