Рейтинг
Порталус


"СПЯЩИЙ ВУЛКАН" в Южно-Китайском море

Дата публикации: 25 сентября 2022
Автор(ы): А. ГАЙСИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) "Aziia i Afrika segodnia" Date:01-01-2000
Номер публикации: №1664105398


А. ГАЙСИН, (c)

С возрастанием экономического и военно-стратегического значения Южно-Китайского моря (ЮКМ) большое практическое значение приобрела проблема разграничения его акватории и определения принадлежности островов двух находящихся в нем архипелагов - Парасельского и Спратли. Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней оспаривают проведение КНР своей договорно не оформленной "морской границы" на расстоянии каких-то 50-100 километров от их берегов.

Со вступлением в силу Конвенции ООН 1982 года по морскому праву остро встал вопрос о методике определения 200-мильной исключительной экономической зоны каждого из названных выше государств, который до сих пор так и не удается разрешить. Ссылаясь на положения Конвенции, КНР в 1996 году заявила о распространении своих особых прав на обширные морские просторы. Тем самым ее претензии "врезались" на 120 километров в индонезийскую экономическую зону, вовлекая в тяжбу и Джакарту. Ханой утверждает, что Конвенция является юридической базой для отстаивания суверенитета и территориальной целостности Вьетнама и заявляет о своем суверенитете не только над всеми островами Спратли, но и над Парасельским архипелагом, с 1974 года эффективно контролируемым КНР. Ведение вьетнамцами разведочных работ на нефть и газ в районе островов Спратли неоднократно провоцировало выступления МИД КНР с протестами и заявлениями о готовности Китая защищать здесь свои права с помощью силы.

А спорить в данной ситуации странам региона есть из-за чего. Важным фактором осложнения обстановки явилось обнаружение в ЮКМ промышленных запасов нефти, природного газа, фосфатов, других полезных ископаемых. По китайским оценкам, потенциальные резервы залегающей на шельфе нефти составляют 29,1 миллиарда тонн, газа - 5,8 триллиона кубометров. Огромным спросом в Восточной Азии пользуются богатые биоресурсы моря, прежде всего морепродукты. И, наконец, ЮКМ пересекают важнейшие мореходные линии, связывающие Индийский и Тихий океаны. Во времена "холодной войны" этот стратегический фактор сыграл свою роль в принятии решения об активном использовании советским военно-морским флотом вьетнамской базы Камрань. Практическим воплощением нынешнего интереса России к хозяйственному использованию моря является сотрудничество с Вьетнамом в рамках совместного предприятия "Вьетсовпетро", ведущего добычу нефти на континентальном шельфе СРВ.

Из-за неясности вопроса о суверенитете на отдельные участки акватории ЮКМ "вулкан" международного конфликта уже начинал пробовать свои силы в 1974 и 1988 годах, когда китайцы применили оружие против Вьетнама, имеющего наиболее давние и масштабные противоречия с КНР по вопросу о "морских границах". И кто знает, чем кончился бы последний вооруженный инцидент, если бы вьетнамские корабли не имели тогда возможности прятаться "под крылом" советской армады в Камрани. Необходимо отметить, что процесс общего улучшения китайско-вьетнамских отношений в 90-х годах заставляет стороны проявлять сдержанность. Без мощного покровительства со стороны СССР Ханою остается с озабоченностью следить за участившимися экспедициями китайских геологоразведочных и научных судов к вьетнамскому континентальному шельфу. Примечательно, что конфликт между Пекином и Тайбэем не помешал им 1 мая 1998 года подписать соглашение о сотрудничестве в поисках нефти в ЮКМ и в феврале 1999 года направить совместную экспедицию для проведения глубоководного бурения в тот район, где с 1968 года и до окончания вьетнамской войны с ведома сайгонской администрации занимались нефтеразведкой американские компании.

Реальную угрозу вооруженного конфликта между КНР и Филиппинами с трудом удалось отвести в 1995 году, когда Манила обвинила китайцев в том, что под видом укрытия для рыбаков они якобы сооружают "военные объекты" на острове Мисчиф, который лежит в 200 километрах от крупного острова Филиппинского архипелага Палаван и, следовательно, по мнению Манилы, находится в пределах исключительной экономической зоны Филиппин*.

Филиппинское руководство призывает партнеров по АСЕАН не обольщаться заверениями Китая в его стремлении к миру с соседями и готовности решать с ними спорные вопросы на дружественной основе. Участники саммита АСЕАН в Ханое (декабрь 1998 года) сдержанно отнеслись к предостережениям филиппинского президента Джозефа Эстрады относительно "тайных действий Пекина, способных привести к опасным военным инцидентам", и к предложению принять комплексные меры в связи с "усилением китайского военного присутствия в районе Спратли". Форум ограничился неконкретным призывом решать связанные с ЮКМ спорные вопросы мирным путем.


* Подробнее см. "Азия и Африка сегодня", 1999, N5.

стр. 20


Можно предположить, что выбор лидерами АСЕАН такой линии непосредственно связан с последствиями тяжелого удара, нанесенного азиатским странам финансовым кризисом, который временно отодвинул на второй план военно-стратегические проблемы региона Юго-Восточной Азии. В асеановских столицах не могут не считаться с тем, что Китай оказал посильную помощь торговым партнерам в преодолении кризисных тенденций. Уверенно превращаясь в торговую державу мирового масштаба, он воздержался от девальвации юаня, которая могла бы нанести непоправимый удар по экономике южных соседей. Более того, КНР предоставила прямую финансовую помощь жертвам кризиса - внеся 4,5 миллиарда долларов США в целевую программу МВФ по спасению пострадавших стран ЮВА, а также объявила о предоставлении 200 тысяч долларов Фонду АСЕАН.

Соединенные Штаты вынуждены учитывать необходимость поддержания традиционного сотрудничества со странами АСЕАН, с одной стороны, и развития отношений с КНР, с другой. В докладе министерства обороны США об американской стратегии в области безопасности в Восточной Азии и тихоокеанском регионе от 23 ноября 1998 года подчеркивается важность укрепления союзнических отношений с Японией, Южной Кореей и Филиппинами, а также формирования стратегического партнерства с Китаем. Официальный Вашингтон избегает раскрывать свои планы на случай создания кризисной ситуации в результате обострения спора из-за островов ЮКМ и не занимает никакой позиции относительно юридической стороны встречных претензий на суверенитет над ними. Однако он не возражает против проникновения в ЮКМ американских частных нефтяных компаний. Их же, в свою очередь, охотно приглашают основные участники спора, которые полагают, что их присутствие может служить сдерживающим фактором.

На дипломатическом уровне США проявляют заинтересованность в поддержании мира в ЮКМ, выступают против использования силы или угрозы ее применения для разрешения встречных претензий участников спора, призывают проявлять сдержанность и избегать действий, которые могли бы дестабилизировать обстановку в ЮКМ, высказываются за урегулирование существующих здесь проблем, принимая во внимание интересы всех сторон. При этом в Вашингтоне подчеркивают, что обеспечение свободы судоходства отвечает основополагающим интересам США, а беспрепятственное движение всех судов и самолетов в ЮКМ необходимо для благополучия и процветания всего Азиатско-тихоокеанского региона.

В то же время американские официальные представители признают, что США готовы быть гарантом стабильности и играть в ЮКМ сдерживающую роль. Как говорится в одном из официальных документов, они "восприняли бы с серьезной озабоченностью любые претензии морского характера или же ограничения на судоходство в Южно-Китайском море, которые шли бы вразрез с международным правом, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года". Летом 1995 года, когда обострились отношения между Манилой и Пекином, США, следуя положениям договора о взаимной обороне с Филиппинами, выразили озабоченность ростом напряженности в ЮКМ и действиями "некоторых стран", а также однозначно высказались в поддержку принципа свободы навигации в этом районе. Чтобы не быть голословными, американцы провели совместные военные учения с филиппинцами на острове Палаван и в омывающих его водах. Однако, как указывало Главное счетное управление американского конгресса в своем докладе "Конфликты в Южно-Китайском море" в ноябре 1995 года, в администрации президента Клинтона затрудняются найти четкое решение вопроса о том, как реагировать на возможные в будущем неадекватные действия КНР в связи с подобными конфликтами и насколько большое внимание следует уделять подобным событиям в рамках отношений с Китаем в целом. Так, во время состоявшихся в январе 1999 года в Вашингтоне переговоров Орландо Меркадо с руководством Пентагона, судя по заявлениям представителя этого ведомства прессе, США отказались поддержать Филиппины в споре с Китаем из-за островов Спратли и высказались за его мирное решение.

Отсутствие реальных перспектив решения спора в ЮКМ коллективными усилиями на базе норм международного права, пробуксовывание попыток примирить взаимные интересы на двусторонней основе и стремление заинтересованных стран в этой связи дефакт закрепиться на оспариваемых островах заводит проблему в тупик и создает предпосылки для дестабилизации обстановки в регионе. Один из сценариев такого развития событий в странах АСЕАН связывают с ожидающимся появлением у Китая в начале будущего века достаточно мощного военно- морского флота, способного вести боевые действия в районе Спратли - на значительном удалении от основных баз КНР. В связи с этим, в частности, пресса стран ЮВА полнится спекуляциями относительно причин появления у берегов Китая проданного Украиной недостроенного авианосца "Варяг".

Наблюдатели в ЮВА не исключают, что отмечающееся усиление Вашингтоном критики подхода Пекина к проблемам прав человека, Тибету, шумиха вокруг "кражи" американских технологий, ужесточение условий вступления КНР во Всемирную торговую организацию, а также стремление американцев подключить Тайвань к своим планам создания противоракетной обороны театра военных действий в свое время могут найти логичное продолжение и в корректировке позиции США по ЮКМ. В то время как Пекин дипломатично рассуждает о том, что Соединенные Штаты должны играть роль "активного участника" событий в восточноазиатском регионе, в Вашингтоне начинают звучать менее витиеватые речи. Так, член комиссии по иностранным делам Сената США Дана Рорабахер, побывавший в декабре 1998 года на Филиппинах для ознакомления с ситуацией вокруг острова Мисчиф, обвинил Китай в "агрессивном поведении", способном нарушить стабильность в регионе. Он заявил, что "острова Спратли могут определить баланс сил между демократическими государствами всего мира и коммунистической диктатурой, которой является Китай", и заверил Манилу в том, что правительство США окажет помощь "преданным демократии филиппинцам в случае, если они подвергнутся провокационным действиям" со стороны КНР.

Годы постепенно излечивают "вьетнамский синдром", который сковывал действия США после унизительного поражения во Вьетнаме. Однако сегодня невозможно с высокой степенью надежности предсказать, какой будет политика Вашингтона в этом регионе в XXI веке.

Опубликовано на Порталусе 25 сентября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама