Рейтинг
Порталус


Р. УОРТМАН. СЦЕНАРИИ ВЛАСТИ

Дата публикации: 29 мая 2021
Автор(ы): И. И. ДОМНИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Номер публикации: №1622284193


И. И. ДОМНИНА, (c)

R. S. WORTMAN. Scenarios of Power. Vol. I. Princeton University Press. 1995. 462 p.

Монография профессора Колумбийского университета (США) Ричарда Уортмана посвящена российскому императорскому двору XVIII - первой половины XIX века. Автор исследует историю оформления некоего "сценария власти", включающего в себя набор ряда принципиальных идей, воплотившихся и реализованных в сложной системе придворных ритуалов, церемоний, празднеств, приемов и символов. На примере коронаций, похорон и других придворных действ автор описывает формирование имиджа российских монархов, начиная с Петра Великого и кончая Николаем I.

В центре внимания автора два важнейших аспекта: складывание - под сильным воздействием господствующих идей - имперского "сценария власти" и, одновременно мировоззрения монарха, "окрашивающего" этот "сценарий" в характерные только для него цвета. В конечном счете, речь идет о факторах, оказывавших влияние на эволюцию институтов власти и формировании личности монарха. Использованные автором многочисленные

стр. 161


источники позволили увидеть, как придворные церемонии становились важнейшим фактором в жизни и деятельности российских монархов. "Дети в императорской семье вырастали в мире спектакля. Ритуал, литературные и артистические выражения жизни двора составляли их психологическую реальность, определяя отношения наследников с их родителями и подданными и формируя их концепции правления" (с. 8). Автор рассматривает и историю придворной элиты, ближайшего окружения монарха, прослеживает процесс складывания представлений этой элиты о монархе, а также и роль официального и неофициального мифов о данном самодержце.

Рассматривая проблему усвоения в допетровской России византийских идей власти и этикета, автор особо выделяет слитность, нерасчлененность царского и церковного церемониала, благодаря чему процедура коронаций и других придворных действий превращалась в сакральное действо. Затем исследуется принятие в эпоху Просвещения западноевропейских моделей поведения, использование этикета, характерного для европейских монархов, в чем особенно важную руль сыграл Петр Великий. Формирование нового "сценария власти" продемонстрировано на примере коронации Екатерины Алексеевны в 1724 году. Эта коронация, как и другие публичные акции Петра, знаменовала глубокий раскол между еще сохраняющей силу (ввиду помазания и причастия) традиционной системой литургии и инвеститурой - светской процедуры возведения монарха на трон, сопровождавшемся обстоятельным идеологическим и театральным обоснованием. Инвеститура внесла в церемониалы, принятые при русском дворе, светскую струю; она возвышала монарха как носителя светской власти и героя. Именно такое восприятие монарха как героя, просвещенного лидера, одобренного Богом и обществом, стало доминирующим архетипом "сценария власти" в XVIII в., главным способом формирования имиджа российских монархов.

После бурных революционных событий конца XVIII в. просвещенческий миф о монархе-герое исчезает; при Павле I и Александре I наступает кризис идеологии самодержавия, получивший отражение и в "сценарии власти". Попытки Павла возродить "героический" образ монархии заканчивается гибелью императора, сын же его безуспешно ищет новые средства выражения "сценария власти", в котором бы сочетались идеи западного развития и традиционные формы возвеличения российского самодержца. Интересна интерпретация Вортманом так называемого военного имиджа российского монарха, столь характерного и для Павла I и для Александра I. Военный плац, по мнению автора, начинает занимать центральное, чуть ли не структуроопределяющее место в системе церемоний двора конца XVIII - XIX веков. Борьба с наполеоновским нашествием укрепляет эти тенденции. Говоря об эпохе Николая I, автор показывает, что этот монарх пытался вдохнуть новую жизнь в миф о верховном и героическом монархе с тем, чтобы противопоставить его характерным для XIX века веяниям либерализма и национализма.

Автор привлек большое число исследований по семиотике, этнологии, статистике, этикету, попытался использовать выводы ученых, представителей смежных с историей гуманитарных наук, что позволило ему довольно тонко - в ряде случаев - интерпретировать знаковую систему, отражающую российский "сценарий власти" и различные стороны придворного ритуала.

Впрочем, не все ему в этом отношении удалось. Так, рассматривая историю формирования русских придворных традиций, он справедливо отметил, что "миф о российской монархии с XV до конца XIX вв. ассоциирует правителя и элиту с иностранными образцами политической власти" (с. 8), а источник сакральности всегда находился вне России, то есть исходил то ли от князей- викингов, то ли от императоров Византии. Действительно, эта мифология сказалась и при формировании самодержавия, как и русской политической элиты. Нет ни одного сколько-нибудь уважающего себя дворянского рода, предки которых не "вышли" бы из "литвы", "выезжих немцев" или на худой конец из "знатных татарских мурз". Однако весьма яркий этнологический материал так увлек автора, что он попытался сравнить российские традиции с образцами придворной мифологии племен Полинезии и при том лишь на том основании, что в полинезийских династиях предводителей отождествляли с богами, которые прибыли извне, и именно чужие и властные пришельцы из других стран основывали новый политический строй (с. 5). История европейских и азиатских династий полна примеров поиска пришлых, не автохтонных, но по сути сакральных, источников происхождения, будь то римский Цезарь, император Константин или Искандер - Александр Македонский. Вот почему сопоставление российской династической традиции с полинезийскими образцами представляется искусственным. Впрочем, тем самым, автор ставит важнейшую и весьма перспективную проблему типологии обоснования монархий в мировой истории. Книга написана в нетрадиционном ключе, она поднимает целый комплекс новых, подчас неизведанных проблем русской истории, связанных с изучением менталитета и ритуала самодержавия.

Опубликовано на Порталусе 29 мая 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама