Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПОЛИТОЛОГИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 25.11.20


Мусульманское духовенство во внешней политике Советского государства. 1945-1980-е гг.

Дата публикации: 19 апреля 2020
Автор: М. М. Гасанов, И. Х. Сулаев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 2011, C. 152-156
Номер публикации: №1587285758 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. М. Гасанов, И. Х. Сулаев, (c)

найти другие работы автора

Вторая мировая война коренным образом изменила обстановку в мире и сам климат международных отношений. Огромный вклад Советского Союза в победу вызвал всплеск симпатий к нему во всем мире. Число стран, установивших дипломатические отношения с СССР, увеличилось с 26 до 52. Одновременно на арену мировой политики выдвинулись и Соединенные Штаты Америки. Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции в послевоенные десятилетия стали противниками. Началось долгое противостояние, получившее название "холодная война". Гонка вооружений, создание военных блоков, идеологическая война между двумя политическими системами, "железный занавес", процесс освобождения стран Азии, Африки и Латинской Америки от колониализма стали неотъемлемой частью послевоенного мира.

 

Еще в годы второй мировой войны в международных отношениях двух враждующих политических систем - капитализма и социализма важную роль стал играть религиозный фактор, который пока не получил достаточно полного освещения в исторической литературе.

 

Именно в годы войны советское правительство пересмотрело свою конфессиональную политику. В 1943 г. были учреждены Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР, которые ведали делами конфессий1. В СССР было разрешено создание Духовных управлений мусульман, в том числе - Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) в Дагестане. В ограниченном количестве открывались молитвенные дома и легально проводились религиозные обряды.

 

Война еще не закончилась, а Совет по делам религиозных культов совместно с Всесоюзным обществом культурных связей с заграницей (ВОКЗ) предпринимал усилия для того, чтобы продемонстрировать иностранным государствам результаты наступившей в СССР "религиозной оттепели". В частности, в 1945 г. планировалось показать за рубежом, в первую очередь в странах мусульманского Востока, кинодокументы об организационных съездах мусульманского духовенства, издать материалы съездов, снять документальный фильм о том, как отмечали мусульманский праздник Ураза в соборных мечетях Москвы, Баку, Ташкента, Казани и Уфы2. 18 августа 1945 г. председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский просил разрешения на проведение подобных мероприятий у заместителя Председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова3, но санкцию не получил.

 

 

Гасанов Магомед Магомедович - доктор исторических наук, профессор Дагестанского государственного университета; Сулаев Иманутдин Хабибович - доктор исторических наук, доцент ДГУ.

 
стр. 152

 

В послевоенные годы советское правительство стало активно использовать мусульманскую духовную администрацию в политических целях. Легальная деятельность муфтиятов должна была показать, что в Советском Союзе нет гонений на религию. Представители высшего мусульманского духовенства - муфтии, члены муфтиятов - кадии вовлекались в движение за мир, которое было организовано Советским комитетом защиты мира, созданным в 1949 г., а финансовые средства привлекались в рамках Фонда мира, учрежденного в 1961 г., и Отдела международных связей при Совете по делам религиозных культов, созданного в 1962 г. для более тесной координации международных контактов четырех Духовных управлений мусульман. Участвуя в движении сторонников мира, официальное мусульманское духовенство должно было поддерживать советские лозунги о борьбе с "западной агрессией". Тем самым оно вовлекалось в выполнение задач советской внешней политики.

 

Заметная активизация миротворческой деятельности мусульманского духовенства произошла в 1950-е годы. В документах уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Дагестанской АССР хранятся заявления представителей официального духовенства антивоенного характера. В одном из них сообщается о том, что муфтий ДУМСК М. -Х. Курбанов (1950 - 1975) и зарегистрированные кадии по его поручению говорили прихожанам мечетей о необходимости "неустанной борьбы за дело мира во всем мире" и призывали "поддерживать миролюбивую политику Советского правительства"4.

 

Муфтий Курбанов не раз принимал участие в конференциях религиозных деятелей, проводимых с санкции правительства в разных городах Советского Союза. Первый раз в качестве "миротворца" от имени мусульман Северного Кавказа ему пришлось участвовать в работе конференции всех церквей и религиозных объединений СССР, посвященной защите мира и состоявшейся 9 - 12 мая 1952 г. в г. Загорске Московской области. Выступая на этой конференции, муфтий заявил следующее: "Всевышний создал все народы свободными, и нет более тяжкого греха, чем угнетать народы и идти против воли Аллаха"5. Тексты некоторых выступлений на конференциях и публицистические заметки муфтиям и кадиям помогали готовить в аппарате уполномоченного по делам религий.

 

На проходившей в октябре 1970 г. в Ташкенте Международной мусульманской конференции, в которой участвовали представители мусульманских организаций из 24 стран Азии, Африки и Европы, ДУМСК представляли 11 человек. Тема конференции "Единство мусульман в борьбе за мир против империалистической агрессии" полностью отвечала духу советской внешней политики 1970-х годов. Итоговый документ конференции призывал мусульман крепить единство своих рядов перед лицом "преступных намерений империализма и сионизма"6.

 

Одной из популярных во внешней политике тем в послевоенные годы в Советском Союзе стала тема борьбы палестинцев против израильской агрессии и освобождения их территории от оккупантов-израильтян. Для выражения солидарности с единоверцами-мусульманами муфтиям рекомендовалось выступать в печати с публицистическими заметками. Если представители духовенства сами проявляли инициативу, то для публичных выступлений на конференциях или публикаций в газетах и журналах, они должны были получить санкцию у уполномоченного Совета. Обращение муфтия ДУМСК Курбанова к палестинцам, написанное для республиканской газеты, но не опубликованное, находится в архивных документах. В нем от имени мусульман Северного Кавказа муфтий осуждал поджог мечети Аль-Акса в Иерусалиме, а ответственность за него возлагал на Израиль, "поддерживаемый империалистическими странами". В этом обращении муфтий ДУМСК призывал мусульман Советского Союза и "всех людей доброй воли" выступать за установление "справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года в интересах стран и народов этого региона"7.

 

Конференция мусульманских религиозных деятелей СССР, проведенная в 1962 г. в Ташкенте, учредила для всех четырех Духовных управлений мусульман Отдел международных связей, который регулировал международную деятельность Духовных управлений и содержался на деньги, поступавшие от муфтиятов и зарегистрированных мечетей. Финансовые ведомости ДУМСК и религиозных объединений имели графы под названиями "отчисления в Фонд мира" и "отчисления в Отдел международных связей", где фиксировались финансовые поступления. Сколько рублей и ка-

 
стр. 153

 

кая мечеть ежегодно должна была перечислять, решали уполномоченный и муфтий. В 1963 г. из кассы ДУМСК в международный отдел было переведено 1600 рублей. В 1964 г. зарегистрированные в Дагестанской АССР мечети перечислили в Отдел международных связей 3570 рублей. В то же время в Фонд мира в 1963 г. было направлено всего 200 руб., в 1964 г. - 954 руб. 55 коп., в 1967 г. - 4989 рублей. В 1970 г. отчисления мечетей в Фонд мира составили 6105 рублей8.

 

Наибольшие отчисления делали несколько самых богатых мечетей в Дагестане. В 1975 г. Дербентская мечеть (одна из самых богатых) перечислила в Фонд мира 500, а в Отдел международных связей - 1000 рублей9. Чем больше росли доходы, поступавшие в мечети от прихожан, тем больше денег перечисляли они в Фонд мира и в международный отдел. В 1980 г. в Фонд мира религиозными объединениями Северного Кавказа было перечислено 53 тыс. рублей. Из них 15 тыс. руб. отчислений были сделаны из кассы Духовного управления. В 1983 г. в Фонд мира было перечислено 62,6 тыс. руб., из них - 31,6 тыс. - мусульманскими религиозными объединениями, 28,5 тыс. - православными церквями и 2,5 тыс. - иудейскими синагогами10. В последующие годы религиозные объединения и муфтият увеличили денежные взносы в Фонд мира. По данным уполномоченного по делам религий при СМ СССР по Дагестанской АССР С. -А. Девришбекова, до 1989 г. религиозными организациями республики ежегодно вносилось в Фонд мира более 60 тыс. рублей11.

 

Организуемые с санкции советского правительства международные конференции и симпозиумы религиозных деятелей, юбилеи видных мусульманских богословов также финансировались религиозными объединениями.

 

Духовное управление мусульман Северного Кавказа активизировало свою миротворческую деятельность при муфтии М. -Х. Геккиеве. К тому времени Геккиев имел опыт работы в отделе международных отношений САДУМ и не раз встречался с зарубежными коллегами. Когда Геккиев стал заместителем муфтия ДУМСК, постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР N 151-с от 13 мая 1976 г. он был назначен руководителем группы духовенства, которой было доверено представлять мусульман Северного Кавказа за рубежом. В эту группу входили наиболее квалифицированные представители духовенства, получившие религиозное образование в Бухарском медресе и Исламском институте в Ташкенте12. Главными критериями считались преданность советскому государству и знание арабского языка. В частной беседе один из них признался, что отбор кандидатов для работы с иностранцами проводился сотрудниками КГБ, и иначе в те годы быть не могло13. Среди отобранных представителей духовенства были сам М. -Х. Геккиев, кадий Буйнакской мечети И. Ильясов, Хасавюртовской мечети А. Б. Эльдерханов, Сунженской мечети ЧИАССР М. Д. Тимирзиев. В характеристике, выданной сотрудниками КГБ, они были признаны лояльными советской власти и разбирающимися во внутренних и международных проблемах Советского Союза, а гражданская позиция духовенства характеризовалась как устоявшаяся и прочная, позволявшая "проводить международную работу как внутри страны, так и за рубежом"14. Все вышеперечисленные члены ДУМСК не раз представляли мусульман Северного Кавказа за рубежом. В 1983 г. А. Эльдерханов вместе с делегацией мусульманского духовенства СССР выезжал в Финляндию, а И. Ильясов в январе 1984 г. побывал в Йеменской Арабской республике15.

 

Зарубежные религиозные деятели не раз посещали Дагестан. Чаще они приезжали как участники международных конференций. В конце мая 1981 г. Дагестан посетила делегация высшего духовенства Сирийской Арабской Республики во главе с Верховным муфтием Кафтаро Ахмедом, которой показали мечети и предоставили возможность обратиться к верующим. После пятничной проповеди в своем выступлении Кафтаро Ахмед большую часть времени уделил политическим темам, выразив благодарность советскому руководству за поддержку, оказываемую арабским странам "в их борьбе против империализма" и Израиля16.

 

В конце июля 1984 г. Дагестан посетила делегация Йеменской Арабской Республики во главе с министром по делам вакфов и ориентации Али Салманом. Гостям показали достопримечательности Дагестана, разрешили совершить намаз и выступить с проповедями в Хасавюртовской мечети ДАССР и Гудермесской мечети Чечено-Ингушской АССР17. Иностранцам стремились продемонстрировать, что свобода совести в отношении мусульман в СССР соблюдается.

 
стр. 154

 

С 22 по 24 апреля 1986 г. в Дагестане находилась неправительственная делегация Всемирной исламской лиги из 6 человек во главе с заместителем генерального секретаря лиги - шейхом Мухаммедом Бен Насер Аль-Абуди (Саудовская Аравия).

 

До конца 1980-х гг. Духовное управление мусульман Северного Кавказа в Махачкале приняло делегации более чем из 30 стран мира. Управление уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР по ДАССР предоставляло транспорт для обслуживания гостей. Ради зарубежных делегаций Махачкалинская, Дербентская, Хасавюртовская и Буйнакская мечети иногда ремонтировались (в отличие от всех остальных).

 

В своих проповедях на конференциях мусульманские религиозные деятели широко пропагандировали мысль о том, что ислам несет мир и благополучие людям, что ему чужды идеи господства над другими народами. Духовенство от имени мусульман обращалось к зарубежным единоверцам с предложением выразить одобрение советской внешней политике, направленной на "всестороннюю поддержку национально-освободительного движения стран Азии, Африки и Латинской Америки"18.

 

Во время конференций между духовенством разных стран устанавливались дружеские связи. Однако контакты духовенства СССР с иностранными коллегами как внутри страны, так и за рубежом, находились под контролем советских спецслужб. Больше того, после возвращения из заграницы представители духовенства должны были представлять подробные отчеты о поездке и контактах с иностранцами в письменной форме. Однако, несмотря на жесткий контроль со стороны советских спецслужб, отдельным муфтиям удавалось годами поддерживать контакты с зарубежными коллегами. Так, на одной международной мусульманской конференции между муфтием ДУМСК М. -Х. Курбановым и муфтием Республики Ливан Хасаном Халидом завязалась дружба, продлившаяся годы. В архивных документах сохранилось переведенное на русский язык письмо муфтия от 4 апреля 1968 г., в котором арабский коллега благодарил за поздравления и добрые пожелания по случаю Курбан-байрама, за поддержку борьбы арабов "против империалистических стран во главе с США". Ливанский коллега поддерживал контакты и с новым муфтием ДУМСК М. -Х. Геккиевым в 1980-е годы19.

 

Миротворческая деятельность официального духовенства широко освещалась в советской печати. Благодаря СМИ некоторых религиозных деятелей узнали за рубежом. После участия в нескольких международных конференциях религиозных деятелей стал известен Курбанов. В архиве сохранилось письмо Нигерийского муфтия М. Оликунле Усмана от 30 мая 1969 г., который прочитал о Курбанове в газетах и через Агентство печати "Новости" в Москве послал ему письмо, в котором выразил желание познакомиться и сотрудничать с ним в общеобразовательной и в религиозной областях.

 

Внимание Советского правительства к мусульманским регионам страны усилилось в 1980-е гг. после исламской революции в Иране 1979 г. и ввода советских войск в Афганистан. Эти два события вызвали у мусульман повышенный интерес к международной политике правительства. К тому времени для советских людей стали доступны многие средства массовой информации, соответственно резко возросла их информированность. Правда, информацию о происходящих в мире событиях люди получали дозированную и одностороннюю. В частности, советская пропаганда убеждала, что войска были введены в Афганистан для того, чтобы предотвратить его оккупацию США. Именно в таком духе высказывались и представители официального духовенства СССР. Следуя официальному курсу внешней политики советского государства, муфтий Геккиев не раз в проповедях и фетвах выражал от имени Духовного управления и мусульман Северного Кавказа благодарность советскому правительству за военную помощь, оказанную афганскому народу. В одной своей проповеди муфтий заявил о том, что если бы Советский Союз не вмешался, в Афганистане сложилось бы катастрофическое положение20.

 

Подобные проповеди с выражением поддержки введения советских войск в Афганистан 11 января 1980 г. прочитали кадий Махачкалинской мечети А. Дакаев, кадии Хасавюртовской, Дербентской и Буйнакской мечетей. Заместитель муфтия И. Магомедов и Дакаев приветствовали исламскую революцию в Иране, а США осуждали и называли агрессором21.

 

Представители официального духовенства неоднократно благодарили правительство за миролюбивую политику. Магомедов в проповеди, прочитанной в Махачакалинской мечети 28 февраля 1986 г., выразил благодарность правительству, "обеспе-

 
стр. 155

 

чивающему мир и социальную справедливость на земле"22. Проповедь была прочитана на арабском языке и сразу переведена на аварский и кумыкский, т. к. прихожанами мечети в основном являлись представители этих народностей Дагестана.

 

В 1980-е гг. мусульманские регионы СССР стали часто посещать представители официального духовенства Демократической республики Афганистан. Такие встречи высшего духовенства двух стран должны были демонстрировать "дружбу и полное взаимопонимание" народов. Поднимали ли представители духовенства обеих стран реальные проблемы, связанные с введением советских войск в Афганистан, не известно, доступные источники и официальные документы об этом молчат. Гости из Афганистана приезжали в Дагестан не раз. В частности, 7 - 11 июня 1983 г. Духовное управление приняло в Дагестане председателя Высшего Совета улемов и духовенства, члена Революционного Совета Демократической Республики Афганистан Мухаммед Сеида Афгани23.

 

Активная миротворческая деятельность мусульманского духовенства поощрялась советским правительством. Некоторые представители официального духовенства получали не только благодарности от советского правительства, но и награды. Муфтии Курбанов и Геккиев не раз отмечались грамотами и ценными подарками Совета по делам религий, Советского Фонда мира и Совета Министров ДАССР.

 

В 1983 г. за активное участие в миротворческой деятельности Советского фонда мира и пополнение его добровольными денежными взносами почетными грамотами правления были награждены муфтий Геккиев и представитель религиозного объединения православной церкви г. Махачкалы А. Похалов24. Миротворческая деятельность религиозных деятелей СССР была оценена и иностранными правительствами. Как правило, они поощряли представителей духовенства СССР из уважения к советскому руководству за поддержку их инициатив на международной арене. Например, за миротворческую деятельность муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Ишан Бабахан был награжден не только советскими орденами "Дружба народов" и "Знак Почета", но и марокканским орденом "За идейную зрелость", орденом Иорданского государства I степени, а также орденом Ливанского кедра25.

 

Поощряя миротворческую деятельность официального духовенства, власти не только контролировали ее политические настроения, но и создавали имидж государства-миротворца.

 

Примечания

 

1. ОДИНЦОВ М. И. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943 - 1945 гг.). - Отечественные архивы. 1995, N 2, с. 37 - 66; ЕГО ЖЕ. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гт. М. 1995, с. 17.

 

2. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. р-6991, оп. 3, д. 10, л. 25.

 

3. Там же, л. 55.

 

4. Центральный Государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД), ф. р-1234, оп. 1, д. 21, л. 2.

 

5. АШИРОВ Н. Эволюция ислама в СССР. М. 1972, с. 57.

 

6. АШИРОВ Н., ИСМАИЛОВ Х. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР. М. 1982, с. 17.

 

7. ЦГА РД, ф. р-1234, оп. 4, д. 50, л. 5 - 7.

 

8. Там же, д. 24, л. 5 - 6, 15; д. 56, л. 25.

 

9. Там же, д. 93, л. 160.

 

10. Власть и мусульманская религия в Дагестане (ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г.) Документы и материалы. Махачкала. 2007, с. 212.

 

11. Из личного архива И. Х. Сулаева.

 

12. ЦГА РД, ф. р-1234, оп. 5, д. 37, л. 42.

 

13. Из личного архива И. Х. Сулаева.

 

14. ЦГА РД, ф. р-1234, оп. 5, д. 37, л. 42.

 

15. Там же, д. 19, л. 32.

 

16. Там же, л. 173, 174.

 

17. Там же, л. 107.

 

18. АШИРОВ Н. Ук. соч., с. 17.

 

19. ЦГА РД, ф. р-1234, оп. 4, д. 41, л. 30; ГА РФ, ф. р-6991, оп. 6, д. 2996, л. 1.

 

20. ЦГА РД, д. 104, л. 4.

 

21. Там же, л. 5, 6.

 

22. Там же, оп. 5, д. 7, л. 30.

 

23. ГА РФ, ф. р-6991, оп. 6, д. 2544, л. 72.

 

24. Власть и мусульманская религия в Дагестане ..., с. 212.

 

25. НУРУЛЛАЕВ А. А. Ислам и мусульмане в условиях советского режима. Ислам и мусульмане в России: Сб. статей. М. 1999, с. 159.

Опубликовано 19 апреля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама