Рейтинг
Порталус

Роль органов местного самоуправления в процессе становления гражданского общества в Приднестровской Молдавской Республики

Дата публикации: 07 сентября 2010
Публикатор: tatiwev
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1283840872


РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ПГУ им. Т.Г. Шевченко
преподаватель кафедры
политологии и социологии
С.А. Мензарарь
Приднестровская Молдавская Республика является молодым суверенным государством, которое на протяжении 20 лет развивается в условиях политической непризнанности. С момента образования Приднестровская Молдавская Республика стремится сформировать правовое государство на базе развитого гражданского общества.
На современном этапе в Приднестровском государстве отсутствует целостная картина строительства гражданского общества. Между тем исторический и мировой опыт показывает, что без сильного гражданского общества Приднестровская Молдавская Республика не может быть процветающей и благополучной страной, более того, в условиях кризиса слабость гражданского общества может привести государство и общество к крушению. Поэтому выработка комплексной программы строительства гражданского общества в Приднестровской Молдавской Республике является актуальной задачей государственных и общественных институтов. Роль и значение местного самоуправления в этом процессе сложно переоценить, так как дееспособность государства во многом определяется эффективностью местного самоуправления, которое является, на наш взгляд, высшей формой организации гражданского общества. По мнению профессора Н.С. Бондарь «одним из конституционных значений сущности местного самоуправления является то, что оно (местное самоуправление) является важнейшим институтом гражданского общества». Таким образом, на формирование гражданского общества воздействует и муниципальная власть, а местное самоуправление становится одним из инструментов формирования гражданского общества.
Местное самоуправление в Приднестровской Молдавской Республике является одной из важнейших составляющих основ конституционного строя государства. Статья 7 раздела I «Основы конституционного строя» Конституции Приднестровской Молдавской Республики, провозглашает, что в ПМР «признается и гарантируется местное самоуправление, состоящее из Советов народных депутатов и органов территориального общественного самоуправления, которые непосредственно или через избираемые ими органы самостоятельно решают социальные, экономические, политические и культурные вопросы местного значения».
В структуру местного самоуправления Приднестровского государства входят:
1) местные Советы народных депутатов;
2) органы территориального общественного самоуправления (Советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др.);
3) институты прямого волеизъявления и участия в местном самоуправлении граждан (местные референдумы, собрания или сходы граждан, выборы и т.д.).
В соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики местные Советы народных депутатов избираются гражданами, постоянно проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. В районные Советы народных депутатов входят по два представителя от каждого населенного пункта района: председатель сельского совета села или поселка и один депутат, избранный населением села, поселка, а также одна часть избирается по одномандатным округам, образуемым на территории города. Городские Советы народных депутатов формируются по следующей схеме: по одному депутату от сельских, поселковых советов, входящих в состав городов и по одному депутату от 2500 избирателей.
Основной организационно-правовой формой работы местного Совета является сессия, во главе Совета стоит председатель, который избирается депутатами и постоянным действующим органом является президиум. По мере необходимости создаются постоянные комиссии Совета:
- по вопросам сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, природопользования и охраны окружающей среды;
- по вопросам промышленности, строительства, связи, транспорта, дорожного и коммунального хозяйства;
- по вопросам законности и правопорядка;
- по вопросам молодежи, семьи и детства;
- по вопросам планирования бюджета, финансам, приватизации и предпринимательства;
Постоянные комиссии рассматривают предложения и жалобы граждан, принимают участие в разработке мер по реализации наказов избирателей, рассматривают вопросы развития соответствующих отраслей государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства.
Конституция Приднестровской Молдавской Республики дает право своим гражданам активно участвовать в решении вопросов местного значения путем создания органов территориального общественного самоуправления, таких как Советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др. Право на участие в данных органах принадлежит всем гражданам, проживающим в границах определенной территориально-административной единицы. Основными задачами органов территориального общественного самоуправления являются решение жилищно-бытовых вопросов граждан, создание благоприятных условий труда, отдыха населения. Однако данное право не используется в полной мере гражданами Приднестровья. Основными причинами такого положения являются сложная политическая, экономическая обстановка в республике, нежелание граждан активно участвовать в решении общественных вопросов, отсутствие веры граждан в возможность самостоятельно изменить ситуацию, финансовая несостоятельность органов территориального общественного самоуправления, недостаточное законодательное регулирование данного вопроса.
Кроме местных Советов народных депутатов в ПМР созданы государственные администрации городов и районов, которые входят в единую систему исполнительных органов государственной власти, которую возглавляет Президент. Глава государственной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Местные администрации не являются органами местного самоуправления в силу того, что решения принимаются не самой администрацией, а определен¬ным должностным лицом – главой государственной администрации, который осуществляет функции местной исполнительной власти. Государственная администрация организует выполнение решений Советов народных депутатов, вышестоящих органов государственной власти и управления.
Местное самоуправление строится и функционирует на основе базовых принципов и положений, в частности:
- принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территории;
- организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
- законность в организации и деятельности местного самоуправления;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций.
Составляя первооснову демократического государства, органы местного самоуправления ПМР выполняют целый ряд важных функций: разрабатывают целевые программы социально-экономического развития; следят за эффективным использованием муниципальной собственности; планируют местный бюджет; устанавливают размеры местных налогов и сборов с целью создания стабильных источников налоговых поступлений; следят за организацией транспортного, коммунального обслуживания; занимаются оценкой природно-ресурсного потенциала, защитой окружающей среды и решением экологических проблем, а также решают вопросы, связанные со сферой образования, здравоохранения, охраны памятников культурного и исторического наследия.
Однако, несмотря на законодательное закрепление основ местного самоуправления, практическое применение государственно-правовых норм показывает, что в достижении эффективного функционирования местного самоуправления в ПМР существует ряд проблем. В идеальной политической системе органы местного самоуправления должны взаимодействовать и сотрудничать с местным государственным управлением, но в политической практике, сложившейся в Приднестровье, такой уровень деятельности институтов самоуправления еще не достигнут. Советы народных депутатов выступают в качестве представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а государственные администрации являются органами государственного управления. Сложившаяся система местного самоуправления в ПМР препятствует повышению активности граждан, не вовлекает их в процесс решения местных вопросов, что приводит к тому, что «самая близкая к человеку власть», по сути, оторвана от человека.
Таким образом, на пути построения гражданского общества необходимо решить ряд насущных проблем. Во-первых, необходимо создать прочную законодательную базу местного самоуправления, усовершенствовать материально-финансовые основы его функционирования. Во-вторых, органы местного самоуправления в процессе своей деятельности должны использовать различные механизмы взаимодействия с гражданами, всячески привлекать их к участию в местном самоуправлении: устанавливать обратную связь с населением, организовывать различные «горячие» линии, интерактивные опросы, информировать население обо всех принимаемых решениях и давать полный квалифицированный комментарий этих решений, организовывать обсуждение проектов решений, использовать другие механизмы взаимодействия с населением. В-третьих, необходимо расширить сотрудничество с другими неправительственными и общественными организациями, что будет способствовать развитию гражданского общества и демократии в Приднестровской Молдавской Республике.


Опубликовано на Порталусе 07 сентября 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама