Рейтинг
Порталус

Октябрь в Саратове в изображении английского буржуазного историка

Дата публикации: 10 февраля 2017
Автор(ы): Н. В. Романовский
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1972, C. 185-192
Номер публикации: №1486681540


Н. В. Романовский, (c)

"The Slavonic and East European Review". London. 1971, N 117.

 

Статья английского историка проф. У. Мосса "Революция в Саратове (октябрь-ноябрь 1917 г.)" - одна из первых попыток в современной западной "советике" показать Октябрьскую революцию на местах, за пределами Петрограда и Москвы. В ней рассматриваются события в Саратове 28 - 29 октября, то есть после того, как 27 октября 1917 г. Саратовский Совет рабочих и солдатских депутатов взял власть в свои руки. Известно, что вслед за этим кадетская городская дума и меньшевистско-эсеровский "комитет спасения" подняли контрреволюционный мятеж, который 28 - 29 октября был подавлен. Автор, как и некоторые другие современные буржуазные историки, признает, что большевики стремились избежать кровопролития, а также отмечает, что они пользовались значительным влиянием среди рабочих и солдат и были прочно связаны с ядром саратовского пролетариата. На фоне политически зрелого руководства, которое осуществляли большевики, их умения работать с массами в весьма неприглядном виде предстают лидеры эсеров и меньшевиков, сомкнувшиеся с юнкерами и кадетами для защиты контрреволюционной городской думы и общей борьбы против Совета (стр. 599, 601). В сопротивлении "думцев", лишенных поддержки народных масс установлению Советской власти, автор видит "элементы мелодрамы и фарса" (стр. 586). Содержание статьи подводит читателя к выводу о неизбежности падения контрреволюционной думы и победы руководимого большевиками Саратовского Совета рабочих и солдатских депутатов.

 

Вместе с тем автор в ложном свете изображает революционные народные массы. "Толпа", "анархическая солдатская масса", "вульгарные, низменные инстинкты толпы" - таковы его оценки, ничем не отличающиеся от тех, которые давали народу насмерть перепуганные "думцы", страшившиеся народного гнева, расплаты за развязанное ими вооруженное антисоветское выступление, за жертвы, понесенные по их вине революционным народом. "Толпа" резко противопоставлена профессиональным революционерам-большевикам, ядру "дисциплинированных и сознательных рабочих" (стр. 599). Однако даже факты, содержащиеся в статье, свидетельствуют, что во время осады думы солдатами была проявлена высокая дисциплинированность и организованность, что большевики опирались на сознательную поддержку рабочих и солдат.

 

Не соответствует действительности я утверждение У. Мосса, будто в Саратове после разгрома контрреволюционной думы и вплоть "до начала гражданской войны" существовало двоевластие" (там же). Советская власть стала безраздельным хозяином в Саратове в результате событий 26 - 29 октября. Тот факт, что дума продолжала существовать (после 29 октября думские деятели были освобождены на условии честного выполнения служебных обязанностей в органах местного самоуправления, однако они не приступили к работе, организовали забастовку и акты саботажа), свидетельствует о стремлении большевиков в какой-то степени использовать на первых порах старый аппарат местного самоуправления, а совсем не о двоевластии в городе. 25 ноября 1917 г. исполком Саратовского Совета распустил городскую думу и ее исполнительный орган - управу.

 

Неубедительны и другие выводы У. Мосса. Так, среди причин, обусловивших вооруженный характер октябрьских событий в Саратове, на первое место им поставлены "эсеровские традиции" губернии. Однако эсеры не были сильны здесь ни во время первой мировой войны, ни в ноябре 1917 года. Об этом, в частности, говорят приве-

 

стр. 185

 

 

денные автором данные о выборах в Учредительное собрание (там же). Контрреволюция решилась на вооруженное выступление главным образом потому, что в Саратовской губернии была расквартирована 2-я оренбургская казачья дивизия Дутова, которая еще летом 1917 г. подавляла в губернии крестьянские волнения. Выступая против Советской власти, "думцы" делали ставку на помощь казаков, которых они позвали на выручку. С другой стороны, движение казаков к городу потребовало от большевиков быстрых и решительных действий по организации разгрома врагов Советской власти. Без учета этого обстоятельства нельзя понять логики действий сторон в дни саратовского Октября.

 

Источники, использованные автором, весьма ограниченны и односторонни, в основном это две буржуазные газеты ("Саратовский вестник" и "Саратовский листок"). По ним совершенно невозможно составить сколько-нибудь полную картину октябрьских дней в Саратове. Что же касается наиболее важных источников: публикаций документов, монографий, воспоминаний участников Октябрьской революции в Саратове, - то они остались вне поля зрения автора, что неизбежно привело к искажению общей картины событий. Автор примыкает к тому течению современной буржуазной историографии Октября, которое представлено Д. Гейером, Р. Дэниелсом и др.1, пытающимися низвести октябрьские события до уровня заурядных, обыденных.

 

 

 

-----

 

1 D. Geyer. Die russische Revolution. Stuttgart etc. 1968; R. Daniels. Red October. N. Y. 1967.

Опубликовано на Порталусе 10 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама