–ейтинг
ѕорталус


¬Ќ≈ЎЌ≈ѕќЋ»“»„≈— јя »ƒ≈ќЋќ√»я яѕќЌ— ќ√ќ  ќЌ—≈–¬ј“»«ћј ѕќ—Ћ≈ "’ќЋќƒЌќ… ¬ќ…Ќџ": «Ќј„≈Ќ»≈ ƒЋя Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» –ќ——»»

ƒата публикации: 01 феврал€ 2022
јвтор(ы): ћ. ».  –”ѕяЌ ќ, Ћ. √. ј–≈Ў»ƒ«≈
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика: ѕќЋ»“ќЋќ√»я
Ќомер публикации: є1643747477


ћ. ».  –”ѕяЌ ќ, Ћ. √. ј–≈Ў»ƒ«≈, (c)

»деологи€ внешней политики, как специфическа€ система морально- нравственных категорий и усто€вшихс€ взгл€дов в обществе и в прав€щей элите на принципы формировани€ отношений с другими странами, может либо способствовать созданию благопри€тного политического климата в отношени€х с ними, напротив, формиру€ "образ друга" либо этому преп€тствовать, искусственно насажда€, например, "образ врага".

—овременна€ внешнеполитическа€ идеологи€ €понского консерватизма - это не только и не столько воинствующа€ философи€, ориентированна€ на создание в обществе враждебного воспри€ти€ окружающего мира, сколько, в первую очередь, система взгл€дов, способствующа€ поддержанию с другими странами гармонических, дружественных отношений. ѕравда, при этом следует иметь в виду, что власти японии, исход€ из конкретных стратегических интересов, в короткие сроки способны возбудить в массовом сознании €понцев в равной мере как антиамериканские, антикитайские, антикорейские, так, разумеетс€, и антироссийские настроени€, что, собственно, не раз имело место в новой и новейшей истории страны. Ёта особенность национальной консервативной идеологии предполагает, что массовое сознание €понцев достаточно гибкое, чтобы, в зависимости от тех или иных изменений внешнеполитических интересов нации, разворачиватьс€ с добрыми чувствами либо в сторону јмерики,  ита€, —еверной или ёжной  ореи, либо в сторону –оссии. ƒругими словами, внешнеполитический аспект традиционного €понского консерватизма отнюдь не характеризуетс€ застывшим, раз и навсегда воинствующим деструктивизмом, заботой о чистоте идеологических принципов, желанием сохранить их в нетронутом виде. —корее, наоборот, можно говорить о стремлении подчинить, приспособить внешнеполитическую идеологию к эффективному решению сугубо конкретных задач стратегии национального развити€, укреплению позиций японии в мире.

¬ основу внешнеполитической идеологии современной японии положена система ценностных ориентации, важнейшими сторонами которой €вл€ютс€ служение государственным интересам и обществу, высокий уровень патриотизма, чувство ответственности за судьбу страны. јмериканский социолог –оберт ’олл подчеркивал в этой св€зи, что €понска€ внешнеполитическа€ идеологи€, хот€ и несет в себе определенный зар€д антидемократизма, в то же врем€ способна мобилизовать €понцев на выполнение сложных внешнеполитических задач национального развити€, ориентирована на формирование дружественных, стабильных отношений с партнерами по системе международных отношений 1 . ѕри этом, если американо-европейска€ внешнеполитическа€ идеологи€, формально защищающа€ права человека, свободу слова и другие демократические институты, ориентирует массовое сознание на ожидание получени€ личных выгод от внешнеполитической де€тельности правительства, то

стр. 49


€понский традиционный консерватизм, €понска€ политическа€ культура в области внешней политики, напротив, подвод€т массовое сознание граждан к такому высокому уровню идеологизации, при котором интересы государства определ€ютс€ как приоритетные по отношению к интересам отдельной личности, а высшей моральной ценностью в обществе объ€вл€етс€ именно готовность жертвовать личными выгодами ради достижени€ высших национальных интересов. »звестный в японии специалист по вопросам политической культуры профессор “окийского университета “акабатакэ ћинтитоси считает, например, что €понское общество в XX в. оказалось по этому критерию наиболее идеологизированным обществом в мире, и своими успехами в развитии страна во многом об€зана сохранению консервативной национальной идеологии, включа€, разумеетс€, и идеологию внешней политики, котора€ обеспечила нации во второй половине XX в. стабильное и благополучное развитие 2 .

«акономерными поэтому, на наш взгл€д, выгл€д€т попытки €понских лидеров в 80 - 90-е годы XX в., когда окончательно завершилс€ слом стабильной бипол€рной системы международных отношений и началс€ переход к нестабильной многопол€рной системе нового мирового пор€дка, - укрепить €понский традиционный консерватизм как важнейший инструмент идеологического потенциала нации, как важное средство успешного выполнени€ не только сложных задач внутреннего развити€, но, может быть, в первую очередь, укреплени€ политических позиций японии в мире. ѕо мнению бывшего премьер-министра страны я. Ќакасонэ, последовательного сторонника усилени€ в обществе традиционно-консервативной идеологии, япони€ сможет претендовать на достойную роль глобальной державы в будущем столетии только при одном условии - если она добьетс€ успехов в области морально- нравственного воспитани€ своих граждан, если сумеет гибко сочетать идеологические принципы послевоенной демократии американского образца с традиционными основами здорового €понского консерватизма, восход€щего к периоду модернизации конца прошлого и первой половины текущего столети€. ¬ыступа€ на партийном семинаре 22 сент€бр€ 1986 г. в “окио и обраща€сь к членам Ћƒѕ и всей нации, я. Ќакасонэ особо подчеркивал, что дл€ того, чтобы япони€ вернула себе статус глобальной державы в XXI в., €понцам, в первую очередь, необходимо переосмыслить идеологические, морально-нравственные устои национального развити€ 3 . ѕослевоенна€ демократизаци€, по его мнению, изменила души €понцев, во многих отношени€х они утратили чувство своей национальной идентичности, без чего немыслимо зан€ть достойное место в системе международных отношений. ѕравда, отмечал тогда в своем выступлении Ќакасонэ, япони€ многого добилась в послевоенный период в экономической области и вышла на второе место в мире по основным показател€м развити€. Ќо своими успехами €понцы во многом об€заны были не столько отходу от традиционной €понской идеологии и морали, сколько именно благодар€ ее сохранению. ѕоэтому в XXI век, в новую систему мирового пор€дка япони€ должна идти с еще более четким пониманием национальной традиции, принципов традиционной морали. “олько опира€сь на них, считает Ќакасонэ, япони€ сможет в будущем решать сложные проблемы, сто€щие перед нацией.

¬ своем выступлении по вопросам перестройки идеологической работы в обществе Ќакасонэ высказал мысль о том, что внешнеполитическа€ де€тельность японии нуждаетс€ в улучшении идеологического обеспечени€ этой де€тельности. ѕоражение нации во второй мировой войне, капитул€ци€, последующа€ оккупаци€ страны войсками —оединенных Ўтатов - все это вместе вз€тое, привело к определенной деформации внешнеполитической идеологии, массового сознани€ по вопросам национальной внешней политики, способствовало по€влению у €понцев несвойственного им до этого комплекса неполноценности, приниженности и страха перед силовой политикой великих держав по отношению к японии.

стр. 50


ћногие €понцы стали испытывать чувство вины перед народами других стран, у них исчезла гордость за некогда великую и гордую нацию, снизилс€ потенциал сопротивлени€ внешнеполитическому нажиму, по€вилась предрасположенность к проведению курса на уступки сверхдержавам. ѕоэтому, по мнению Ќакасонэ, япони€ не сможет проводить курс на укрепление политических позиций в мире, не сможет формировать по-насто€щему равноправные отношени€ с другими странами без скорейшего возрождени€ довоенного €понского национализма, чувства законной гордости за успехи и достижени€ нации и т.п. ѕри этом общество должно очиститьс€ от деидеологизирующего американского вли€ни€ с его традиционными институтами индивидуализма, заботой исключительно о собственных интересах, отсутствием готовности жертвовать личным ради процветани€ и успехов страны в целом.

¬озврат к традиционной консервативной идеологии предполагает, по замыслу Ќакасонэ и его сторонников в верхних эшелонах власти, не механическое восстановление довоенного милитаристского духа, что само по себе нереально и непродуктивно, а прежде всего формирование такой новой системы морально- нравственных ценностей, котора€ более всего отвечала бы новым потребност€м нации во внешнеполитической сфере. Ќовую консервативную внешнеполитическую идеологию, как считает Ќакасонэ, должны отличать широта мировоззрени€, знание сильных и слабых сторон партнеров по мировому сообществу, использование мирового внешнеполитического опыта великих держав в области мирного сотрудничества и реализации силовой политики, законна€ гордость за экономические и научно-технические достижени€, а также готовность жертвовать личными интересами ради национального величи€ и благополучи€ 4 .

“аким образом, я. Ќакасонэ уже в 80-е годы поставил перед национальными политическими лидерами и обществом в идеологическом плане как бы двуединую задачу: с одной стороны, укрепить национальный дух, чувство гордости и уверенности за прошлое, насто€щее и будущее японии, а с другой, - опира€сь на традиционный национализм, попытатьс€ приспособить €понскую систему морально-нравственных ценностей к новым, более жестким требовани€м складывающегос€ нового мирового пор€дка. „ерез укрепление национального самосознани€ €понцев страна может лучше приспосабливатьс€ к процессу интернационализации, к расширению взаимозависимых отношений с мировым сообществом.

ѕрактическим воплощением этой важнейшей идеологической задачи уже в 80-е годы XX в. стала широка€ пропаганда теории "Ќихондзин рон", которую профессор ямамото из »нститута по изучению японии в  иото метко охарактеризовал как новую религию €понцев, в которой "богами впервые стали сами €понцы" 5 .

ƒолжна ли нова€ –осси€ опасатьс€ усилени€ в японии национальной идеологии, насколько возврат к €понскому национализму на новом историческом витке может оказать вли€ние на будущие российско-€понские отношени€ - вот вопросы, на которые, на наш взгл€д, должны быть даны €сные ответы. Ќам представл€етс€, что попытки €понских политиков на прот€жении 80 - 90-х годов укрепить национальную идеологию не только не несут в себе какой-либо скрытой опасности дл€ –оссии, но и - в известной мере - способны даже оказать позитивное воздействие на новое поколение российских лидеров, в большинстве случаев вообще отрицающих необходимость дл€ общества идеологии как таковой, неспособных предложить какой-либо вариант русской "национальной идеи".

японска€ консервативна€ внешнеполитическа€ идеологи€ предполагает неконфронтационные отношени€ с партнерами по мировому сообществу, большую терпимость к выбору социально-экономических и политических моделей развити€, допускает идеологическую сост€зательность, сопоставление сильных и слабых сторон различных мировых идеологий. ¬есьма характерно, что в вышедшей в 1993 г. книге

стр. 51


я. Ќакасонэ "ѕосле холодной войны" автор, опира€сь на исторический опыт японии второй половины XX в., предупреждает новое российское руководство против механического переноса опыта «апада на местную почву, критикует повсеместную в –оссии практику слепого заимствовани€ извне готовых экономических, политических, правовых моделей, выступает против шаблонного понимани€ рынка, демократии, свободы. Ќакосонэ подвергает критике идеологию и практику развити€ –оссии в 90-е годы, основу которого составила индивидуалистическа€ система ценностей, разрушивша€ традиционную коллективистскую мораль 6 .

»деологи€ €понского консерватизма, хот€ всегда и оставалась ортодоксальной по форме, никогда не была таковой по своей сути. Ёто значит, что она всегда допускала в умеренных дозах вли€ние других идеологических течений, ориентированных в первую очередь не на революционные преобразовани€ в обществе, а на эволюционное накапливание продуктивных новых элементов и ценностей. «аимству€ те или иные идеи из других ценностных систем, например из системы европейского индивидуализма, в ходе послевоенных демократических преобразований, €понские лидеры стремились наилучшим образом приспособить ее к посто€нно мен€ющимс€ внутренним и внешним услови€м развити€ нации. ѕри этом сохран€лась верность основным, традиционным дл€ €понского общества морально-нравственным ценност€м.

ѕо этому поводу американский политолог –оберт Ќ. Ѕелла писал, что, хот€ €понска€ идеологи€ весьма консервативна в том, что касаетс€ охраны традиционных элементов мировоззрени€ €понцев, в то же врем€ €понцы готовы до бесконечности ее совершенствовать (но не разрушать. - ћ. ., Ћ.ј.) путем привнесени€ в нее более совершенных элементов из других идеологических течений. ѕо мнению Ѕелла, €понцы никогда не отказывались от старых ценностей в угоду новым. ƒл€ них всегда было важно сохранить верность традиционным идеологическим стереотипам, передаваемым из поколени€ в поколение и составл€ющим нравственный фундамент нации 7 . японский консерватизм не только никогда не опасалс€ "пагубного" вли€ни€ таких революционных идеологий, как, например, марксизм, но и сам был готов в меру рациональности той или иной идеологии заимствовать из нее, по возможности, наиболее конструктивные элементы. ѕоэтому €понцы во внешнеполитической практике в равной степени и без большого труда могли находить общий €зык с "марксистами", представител€ми ислама, иудаизма, христианами, католиками и т.п. японцам несложно в силу широких абсорбционных возможностей своей традиционной идеологии приспосабливатьс€ к любым изменени€м внутренней и внешней политики.

¬ период длительного "закрыти€" японии от контактов с внешним миром в эпоху “окугава идеологическое обеспечение социально-экономического прогресса строилось на традиционной системе ценностей, котора€ по мере отхода от политики самоизол€ции в середине XIX в. достаточно гибко приспособилась в эпоху ћэйдзи к альтернативной внешней и внутренней модели развити€, ориентированной на расширение внешних контактов, на широкие св€зи по коммерческой и дипломатической линии с другими странами. ѕри этом важно подчеркнуть, что €понские власти, опира€сь на широкие возможности консервативной внешнеполитической идеологии, смогли без серьезных социальных издержек повернуть массовое сознание €понского общества от "образа врага" в лице всех "гайдзинов" - иностранцев-врагов - к иностранцам - помощникам и друзь€м японии в освоении достижений научно- технического прогресса, военного искусства и т.п. ¬ послевоенные годы массовое сознание €понцев также без больших психологических стрессов восприн€ло призыв лидеров страны "укрепл€ть дружеские отношени€ с бывшими врагами - американцами", получать от них помощь и знани€, несмотр€ на то, что те же американцы были стратегическими противниками японии на прот€жении почти столети€, а в 1945 г. сбросили на японию атомные бомбы.

стр. 52


ќбращает на себ€ внимание и то, что власт€ми японии, благодар€ консервативной идеологии, удавалось достигать консенсуса по идеологическому обеспечению внешней политики между отдельными гражданами и прав€щей элитой.  орни общественного довери€ правительству в вопросах внешней политики некоторые американские и €понские исследователи вид€т в том, что идеологи€ консерватизма в японии никогда не обслуживала интересы элитарных слоев общества в ущерб интересам р€довых граждан. ¬ самом деле, прав€щие круги японии старались использовать традиционную идеологию в этой сфере не в ущерб интересам основной части населени€, а на пользу ее развити€. Ќе насажда€ консервативную идеологию "сверху" дл€ обслуживани€ только своих корпоративных внешнеполитических потребностей, а сохран€€ и гибко использу€ имеющиес€ в €понском обществе традиционные ценности, многие поколени€ лидеров японии таким путем не только стабилизировали внутриполитическую обстановку в стране, но и обеспечивали потребности динамичного развити€ производительных сил нации в целом. — определенной долей уверенности можно говорить о том, что в своей истории новейшего периода япони€ не знала "идеологии эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством" в вопросах внешней политики. ¬ласти всегда старались чутко прислушиватьс€ к мнению и запросам низов, формиру€ потребности последних и, по возможности, не игнориру€ их. Ёто делалось на основе сложившейс€ в обществе системы морально- нравственных ценностей с единственной целью - использовать ее дл€ ускоренного развити€ нации, а не только дл€ получени€ сиюминутных политических или экономических выгод в интересах удержани€ власти какой- либо прав€щей группой.

ќтсюда следует, что при формировании внешнеполитического курса €понские руководители разных поколений, в соответствии со сложившейс€ идеологической традицией, чутко прислушиваютс€ к мнению широких кругов общественности, учитывают их при формировании отношений со всеми странами, вне зависимости от существующих в них идеологий или политических систем. Ќормализаци€ отношений с  итаем в 70-е годы XX в. была ускорена в значительной степени благодар€ требовани€м широкой общественности, выступавшей тогда за скорейшее восстановление двусторонних отношений, за развитие широкомасштабных отношений с  итайской Ќародной –еспубликой во всех област€х, включа€ экономическую, политическую и гуманитарную. ¬ целом, можно сказать, что у €понцев не было в отношении "коммунистического  ита€" идеологической предубежденности. “акой идеологической "идиосинкразии" у €понцев не было и в отношении —оветского —оюза на всем прот€жении существовани€ св€зей с ним в довоенный и послевоенный период.

–азумеетс€, это не означает, что €понские власти всегда и во всем шли на поводу у общественного мнени€ по вопросам внешней политики. ¬ истории японии XX в. можно найти немало примеров того, как правительство действовало вопреки интересам и потребност€м основной массы населени€, участву€ в войнах в јзии, в региональных конфликтах. Ќа рубеже 50 - 60-х годов €понска€ общественность выступала, например, против слишком тесного сближени€ японии в военных вопросах с —оединенными Ўтатами јмерики, против €поно- американского военно-политического союза. “огда правительство не пошло навстречу пожелани€м большинства общества и подписало в 1960 г. новый €поно-американский ƒоговор о взаимном сотрудничестве и гаранти€х безопасности. ѕравда, в этой св€зи обращает на себ€ внимание тот факт, что массовые демонстрации протеста €понской общественности были направлены не столько против действий самого правительства и его внешней политики, сколько против политики —Ўј в отношении японии. ѕоэтому нельз€ с полной уверенностью утверждать, что антиамериканские демонстрации 60 - 70-х годов в японии были только волеизъ€влением широкой общественности, так как они могли быть неофициально санкционированы и даже инспирированы самим правительством, заинтересованным

стр. 53


в том, чтобы таким путем добитьс€ от американской стороны дополнительных уступок в экономической области в интересах национального развити€, на пользу крупного бизнеса страны.

¬ целом же, поддержива€ идеологическую гомогенность общества, избега€ противопоставлени€ внешнеполитических потребностей прав€щей элиты интересам широких народных масс, €понским консерваторам удавалось не только обеспечивать относительную внутриполитическую стабильность, но и осуществл€ть эффективную, малозатратную внешнюю политику. ћожно даже говорить о том, что в японии в целом поддерживалс€ баланс внешнеполитических интересов не только между прав€щей партией и обществом, но и между прав€щей партией и оппозицией, включа€ и коммунистическую партию японии, как это имело место, например, в отношении предъ€влени€ территориальных требований к –оссии о возвращении ёжно- урильских островов под €понскую юрисдикцию, когда все политические силы страны были едины в этом вопросе.

ѕоэтому с определенной долей уверенности можно говорить о том, что как бы ни мен€лось "лицо новой –оссии", т.е. какие политические силы ни приходили бы к власти в  ремле, внешнеполитическа€ идеологи€ японии в отношении нашей страны вр€д ли будет радикально мен€тьс€ в том, что касаетс€ баланса интересов власти и €понской общественности в проведении конструктивной внешней политики на российском направлении. «алогом этого €вл€етс€ сохранение консервативной внешнеполитической идеологии как у прав€щей элиты японии, так и в €понском обществе 8 .

¬ значительной мере этому будет способствовать также и то, что проводимый любым правительством японии внешнеполитический курс в своей основе неизбежно должен быть направлен на формирование стабильных, ненасильственных отношений с другими странами. Ќе правы, на наш взгл€д, те российские исследователи, которые, например, считают, что возрождающийс€ в японии национализм способен лишь усилить антироссийские настроени€ в €понском обществе, стать питательной средой дл€ конфронтационных отношений с –оссией в будущем 9 . ¬еро€тность такого изменени€ внешнеполитических ориентиров на российском направлении любого правительства в японии чрезвычайно мала, ибо в массовом сознании €понцев сильны принципы "ваго", т.е. построени€ гармонических, неконфронтационных отношений как между людьми, так и между различными государствами на основе "всеобщей гармонии". ƒл€ €понцев - "гармони€ в отношени€х", как подчеркивал €понский историк ћаки  эндзи, всегда была основой системы жизненных ценностей. √армони€ в принципе исключает конфликты между людьми и странами 10 .

Ёта иде€ уходит корн€ми в €понские традиционные взгл€ды на понимание основных правил поведени€ в жизни и в международных отношени€х, в соответствии с которыми все люди на земле объединены (как вода и молоко), т.е. перемешаны друг с другом дл€ того, чтобы избегать конфликтов. ћногие €понцы прониклись идеологией гармонии и бесконфликтности, что способствовало формированию среди них сильного корпоративного духа. »менно стремление к гармонии подталкивало €понцев боротьс€ за свои права и восстановление справедливости, побуждало различные классы общества вести борьбу за обретение материального равенства и гармонии.

¬се имевшие место в новой и новейшей истории японии движени€ протеста, участие в войнах, интервенции в другие страны - все это идентифицировалось в массовом сознании граждан с потребностью приведени€ к гармонии внутренних и внешних сторон жизни и окружающего мира. ѕрав€щие круги нередко направл€ли эту общественную потребность в прошлом в русло силовых конфликтов и экспансии за расширение жизненного пространства. ¬ послевоенной японии принцип всеобщей гармонии материализовалс€ в стремлении избегать конфликтных ситуаций во внутренней и внешней политике, избегать участи€ в войнах регионального масштаба, искать

стр. 54


пути к политическому урегулированию любых спорных вопросов и к стабилизации стратегического пол€ вокруг японии.

¬о внешнеполитической идеологии €понского консерватизма важную роль играет политический конформизм, стремление уладить любой конфликт мирно, не довод€ его до обострени€. ƒл€ этого используетс€ метод поиска баланса интересов и взаимных уступок. японцам выгодно демонстрировать в своих отношени€х с другими странами уступчивость, не меркантильность, щедрость, готовность улаживать возникающие проблемы ко всеобщему удовлетворению и согласию. —воих партнеров по переговорам €понцы также предпочитают видеть уступчивыми, готовыми к поиску взаимовыгодных компромиссов при решении сложных вопросов. ƒл€ €понцев, пишет один из основателей послевоенной €понской политологии —удзуки Ёйтаро, главное заключаетс€ в том, чтобы любыми пут€ми избежать конфликта, так как в своей массе все €понцы - соглашатели. ќни предпочитают сотрудничество и кооперацию, а не конфронтацию и борьбу с соперниками 11 .

ћы, разумеетс€, далеки от переоценки склонности €понцев к гармонии на основе традиционной морали и системы ценностей консервативной идеологии. ¬еро€тно, исторически более взвешенной €вл€етс€ оценка сути мотивации €понцев по отношению к внешней среде как сочетание, в зависимости от силового потенциала нации в данный конкретный момент национальной истории, одновременно стремлени€ к достижению гармонии и компромиссов с партнерами по системе международных отношений, так и получени€ определенной выгоды от применени€ силы дл€ разрешени€ конфликта, пусть даже ради достижени€, в конечном счете, все той же гармонии и согласи€.

¬ этой св€зи любопытен вывод английского исследовател€ —имона ¬инчестера, полагающего, что национальным интересам японии, ее прав€щих кругов в начале XXI в. отвечает инициирование третьей мировой войны в ¬осточной јзии. ќ такой гипотетической возможности он написал в своей работе "“ихоокеанский кошмар.  ак япони€ начинает третью мировую войну", вышедшей в Ћондоне в 1992 г. 12 –азумеетс€, за фасадом стабильности внутри- и внешнеполитической жизни современной японии накапливаютс€ глубокие противоречи€, существует реальна€ опасность серьезной дестабилизации стратегического пол€ в ¬осточной јзии и в первую очередь по причине углублени€ кризиса в китайско-тайваньских отношени€х, а также неопределенности развити€ ситуации на  орейском полуострове. ќднако даже самые глубокие межстрановые противоречи€ в регионе не способны, на наш взгл€д, побудить прав€щие круги японии стать инициаторами дестабилизации международных отношений в регионе, использовать конфликт в своих политических интересах, в чем, однако, уверен английский историк, предвид€щий ответственность японии за разв€зывание третьей мировой войны.

ƒругое дело, что €понска€ традиционна€ система ценностей, равно как и консервативна€ идеологи€, во второй половине XX в. испытали серьезное давление со стороны американо-европейской политической культуры, экспансионистской идеологии, которые, возможно, и привнесли в нее немалый зар€д конфронтационности, конфликтности, серьезно подорвали консервативные взгл€ды €понцев на преимущества гармонического развити€ мира. ’арактеризу€ деструктивные, разрушительные способности идеологии европейского индивидуализма, американский политолог X. Ёкштейн подчеркивал, что она просто немыслима без конфликта. ѕроцессы демократизации в ≈вропе и —Ўј всегда сопровождались ростом вс€кого рода противоречий и конфликтов, которые высвобождались путем насили€ и кровопролити€, внешнего и внутреннего сопротивлени€ 13 . јмерикано- европейска€ идеологи€, оказыва€ в результате процессов интернационализации все возрастающее вли€ние на традиционную €понскую идеологию консерватизма, непременно будет ее разрушать,

стр. 55


станет питательной средой дл€ роста вс€кого рода конфликтов внутри €понского общества, в отношени€х с другими странами - отмечает другой западный историк –альф ƒарендорф 14 . — этим нельз€ не согласитьс€, однако предположить заинтересованность политических лидеров японии в сознательной дестабилизации ситуации в ¬осточной јзии в начале XXI в., инициировании третьей мировой войны, на наш взгл€д, было бы необоснованно.

ѕравда, современное поколение €понских лидеров, как об этом пишет я. Ќакасонэ, не исключает возможного отхода от принципов традиционного менталитета в вопросах внешней политики, от принципов "ваго", как поиска гармонии в международных отношени€х. япони€ в 90-е годы действительно пошла на укрепление военного союза с —Ўј, игнориру€ негативную позицию в этом вопросе своих соседей по региону ¬осточной јзии, объ€вила о своей готовности вместе с —Ўј участвовать в создании национальной системы ѕ–ќ, а стало быть, и содействовать нарушению основополагающего ƒоговора по ѕ–ќ 1972 г., поддерживающего стратегическую стабильность в системе международных отношений. —ами €понцы объ€сн€ют свое поведение тем, что, с одной стороны, у них растет недоверие к окружающему миру, в том числе, к возможным силовым действи€м  ита€,  Ќƒ–, а также –оссии, в услови€х формировани€ нового мирового пор€дка, и необходимостью готовитьс€ к любым изменени€м в международной ситуации, а с другой - растущим на глазах цинизмом в политическом поведении многих лидеров «апада, которые готовы действовать в обход резолюций —овета Ѕезопасности ќќЌ, самосто€тельно принимать решени€ о применении силы против суверенных государств, как это имело место в отношении ёгославии в конце 90-х годов XX в.

ѕо мере развити€ процессов интернационализации, усилени€ вли€ни€ американской идеологии на массовое сознание €понцев синдром недовери€, а следовательно, и конфликтности, может все глубже проникать в сознание €понских руководителей, что будет создавать дополнительные сложности уже сугубо психологического свойства в отношени€х с другими странами. “акого мнени€ придерживаютс€, например, известные американские €поноведы Ћьюис ќстин, —идней ¬ерба и др. 15 японцы и в прошлом сохран€ли на любом уровне большое недоверие к внешнему окружению, что, однако, не воспринималось ими как что-то неправильное, ошибочное или аморальное. Ѕолее того, наличие недовери€ к внешнеполитическим партнерам не создавало серьезных помех на пути попыток гармонизировать межстрановые отношени€, примером чему могут служить послевоенные отношени€ двух в прошлом откровенных противников - японии и —оединенных Ўтатов, которые стали стратегическими союзниками после почти полувекового недовери€ и противосто€ни€ друг другу.

ѕодобное, на наш взгл€д, может происходить только потому, что "недоверие", как мировоззренческа€ категори€, всегда существовало в €понском обществе и распростран€лось, в том числе, и на отношени€ с другими странами, включа€ и соседнюю –оссию. "Ќедоверие" - это естественна€ нравственна€ категори€ традиционной €понской системы ценностей, а также ее политической культуры. —таршее поколение €понских политических де€телей всегда с недоверием относилось к молодому поколению; последнее, в свою очередь, не испытывало довери€ к старшему, хот€ и сохран€ло к нему уважение и послушание. ≈сли старшее послевоенное поколение €понских политиков рассматривало отношени€ с —Ўј как краеугольный камень внешней политики японии второй половины XX в., а јмерику, - как гаранта ее безопасности и самого надежного экономического партнера, то уже молодое поколение €понских лидеров, к которым можно, например, отнести бывшего премьер-министра я. Ќакасонэ, подвергает серьезному сомнению этот стереотип мышлени€, предлага€, наконец, переосмыслить существо отношений своей страны с —Ўј, отказатьс€

стр. 56


смотреть на американцев как на "гарантов безопасности" японии в новом XXI в. 16

¬ позитивном контексте €понские руководители хотели бы пересмотреть и свою позицию к новой –оссии, отношени€ с которой они заинтересованы формировать, по возможности, на более прочной, стабильной основе и сбросить, наконец, груз нерешенных проблем. ѕри этом €понцы, скорее всего, сохран€т в отношени€х с –оссией свое традиционное "недоверие", которого последней, впрочем, не следует опасатьс€. Ѕолее того, надо понимать, что "недоверие" €понцев к внешнему окружению объективно способно будет только возрастать по мере роста неопределенности в новой многопол€рной системе международных отношений, усилени€ подозрительности всех ее участников друг к другу, роста веро€тности ошибок и просчетов при прин€тии решений в сфере внешней политики каждой из сторон.

Ќельз€ исключать и того, что в новой мировой системе, котора€ начала формироватьс€ после окончани€ "холодной войны", €понска€ дипломати€ возьмет на вооружение еще один принцип консервативной идеологии, а именно, стремление во что бы то ни стало "переиграть" партнера по международным отношени€м. Ётим принципом €понска€ сторона не пользовалась в период бипол€рного мира, предпочита€ не проводить слишком активной и независимой от —Ўј внешнеполитической де€тельности. ќднако в новых услови€х растущей стратегической неопределенности вокруг японии уже в 90-е годы ее лидеры предпочитали создавать дл€ своей страны "определенный запас прочности", в том числе и за счет ущемлени€ интересов партнера.

Ќагл€дный пример этого - настойчивые попытки “окио восстановить €понский суверенитет над ёжно- урильскими островами, €вл€ющимис€ российской территорией.  онсервативна€ внешнеполитическа€ идеологи€ японии допускает в моральном плане именно такое поведение, оправдыва€ его необходимостью дополнительной страховки на случай непредвиденных обсто€тельств. ¬ услови€х роста неопределенности как в системе международных отношений после "холодной войны", так и в двусторонних отношени€х японии со своими сосед€ми по региону, ее лидеры считают себ€ об€занными создать большой "запас очков", чтобы не оказатьс€, в случае резкого изменени€ ситуации, в положении проигравшей стороны, потер€вшей свое лицо. ѕоэтому €понска€ дипломати€ откровенно торопилась подписать мирный договор с –оссией на услови€х возвращени€ ей ёжно- урильских островов при сохранении Ѕ. ≈льцина у власти в  ремле до 2000 г., справедливо опаса€сь, что после его отставки ситуаци€ с решением территориальной проблемы заметно осложнитс€.

¬ услови€х формировани€ нового мирового пор€дка партнеры японии по мировому сообществу могут столкнутьс€ с рецидивами €понской "непор€дочности" в международных отношени€х, котора€ традиционно воспринималась ранее в европейских столицах и в —Ўј как "врожденное €понское коварство", как вернейший признак "политической неблагонадежности партнера". японцы, действительно, в соответствии с морально-нравственными принципами консервативной идеологии, могут позволить себе не соблюдать вз€тые об€зательства, включа€ и международные договоренности. “радици€ при этом такова, что дл€ €понцев "пор€дочность" в политике - категори€ весьма условна€, относительна€, ибо то, что морально дл€ одной стороны, может оказатьс€ аморально, несправедливо и непор€дочно - дл€ другой. ѕоэтому €понцы исход€т из того, что абстрактной "пор€дочности" в дипломатии просто не существует, и в международных отношени€х кажда€ сторона руководствуетс€ исключительно интересами наход€щейс€ в данный момент у власти элитарной группы. »нтересы таких групп могут совпадать, но могут и не совпадать с потребност€ми других партнеров по международным отношени€м.

¬ практическом плане это означает, что €понцы в подобных случа€х считают моральным не выполн€ть вз€тые на себ€ об€зательства или от них отказыватьс€. »деологической

стр. 57


базой такого поведени€ €вл€етс€ традиционно негативный подход к оценке юридических законов, как таковых. ƒл€ €понцев данные моральные об€зательства друг перед другом, перед обществом или даже перед партнерами по международным отношени€м сто€т намного выше по шкале ценностей, чем об€зательства перед законом или подписанным соглашением. ƒл€ них, в первую очередь, важно найти консенсус, прийти к взаимному удовлетворению и согласию. „то же касаетс€ юридического оформлени€ такого согласи€, то оно может не состо€тьс€ вовсе, ибо моральный долг в данном случае играет куда более важную роль, чем юридически закрепленный документ 17 .

¬ последнее врем€ обращает на себ€ внимание, что лидеры японии стали меньше прислушиватьс€ к тому, какую оценку ее международному поведению дает заграница, как воспринимаетс€ "образ нации" в других странах. ≈сли, например, в период высоких темпов роста 60 - 70-х годов XX в. €понцы стремились поддерживать имидж миролюбивой нации, так называемый "хэйватэки хебан", нации, интересы которой сосредоточены исключительно на экономическом росте и на внешней торговле, а отнюдь не на "наращивании своих военных мускулов", то в услови€х формировани€ нового мирового пор€дка с 90-х годов в японии заметно снизилс€ интерес к тому, какое впечатление она производит за границей, что о ней там говор€т и пишут. ¬ этом отношении она стала более походить на —Ўј и страны «ападной ≈вропы, где также не особо забот€тс€ о том, что о них думают или пишут за рубежом. ƒаже скандально известна€ истори€ с любовными похождени€ми президента —Ўј Ѕ.  линтона в конце 90-х, получивша€ широкую мировую огласку, не оказала серьезного вли€ни€ на репутацию американского политического истеблишмента, который постаралс€ скорее зам€ть этот инцидент. “очно также американцам было безразлично, что писала про них мирова€ печать в св€зи с агрессией —Ўј против ёгославии в 1999 г. јмериканские лидеры и руководители Ќј“ќ довели военную акцию против этой страны до своего логического конца и завершили ее только тогда, когда это отвечало интересам јмерики.

“аким образом, главное дл€ лидеров —Ўј - это не международный резонанс того или иного действи€, а максимально полное удовлетворение национальных внешнеполитических потребностей, проведение таких акций на международной арене, которые в первую очередь наход€т понимание и отклик у американского электората. ћнение мировой общественности дл€ —Ўј - вторичный фактор. –астущий в японии национализм также может привести к тому, что сильна€ япони€ не очень будет реагировать на международное мнение, "смотреть по сторонам" и ждать оценки своим действи€м со стороны мирового сообщества. ќна будет осуществл€ть такую внешнюю политику, котора€ отвечает ее национальным интересам, будет все откровеннее, без огл€дки на других, проводить в жизнь национальные внешнеполитические интересы даже в тех случа€х, когда это может вызывать недовольство у ее соседей по региону.

¬нешнеполитическое поведение японии в будущем может выгл€деть более эмоциональным, импульсивным, подверженным неожиданным, резким изменени€м курса, т.е. стать менее предсказуемым дл€ партнеров. “радиционна€ €понска€ политическа€ культура исключала в прошлом поспешность и импульсивность при прин€тии политических решений, руководствовалась соображени€ми предварительной тщательной проработки вопроса, длительного согласовани€ мнений всех участников процесса выработки решений. ƒумаетс€, однако, что жесткие услови€ формировани€ нового мирового пор€дка в XXI в. побуд€т €понских политиков "думать намного быстрее" чем раньше, быть более оперативными в прин€тии внешнеполитических решений.

“аким образом, нова€ ситуаци€, складывающа€с€ на рубеже XX и XXI вв. в системе международных отношений, безусловно, окажет вли€ние на внешнеполитическую

стр. 58


идеологию и международное поведение японии. “радиционно-консервативные принципы ее идеологии в услови€х нового мирового пор€дка могут мен€тьс€, приспосаблива€сь к радикальным изменени€м самой системы международных отношений. ¬прочем, неизменной, на наш взгл€д, останетс€ заинтересованность властей в формировании ненасильственных и, по возможности, гармонических отношений с партнерами по мировому сообществу, как на региональном, так и на глобальном уровне. ѕовторение на новом историческом витке негативного опыта японии 30 - 40-х годов XX в. по реализации экспансионистских планов в ¬осточной јзии, по дестабилизации здесь стратегической ситуации - представл€ютс€ не только маловеро€тным с политической точки зрени€, но и контрпродуктивным в плане интересов собственной безопасности.  акие бы изменени€ ни вносились в перспективе во внешнеполитическую идеологию нации, они не окажут на интересы безопасности –оссии серьезного негативного воздействи€.

ѕ–»ћ≈„јЌ»я

1 Robert K. Hull. The Ethnics of a Defeated Nation. N.Y., 1955, p. 36; —м. также: √лава I. »деологи€ консервативной революции и учение о “радиции. - ¬.Ё. ћолод€ков.  онсервативна€ революци€ в японии. »деологи€ и политика. ћ., 1999, с. 9 - 52.

2 Takahatake Michitoshi. Political Culture of Japan. Kodansha Encyclopedia of Japan, Vol. 6, Tokyo, 1983, p. 203; —м. также об этом: “акэси »сида. Ќихондзин-но с€кай. (японское общество) “окио, 1971, с. 3 - 5. ћасао ћару€ма. √эндай Ќихон-ни окэру сисо то кодо (ћысль и поведение человека в современном €понском обществе). 1963, с. 4 - 5. Bradly Richardson. Political Culture of Japan. N.Y., 1974; R.E. Ward. Japan's Political System. N.Y., 1978, p. 58 - 59.

3 ÷ит. по: Japan Times. 26.11.1986. ѕолный текст выступлени€ я. Ќакасонэ был опубликован в журнале "“юо корон" N 1, 11. 1986.

4 —м. об этом. Ќакасонэ сэйдзи ва нани-о сйта-но ка („то сделала политика Ќакасонэ). јсахи дз€нару. 20.06.1986.

5 ÷ит. по: Expresso 8, 1988, р. 23.

6 я. Ќакасонэ. ѕосле "холодной войны". ћ. 1993.

7 Robert N. Bellah. Tokugawa Religion. Glencoe. 1957, p. 19 - 20.

8 —м., например, об этом: ’ата ясуси. —эйдзи-но нака-но нихондзин (японцы в политике). “окио, 1977, »сида “акэси. ћэйдзиисин-но сэйдзирон кэнкю. (»сследование политики ћэйдзи исин). “окио, 1954.

9 5.77. ѕоспелов. »деологические течени€ современной японии. ћ., 1978, с. 110.

10 ћаки  эндзи. Ќихон кокутай-но рон. (ќсновы государства в японии). “окио, 1940, с. 38.

11 —удзуки Ёйтаро. Ќихон с€кайгаку еран. (—правочник по €понской социологии). “окио, 1949, с. 168.

12 Simon Winchester. Pacific Nightmare. How Japan Starts World War III. London, 1992.

13 Harry Eckstein. Division and Cohesion in Democracy. Princeton, 1966, p. 90.

14 RalfDahrendorf. Society and Democracy in Germany. N.Y., 1969, p. 184 - 185.

15 Lewis Austin. The Political Culture of Two Generations: Evolution and Divergence in Japanese and American Values. - Japan. The Paradox of the Progress. New Haven-London, 1976, p. 238; Sydney Verba. Political Culture. N.Y., 1981,p.522.

16 —м. об этом: я. Ќакасонэ. ѕосле холодной войны... 245 - 284.

17 ¬ феодальной японии законы государственного управлени€ тщательно скрывались от общественности на том основании, что их широка€ огласка могла привести к желанию обойти их незаконным путем. јдминистративный пор€док поддерживалс€ прежде всего на основе совершенствовани€ моральных об€зательств €понцев друг перед другом и каждого в отдельности - перед государством в соответствии с кодексом чести, традици€ми и т.п., а не страхом перед законом.

ќпубликовано на ѕорталусе 01 феврал€ 2022 года

Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?




ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама