Рейтинг
Порталус

АФРИКА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РОССИИ ("КРУГЛЫЙ СТОЛ" В ИНСТИТУТЕ АФРИКИ РАН)

Дата публикации: 15 марта 2023
Автор(ы): Т. Дейч, А. Андреев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2001 № 9
Номер публикации: №1678833755


Т. Дейч, А. Андреев, (c)

Какое место в российской внешней политике занимает африканское направление? Можно ли его считать приоритетным?

Ответ на эти вопросы пытались найти участники заседания "круглого стола", состоявшегося в Центре исследований российско-африканских отношений Института Африки РАН, темой которого была заявлена "Африка во внешнеполитической концепции России".

"У России может открыться в Африке больше перспектив, нежели в других регионах мира", - этими словами доктор экономических наук В.В. Лопатов выразил позицию большинства участников "круглого стола". Вместе с тем, по мнению В.В. Лопатова, принятие новой внешнеполитической концепции России не отразилось на оценке значения Африки в наших торгово-экономических отношениях со странами континента. После распада СССР вакуум связей с африканскими странами заполняется другими государствами. Россия, по сути дела, пока противопоставляет своим конкурентам лишь словесную риторику о неизменности ее отношений с бывшими союзниками и друзьями. Что же касается внешнеэкономической концепции России, то в ней ничего не говорится о важности экономического сотрудничества со странами Африканского континента, хотя и отмечается возможность подключения России к многосторонним экономическим проектам через субрегиональные организации. Однако на нынешнем этапе для нашей страны важнее двусторонние связи.

Наша страна может, в частности, помочь африканским государствам полнее использовать их богатые природные ресурсы, а для российского капитала Африканский континент привлекателен 800 миллионами потребителей. Правительственные и деловые круги африканских стран в основном настроены благожелательно к углублению сотрудничества с Россией, в которой они видят емкий рынок сбыта своей продукции. Налицо также определенная заинтересованность российского предпринимательского капитала в освоении африканского рынка.

В докладе кандидата исторических наук Т.Л. Дейч констатировалось, что в последнее десятилетие политические и экономические связи России со странами Африки по сравнению с периодом 1960-1990 годов существенно ослабли. Правда, в самые последние годы несколько оживились российско-африканские экономические связи, в том числе по линии частного предпринимательства. Важным событием, способным дать толчок развитию таких контактов, может стать визит в Африку президента В.В. Путина, запланированный, по сообщениям печати, на вторую половину 2001 года. Российские государственные деятели столь высокого ранга в Африку южнее Сахары ранее практически не приезжали. Переговоры в Москве президента Нигерии Олусегуна Обасанджо позволяют все же надеяться на активизацию отношений России с одной из ключевых стран региона. Оптимизм внушают также и недавние визиты в Москву президентов Габона и Гвинеи Омара Бонго и Лансаны Конте.

Во внешнеполитических концепциях России 1993 и 2000 годов в списке российских внешнеполитических приоритетов Африка занимает последнее место, а перечень направлений африканской политики укладывается в один абзац. Однако в проекте концепции африканской политики России, разработанном МИД РФ, отмечается значимость Африки в системе современного мироустройства как кладовой богатых природных ресурсов. Будучи вместе с тем континентом, изобилующим конфликтами и комплексом таких нерешенных проблем, как голод, беженцы, болезни, в первую очередь СПИД, Африка особенно нуждается в коллективных усилиях мирового сообщества, направленных на помощь народам, населяющим континент.

О кризисе российско-африканских отношений говорилось в выступлении бывшего Чрезвычайного и полномочного посла России в Мали и Буркина-Фасо Е.И. Корендясова. Выступавший вновь обратил внимание на

стр. 21


малую активность дипломатического обмена России со странами Африки, на слабые научные контакты. Между тем, перспективы политического сотрудничества имеются. Позиции России и стран Африки по многим международным вопросам близки или совпадают. Это касается, в частности, отношения к процессам глобализации, вступления в ВТО, вопросов полярности современного мира. Важным представляется сотрудничество со странами Африки в урегулировании конфликтов на континенте. Однако нужна концепция такого сотрудничества, которая пока не разработана. По мнению Е.И.Корендясова, Россия могла бы участвовать в подготовке миротворческого контингента силами министерства обороны.

Говорилось и о необходимости налаживания торгово- экономического сотрудничества. Сейчас встречаются парадоксальные случаи, когда, например в Мали, российские товары поставляет Франция. Российские компании, действующие в Африке, слабы и не выдерживают конкуренции с западными, а также Китаем, который контролирует 80 процентов строительства дорог. По мнению выступавшего, нужна информация о тендерах, в которых Россия могла бы принять участие. России следует искать свою нишу в Африке, действуя там, где ее усилия могут оказаться взаимополезны и взаимовыгодны.

Сегодня в Африке налицо новый виток франко-американских противоречий. При этом позиция Франции по целому ряду проблем имеет много общего с позицией России. Многие французские политики дают отрицательную оценку роли для Африки процессов глобализации, программ структурной перестройки, разгосударствления. Если Вашингтон ратует за демократизацию Африки по американскому образцу, то Париж - за отказ от западноцентризма. Н.И. Высоцкая отрицательно оценила участие России в миротворческих операциях, приведя пример той же Франции, которая осуждает практику "принуждения к миру", считая, что проблемы африканских конфликтов должны решаться силами самих африканцев.

Расценил в своем выступлении состояние российско- африканских торгово-экономических отношений как критическое и доктор географических наук В.И. Гусаров. Он привел цифры, свидетельствующие о том, что итоги торговли России с Африкой на рубеже веков, когда рухнула идеологическая составляющая связей, оказались более, чем скромными. Одной из причин этого выступавший назвал высокую стоимость транспортировки импорта из африканских стран. Сославшись на данные одной из российских компаний, торгующих с Африкой, В.И. Гусаров отметил, что доставка тонны груза в Россию из Дар эс-Салама в семь раз дороже, чем из Лондона, где функционируют рынки какао, кофе, хлопка и других товаров, производимых на Черном континенте. Закупки российскими компаниями африканских товаров в Лондоне попадают в статистику не российско-африканской, а российско-британской торговли. Говоря о том, что главным торговым партнером России на континенте остается Египет, В.И. Гусаров заметил, что надежды на быстрое развитие торговли с другим государством Северной Африки - Ливией - после снятия с нее международных санкций, за отмену которых ратовала Россия, не оправдались. Ливия, являющаяся к тому же нашим должником, предпочла налаживать торгово-экономическое сотрудничество не с Россией, а со странами Западной Европы.

Согласившись с высказанным в ходе обсуждения мнением о том, что российско-африканские отношения переживают глубокий кризис, вызванный как распадом Советского Союза, так и последующим сосредоточением внимания российских государственных структур на сотрудничестве с промышленно развитыми странами, кандидат экономических наук П.И. Куприянов отметил проявление позитивных тенденций в последние годы. Их свидетельством выступавший назвал, в частности, возобновление предоставления российской стороной африканским студентам ежегодных стипендий по государственной линии, а также прием на учебу в Россию африканских граждан на коммерческой основе по линии "Инкорвуз".

О положительных тенденциях, позволяющих надеяться на активизацию российско-африканского диалога, говорилось и в выступлении кандидата исторических наук Д.В. Поливанова. В пользу этого говорят, по его мнению, как проявление интереса к Африке со стороны высшего руководства страны, так и серьезная смена африканского дипкорпуса в Москве, имевшая место в течение 2000 года, что отражает заинтересованность африканцев в обновлении и активизации отношений России со странами континента. В- третьих, произошли частичные изменения в круге проблем, обсуждаемых в ходе внешнеполитических консультаций и визитов: помимо традиционных вопросов укрепления роли ООН, содействия становлению многополярного мира и урегулированию конфликтов, в повестку дня были добавлены вопросы борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей, экологии и обеспечения безопасности российских граждан в странах Африки. Выступавший отметил также активизацию контактов в области миротворчества и гуманитарных операций: направление российского контингента для участия в миссии ООН в Сьерра-Леоне, акция МЧС по оказанию помощи населению Мозамбика, пострадавшему от наводнения, присоединение России к эмбарго на поставки оружия Эфиопии и Эритреи и к эмбарго на "конфликтные" алмазы Сьерра-Леоне и Либерии.

Участники "круглого стола" выразили общую надежду, что наметившиеся в текущем году тенденции к активизации африканской политики нашей страны приведут к серьезной корректировке самого концептуального подхода России к Черному континенту.

Отчет подготовили Т. ДЕЙЧ, А. АНДРЕЕВ

Опубликовано на Порталусе 15 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама