Главная → ПОЛИТОЛОГИЯ → ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЗАКАВКАЗЬЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ С УЧЕТОМ НОВЫХ УГРОЗ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Дата публикации: 14 апреля 2023
Автор(ы): А. ГУШЕР →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 10 →
Номер публикации: №1681505704
А. ГУШЕР, (c)
А. ГУШЕР, Руководитель Центра стратегического развития
Геополитическая ситуация в Закавказье остается пока относительно замороженной на уровне нерешенных региональных проблем более чем десятилетней давности. Новым фактором, оказывающим самое серьезное влияние на развитие ситуации в регионе, стало военное вторжение США и Великобритании в Ирак" в результате которого пал режим Саддама Хусейна и подготовлены политические предпосылки и военно- стратегические условия для проведения Соединенными Штатами аналогичных вооруженных акций против Сирии и Ирана. Ставка на военную силу и ее использование во имя реализации геополитических и геоэкономических интересов США становится отныне едва ли не главным инструментом в руках Вашингтона при решении проблем его отношений с остальным миром. Очевидно, что все эти опасные тенденции сегодня следует рассматривать как потенциально главные угрозы для национальных интересов России и ее безопасности на Кавказе.
Известно, что Грузия и Азербайджан морально и политически поддержали агрессию США и Великобритании против Ирака, проявив при этом готовность предоставить свою территорию для обеспечения действий сил антииракской коалиции. Совершенно очевидно, что и грузинское, и азербайджанское руководство, по-своему воспринимая войну против Ирака как благоприятный знак, возлагают большие надежды на то, что им удастся заручиться как политической, так и, что самое главное в их расчетах, силовой поддержкой при решении абхазской и нагорно-карабахской проблем. Все это ставит перед Россией серьезные вопросы, ответы на которые должны быть вполне адекватными и недвусмысленными.
Сегодня администрация США переживает головокружение от успеха в Ираке, хотя послевоенный Ирак уже стал головной болью Вашингтона. Там считают, что отныне Вашингтону все позволено, что ему будет сопутствовать только успех и в других подобных акциях, что Соединенные Штаты должны на полную мощь использовать свое нынешнее положение единственной сверхдержавы, чтобы увеличить разрыв между собой и остальными государствами мира и не допустить того, чтобы какое-либо иное государство могло в обозримом будущем составить конкуренцию американскому могуществу. В администрации американского президента сегодня доминируют "ястребы" прежней "холодной войны". Причем их позиции и влияние заметно превосходят даже те, которые они имели в самые "холодные времена". Наметился и реализуется курс на редеидеологизацию внешней политики США и ремилитаризацию военного строительства. Политика военно-силового обеспечения глобальных устремлений США в современном мире, проявившаяся в последние годы сначала в отношении Югославии в Европе, затем в Афганистане, а теперь - в отношении Ирака, породили у президента Грузии Э. Шеварднадзе, его окружения и прозападной части грузинской элиты надеж-
стр. 2
ды на то, что американцы, если к ним вовремя обратиться и хорошо попросить, могут помочь Тбилиси разрешить проблему Абхазии. Об этом прямо заявил грузинский президент на одном из брифингов. Как подчеркнул лидер Грузии, после завершения войны в Ираке "актуальным будет решение вопросов поствоенной реабилитации, после чего можно ожидать активного подключения США к процессу урегулирования абхазского конфликта". 10 декабря 2002 года в Тбилиси подписано грузино-американское соглашение "О сотрудничестве в сфере обороны между правительствами Грузии и США". По данному факту Государственная Дума Федерального Собрания России 16 апреля 2003 года приняла соответствующее Заявление, в котором прямо сказано об угрозах национальным интересам России, создаваемых этим шагом Грузии и США.
УЗЕЛ ПРОБЛЕМ
С момента образования новых независимых государств Закавказья ситуация в регионе определяется в первую очередь неурегулированностью наиболее острых конфликтов - грузино-абхазского, грузино-южноосетинского и нагорно- карабахского, а также проблемами внутренней стабильности, самоидентификации новых независимых государств региона, окончательного выбора ими своего места в современном мире и стратегических ориентиров.
Находящиеся сегодня у власти в государствах Закавказья политики, политические группы и семейные кланы не намерены сдавать своих позиций, но их властные ресурсы в значительной степени истощены и ослаблены, и их все заметнее и ощутимее подпирают другие амбициозные элитные группировки, в основном прозападной ориентации. Продолжается противоборство различных политических элит за власть, экономические позиции, ресурсы, а также за направление и содержание внутри- и внешнеполитического курса своих стран. Все это, похоже, обещает в ближайшем будущем обострение внутриполитической ситуации в закавказских странах, чему, по-видимому, будут способствовать предстоящие парламентские выборы в Грузии и президентские выборы в Азербайджане и в не столь далекой перспективе - в октябре 2005 года - президентские выборы в Грузии. В Армении выборы президента уже состоялись, но оппозиция нынешнему президенту Роберту Кочаряну продолжает требовать пересмотра их результатов, заявляя, что они были проведены с нарушениями избирательного законодательства республики.
Помимо неустойчивости внутриполитической ситуации, сложного экономического положения закавказских стран, неразрешенности внутри- и межгосударственных конфликтов, завышенных амбиций и ожиданий региональных элит, ситуация в регионе в значительной степени определяется острым соперничеством между ведущими государствами мира за установление долговременного стратегического контроля над Закавказьем и углеводородными ресурсами Каспийского моря, освоение и вывод их на рынки США, Европы и Азии. С позиций национальных интересов России и ее безопасности это - центральная проблема, оказывающая наиболее неблагоприятное для российских интересов влияние на формирование военно- политической ситуации в регионе. Острота этой ситуации усиливается практической политикой ряда региональных элит, избравших гарантом защиты своих интересов некоторые государства Запада и стремящихся добиваться принятия своих стран в состав военно-политического блока НАТО.
Все это дает нам основание рассматривать Закавказье как регион, место и роль которого в геополитической картине мира и в глобальном балансе сил окончательно еще не определились. В развитии ситуации как в регионе в целом, так и в отдельных закавказских государствах вероятны самые неожиданные повороты.
СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ КАСПИЙСКОЙ НЕФТИ
С успехом каспийского нефтяного проекта напрямую связала свою судьбу правящая элита Азербайджана, готовая идти на многие уступки западным странам и их нефтяным компаниям, действующим в стране, лишь бы те вкладывали деньги в реализацию проектов и требовали от своих правительств политической и силовой поддержки на каспийском направлении. Даже относительная неудача в освоении нефтяных ресурсов грозит Гейдару Алиеву и его клану серьезными
стр. 3
неприятностями. В то же время достаточно очевидно, что для Баку страховкой здесь могло бы стать налаживание и развитие альтернативных азербайджано- российских нефтегазовых и других проектов. Но это во многом зависит от политических предпочтений и решений азербайджанской стороны. Во всяком случае, как представляется, в отношениях России и Азербайджана имеется гораздо больше точек соприкосновения интересов, взаимопонимания и потенциальных возможностей для наращивания конструктивного сотрудничества, нежели в отношениях России и Грузии.
Грузинское направление создает наибольшие проблемы для политики России в Закавказье. Представляется, что это происходит лишь по той причине, что большинство грузинских политических элит, вскормленных и взращенных в условиях завышенной самооценки ими своей роли в истории России и неадекватных представлений о потенциале и месте Грузии в современном мире, по-прежнему считают себя достойными всяких привилегий. Неуважение прав и чаяний других народов, проживающих на территории бывшей Грузинской ССР, и попытки привести их в прежнюю покорность и безусловное подчинение грузинам, применив для этого силу, породило череду межнациональных вооруженных конфликтов и привело к развалу бывшей советской республики на ряд территорий, фактически независимых от Тбилиси. Нынешний правящий режим Грузии не в состоянии обеспечить внутреннюю безопасность в стране и надеется на то, что это могут сделать за него и для него другие. Привычка жить за счет сильного и богатого покровителя настолько прочно поселилась в подсознании грузинской политической элиты, что, добровольно порвав с Россией в дни трудных для нее исторических испытаний, Грузия сразу же направила Вашингтону и Брюсселю заявки на получение от них материального, политического и военного покровительства и поддержки. Попытки ведения подрывной деятельности против России с помощью сил чеченского терроризма и сепаратизма, непрерывные спекуляции на проблемах российского миротворчества в зонах грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, постоянная дезинформация со стороны грузинских лидеров относительно истинного положения дел в Панкисском и Кодорском ущельях, невыполнение грузинскими представителями власти своих обязательств перед Россией, стремление скрыть от нее и от собственного народа опасную суть грузино-американского военного сотрудничества - все это не позволяет пока надеяться на то, что российско-грузинские отношения в ближайшей перспективе приобретут нормальный и конструктивный характер. Официальный Тбилиси, похоже, считает, что только он способен стать ядром выдуманной им же некой системы безопасности в Закавказье, хотя на самом деле речь идет всего-навсего о стремлении грузинской элиты отхватить себе часть азербайджанского нефтяного пирога.
Грузия возлагает большие надежды на "каспийские дивиденды" и рассчитывает на часть доходов от транзита каспийской нефти по своей территории. Обеспечение безопасности нефтяного потока по проектируемому нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (Турция) является, по существу, стержневой идеей, вокруг которой Грузия и надеется создать систему региональной безопасности с вовлечением в нее - помимо Азербайджана - Украины, Турции, США и других стран. Между тем не все расчеты по Каспию сбываются, что может создать дополнительные взаимосвязанные экономические и политические проблемы как для Баку, так и для Тбилиси.
После военного вторжения США и Великобритании в Ирак следует, по- видимому, считаться с возможностью того, что западные партнеры Тбилиси и Баку могут внести определенные коррективы в уже существующие планы освоения нефтегазовых ресурсов Каспия. С точки зрения экономической целесообраз-
стр. 4
ности теперь здесь на первый план выступают нефтяные ресурсы Ирака, и поэтому каспийская нефть может выглядеть уже не столь привлекательно для Запада, по крайней мере, на ближайшую перспективу. Некоторые западные нефтяные компании, столкнувшись с рядом неудач в сфере нефте- и газоразведки, сворачивают свою работу на ряде месторождений каспийского шельфа. Тем не менее, дальние геостратегические расчеты, связанные главным образом с закреплением региона Закавказья в зоне своего влияния, могут заставить Запад продолжать освоение каспийских углеводородных ресурсов в соответствии с уже имеющимися планами и контрактами. Совершенно очевидно, что проблемы Каспия отныне будут решаться в широком геостратегическом формате, не замыкаясь только лишь на вопросы участия западных нефтяных компаний в добыче и транспортировке нефти. В любом случае проблемы Каспия отныне будут рассматриваться в качественно новых геополитических и геоэкономических координатах.
НЕ УПУСКАТЬ ИЗ ВИДУ ИРАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Рассматривая военно-политические аспекты развития ситуации в Закавказье в контексте американо-британского военного вторжения в Ирак, нельзя упускать из виду иранское направление. То, что над Ираном нависла достаточно серьезная угроза, сомнений не вызывает. Уже почти четверть века Вашингтон ломает голову над тем, как ему восстановить контроль над этой страной, утраченный им после исламской революции 1979 года. Попытки удушения этой страны посредством военного давления, введения ориентированного главным образом на Тегеран международного режима нераспространения ракетно- космических технологий, экономических санкций и политической блокады в определенной степени ослабили страну, но не достигли конечных целей - капитуляции Ирана перед натиском США и их союзников.
Сегодня, когда в результате падения режима Саддама Хусейна в Ираке активизировались иракские мусульмане-шииты и курды и создаются предпосылки развала страны на две-три части, возникает вопрос, не попытаются ли США устроить нечто подобное и в Иране. Вашингтонская конструкция "оси зла" к этому обязывает. Сепаратистские настроения иранских курдов, азербайджанцев, туркмен и других народностей давно и хорошо известны. Даже просто подпитка и инициация этих настроений событиями войны в Ираке могут привести к обострению внутриполитической обстановки в Иране, обострению ирано-азербайджанских отношений и постепенному расширению иракской зоны военного конфликта на иранскую территорию вплоть до границы Ирана с Закавказьем.
ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ...
В геополитическом плане для обеспечения российских интересов на Кавказе на первое место выходит задача выстраивания Россией таких отношений с закавказскими и центральноазиатскими соседями, которые воспринимались бы общественностью и политиками как в Закавказье, так и в Центральной Азии как реальная гарантия безопасности и развития их государств. О том, насколько сложна эта задача, говорить не приходится.
Но политика России последних десяти лет не дает никаких оснований для того, чтобы можно было заподозрить ее в наличии каких-либо агрессивных замыслов и намерений по отношению к своим ближайшим соседям, даже по отношению к Грузии, политика и практические действия которой носят откровенно антироссийский характер и создают угрозы для национальной безопасности России.
Что касается непосредственно зоны Каспия, то в результате военной агрессии США и Великобритании против Ирака и, потенциально, против других стран Ближнего Востока появляются дополнительные аргументы в пользу быстрейшего разрешения противоречий между прикаспийскими государствами по вопросам международного статуса Каспийского моря и окончательного закрытия этой проблемы через подписание соответствующего международно- правового документа и, возможно, создания региональной каспийской системы коллективной безопасности. Препятствиями на этом пути продолжают оставать-
стр. 5
ся расчеты Азербайджана на военную поддержку со стороны США и Турции в его споре с Ираном о принадлежности отдельных участков каспийского шельфа, а также негибкость позиции Тегерана.
Во внешнеэкономическом плане российской стороне в своей политике в Закавказье следует отдавать предпочтение развитию экономических связей на основе взаимных интересов и обязательств, создавать там тесно привязанные к России эффективные предприятия и производства, в которых заинтересовано население стран региона, с участием российского частного и государственного капитала, внедрять в экономические отношения с закавказскими государствами такие формы, которые были бы привлекательными как для национального капитала, так и для местного населения. Применительно к проблемам Каспия исключительное значение приобретает способность России предложить Азербайджану, Казахстану и Туркмении новые транзитные возможности для их углеводородов, долгосрочные контракты на поставки энергоносителей непосредственно в Россию, участие российских компаний в разведке и разработке нефтегазовых месторождений, восстановление работы созданных во времена СССР предприятий, продукция которых нужна как России, так и Закавказью и может найти покупателя на внерегиональных рынках. Разумеется, инициатива в таких делах должна исходить прежде всего от официальных властей России.
Учитывая стратегическую значимость для России расширения на длительную перспективу ее экономических позиций в Закавказье, и не только в сфере энергоресурсов, было бы целесообразно создание в России постоянно действующей общественно-государственной структуры (условно - Российско- Закавказский комитет), работа которой была бы направлена на изучение возможностей восстановления и расширения российско-закавказских экономических связей. К этой работе обязательно должны привлекаться крупные российские компании и закавказские диаспоры на территории России. Таким образом может быть создан мощный центр генерирования ценных идей и конкретных предложений, реализация которых дала бы хорошие плоды как для России, так и для закавказских государств.
Военные задачи России в зоне Каспия и в целом на Юге, что вполне очевидно, сводятся к необходимости уточнения характера и оценки содержания новых угроз безопасности для России, создаваемых изменениями военно- политической обстановки в регионе, и принятию неотложных военных, военно- дипломатических и военно-экономических мер, направленных на парирование этих угроз и обеспечение надежной защиты национальных интересов России и дружественных ей государств Центральной Азии и Закавказья. Представляется, что основным генератором в решении задач осмысления военно-политической ситуации на Юге и оценки новых угроз должен стать Совет безопасности Российской Федерации. Чрезвычайный характер возникшей задачи требует и соответствующих мер по привлечению дополнительных человеческих, технических и финансовых ресурсов.
Национальным интересам и обеспечению безопасности Российской Федерации на кавказском направлении отвечают:
- недопущение использования территории Закавказья (Грузия и Азербайджан) как для временного пребывания, так и для размещения на постоянной основе любых групп военнослужащих не относящихся к данному региону третьих стран или контингентов их вооруженных сил и вооружений, которые могли бы использоваться как для силового решения существующих в Закавказье спорных проблем, так и для придания политической устойчивости недружественных России режимов;
- решительная и окончательная ликвидация чеченского сепаратизма на Северном Кавказе и ликвидация его опорных баз в Грузии, Азербайджане и в других странах;
- недопущение превращения региона Закавказья в новый полигон, на котором США и их союзники попытались бы в очередной раз отработать свои приемы "демократизации" по косовскому, афганскому или иракскому вариантам;
- консервация сложившейся на сегодня геополитической ситуации в Закавказье, недопущение возобновления попыток силового решения нагорно-карабахской, абхазской и южноосетинской проблем, использование периода относительно мирного развития ситуации в этих кризисных районах для поиска политических и экономических развязок потенциально взрывоопасных ситуаций без вмешательства в дела региона со стороны нерегиональных держав и организаций;
- дальнейшее расширение и упрочение отношений стратегического взаимодействия и партнерства между Россией и Арменией с превращением его в реальный фактор стратегической стабильности в Закавказье и базу расширенного российского экономического присутствия и эффективного, взаимовыгодного сотрудничества в этом регионе;
- сохранение существующих российских военных баз и эффективного военного присутствия России в Закавказье, в первую очередь на территории Грузии. Когда наступит время, вывод российских войск должен осуществляться только под твердые, соответствующим образом оформленные в международно- правовом отношении обязательства и гарантии всех сторон, что территория Грузии ни при каких условиях не будет использована как для временного, так и постоянного размещения вооруженных контингентов любых иностранных государств. Такой контекст предполагает и то, что закавказские государства не могут быть принятыми в состав НАТО. Эту позицию Россия должна отстаивать принципиально и жестко;
- активное развитие межгосударственных отношений и сотрудничества России с Ираном, ориентированных на укрепление региональной стабильности и решение задач экономического взаимодействия и развития как на двухсторонней российско-иранской, так и многосторонней основе.
Естественно, что одними благими пожеланиями решить все эти задачи невозможно. Нужны соответствующие рычаги и действия. Именно действия, а не отстраненное наблюдение за тем, как Россию обкладывают со всех сторон те, от которых ничего хорошего в перспективе ожидать не приходится, даже если сегодня они заверяют российского президента в своих искренних дружественных чувствах к России и ее руководителю.
Опубликовано на Порталусе 14 апреля 2023 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK