Рейтинг
Порталус

Свобода, которую мы выбираем.

Дата публикации: 24 апреля 2009
Автор(ы): Михаил Брук
Публикатор: Михаил Соломонович Брук
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1240594995


Михаил Брук, (c)

Михаил Брук.

Свобода, которую мы выбираем.

«Свобода лучше, чем не свобода!!!» Кто это сказал? Не помните? Впрочем, неважно. Все одно пошлость. Пошлость уже потому, что за этими словами ничто не стоит и даже человек, произносивший их, оказался пустышкой. Эдакий "органчик", как у Салтыкова –Щедрина. Увы, если бы все этим бы и закончилось, если бы это был единичный случай словестного недержания или предвыборной агитации. Так нет. Чуть не на каждом перекрестке можно увидеть или услышать подобные откровения.
Так что же в сущности такое эта СВОБОДА, которая, по всеобщему мнению, стоит всех жертв, за которую и жизнь отдать не жалко.
Не отвечайте сразу. Совершите над собой столь непривычное усилие, сядьте и подумайте о том, что значит быть свободным. Ну, вспомните, хотя бы о горьковском Челкаше и птице Буревестник. Вот символы свободы!? Беда в том, что с единомышленниками у них не густо. Да и вам, вряд ли, понравится быть деклассированным элементом или метаться над бурным морем.
«Тогда…Тогда надо стать богатым! – скажете вы.- Деньги дают независимость, а значит и свободу». Можно, временно принять и эту гипотезу. Остается только спросить: КАК? Неожиданное наследство от неизвестных родственников, выигрыш в «Лото» и находка клада, зарытого пиратами Карибского моря, по понятным причинам, мы рассматривать не будем. Остается один путь – заработать. Вы уже пробовали? Получилось? У вас нет?! «Но зато Билл Гейтс, Баффет и один знакомый вашего знакомого…». Прервемся на секунду. Уверяю, их еще меньше, чем тех, кому повезло в «Лото». А если так, то распределение денег в нашем мире носит случайный характер. Оказаться в нужный момент в нужном месте бывает еще сложнее, чем угадать правильную комбинацию цифр в лотерее.
Вообще, о деньгах можно говорить долго. Есть владельцы больших состояний. Для них работа – или удовольствие или способ стать еще богаче. Они действительно независимы. Увы, их очень мало. Другие, в основном топменеджеры, известные киноартисты, музыканты тоже ни хило зарабатывают. Но и живут с размахом. Одна беда их размах напрямую зависит от заработков. Кризисы случаются часто (раз в три-четыре года), популярность тоже проходит. Здесь уже больше зависимости, чем свободы. Кроме того, хочешь хорошо зарабатывать, соответствуй своему положению и зарплате. На дешевом «форде» или «Фиате» не поездишь. Даже если сложить и тех и других, все равно их доля в общем населении страны составит десятые промилле. Они не показатель.
«Ну, а способности, специальность? Неужели они не дают никакой гарантии?» – возразите вы. Гарантии чего? Богатства, позволяющего указать направление, куда идти всем работодателем. Точно, нет. Во-первых, вы, слава всевышнему, не единственный специалист в своей области. Это хорошо потому, что всегда можете кому-нибудь пригодиться. Беда в том, что у вас наверняка есть конкуренты. Вот если бы не они, тогда....
Тогда было бы еще хуже. И подтверждением тому служит судьба вашего покорного слуги. Мне не повезло с самого начала. Специальность оказалась не рыночной, а потому достаточно уникальной, и, совершенно, никому не нужной. Способности…, а кого они, собственно, интересуют? Вам деньги платят. Вот и делайте, что сказано и что положено.
Был у меня знакомый чертежник. Он не просто знал программу «AUTOCAD». Чудеса творил. И по той же причине долго оставался безработным. И кому, спрашивается, нужны чудеса при почасовой оплате близкой к минимальной?
Как видите, деньги в нашей обыденной жизни дают не больше свободы, чем алкоголь и наркотики. Мы все сидим на игле, именуемой зарплатой, доходом. И вылечится от этой зависимости, у нас нет никаких шансов. А стало быть и этот путь обрести СВОБОДУ не реален.
Впрочем, хватит о пустом. Все мы живем в мире систем. Государство, предприятие, где мы работаем, наш дом, школа, университет, синагога, церковь, мечеть – все это по отдельности и вместе являет собой социальные и прочие организмы-системы, в рамках которых проходит наша жизнь. А поскольку эти организмы действуют, то стало быть они … правильно, живы. В самом широком понимании и этого слова. Более того, ни одна система не работает в холостую. Она, эта система, заботится о самосохранении и собственном развитии.
Так, за пару тысяч лет мы, неторопясь, дошли до современных рыночных отношений и того, что сегодня так гордо и неопределенно именуется СВОБОДОЙ. Но почему-то никогда не уточняем о какой свободе идет речь. Свободе личности, свободе эконормических отношений или об основных политических свободах, закрепленных в конституции и реализуемых при нашей жизни.
Вот скажем, свобода личности. В бывшем Советском Союз она отсутствовала напрочь. Повсюду коллектив, воля коллектива преобладали над мнением и волей индивидуума. Например, утверждение, что учение свет, а не учение тьма. Никем не оспаривалось. Такое было единомыслие, что самый последний двоечник, самого захолустного городка или деревни, старался получить диплом хоть какого-нибудь заштатного института или, на худой конец, техникума. Было просто не прилично признаться, что, кроме школьного образования и атестата зрелости у тебя, собственно, ничего нет. И поделать с этим даже тоталитарное государство ничего не могло. Деревни пустели, на завод калачом не заманишь. И вот случилось. Нет больше СССР.
А теперь о нашей новой родине. Первое впечатление для многих было ошеломляющим. Как больше половины детей не получают аттестат зрелости (теудат багрут) по окончанию школы? На университетские дипломы, кроме как в госучреждениях, никто не смотрит?! На рацпредложения плюют! А весьма существенная часть населения вообще полагает, что мир сотворен всего лишь за шесть дней..
Так вот, дорогие мои – это есть свобода. Этот хитроумный механизм или система, как вам больше нравиться, многофункционален. Как кухонный комбайн. Вам надоело думать, как все. Пожалуйте, вот вам новая и совершенно свежая идейка. Оказывается: УЧЕНИЕ ВООБЩЕ НЕ СВЕТ. Вы же не хотите посещать эти нудные уроки, так отбросьте эти тоталитарные пережитки. Живите, наслаждайтесь. Мир открывает вам свои объятия...
Получили удовольствие? А теперь марш ямы копать, пилить, строгать, мыть полы, мести улицы. Потому как после безоблачных школьных лет вы ни на что другое и не годны. Если, все же, метел окажется больше, чем поверивших в свободу выбора, не беда приоткроем границы (свободный въезд в страну – тоже свобода).
СВОБОДА ВЫБОРА не просто унивесальный механизм, формирующий современое общество. Это бульдозер, работающий на самом современном топливе, слове ХОЧУ. И если ваше ХОЧУ сформировалось в самом раннем детстве и с тех пор не сильно изменилось... А что ему менятся, коли с жизненного пути сметены все предупреждающие, запрещающие и прочие знаки. Бульдозер постарался. То вы и есть тот продукт, который потребляет наша "СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИКА".
И так предварительный итог. Степень нашей личной свободы зависит от развитости той системы, частью которой мы стали по воле случая, стечения жизненных обстоятельств. А что определяет, какой должна быть эта система? Конечно же, экономика и ее концентрированное выражение, политика. Степень свободы в этих обеих мега системах диктует, каким быть общественному устройству. Каким системам в ней существовать, а каким уходить со сцены.
Поговорит об экономике, «свободной» экономике. Много ли у нее свободы? Много ли свободы у тех , кто без прибыли и существовать-то не может. Возьмем самую продвинутую ее часть. Высоко технологичные отрасли, как их принято именовать. Все девяностые годы прошлого столетия именно они считались, гарантией нашего «светлого будущего». И потому их накачивали деньгами. Индекс НАСДАК (индекс высоких технологий) вырос аж до 5000 пунктов. А потом... Потом, в начале 2000 годов, пузырь лопнул и НАСДАК упал до 1200 пунктов. Начался кризис. Вложенные деньги, дававшие поначалу сотни процентов прибыли, в одночасье оказались выброшенными на ветер. Почему? Да, просто компании не смогли реализовать большую их часть. Конечно, зарплаты сотрудников выросли до небес, многие из них обзавелись служебными автомобилями. Но «Светлое Будущее», которое они якобы должны были обеспечить, так и не наступило. Все объяснялось просто. Деньги закачивали в производство. Думать было некогда. (Как в известном анекдоте:"Чего там думать, трясти надо".) Поэтому и не думали, да и не могли это сделать. Так как это задача совсем иной структуры. Науки, которая, кстати, только и может дать новый ипульс развитию рынка, всей экономике в целом. А много ли денег вложили за этот период в науку?
Приведу простой пример. Существует такая фармацевтическая фирма «Тева». Очень богатая фирма. Миллиардные доходы. Производит она лекарственные препараты аналоги. Проще говоря, ждет, когда кончится срок эксклюзивных прав на какую-нибудь разработку и можно подавать заявку на получение прав производства аналога этого самого лекарства. У самой «Тевы» на научные исследования тратится очень мало денег. Так, по крайне мере, она сообщает в своих квартальных отчетах. И не верить ей у нас нет никаких оснований.
Но напрашивается вопрос. А кто автор этих эксклюзивных разработок, которые потом использует «Тева» и подобные ей компании? Оказывается – это совсем небольшие фирмы. Типа START-UP. Проще говоря, собираются интеллектуалы, ищут спонсора и начинают работать. Интересно, высококлассные специалисты, у которых есть идеи, ходят, как побирушки к богатым дядям.
«А что тут такого?» - спросит проживший всю жизнь в подобной системе человек. Да то, что в условиях «свободной экономики» мозги не в почете. Сравните интеллектуальный
потенциал все той же «Тевы» и какого-нибудь START-UPа на единицу вложенных денег. Рыночная стоимость первой сегодня около 40 миллиардов долларов. У второго в лучшем случае несколько миллионов. Работают в START-UPе десяток другой специалистов. Стало быть, на каждого из них, включая зарплату и оборудование, приходится от силы от нескольких десятков до сотни тысяч долларов в год. При такой удельной капитализации в «Теве» могли бы работать один - два миллиона человек. Но персонал этой фармацевтической фирмы раз в сто-двести меньше. Возможно, я невольно польстил «Теве», предположив, что штат ее сотрудников колеблется около двадцати тысяч человек. Но даже по этим, очень приблизительным подсчетам, каждый сотрудник флагмана современной фармацевтики «вооружен», в смысле обеспечен средствами производства (не зарплатой, конечно) на несколько порядков выше, нежели те, кто ему эту работу поставляет.
Увы, и это не единственная беда. Первопроходцы повязаны по рукам и ногам той же преславутой прибылью. Они могут получить деньги лишь под конкретный результат, который тут же можно запустить в производство. А для него, конкретного результата, часто требуются исследования фундаментальные, на которые, кроме как из госбюджета, денег взять неоткуда. И тогда разработчик идет в университет или иное государственное научное учреждение. А последние в министерство. Спонсора фундаментальными проблемами не увлечешь.
Получается, чиновник решает судьбу нашего будущего. А всегда ли этот чиновник бывает на высоте своего положения? Всегда ли у него достаточно образования, чтобы оценить важность идей высоколобого ученого? Правильно, смотри выше. Чиновник этот может скорее оказаться весьма заурядным человеком, нежели гением, провидцем.
Мы опять пришли к тому, что существующая экономическая система, начиная со школьной скамьи и на протяжении всей последующей жизни порождает неучей. Иначе, и не скажешь когда высокий интеллект в прямую зависим от интеллекта явно более низшего порядка. Не хочу обижать чиновников, но многие ли из них имеют, хотя бы близкое по уровню образование, по сравнению с учеными? Многие ли хотя бы приблизительно понимают суть тех разработок, на которые выделяют деньги. Деньги, которых у государства постоянно не хватает, которые постоянно урезаются из-за перманентных кризисов, происходящих по вине этой самой СВОБОДНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, которой так не хватает этой самой СВОБОДЫ.
С одной стороны современная экономическая система, система производителей на определенном этапе просто не в состоянии переварить все закачиваемые в нее деньги. С другой, те структуры, которые способны увеличить емкость рынка, создать новые условия для производства и сбыта сидят на голодном пайке.
Поясню. В середине двадцатого столетия в США была развернута государственная и вовсе не коммерческая программа «Манхеттен». Ее целью было создание атомной бомбы. Но результаты исследований, проведенных в то время, вышли далеко за пределы узкой военной программы. Интеллектуальная начинка проекта была беспрецедентна.
Так вот, если бы «Манхеттен» реализовался по современной схеме, когда львиную долю денег получает производитель. То атомная энергетика сегодня делала бы только первые шаги, а может быть и вообще не существовала.
Поэтому, о какой свободе в современной экономической системе можно говорить, когда одно производство обеспечивается другим производством, единственным потребителем, которых являемся только мы с вами. Производство постоянно интенсифицируется, а рынок развивается по экстенсивной модели. Понятно, что в таких условиях кризиса перепроизводства не миновать. Здесь могло бы помочь государство, как один из участников рыночного производства. Увы, оно довольствуется лишь сбором налогов, безопасностью и распределением различных пособий, ни мало не заботясь о собственных стратегических интересах. Рынке и ресурсах для дальнейшего бескризисного развития. Так мы оказываемся в очень странной ситуации. Классик определил бы ее так: ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ, А НИЗЫ НЕ МОГУТ. Проще говоря, это типичная импотенция на государственном уровне.
Выходит, что-то неладно в этом государстве . И прежде всего это связано с проводимой им политикой, которая, как было уже сказано, есть концентрированное выражение экономики. Добро бы это была только внутренняя политика. Увы, мы часто становимся свидетелями попыток реализовать в жизнь тот самый лозунг, с которого начали наш разговор. Попыток заране обреченных на неудачу.
Повелели, например, устроить свободные выборы в Палестинской автономии (все потому, что якобы "Свобода лучше, чем не свобода") , а там ХАМАС с калашниковыми, касамами. Свободу вроде бы людям дали, а она попала в руки террористической системы. А что уж, они с нею сделали вы и сами можете видеть.
И что, сидеть сложа руки? Отчего же? Однако нет нужды объяснять, куда ведут благие намерения.
Лучше обратимся к истории. В 1799 году во Франции генерал Боунапарте совершил государственный переворот. Вся страна приветствовала его. Если кому интересно почему, отсылаю к книге Альберта Вандаля « Возвышение Бонапарта». Короче, еще пятнадцать лет страна «изнывала от деспотии и тирании» сначала первого консула, а затем императора Наполеона Первого. И вот он низложен. На опустевший трон монархи абсолютистской Европы возводят Людовика Восемнадцатого, а с ним к власти приходят эмигранты, которые «ничему не научились и ничего не забыли». Самое время прижать "рабов, трепетавших под пятой тирана". Привыкли, куда денутся? Бывшие аристократы рады были получить отнятые еще в 1789 году привилегии. Хотят и не могут. А потому вводится такая либеральная конституция, что год спустя, вернувшийся с острова Эльба Наполеон с помощью талантливейшего из либералов Бенджамена Констана пытается сделать ее еще более либеральной. Ведь народ отверг Бурбонов, даже не посмотрев на те вольности, что получил из их рук. Трудятся, и ничего не выходит. Дальше лишь анархия.
Где же логика? В лоне тирании вырос свободолюбивый народ!!? Она в том, что как бы не был крут нрав у императора Наполеона Первого, он оказался создателем новых систем. "Кодекс Наполеона", первейшая из них, стала основой для образования гражданского общества, на базе которого только и возможно построить общество свободных людей. Авторитет знаний стал непререкаем, а избрание в члены Института великой честью. Орден Почетного Легиона давался не только за храбрость на поле боя. Пестоллоци получил его из рук Императора за реформу образования. Ну, и многое другое.
Наполеоновская Империя, просушествовала недолго. Чуть больше десяти лет. Но еще полвека будут дрожать троны от одного упоминания о"тиране" Наполеоне. А чего бы им дрожать, если он был таким же, как они? Еще лет сто, а то и больше созданные им системы, государственные институты, будут постепенно вводится по всей Европе, шагающей к свободе и демократии.
И вот Россия. Почти двести лет спустя. Десять-пятнадцать лет болтовни и воровства закончились ничем. Опять диктатура, хотя и не гласная. Опять тебуют, просят, дайте, мол, свободы. И не получают.
И не получат. Потому, что, даже если на минуту представить, будто к власти пришли другие люди, системы формирующие людей, экономику, политику остались прежние. Родом из СССР. Все также ненавидят США и скрупулезно копируют эту ненавистную страну во всем. Гибриды же советских и американских систем – это монстры. А ведь полагали, что все пойдет как по маслу, стоит только рот открыть. Сначала открыли, потом пришлось прикрыть. Деньги и компании отбирать легко. Прижать к ногтю мыслящего, свободолюбивого человека гораздо сложнее. А последних оказалось совсем немного. Думать было некогда. Все бабло зарабатывали. Потому и лицензию на свободу аннулировали также легко, как и выдали.
Другой пример, Китай. Ну, нет там демократии и свободы. Свободный рынок в этой стране больше напоминает невольничий. Компартия всему голова. И это плохо. Не спорю. Но в нашем Израиле полно китайских рабочих. Выходит, в Поднебесной не так строги эмиграционные законы , как в СССР. В израильских университететах стажируется и учится не мало китайских студентов и ученых. Наверняка их еще больше в Европе и США. И они вовсе не эмигранты. Значит, не очень-то боятся в КНР чужеродных влияний и враждебных идеологий. В самом же Китае, как выяснилось совсем недавно, более трех процентов населения (от полутора-то миллиардов!!!) музыканты. И из них около пяти миллионов (!!!) музыканты международного класса. Об экономике и говорить не надо. Рост "всего" восемь процентов. И это во время сильнейшего мирового кризиса. Ну, нет у меня ответа. К чему это приведет страну?
Но следует понять и другое. Были ведь и другие альтернативы этому пути. Первый, еще одна попытка вместе с Северной Кореей воплотить в жизнь что-нибудь созвучное идеям Чуч Хе. Второй - путь все той же России. Вообразить себя четвертым Римом. И, ничего не создавая, поболтать, побузить и разворовать. Повторяю, Китай сегодня – не рай земной. Скорее чистилище. Нет, нет там свободы. Да и коррупция бьет все рекорды. Но есть и ощущение, надеюсь не напрасное, что перемены, происшедшие в стране меньше, чем за тридцать лет, продвинут ее и к свободе. Потому, что страна не стоит на месте. Растет ее интеллектуальный, а потому и экономический потенциал. И никакие партии не способны удержать динамично развивающуюся страну в старых отживших рамках.
Понятно, хочется всего сразу и бесплатно. Но так же как нельзя жить в непостроенном доме, нельзя питаться невыращенными фруктами, невозможно и пользоваться свободами (личной, экономической и политической), если не созданы соответствующие структуры, системы. Строить, создавать надо, господа.
Так, что меня убеждать не надо. СВОБОДА – это замечательно. Только она не просто выбор, а результат работы. Кстати, а во многих ли странах сегодня существует то, что можно, хоть приблизительно назвать свободным обществом, свободной экономикой, политикой? В Азии не наберется и трети. В Африке и того меньше. В Америке и Европе, с учетом всего сказанного выше в лучшем случае половина. Выходит, поленились. А может быть, у людей есть еще какие-нибудь, более важные ценности?

Опубликовано на Порталусе 24 апреля 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама