Главная → ПОЛИТОЛОГИЯ → ВОЗМОЖНА ЛИ ОСЬ МОСКВА-ТЕГЕРАН?
Дата публикации: 15 марта 2023
Автор(ы): А. ГУШЕР, руководитель Центра стратегического развития →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2001 № 11 →
Номер публикации: №1678835129
А. ГУШЕР, руководитель Центра стратегического развития, (c)
Острые конфликтные ситуации с использованием насилия и средств вооруженной борьбы в различных районах мира, с которыми человечество вступило в XXI век, и особенно беспрецедентные по своим масштабам и способам осуществления террористические акты 11 сентября 2001 года на территории США напомнили ту простую истину, что соперничество и борьба между различными государствами, сообществами и силами, преследующими свои интересы, будет во многом определять судьбу человечества и в нынешнем веке.
Для России, как представляется, державным геополитическим императивом нового века станет пересмотр всей системы ее внешнеполитических приоритетов и межгосударственных отношений.. Главная цель - обеспечение надежного и стабильного положения России в мире без втягивания ее в ненужное соперничество, тем более - в конфликты, не затрагивающие ее жизненно важные интересы. Для этого необходимы и новые политические принципы, и новые подходы, и новые партнеры.
В контексте именно таких задач необходимо рассматривать отношения России с Ираном, которые на протяжении двух веков входят в число приоритетных.
По историческим меркам еще недавно, до февральской 1979 года исламской революции в Иране, советско-иранская граница .являлась одной из передовых линий соприкосновения двух противостоявших друг другу военно- политических систем мира "холодной войны". После падения монархии последнего персидского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, ликвидации масштабного и всестороннего американского присутствия в Иране и роспуска в 1979 году созданного под эгидой Вашингтона и Лондона военно-политического блока СЕНТО, а затем и распада СССР в 1991 году началось размывание противостояния, вытекавшего из самого факта многолетней принадлежности их к разным военно- и общественно-политическим системам.
Сегодня Москва и Тегеран имеют много общих интересов в обеспечении стабильности в Закавказье и Центральной Азии, а политическое соседство России и Ирана олицетворяет собой соприкосновение двух цивилизаций - христианской и исламской, что имеет далеко не последнее значение для настоящего и будущего отношений наших двух государств и отношений России с исламским миром в целом.
Как Советский Союз, так и его правопреемница Российская Федерация сделали немало для расширения и укрепления сотрудничества между двумя странами. Однако потенциал развития российско-иранских отношений реализуется далеко не полностью, что не отвечает интересам ни России, ни Ирана.
ПОЧТИ В ОКРУЖЕНИИ
Последние четверть века почти семидесятимиллионный Иран развивал промышленность, укреплял научно-технический и военный потенциал. Страна обладает крупными запасами ценных природных ресурсов (нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов, урановые руды и др.), что обеспечивает ей хорошие перспективы экономического развития. Не менее важно и геостратегическое положение Ирана, территория и инфраструктура которого при включении их в мировые транснациональные коммуникации, энерго - и товаропотоки откроют новые возможности не только для этой страны, но и для многих других государств. Кроме того, Иран за последние два десятилетия приобрел бесценный опыт жизни в кризисных ситуациях, а это просто так не дается и многого стоит.
Иран находится в особой геополитической ситуации на Среднем Востоке. Практически со всеми соседними странами у него имеются
стр. 29
большие или малые противоречия. На западной границе находится Ирак, сложные отношения с которым периодически переходят в откровенно враждебные. На северо-западе Иран граничит с натовской Турцией, являющейся давним соперником и конкурентом Тегерана за влияние в регионе, а сейчас - и в Закавказье и в Центральной Азии. На большом участке северной границы над Ираном нависает бывший советский Азербайджан, где в некоторых кругах все еще жива идея создания "великого Азербайджана" с включением в него двух северных иранских провинций - Западного и Восточного Азербайджана.
На востоке Иран имеет общие границы с Афганистаном, развитие событий в котором мало устраивает Тегеран. Иранское руководство обеспокоено и высокой активностью Пакистана, пытающегося укрепить собственные позиции и реализовать свои интересы на центрально-азиатском направлении. События последних лет в Афганистане, где власть захвачена организованным и направляемым пакистанской военной разведкой движением талибов, а сама страна превратилась в один из серьезных источников международного терроризма и нарко-бизнеса, только подтверждают эти опасения. В ходе телефонного разговора президента России В. Путина с президентом Ирана М. Хатами, состоявшегося после проведенных 11 сентября 2001 года террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, стороны вполне определенно осудили действия международных террористов и согласились о необходимости сотрудничества в борьбе с этим злом.
На юге, в зоне Персидского залива, Иран сталкивается с серьезным противодействием своей политике и с военно-политической конкуренцией со стороны некоторых арабских государств Аравилского полуострова, поддерживаемых США и другими странами Запада. Тегеран, не подчинившийся западному диктату, находится под мощным давлением со стороны США и Запада в целом, его территория с 1983 года включена в зону ответственности Центрального командования вооруженных сил США. Нынешняя команда Джорджа Буша, как и предыдущие администрации, рассматривает Иран в качестве главного регионального соперника в одном из важнейших для жизненных интересов США районов - в зоне Персидского залива.
Из государств дальнего, да и "ближнего" зарубежья на южном направлении Иран является едва ли не единственной страной, сумевшей в условиях беспрецедентного многолетнего давления (с начала 1979 года и фактически до настоящего времени) со стороны США и других стран Запада сохранить реальную независимость своего внутри- и внешнеполитического курса, контроль над своими природными ресурсами и обеспечить выживаемость национальной экономики, хотя страна и нуждается в новых технологиях и большей интеграции в мировую экономику. Это не может не вызывать уважения и определенного доверия к Тегерану как возможному стабильному партнеру России. При этом не следует преувеличивать значение того обстоятельства, что в идеологическом и цивилизационном отношении дистанция между Ираном и Россией довольно заметна. Все дело, безусловно, в направленности национальных интересов и в конечном результате.
Сегодня между Россией и Ираном нет таких серьезных противоречий или разногласий, которые невозможно было бы разрешить нормальным, т.е. политико-дипломатическим путем.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОПУТЧИКИ
Тегеран своей политикой и практическими делами не давал новой России серьезных поводов для беспокойства. Это произошло потому, что в сложившейся геостратегической ситуации Иран видел в России единственно возможного потенциального партнера и хотел, чтобы и Москва с таких же пози-
стр. 30
ции смотрела на свои отношения с Тегераном.
Россия и Иран еще в начале 90-х годов по ряду региональных проблем выступали как союзники и партнеры. Благодаря их совместным усилиям было достигнуто межтаджикское урегулирование. Иран сыграл важную роль в экономической поддержке стратегического партнера России в Закавказье - Армении - в период войны в Нагорном Карабахе. Москва и Тегеран достаточно тесно взаимодействуют в вопросах выработки статуса Каспийского моря и разработки его углеводородных ресурсов. Обе страны поддерживают антиталибский Северный альянс, увеличивая сейчас поставки вооружений и военной техники в связи с обострением военного противоборства в Афганистане.
К развитию отношений с Ираном необходимо подходить с учетом не только сиюминутной конъюнктуры, но и прежде всего - долгосрочных геостратегических выгод и перспектив. Именно поэтому сегодня важно разобраться в наших отношениях с Ираном, определив, чем они могут быть полезны для России при правильном выстраивании стратегической линии на иранском направлении.
В геополитическом отношении близость или совпадение интересов Москвы и Тегерана предопределены прежде всего похожестью политических ситуаций, в которых оказались на данном историческом этапе обе страны.
Россия и Иран не интегрированы в современные военно-политические структуры, находятся в поисках своего места и вынуждены противостоять давлению внешних сил. Они практически не имеют на своих границах надежных союзников. Россия и Иран являются объектами повышенного внимания ведущих государств мира, стремящихся сузить сферу влияния Москвы и Тегерана. Обе страны беспокоит развитие некоторых геополитических процессов в "буферной" зоне (Закавказье и Центральная Азия), ведущих к усилению в ней позиций и влияния западных стран и Турции. России и Ирану угрожают планы расширения военно-политического блока НАТО на восток и расширение связей и сотрудничества блока со странами Закавказья и Каспийского региона в рамках программы "Партнерство ради мира".
Для национальных интересов как России, так и Ирана существуют примерно одни и те же источники угроз. Среди них - угроза территориальной целостности государств от деятельности поддерживаемых извне сепаратистских и националистических сил; постоянное военное присутствие западных государств в регионе и активное использование Западом военной силы для обеспечения своих стратегических интересов в регионах Ближнего и Среднего Востока, масштабное внедрение западных транснациональных корпораций, в первую очередь нефтяных, в экономику новых независимых государств, являющееся прологом к включению этих государств в зону жизненных интересов Запада.
Возможность резкого изменения политического строя и внешнеполитической ориентации Ирана в результате вмешательства извне вызывает опасения не только Тегерана. Такие изменения имели бы негативные геополитические последствия для всего региона, в том числе и для интересов России. Не случайно иранское руководство проявляет интерес к налаживанию более гибкого сотрудничества с Москвой.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Всестороннее развитие российско-иранских отношений на благо обеих стран - необходимая и достижимая задача, которую можно решить в достаточно короткие сроки. Объективных предпосылок для этого накопилось достаточно, особенно после того, как Россия официально заявила о выходе из секретного приложения к итоговому протоколу "комиссии Гор-Черномырдин", содержавшего обязательство Москвы не заключать новые контракты о поставках оружия Ирану. Активизировались и официальные контакты и переговоры с иранским руководством, особенно большое значение имел официальный визит президента Ирана Хатами в Россию в марте 2001 года.
Развитие российско-иранских
стр. 31
отношений и сотрудничества представляется одним из перспективных направлений внешней политики России. У двух стран имеется целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двусторонних отношений. Сегодня для России существует реальная возможность получить доступ к теплым морям вполне мирным и легальным путем - через развитие всесторонних связей с Ираном.
Тегеран проявляет значительный интерес к расширению связей с Россией и готов не только обсуждать это, но и предложить конкретные области, направления и формы сотрудничества на выгодных для российской стороны условиях.
О перспективности иранского направления для расширения торгово- экономических, научно-технических и других связей России с Ираном свидетельствуют уже реализованные проекты по поставке в Иран российских вооружений, участие России в строительстве иранской атомной электростанции в Бушере (порт на побережье Персидского залива), недавний опыт широкомасштабного советско-иранского сотрудничества в областях металлургии, угледобычи, транспортировки иранского природного газа, включения территорий обеих стран в стратегический транспортный коридор "Север-Юг" и другие примеры. Здесь следует особо подчеркнуть, что повторяемые с завидной постоянностью Вашингтоном и некоторыми его союзниками заявления о том, что Россия, оказывая техническое содействие Ирану в достройке АЭС в Бушере и подготовке в своих вузах иранских специалистов, тем самым якобы нарушает соответствующие международные договоренности и соглашения, преследующие цели нераспространения военных ядерных технологий, весьма далеки от истины.
Во-первых, США не возражали против АЭС в Бушере, когда этот проект в годы правления Мохаммеда Реза Пехлеви реализовывался усилиями ФРГ. Во-вторых, уже сегодня все, что делается в Бушере, находится под контролем Международной комиссии по атомной энергии - МАГАТЭ, которая никаких претензий по этому поводу к Ирану не имеет. В-третьих, отработанное ядерное топливо с АЭС в Бушере будет перерабатываться в России, а не в Иране.
Значительную роль в расширении российско-иранского сотрудничества могут сыграть военно-технические связи. Большой интерес Ирана к налаживанию стабильного сотрудничества в этой области с Россией известен. Иранская армия имеет на вооружении значительное количество оружия и военной техники советского и российского производства. Это бронетанковая техника (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры), орудия полевой артиллерии, зенитные средства (зенитные артиллерийские установки, зенитные ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы), боевые самолеты, подводные лодки, стрелковое оружие и т.д. С иранской стороны имеется устойчивый спрос на новые военные поставки, поставки запасных частей, боеприпасов, средств ремонта и обслуживания военной техники. Возможности России удовлетворить этот интерес в принципе неограничены.
В этой области прорывным является соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Ираном, подписанное в начале октября нынешнего года в Москве министрами обороны обеих стран Сергеем Ивановым и Али Шамхани. Принципиальная договоренность о подписании такого документа была достигнута во время мартовского визита президента Ирана Хатами в Москву.
В соответствии с этим соглашением, Россия выполнит взятые на себя ранее обязательства по модернизации поставленной в Иран еще во времена СССР военной техники, а также продаст иранской стороне новые системы оружия и военной техники, в том числе зенитные ракетные комплексы С-300ПМУ и С- 300ПМУ-2 "Фаворит", "Бук-Мl и "Top-Ml", самолеты МиГ-29 и Су-11 , а также десантные и патрульные катера. Уже готов к поодписанию контракт на поставку в Иран 550 БМП-3. Обсуждается вопрос о возможности приобретения Ираном сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты "Яхонт" и оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-Э".
Российско-иранское экономическое сотрудничество также имеет свой наработанный в течение многих лет положительный опыт. У Москвы и Тегерана имеется довольно широкий перечень областей, сотрудничество в которых могло бы быть взаимовыгодным и эффективным.
Геостратегическое положение обоих государств позволяет им осуществить ряд совместных проектов (коммуникации, перевозки, взаимодополняемые производства и др.), значение которых может выйти далеко за рамки двухстороннего сотрудничества. Россия и Иран имеют общий интерес в том, чтобы
стр. 32
совместными усилиями противостоять попыткам ограничить их участие в каспийских нефтяных проектах и вопреки всему сохранить свое влияние на развитие общей ситуации в зоне Каспия. Россия и Иран являются обладателями значительных запасов стратегических природных ресурсов (нефть, природный газ, уголь, уран, железная и полиметаллические руды и т.д.). Они сталкиваются с похожими проблемами при использовании своих ресурсных потенциалов в целях экономического развития и, по-видимому, могли бы хорошо сотрудничать в этой сфере, помогая и взаимно дополняя друг друга.
Представляется, что сегодня основные препятствия на пути расширения российско-иранского сотрудничества, прежде всего в военно-технической области, находятся главным образом в политической сфере. Политика России на иранском направлении внимательно отслеживается Западом, особенно Вашингтоном, который не смирился с утратой своих позиций в Иране и рассчитывает на возвращение в эту страну. В этом ряду стоит и ныне аннулированный документ "комиссии Гор-Черномырдин" об отказе России от новых поставок вооружений Ирану, и американские санкции против ряда российских высших учебных заведений, в которых обучались иранцы, и научно- исследовательских институтов, поддерживавших связи с иранскими коллегами.
Попытки Вашингтона произвольно трактовать обязательства России, вытекающие из ее участия в международных соглашениях, являлись серьезным препятствием на пути расширения российско-иранского сотрудничества. При администрации Билла Клинтона отрицательную роль сыграли и опасения прежних российских руководителей относительно негативной реакции со стороны Запада, в первую очередь США, и расчеты на то, что российская сдержанность на иранском направлении будет вознаграждена новыми кредитами МВФ или инвестициями. И нынешняя администрация Джорджа Буша продолжает попытки, правда, безуспешные, оказать давление на Москву и добиться свертывания сотрудничества с Тегераном под предлогом наличия у американцев данных об иранской "угрозе".
В этих условиях иранское правительство искало и ищет обходные пути, приобретая оружие и военную технику того же российского производства в третьих странах, например, таких как Польша, Украина, Болгария и другие.
В тех же случаях, когда Россия занимала аргументированную позицию и проявляла твердость, как, к примеру, в связи с поставками Ирану оборудования для АЭС в Бу-шере, американским политикам не оставалось ничего иного, как смириться. Следует также напомнить, что научные ядерные исследования в Иране, равно как и строительство с западной технической помощью первых иранских атомных электростанций (шах намеревался соорудить около 20 АЭС) началось еще во времена американо-иранской "дружбы".
Москва сама прекрасно разбирается в том, что происходит в Иране, какова политика иранского руководства, что для российской стороны приемлемо в этой политике, а что - не очень. Тем не менее требуется взвешенная оценка государственной поддержки действующих за пределами Ирана исламских движений, особенно шиитских, а также возведения иранским руководством пропаганды идей ислама в ранг одного из важнейших приоритетов внешнеполитической деятельности государства. Как представляется, такого рода политика не более опасна, чем западная идеологическая и культурная экспансия в России или масштабные усилия западных нефтяных монополий по оттеснению нашей страны от каспийских нефтяных проектов.
На деле национальным интересам России отвечает развитие сотрудничества с Тегераном, которое и будет наилучшей гарантией от превращения исламского фактора в угрозу российскому государству на иранском направлении.
Среди других факторов, препятствующих развитию российско-иранских отношений, по-видимому, можно отметить общую неупорядоченность и многоступенчатость процессов принятия и реализации решений в сфере внешних связей России, стремление получить немедленную выгоду от той или иной сделки и отсутствие интереса к долгосрочным проектам.
Устранение существующих препятствий на пути расширения взаимовыгодного российско-иранского сотрудничества могло бы вывести отношения между Россией и Ираном на новый уровень, превратить их в серьезный позитивный фактор геополитической и геостратегической ситуации на Юге и создать предпосылки для формирования оси сотрудничества России и Ирана. Ее стабилизирующий эффект обеспечивался бы, помимо заинтересованности закавказских и центрально-азиатских государств в подключении к такой оси, дополнительными возможностями сдерживания или корректировки не отвечающих интересам России и стран СНГ внешнеполитических усилий Тегерана. Добавим к этому перспективу усиления совместного стабилизирующего воздействия на развитие ситуации в Афганистане и Таджикистане и в конфликтных зонах Закавказья.
Во внутрироссийском масштабе позитивное развитие отношений двух стран могло бы оказать стабилизирующее воздействие на обстановку в зоне Северного Кавказа и в других районах Российской Федерации с высокой концентрацией мусульманского населения.
Существует ли опасность того, что и на этот раз России и Ирану не удастся сделать их двусторонние отношения такими, какими они могут быть - взаимовыгодными, доверительными и надежными?
Таких опасностей немало, в том числе сегодня, когда после террористических акций на территории США Вашингтон и его союзники, предпринимая масштабные меры в рамках борьбы с международным терроризмом, стремятся по ходу дела решить и другие свои стратегические задачи. Углубление сотрудничества России с Ираном может также вызвать негативную реакцию не только со стороны Вашингтона и его западных союзников, но и ряда арабских государств, с которыми у России в последние годы налаживаются хорошие отношения (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия).
Москве нет никакой необходимости лишаться перспективы выстраивания новых отношений с Ираном, которые не направлены против третьих стран. Задача российской внешней политики, вероятно, состоит в обеспечении развития сотрудничества с Ираном таким образом, чтобы у руководства арабских государств района Персидского залива не возникало серьезных опасений на этот счет. Не менее важно и сближение позиций с Францией, Германией и другими европейскими странами, которые критически относятся к вашингтонской политике "сдерживания" Ирана.
Опубликовано на Порталусе 15 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK