Рейтинг
Порталус

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Дата публикации: 09 июня 2016
Автор(ы): Винокурова Инна Владимировна
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Беларусь в мире, 2004-12-31
Номер публикации: №1465481319


Винокурова Инна Владимировна, (c)


Винокурова Инна Владимировна, аспирантка кафедры международных отношений Белгосуниверситета, г. Минск.

Нарастающая угроза международного терроризма наносит чувствительный удар по современной системе международных отношений и международной безопасности, мировой финансовой и информационной системе. Это обстоятельство обусловливает необходимость углубленного изучения терроризма как специфического социально-политического явления.

Именно потому, что международный терроризм представляет серьезную угрозу для безопасности как отдельных государств, так и всего международного сообщества в целом, со стороны правительств, аналитиков, спецслужб и экспертов уделяется большое внимание в том числе возможности применения "экзотических" видов оружия (биологического, химического, ядерного и электронного) со стороны террористических организаций.

События последних лет, связанные с активизацией действий террористических организаций, их неоднозначная оценка мировым сообществом и некоторыми региональными силами заставили более пристально взглянуть на проблему международного терроризма с точки зрения социальных и политических аспектов. При этом особый интерес представляет рассмотрение отношения к терроризму как фактору внешней и внутренней политики отдельных стран. В частности, такой подход показывает, что США используют угрозу терроризма для оправдания проведения серии спорных в политическом плане действий, включающих ужесточение иммиграционного законодательства, ограничение гражданских свобод, увеличение ассигнований, направленных на усиление военного потенциала и активизацию деятельности спецслужб.

Одним из соображений, побуждающих к особо критическому анализу проблемы терроризма на примере США, является предположение, что причины возникновения и распространения терроризма, а также его использования в качестве политического инструмента воздействия нужно искать не только в социальных условиях и процессах, складывающихся в современном обществе. Важным аспектом является анализ проблем, требующих принятия четких политических решений, затрагивающих сферу внешней политики США и международного сотрудничества, что отражается в пересмотре стратегически важных пунктов по укреплению безопасности в наиболее уязвимых областях.

В частности, со стороны США особое внимание было уделено укреплению безопасности в сфере авиалиний и аэропортов, что, в свою очередь, привело к пересмотру законодательства по укреплению пограничного контроля, ужесточению эмиграционных процедур и процедур подготовки персонала, задействованного в авиаиндустрии. Согласно данным газеты "The Times", в качестве одной из антитеррористических мер в период 2001 - 2003 гг. правительством США было выделено примерно 3 миллиарда долларов на упрочение безопасности в аэропортах и на авиалиниях.

Сегодня Соединенные Штаты заняли весьма жесткую и недвусмысленную позицию в отношении терроризма. Во многом по их инициативе разрабатываются и реализуются антитеррористических меры на региональном и международном уровнях. Широкое распространение в ряде государств получила практика использования новых технологий для установления личности и ужесточения процедур прохождения регистрации и оформления в аэропортах. Эта система выступает как часть межнационального экспериментального проекта под названием "Погранично-регистрационная инициатива", в которой в настоящее время задействовано 18 государств под эгидой Министерства пограничных войск Германии.

Расширение Евросоюза и включение в него новых членов в мае 2004 г. явилось предпосылкой

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

для дальнейшего анализа и пересмотра иммиграционного законодательства, мер по укреплению границ. Обсуждение вопросов, связанных с ужесточением регулирования деятельности и местонахождения нелегальных мигрантов на территории других государств, по- прежнему вызывает озабоченность и полемику в широких кругах мировой общественности.

Неоднозначно были восприняты некоторые факты, касающиеся изменения иммиграционных законодательств с целью недопущения проникновения нелегалов на территорию отдельных стран. Ярким примером явилась разработка проекта под названием US-VISIT, который предполагает реализацию технологии усовершенствования процедуры по установлению личности посетителей США и ужесточение мер по приобретению статуса иммигранта. Планируется, что в дальнейшем эта программа получит распространение в других государствах с учетом применения новой биометрической технологии по установлению личности. Применение такой методики, по прогнозам экспертов, может сказаться не только на усложнении процедуры идентификации, но и на увеличении стоимости гражданских паспортов.

Обращают на себя внимание существенные изменения в политическом поведении отдельных государств в контексте борьбы с терроризмом. Ранее США и некоторые другие страны, например Израиль, главное внимание уделяли борьбе с терроризмом, поддерживаемым или поощряемым тем или иным государством. Вместе с тем сами они поддерживали (а в некоторых случаях организовывали или поощряли) акты международного терроризма, направленные против их "потенциальных противников" - ряда "проблемных" стран (Ливии, Сирии и др.). Поддержка терроризма на государственном уровне препятствовала формированию единого фронта государств в борьбе с этим злом, предоставляя террористам возможность уйти от ответственности за содеянное, накопить силы для нанесения новых ударов.

Со времени сентябрьских событий в Нью-Йорке и Вашингтоне общепринятые представления о мотивах и истоках такого рода ужасающего террористического акта коренным образом изменились. В сущности, сам теракт представлялся многим обозревателям определенной реакцией на активистскую силовую политику, проводимую США. Вполне очевидно, что Соединенные Штаты, как, впрочем, и другие государства, в своих внешнеполитических воззрениях и устремлениях преследовали прежде всего собственные национальные интересы. Однако, как показала действительность, эти интересы часто не совпадали с интересами и желаниями арабских лидеров, а нередко и прямо противоречили им. Например, США преследовали собственные цели, добиваясь недопущения аннексии Кувейта Ираком в 1991г., их позиция была в значительной мере мотивирована стремлением установить контроль над нефтяными ресурсами.

Существуют обоснованные предположения, что многолетняя американская позиция в направлении поддержки Израиля, содействия диктаторским режимам в мусульманских странах, подготовила почву для недовольства действиями американцев на Среднем Востоке. Протест созревал долгое время и разразился громовым ударом 11 сентября. По мнению некоторых экспертов, события 11 сентября явились определенным доказательством преобразования террористической организации "Аль-Каиды" в важнейший феномен политической жизни, что так или иначе сказывается на перспективах эволюции современных международных отношений.

Причиной неприязни со стороны арабов и мусульман по отношению к США была не только реакция на проводимую американцами политику, которая на протяжении многих лет была далеко не проарабской или промусульманской. По сути, такое предубеждение явилось также результатом манипулирования со стороны представителей некоторых групп населения в арабском обществе, групп, которые использовали антиамериканизм в качестве маневра с тем, чтобы отвлечь внимание от гораздо более серьезных проблем в арабском мире.

Американские политики и эксперты не всегда должным образом учитывают эту особенность при разработке подходов, направленных на предотвращение терроризма. Новые попытки политики умиротворения со стороны Америки могут спровоцировать дополнительный повод для радикалов на Среднем Востоке утвердиться во мнении, что их антиамериканская стратегия вполне успешна, что она позволяет добиваться уступок со стороны единственной сверхдержавы. На одном из веб-сайтов, который американское правительство квалифицировало как "джихадский", Хани Аль-Сибаи, директор Аль- Мадридского центра исторических наук в Лондоне, заявил, что Ирак не только стал полем сражения, но и явился благодатной почвой для любого исламистского радикального движения, которое рассматривает джихад в качестве приоритетной меры борьбы. Он отметил, что продолжение антиоккупационного противоборства будет способствовать объединению

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

разрозненных террористических группировок в одно большое движение или организацию и подчеркнул, что "даже если американские военные уничтожат всех лидеров "Аль-Каиды" идея изгнания оккупантов и неверных с территории арабских территорий и всех исламских государств будет всегда присутствовать"1 .

Тоталитарное учение о новом исламском возрождении стало некой загадочной идеологией, выдвинутой в противовес новому мировому порядку. В Европе радикальный транснациональный ислам отделился от своих стран происхождения и постепенно распространяется повсеместно. По мнению директора французского Национального центра научных исследований О. Роя, лидеры радикальных группировок, большинство из которых принадлежат к среднему классу, имеют неплохое образование, обладают необходимыми ораторскими навыками, владеют современными технологиями, достаточно успешно проводят агитационно-пропагандистскую политику среди молодежи, в основном из неблагоприятных и беднейших слоев.

Уже на протяжении многих лет антиамериканизм является важным политическим средством для слабеющих режимов и политических движений по укреплению своих позиций. Зачастую именно США обвинялись во всех неудачах, имевших место в арабском мире, в том числе нестабильности в политической и социальной сфере, экономической стагнации. Перекладывая ответственность за свои упущения на Вашингтон, арабские лидеры таким образом переводят стрелки с внутренних проблем, существующих в своих странах, на нестабильность внешней обстановки - вместо того, чтобы приложить усилия по расширению приватизации, предоставлению равных прав женщинам, развитию демократических принципов в гражданском обществе, обеспечению свободы слова.

Исторические факты свидетельствуют, что США неоднократно вмешивались в локальные и региональные конфликты, как это было, например, в случае иракского вторжения в Кувейт (1990 - 1991 гг.), событий в Сомали (1991 - 1992 гг.), на Гаити (1994 г.), в Боснии (1995 г.), а затем в Косово. Однако в настоящее время следует обратить внимание на другую сторону конфликта, где Соединенные Штаты все чаще выступают в роли "колониального полицейского". При этом, как отмечают исследователи, существует определенная взаимосвязь между политикой США и развертыванием терроризма, - чем больше расходы Пентагона на исследования и разработки, укрепление превосходства вооруженных сил США в сравнении с армией и флотом любой другой страны, тем больше враги Америки обращаются к использованию необычных методов, чтобы нанести ей ущерб. Свидетельством тому служат и теракты 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Необходимо отметить, что в период 1989 - 2001 гг. администрация Клинтона не уделяла серьезного внимания военному аспекту борьбы с международным терроризмом, ссылаясь на множество других, имевшихся в то время проблем, таких, как этнические конфликты, распространение вооружений, политическая и финансовая нестабильность, "государства- банкроты", последствия природных изменений, инфекционные заболевания, бедность и др. За эти годы всего несколько раз предпринимались малоэффективные попытки увеличить бюджет антитеррористической деятельности и провести спецоперации по отслеживанию и выявлению террористических групп и баз с целью ликвидации их лидеров.

Обращаясь к исторической ретроспективе событий, связанных с терроризмом, следует отметить, что во время первой террористической атаки на торговый центр в Нью-Йорке в феврале 1993 г. было убито 6 американцев и около сотни ранено. При проведении расследования теракта было арестовано несколько подозреваемых, при этом один из них (Р. Юссеф) уже тогда упоминал Усаму бен Ладена, хотя причастность последнего к теракту доказана не была.

Затем в 1996 г. террористы атаковали американский военный комплекс в Саудовской Аравии, в результате чего было убито 19 американцев. Ответственность за этот теракт не взяла на себя ни одна террористическая организация. Вместе с тем именно в этом году бен Ладен объявил священную войну Америке, поводом для которой послужил отказ американцев вывести свои войска из Саудовской Аравии. В конце 1998 г. произошли взрывы в посольствах США в Кении и Танзании, где погибло 263 человека. В своем обращении бен Ладен упомянул, что убийство американцев - не только военнослужащих, но и мирных жителей, включая женщин и детей - личный долг каждого мусульманина. Возникшее в средние века учение о джихаде (одним из проявлений которого является война за веру) рассматривает участие в войне как религиозную обязанность мусульманина, а смерть "во имя Аллаха" как наилучший, прямой путь в рай. Напрашивается вывод, что наличие этих положений в самом вероучении избавляет исламских экстремистов от поиска дополнительных аргументов для оправдания насилия против "врагов ислама и мусульман".

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

Накануне президентских выборов в ноябре 2000 г. произошел теракт в порту Адена, был взорван американский эсминец "US Cole", в результате взрыва погибло 17 американских моряков. Были арестованы два потенциальных организатора, которых американцы обвинили в контактах с бен Ладеном, однако доказать это не удалось. В ответ президент Клинтон выдвинул предложение, связанное с проведением антитеррористической операции на территории некоторых "стран-изгоев" из "черного" списка государственного департамента. Однако администрация решила не инициировать войну без убедительных доказательств ответственности за теракт Усамы бен Ладена.

Постановка задачи по реализации мер, направленных против терроризма, путем проведения военных акций перешла по наследству следующей администрации США во главе с Дж. Бушем-мл. В начале 2001 г. план действий, предложенный администрацией Клинтона, был отклонен и охарактеризован как неуместный в новой сложившейся обстановке. Даже при наличии доказательств ответственности бен Ладена за теракт в Йемене в 2000 г. и поступавших предупреждений о возможных террористических акциях на территории США со стороны администрации Буша не последовало адекватной ответной реакции. Причина такого поведения заключалась в озабоченности президента прежде всего амбициозными планами наращивания вооружений и выстраивания силовой конфигурации отношений с союзниками и противниками. В связи с этим, в начале 2001 г. Буш неоднократно отклонял рекомендации по принятию мер против возможных атак со стороны террористических организаций в отношении США.

Таким образом, на начальных этапах проведения внешней политики администрация Буша была менее всего озабочена вопросами борьбы с международным терроризмом, хотя как раз накануне 11 сентября 2001 г. она вырабатывала всеобъемлющую стратегию национальной безопасности. Многие исследователи придерживаются мнения, что жизнеспособность всякой доктрины зависит отчасти от стабильной внутренней поддержки, международной реакции и способности самого государства нести бремя этой стратегии. По сведениям "Washington Post", из 100 встреч на высоком уровне по вопросам безопасности проблема терроризма поднималась в то время всего на двух.

После событий 11 сентября 2001 г. приоритетность внешнеполитических задач склонилась в сторону решения наиболее острой и неотложной проблемы борьбы против международного терроризма и отношений со странами, в той или иной мере причастными к поддержке терроризма, - Афганистаном, режимом Саддама Хусейна, Ираном. Теперь администрация Буша продемонстрировала желание вести активный наступательный стиль в политике, не скованный различными "условностями" международного права и отвечающий лишь национальным интересам США, что наглядно воплотилось в решительных действиях в Афганистане и Ираке и пренебрежительных жестах в адрес ООН.

В значительной мере благодаря ставке команды Буша на борьбу с международным терроризмом американской администрации удалось провести серьезные преобразования в сфере укрепления безопасности. Была разработана целая система действий внутри страны и за рубежом для реализации основного курса на американское доминирование, завуалированное борьбой с международным терроризмом и странами "оси зла". В то время как администрация Клинтона опасалась лишний раз демонстрировать свое превосходство путем прямолинейных действий, Буш поступил решительно, провозгласив право США на проведение односторонних действий по своему усмотрению для защиты интересов американской нации и международного сообщества. При этом ООН, союзники и партнеры США были поставлены перед дилеммой - либо безоговорочно поддерживать США, либо стать едва ли не их противниками.

По мнению Колина Пауэлла, международный терроризм представляет собой многомерную угрозу. Чтобы победить в борьбе с ним, антитеррористическая коалиция должна использовать все доступные инструменты, которыми располагают государства. "Это будет долгая и трудная кампания, которая будет проводиться на протяжении многих лет и на многих фронтах. Для такой операции наша коалиция должна быть гибкой. Сам процесс участия в этой большой глобальной коалиции против терроризма вполне может позволить нам реформировать международные отношения и расширить или создать новые области сотрудничества", - заметил Пауэлл 2 .

Представляется целесообразным отметить, что реакция внутри Америки и со стороны международного сообщества на реализацию "доктрины Буша" по сей день представляется неоднозначной, что выражается в разногласиях по Ираку, Ближнему Востоку и вопросу о степени "многосторонности" в подходах Соединенных Штатов к преодолению широкого круга международных проблем.

По результатам опроса, проведенного год спустя после начала военных действий в Ираке,

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

большинство американцев сходились во мнении о правильности решения относительно этой акции. В то же время, среди опрошенных респондентов во всех других государствах, большинство придерживалось противоположной точки зрения, считая развязывание войны против Ирака противоправной акцией, Это вызвало заметное снижение доверия к Америке, всплеск антиамериканских настроений во многих странах.

Вместе с тем несколько приглушенная реакция и зачастую исключительно риторические возражения со стороны руководства ряда государств на стратегическую доктрину США в полной мере отражают отсутствие эффективных средств международного правоприменения через действующие региональные и международные институты.

Многие аналитики полагают, что исключительно в личных целях президент Дж. Буш придал проблеме борьбы против международного терроризма глобальный масштаб. С учетом широкого освещения в СМИ проблемы укрепления безопасности и силовых структур, всемерное акцентирование террористической угрозы привело к усилению психологического давления на американскую публику разговорами о возможных новых ударах со стороны террористов. Для многих американцев восприятие успеха на международной арене неожиданно стало ассоциироваться не с такими традиционными институтами, как, например, альянс НАТО или стратегический союз с Японией, а с положением в относительно слабых, малозначительных, неустойчивых и бедных странах. Акцент при этом делается на их некую потенциальную способность нанести удар по интересам Соединенных Штатов и их союзников.

Особая сосредоточенность сегодняшней политики США на военной составляющей борьбы с международным терроризмом содержит в себе высокий процент политического риска, поскольку не сулит "чистого выигрыша" (это убедительно показал опыт войны в Ираке), перспектива легкой победы в ведении такого рода действий отсутствует, а долгосрочные негативные последствия интервенционистских авантюр могут оказаться самыми неблагоприятными для Америки.

Эффективная борьба с террористическим злом, которое превратилось в один из опасных и смертоносных вызовов глобальной международной безопасности, должна осуществляться совместными усилиями всего мирового сообщества, действия которого должны опираться на принципы международного права, и выстраиваться с учетом уже наработанного международного инструментария в этой области.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Jessica Stern. How terrorists think. //Financial Times. June12/June 13,2004. P.W2

2 Колин Пауэлл. Воспользоваться моментом //Внешняя политика США. Электронный журнал Госдепартамента США. Ноябрь 2001 г.

Опубликовано на Порталусе 09 июня 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама