Рейтинг
Порталус

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА – НОВАЯ ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА

Дата публикации: 30 мая 2009
Автор(ы): Борисенко О.А.
Публикатор: olenka_b
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1243659460


Борисенко О.А., (c)

Введение
Современный этап политического развития не мыслим без конструктивного диа-лога, который обеспечивается высоким уровнем интеллекта заинтересованных сторон, так как способствует публичному выражению взглядов, мнений, оценок, стилей поли-тического мышления субъектов, достижению их согласия, вырабатывая программу и механизм политической деятельности.
Сегодня динамика геополитических изменений, проблемы самоидентификации государств, высокий уровень научных исследований в экономической, технической сферах определяют необходимость переосмысления социальных связей и политическо-го партнерства. В силу сказанного политический диалог становится крайне важным конструктивным явлением в современной политической жизни.
До сих пор в мировой политической практике только западная культура находила самореализацию, навязывая свои принципы другим в качестве универсальных. Признавая равноправие политических культур нельзя не признать и право на самореализацию. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества[1].

ШОС, созданная в июне 2001 года, объединяет государства (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан), которые придерживаются сходных взгля-дов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подхо-ды к решению международных и региональных проблем. Другая ее задача – укрепле-ние регионального экономического и культурного сотрудничества. ШОС никому не противопоставляет себя, она нацелена на позитивное решение конкретных проблем в интересах стран-членов.
В декларации Шанхайского саммита (июнь 2006 г.), в частности, говорится: За-лог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует «шанхайскому духу», для которого характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию. Все это имеет крайне важное значение для поис-ка мировым сообществом новой, неконфронтационной модели межгосударственных отношений, которая бы исключала мышление времен «холодной войны», стояла бы над идеологическими различиями[2].
В политическом диалоге присутствуют противники, которые выступают в качестве носителей противоположных идеологий и интересов в рамках единой социально-политической ситуации.
Сегодня многие страны и международные организации проявляют заинтересо-ванность в сотрудничестве с ШОС. А скептическое отношение к ней со стороны Запа-да сменилось нацеленностью на снижение ее дееспособности. Для этого предпринимаются попытки вовлечь членов ШОС в двусторонние отношения с США, Евросоюзом, НАТО и Японией и создать альтернативные ШОС межгосударственные объединения в регионе (проекты «Большой Ближний Восток», «Каспийский страж», «Большая Центральная Азия» и т. п.). А также сформировать в глазах мирового общественного мнения отрицательный образ ШОС. Для этого заведомо искажаются цели и направленность мероприятий, проводимых в рамках Организации по противодействию терроризму и экстремизму. Многие западные политологи говорят о тенденции превращения ШОС в антиНАТО.
Интересы государств – участников ШОС заинтересованы в сотрудничестве с За-падом, поэтому превращение организации в антизападную или антиамериканский блок обречены на провал. Вначале Америка не придавала серьезного значения шанхайскому процессу. Одни отводили ШОС роль дискуссионного клуба, и не более того. Другие видели в ней попытку Москвы и Пекина расширить влияние в Центральной Азии, но считали, что она обречена на провал, так как обе страны обладают недостаточными ресурсами, а их интересы во многом противоречат друг другу. Однако после того как Шанхайская организация сотрудничества в достаточной мере консолидировалась и желание присоединиться к ней высказали многие государства региона, отношение изменилось.
Политический диалог основывается на следующих принципах: научности; пар-тийности; единства теории и практики; признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. Искажение любого из этих принципов приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, что, в конечном счете, ос-лабляет развитие демократии. Так и в основе организации лежат четкие и ясные прин-ципы. ШОС - это организация нового типа, которая удачно сочетает в своей деятельно-сти такие принципы, как равноправие всех участников, взаимное уважение, учет осо-бенностей национального развития. Практически это уже своего рода целостные ори-ентиры ШОС, которые и будут определять привлекательность Организации в глазах мировой общественности. В процессе политического диалога достигается согласие ме-жду субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества.
Сегодня основными направлениями деятельности ШОС являются обеспечение коллективной безопасности, стабильности, экономического развития Центральной Азии, совместное планирование и проведение антитеррористических мероприятий, сотрудничество в гуманитарной сфере, гармонизация национальных законодательств. Организация не только внесла весомый вклад в снижение политической напряженно-сти в регионе, но и превратилась в серьезную конструктивную силу на международной арене. Это пример успешного сотрудничества стран с разными цивилизационными моделями, социальным строем и идеологией. Расширение круга наблюдателей за счет таких непохожих друг на друга стран, как Индия, Монголия, Иран и Пакистан, — свидетельство притягательности для них принципов «шанхайского духа[3].
Несмотря на заявляемое равенство всех членов организации понятно, что на дан-ный момент ШОС является отражением подходов самых крупных ее членов – России и Китая – обе страны постоянные члены Совета Безопасности ООН, обе - ядерные дер-жавы. На сегодняшний день интересы России и Китая в Центральной Азии пока не столь сильно сталкиваются. Наоборот, всячески демонстрируется прогресс в развитии отношений: 2006 год стал годом России в Китае, 2007 – годом Китая в России. С прие-хавшим на открытие года Китая председателем КНР Ху Цзиньтао были достигнуты многочисленные соглашения о сотрудничестве в различных областях[4]. Товарооборот между двумя странами с нынешней цифры в чуть более $30 млрд., по словам Дмитрия Медведева, будет в скором времени увеличен до $60 млрд. Тем не менее, подобное со-гласие двух амбициозных и экономически растущих стран вряд ли сможет продолжаться слишком долго.
В процессе политического диалога различают лояльные и нелояльные приемы его проведения. Лояльные приемы: концентрация аргументов в свою пользу; аргументы должны быть систематизированы по объективности и фактической основе; поиск слабых аргументов в политической позиции противника; никогда не доказывать очевидного, ясного для аудитории, что приводит к профанации позиции субъекта по-литического диалога. Нелояльные приемы: уклонение от предмета обсуждения политического диалога; обращение к личностным характеристикам спорящих; привлечение аудитории для поддержки своей политической позиции; угроза применения силы: от угрозы сворачивания политического диалога до физической расправы над политическим оппонентом[5].
Так как сегодня повысилась ответственность каждого государства в геополитиче-ском масштабе, необходимо говорить и о таком факте как политическая культура, ко-торая не только обеспечивает диалог, но и способствует его реализации. Но здесь есть одно «но». Политическая культура не может быть безличностной, абстрактной. Она субъектно-определена. Это наиболее ярко представлено в личностно-ориентированной ШОС. Конструктивность политического диалога позволила поднять на новый уровень торгово-экономические связи между государствами-членами, осуществить развертыва-ние регионального экономического сотрудничества. А на уровне региональных соци-альных, политических и философских исследований появилось новое понятие – транс-граничье. Таким образом, тенденция ШОС на выстраивание собственной системы ре-гиональной международной безопасности в перспективе может выйти за рамки Цен-тральной Азии и распространиться на сопредельные азиатские регионы.
Для России ШОС отвечает долговременным политическим интересам на между-народной арене, способствует продвижению и укреплению позиций в Центральной Азии и вокруг этого региона. ШОС рассматривается Москвой в зависимости от контекста как одна из основных опор многополярного мироустройства в будущем, либо как эффективный инструмент проведения своих интересов в мире «управляемой однополярности[6].
Конструктивность политического диалога позволила поднять на новый уровень торгово-экономические связи между государствами-членами, осуществить развертыва-ние регионального экономического сотрудничества. А на уровне региональных соци-альных, политических и философских исследований появилось новое понятие – транс-граничье. На уровне международной политической жизни, как отмечает обозреватель газеты АПН Казахстан Я. Бутаков, ШОС откровенно заявляет свою обоснованную пре-тензию на урегулирование региональных конфликтов и противоречий собственными силами. Об этот говорит тот факт, что страны ШОС готовы сами наводить порядок в своем евразийском доме, не прибегая для этого к помощи сторонних помощников.
Не менее важным для жизнедеятельности государств-членов ШОС и их народов является гуманитарная составляющая. В ШОС объединились уникальные цивилизации и их тесное сотрудничество неизбежно будет источником обогащения каждой в от-дельности. Интеграция научных потенциалов закономерно будет способствовать развитию инновационных технологий во всех сферах жизни обществ. Наметилось продвижение участников ШОС в области обучения молодежи и подготовки кадров. Важным фактором обеспечения будущего ШОС, создания прочной социальной базы может стать организация Молодежной ассоциации сотрудничества.
Первообраз ШОС - это механизм «Шанхайской пятерки». Начало процессу шан-хайского сотрудничества было положено усилением доверия и сокращения военных сил в районе границы между Китаем и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном. После соглашений 1996 и 1997 годов («Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы» и «Соглашение о взаимном сокращении военных сил в районе границы») начался устойчивый процесс сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания. Возник тот феномен, который теперь называется духом Шанхая. Именно в нем состоит основной потенциал этой организации, где все равны и уважаемы, где к мнению каждого участника прислушиваются и учитывают его не формально, а для достижения общего согласия. Главным в принятии любого решения ШОС является то, что называется институтом консенсуса. Хочу подчеркнуть: именно консенсуса, а не компромисса. Компромисс более зыбкое, а консенсус более прочное и целостное понятие, хотя, может быть, оно для понимания сложнее, чем компромисс. Образно говоря, компромисс – нечто связанное с давлением извне, а консенсус – когда к согласию приходят по внутреннему убеждению.
ШОС имеет все шансы стать механизмом, через который будет происходить пе-реформатирование евразийской подсистемы международных отношений в ближайшие десятилетия с учетом растущего глобального влияния России, Индии и Китая. Это мо-жет быть организация, действующая на основе неких рамочных соглашений, общих для всех ее участников и направленных на разрешение существующих и предотвраще-ние потенциальных конфликтов в зоне ответственности. Выработать некие правила региональной безопасности для нашего региона в новых геополитических условиях - наподобие Хельсинского акта 1976 года - это могло бы стать важнейшей задачей ШОС[7].
ШОС в отличие от ОДКБ и НАТО не имеет четко выраженного лидера: соперни-чество России и Китая, о котором было упомянуто выше, будет создавать определенно-го рода проблемы при выработке решений по ключевым вопросам. Включение в орга-низацию Индии, Ирана и Пакистана лишь умножит различие мнений и направлений, а также, скорее всего, может привести к созданию соперничающих блоков уже в самой организации (чему будет способствовать США). В военном плане сама ШОС сравнить-ся с НАТО так же, как и ОДКБ, не может - (вся военная составляющая ШОС заключена в Региональном антитеррористическом центре и совместных учениях по противостоя-нию террористическим угрозам). По мнению эксперта Центра стратегических исследо-ваний при президенте Республики Таджикистан Вафо Ниятбекова, ШОС все больше приобретает политический вес, поэтому ее в данном контексте можно рассматривать, как противовес присутствию США и Западу в регионе, но эта организация не может быть противовесом НАТО[8]. Политике НАТО и США, на данный момент, эти две ор-ганизации могут противостоять лишь на политическом уровне.
ШОС пользуется повышенным вниманием со стороны ключевых факторов меж-дународной политики с самого момента создания организации. Не снижается этот ин-терес и сейчас. Так, например, государствами-наблюдателями при ШОС являются Ин-дия, Иран, Монголия и Пакистан. Пакистан подал заявку на вступление в ШОС и его в этом стремлении поддерживает Китай. Неофициально о желании присоединения заяв-ляет и Индия. Учитывая непростые отношения между Индией и Пакистаном членство обоих государств в ШОС представляется возможным лишь при одновременном их вступлении.
Уже вышесказанное дает нам основание заметить о специфике политического диалога формирующегося в рамках ШОС, которая определяется: конструктивностью мышления (которое предполагает многоплановость и многооспектность), а отношения строятся в рамках партнерства (а не союза, в котором нет уже заложенного равенства). Это говорит о том, что современный этап политического развития не мыслим без нового механизма политического диалога, который обеспечивается высоким уровнем интеллекта заинтересованных сторон, так как способствует публичному выражению взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов, достижению их согласия, вырабатывая программу и механизм политической деятельности.
Выводы
Завершается институциональное строительство ШОС, идут поиски новой модели регионального диалога и сотрудничества. Шанхайская организация выдержала испытания в условиях стремительно меняющейся международной ситуации и показала себя жизнеспособной и перспективной структурой. Теперь, когда она выходит на полномасштабное сотрудничество в нашем регионе, появляется необходимость в полной мере задействовать естественные преимущества Шанхайской организации: обширное экономическое пространство, огромные природные и человеческие ресурсы. Это будет содействовать скорейшему достижению реальных результатов в торгово-экономической сфере, подъему жизненного уровня населения государств-членов ШОС.
Определились ближайшие приоритеты сотрудничества. Основные усилия будут сосредоточены на обеспечении условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий, на формировании необходимой совместной нормативно-правовой базы и гармонизации соответствующего законодательства участников. На новый уро-вень выйдет сотрудничество в области энергетики, разработки полезных ископаемых. Большое внимание уделяется агропромышленному комплексу, развитию пищевой про-мышленности и налаживанию взаимодействия в сфере высоких информационных тех-нологий.
По справедливости приоритетными становятся также вопросы охраны окружаю-щей среды, сохранения экологического баланса, рационального и эффективного ис-пользования водных ресурсов, освоения пустынных земель. В число приоритетных включено сотрудничество в рамках ШОС в области культуры, образования, здраво-охранения, спорта, а также укрепление дружественных связей между народами госу-дарств-членов организации.
Названные приоритеты и направления требуют детальной разработки механиз-мов их реализации. Поэтому на новом этапе сотрудничества принципиальным стано-вится усовершенствование конкретных механизмов взаимодействия на основе единых международных стандартов, которым Кыргызстан неуклонно следует с учетом его членства в ВТО и других международных организациях. Необходимость такого под-хода вызвана форматом интеграции, который определяется тем, насколько далеко государство продвинулось в объединении и в соответствии с системой, разработанной ВТО[9].
В условиях развитой демократии различие в политических позициях естественно, но существует достаточно разработанная процедура политического диалога, который способствует преодолению противоречий, кроме того, сама политическая среда ориентирована на осуществление диалога, поскольку разрыв между действительностью и проблемным пространством политики не так велик. Когда политические проблемы не связаны с кризисностью социокультурной целостности, они вполне разрешимы в рамках диалога.
Шанхайская организация сотрудничества при умелой реализации ее политиче-ского и экономического потенциала, может стать мощным международным центром силы, что полностью укладывается в концепцию многополярного мира. Вместе с тем, эта организация не есть панацея для решения всех проблем Центральной Азии. У Рос-сии исторически сложились устойчивые двусторонние политические и экономические связи со всеми государствами-участниками ШОС, в том числе с Китаем, на уровне стратегического партнерства, которые развиваются со значительно большей эффектив-ностью, чем в рамках ШОС. Поэтому развитие многостороннего сотрудничества в рам-ках Шанхайской организации не должно вестись в ущерб двусторонним связям. Более того, развитие двустороннего сотрудничества России с другими государствами организации должно стать основой для планомерного расширения многостороннего сотрудничества в Центральной Азии. В немалой степени развитие Шанхайской организации сотрудничества поможет общемировому процессу установления нового – более справедливого и более современного – международного порядка.
Сейчас, когда реанимируются утверждения о якобы непреодолимых культурно-цивилизационных различиях между государствами, Организация демонстрирует пре-красный пример равноправного партнерства на евразийском пространстве. Партнерст-ва, стратегической целью которого является укрепление региональной безопасности и стабильности, содействие экономическому процессу и интеграционным процессам при сохранении национальной и культурной самобытности каждого из государств. Сформулированные в Шанхае задачи реально воплощаются в жизнь. Создана прочная база для того, чтобы ШОС вышла не только на качественно новые рубежи сотрудничества, но и значительно увеличила свой вклад в решение глобальных проблем современности. Залогом этого служит реальное устремление всех участников Организации к совместной работе и солидарным действиям.
Литература:
1. Политический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.33333.ru, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Официальный сайт саммита ШОС 2006г. [Электронный ресурс] – Режим досту-па: http:// www.english.scosummit2006.org, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус., анг.
3. Официальный сайт газеты «РФ сегодня» №12,2006г. [Электронный ресурс] /Л.Глазкова «ШОС займется парламентской дипломатией» – Режим доступа: http:// www.russia-today.ru/2006/no_12/~12_content.htm, свободный.– Загл. с экра-на. – Яз. рус.
4. Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rian.ru/world/foreign_russia/20070321/62323033.html, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Политический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.mirslovarei.com, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Опциальный сайт телеканала «ЗВЕЗДА» [Электронный ресурс] / «Владимир Путин выступил с инициативой создания Энергетического клуба ШОС» 15.06.2006 – Режим доступа: http://www.tvzvezda.ru/?id=125583, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Центр Азия [Электронный ресурс] /А.Князев: ШОС – не интеграционное объе-динение и никогда таковым не будет 13:38 13.10.2007 – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1192268280M, свободный.– Загл. с экра-на. – Яз. рус.
8. Информационное агентство Regnum [Электронный ресурс] / Центр стратегиче-ских исследований: ШОС все больше приобретает политический вес – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/649558.html, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус., анг.
9. Официальный сайт журнала Стратегия России №4 Апрель 2006г. [Электронный ресурс] /М. Чанаев «Форматы интеграции» – Режим доступа: http:// www. sr.fondedin.ru, свободный.– Загл. с экрана. – Яз. рус.

Опубликовано на Порталусе 30 мая 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Политический диалог, ШОС



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама