Рейтинг
Порталус

ИОРДАНИЯ. ГОСУДАРСТВО-"БУФЕР"

Дата публикации: 29 апреля 2023
Автор(ы): К. АЗИМОВ, кандидат исторических наук
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 8
Номер публикации: №1682718040


К. АЗИМОВ, кандидат исторических наук, (c)

ТАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИОРДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

(Ташкент)

Положение Иордании в ближневосточном регионе уникально: королевство соседствует с Ираком, с Саудовской Аравией и, наконец, с Израилем. Новый король Иордании Абдалла бен Хусейн, старший сын короля Хусейна от второго брака с королевой Мукой, британкой по происхождению, вступил на престол 7 февраля 1999 года после смерти короля Хусейна.

Он не намерен сворачивать с политического курса, завещанного его отцом, - внешняя и внутренняя политика королевства не стала резко меняться. Это означает, по его словам, "теснейшее сотрудничество с Вашингтоном во всех сферах".

Король Абдалла представляет новое поколение восточных лидеров, с которыми нам придется иметь дело в обозримом будущем.

Мать Абдаллы - европейка Антуанетта Гардинер (принцесса Муна). Из-за мамы-англичанки и из-за интриг других жен отца и родственников Абдалла чуть было не лишился престола. Наследным принцем он считался с рождения до трех лет, а потом этот титул перешел к его дяде, младшему брату отца Хасану, пока король Хусейн снова не передумал - уже накануне смерти. Наследником Абдаллы теперь является сводный брат - сын королевы Hyp Хамза: так хотела последняя жена отца, знатная сирийка, известная как королева Hyp, которая раньше детей от иностранки Муны соперниками не считала. Но у Абдаллы есть двое своих детей; семилетнего сына в честь деда назвали Хусейном.

Король Абдалла - деятельный политик, успевший объехать полмира. У монарха есть многое, чтобы обрести новых союзников и на Западе, и на Востоке. В 1984 году в Оксфорде он прошел спецкурс по международной политике, позже в Джоржтаунском университете в Вашингтоне укрепил свое политическое образование. Профессиональный военный, генерал-майор, он окончил Королевскую военную академию в Великобритании, служил в танковом батальоне, умеет управлять боевым вертолетом "Кобра", совершать затяжные прыжки с парашютом. Аблалла II пользуется авторитетом у военных, а это важно.

С УЧЕТОМ ПАЛЕСТИНСКОГО ФАКТОРА

Со времени возникновения королевство корректировало свои позиции в зависимости от степени вовлеченности соседей в тот или иной конфликт. Иордании пришлось участвовать в арабо-израильских войнах, потеряв в 1967 году Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Однако от прямого участия в войне "Судного дня" в 1973 году Иордания сумела уклониться, ограничившись лишь оказанием военной помощи Сирии.

Естественно, внешнеполитическая ситуация не могла не сказываться на внутреннем положении страны. Когда в 1948 году, после создания государства Израиль, многие палестинцы были вынуждены покинуть свои дома, они нашли убежище в Иордании. Эта ситуация повторилась в 1967 году, когда был оккупирован Западный берег реки Иордан, который являлся частью Иордании с 1950 года. В Иордании беженцы получили кров, землю и работу и, что самое главное, гражданство, уравнявшее их в правах с иорданцами.

Тут стоит вспомнить события 1970 года, известные как "черный сентябрь", - один из эпизодов противостояния между властью и вооруженными палестинскими отрядами, которые, обосновавшись в тот период в стране, взяли курс на свержение монарха. В ходе разгоревшейся гражданской войны палестинские радикалы попытались создать в Иордании свое "мини- государство". Однако королевство выстояло благодаря политике короля Хусейна, армии которого, состоящей в основном из бедуинов, удалось сломить сопротивление палестинцев. После жестокого подавления волнений репрессий не последовало, осужденные вскоре покинули тюрьмы по амнистии, а смертные приговоры были заменены тюремным заключением. Даже после гражданской войны король Хусейн не разорвал отношений с палестинцами и до конца своих дней настаивал на их праве иметь собственное государство, хотя в свое время лидер палестинцев Ясир Арафат даже назвал иорданского монарха "палачем из Аммана", а его режим - "фашистским".

Во внутренней политике король Иордании и в дальнейшем должен был постоянно учитывать палестинский фактор. На рубеже 80-х - 90-х годов палестинская община в Иордании составляла половину общей численности населения. Власти постоянно испытывают беспокойство по поводу высокой рождаемости в палестин-

стр. 31


ских семьях (по приросту населения Иордания, где этот показатель составляет 3,9 процента в год, занимает второе место в мире после Кении 1 ), что может изменить соотношение иорданского и палестинского населения в пользу последнего, а это, в свою очередь, может привести к непредсказуемым последствиям.

Однако присутствие палестинцев в стране позволяет ей иметь дополнительные источники бюджетных поступлений. Переводы, которые присылают из-за рубежа 350 тысяч палестинцев, составляют около 800 миллионов долларов в год, а это - около 15 процентов иорданского ВВП. Такой источник доходов на рубеже 90-х годов играл большую роль, но проиракская позиция Иордании в период агрессии Ирака против Кувейта вызвала у некоторых стран Залива желание "наказать" Амман за его неадекватные отношения с Багдадом.

ЭТИ НЕПРОСТЫЕ ИОРДАНО-ИРАКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Особое внимание иорданское руководство всегда уделяло взаимоотношениям с Ираком. Как известно, в 1921 году Великобритания посадила на трон в Трансиордании и Месопотамии монархов из семьи Хашимитов 2 . Родственные связи позволяли сохранять добрососедские отношения (несмотря на наличие разногласий относительно небольшой территории в приграничном районе). В 1958 году была провозглашена хашимитская федерация, однако уже спустя несколько месяцев в Ираке произошла революция. В 60-е годы отношения между двумя странами ухудшились. Наибольшее воздействие на иордано-иракские отношения оказал арабо-израильский конфликт, ибо позиция Багдада по его урегулированию отличалась от осторожной позиции Аммана своей воинственностью.

Иордания была вынуждена принимать во внимание позицию агрессивного соседа и в подходе к ряду экономических проблем, в том числе в вопросе о совместном использовании водных источников, находящихся в пограничном районе.

Иордания заняла весьма осторожную позицию в связи с известным визитом Садата в Иерусалим. Это вызвало критику со стороны Ирака 3 .

В 1978 году в Багдаде состоялся форум Лиги арабских государств, в результате чего Ирак получил возможность активизировать свою роль в региональной политике. Последствием этого была нормализация отношений с рядом стран, в том числе с Иорданией. В июне 1979 года Саддам Хусейн посетил Амман, а меньше чем через год король Хусейн совершил ответный визит в Багдад. Озабоченность обоих лидеров вызывала ситуация в Иране, где только что был свергнут шах. На ирако-иранской границе уже было неспокойно, поэтому Ирак и Иордания подписали соглашение о сотрудничестве в случае нападения на одну из двух стран. Этот договор был выгоден прежде всего Ираку, только что рассорившемуся с Сирией, которую он обвинял в заговоре против Багдада.

Еще накануне войны с Ираном Багдад проявил заинтересованность в использовании иорданского порта Акаба, предоставив Амману несколько крупных займов на его развитие 4 . С началом войны Иордания неоднократно оказывала Ираку поддержку и помощь, в частности медикаментами. Был также открыт сбор пожертвований; около 3 тысяч добровольцев из Иордании отправились на фронт. Все это время лидеры Ирака и Иордании поддерживали личные контакты. Именно тогда, в 1984 году, король Хусейн добился подписания соглашения по спорной территории, в результате чего Ирак уступил Иордании территорию размером в 50 квадратных километров 5 . Анализируя отношения между двумя государствами, можно сделать вывод о том, что позиция Иордании относительно ирако- иранского конфликта определялась экономическими интересами и стремлением не портить отношения с воинственным соседом.

Во время кризиса в Персидском заливе, когда Ирак предпринял агрессию против Кувейта, Иордания, в числе немногих занявшая проиракскую позицию, оказалась в состоянии международной изоляции. Ситуация неожиданно изменилась к концу 1991 года, когда экономика Иордании стала быстро расти. Это было связано с приездом в страну в 1990 году 300 тысяч палестинцев, изгнанных из Кувейта и других государств Персидского залива. Приток капиталов в виде помощи западных стран и средств, привезенных палестинскими "возвращенцами" 6 , компенсировал потерю переводов из стран Персидского залива, которые страна получала в предыдущий период 7 . Большая часть денег палестинцев была вложена в частный строительный бизнес, что привело к росту ВВП в 1991 году на 11 процентов 8 . Это оказалось как нельзя кстати для Иордании, которая отказалась поддержать своих соседей в Персидском заливе и США в войне за изгнание Ирака из Кувейта и в результате могла оказаться не только в политической, но и в экономической блокаде. Однако согласие Иордании соблюдать санкции, наложенные Организацией Объединенных Наций в отношении Ирака в начале 1992 года, упрочило связи Аммана с Вашингтоном. За активное участие в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта Иордания получила от США внушительные кредиты на развитие национальной экономики. Одновременно еще недавно прохладные отношения с Египтом потеплели после визита короля в Египет сразу после землетрясения в Каире.

Парадоксально, но именно в период агрессии Ирака против Кувейта отношения между Багдадом и Амманом значительно улучшились, что способствовало развитию взаимной торговли и сотрудничества в разных областях, в том числе и в военной области. Был подписан ряд соглашений и протоколов о сотрудничестве, Ирак предоставил Иордании несколько кредитов. Большая их часть направлялась на расширение порта Акаба, а также на переработку нефти.

Ситуация решительно изменилась в 2003 году. На случай начала "освободительной операции" в Ираке силами англо-американской коалиции представители иорданских властей заверяли, что США получат всю возможную помощь. С началом войны американским бомбардировщикам было разрешено летать через воздушное пространство Иордании, а врачи и группы по поиску и спасению раненых американцев могли проводить свои операции с территории королевства.

стр. 32


23 марта 2003 года Иордания первой среди арабских стран уступила требованиям США, согласившись выслать иракских дипломатов, а двоих из них даже арестовала. Платой за помощь США стало размещение вблизи Аммана трех комплексов Patriot, впрочем, больше предназначенных для обороны Израиля.

Вместе с тем, как заявил в конце марта король Абдалла II, Иордания решила не пропускать через свою территорию чьи-либо иностранные войска для ведения войны против Ирака.

В приграничном с Ираком иорданском городе Рувейшиде был открыт лагерь беженцев, рассчитанный на 60 тысяч человек. В первые дни войны из Ирака поспешили выехать прежде всего иностранцы, работавшие там по контрактам, включая палестинцев. Одних только суданцев в Рувейшиде насчитывалось более 250 человек. Но оказалось, что численность беженцев была меньше, чем предполагалось.

Среди граждан Иордании имелись жертвы иракской войны. Так, американская ракета ударила по стоянке грузовиков-"дальнобойщиков" на шоссе Багдад- Амман, среди погибших был иорданский водитель. Погибли четверо иорданских студентов, обучавшихся в Мосульском университете в Ираке. После начала американских ударов они поехали домой и по пути к границе, возле одного из придорожных кафе, попали под бомбардировку.

В Иордании проходили различные антивоенные акции, но полиция контролировала ситуацию. Нападений на американцев и англичан не отмечалось. Довольно бурно проходили манифестации в лагерях палестинских беженцев.

ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ УЛУЧШАЮТСЯ

Иордании при короле Абдалле II в определенной степени удалось нормализовать отношения с некоторыми арабскими странами. Амман смог восстановить связи с Оманом и Катаром. Улучшаются контакты с Египтом и ОАЭ. Отмечаются отдельные позитивные сдвиги в отношениях с Саудовской Аравией.

Что касается отношений Иордании с Сирией, то они никогда не были безупречными. Дамаск понимал, что Амман более дорожит отношениями с Ираком, а также избегает каких-либо действий, которые могли бы вызвать раздражение в Израиле. Но в 1980 году, когда сирийская авиация бомбила позиции мусульманских радикалов в Хомсе и Хаме, правительство Иордании осудило действия Дамаска. В ответ президент Сирии Хафез Асад заявил, что сирийские исламисты получают поддержку от своих собратьев, живущих в Иордании. Премьер-министр Иордании А. Х. Шараф официально отверг обвинения Дамаска. Но осенью того же года сирийское руководство вновь заявило, что за спиной организаторов терактов в Сирии стоят иорданские исламисты. 26 ноября Дамаск двинул к границе с Иорданией войска - 20 тысяч военнослужащих и 400 танков. В конце концов ситуация была урегулирована благодаря вмешательству Саудовской Аравии.

Иордания, расположенная в одном из самых взрывоопасных регионов мира, не может абстрагироваться от межарабских проблем. В течение последних десятилетий королевство было своеобразным буфером между Израилем и основной группой арабских государств. В свое время дипломатическое искусство короля Хусейна позволило выгодно использовать этот фактор в интересах страны.

В мирных переговорах на Ближнем Востоке Амман является одним из основных участников развивающихся событий. В 1988 году король Хусейн отказался от притязаний Иордании на Западный берег Иордана и Иерусалим 9 с явной целью расчистить путь Организации освобождения Палестины, чтобы она могла настаивать на обретении палестинским народом полной независимости. Однако ввиду экономической и политической сложности создания такого образования сами палестинцы в тот период пришли к выводу о необходимости совместного с Иорданией выступления на мирных переговорах в Мадриде в 1991 году. Вместе с тем наличие иордано-палестинской делегации не помешало палестинцам вести отдельные переговоры с Израилем, в частности, о промежуточном периоде самоуправления.

ВЫГОДНЫЙ МИР С ИЗРАИЛЕМ

Иордания - единственная арабская страна, имеющая достаточно тесные отношения с Израилем. Еще дед короля Хусейна -король Абдалла в 1951 году пытался установить связи с молодым еврейским государством. За что поплатился жизнью - перед началом переговоров 20 июля его убили исламские экстремисты в иерусалимской мечети Аль-Акса.

Мирное соглашение между двумя странами было подписано в октябре 1994 года почти сразу после примирения израильтян с палестинцами. Документ положил конец состоянию войны

стр. 33


между двумя странами и наметил программу налаживания всего комплекса иордано-израильских отношений.

Мир с израильтянами позволил королевству укрепить свое международное положение, надежнее обеспечить безопасность страны и решить территориальные проблемы. Среди проблем, которые Иордания пыталась урегулировать с Израилем, - ее притязания на 400 квадратных километров территории, главным образом вдоль границы Вади Араба южнее Мертвого моря, а также вопрос о совместном пользовании водными ресурсами. В соответствии с мирным соглашением Израиль обещал поставлять в соседнюю Иорданию ежегодно 30 миллионов кубометров питьевой воды. В начале 1995 года была проведена демаркация иордано-израильской границы и начата передача иорданской стороне территории, ранее оккупированной Израилем.

Политический курс Ариэля Шарона основан на тезисе об Иордании как уже существующем палестинском государстве. Эта точка зрения беспокоит правительство королевства. Отсюда проистекают решительные действия против пропалестинских демонстраций, а также соблюдение строгого пограничного режима в отношении Западного берега реки Иордан, чтобы воспрепятствовать исходу палестинцев из оккупированных областей. Иордания не без оснований полагает, что возможный исход палестинского населения с Западного берега Иордана представляет угрозу ее существованию.

В области экономики иордано-израильский договор позволяет Амману шире использовать свои водно-энергетические ресурсы и осуществлять совместные промышленно-коммерческие проекты с израильскими партнерами. В обмен на достижение мира с Израилем иорданскому правительству была обещана дополнительная финансово-экономическая и военная помощь со стороны США и других стран Запада.

Израильтяне утверждают, что контакты с Абдаллой, которые уже имели место, свидетельствуют о конструктивном настрое короля в двусторонних отношениях и в ближневосточном процессе в целом.

ОППОЗИЦИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

Несмотря на официально объявленный курс на постепенную демократизацию общественной жизни, власти продолжают жестко контролировать внутриполитическую ситуацию в стране. Король сформировал правительство во главе с Абдель Рауфом ар-Равабдой и призвал его "пересмотреть некоторые аспекты программы экономических реформ для преодоления спада в экономике".

"Король Абдалла не принес ничего нового. Та же коррупция, даже больше. То же отсутствие настоящего арабского духа по палестинской проблеме. Демонстрации против сионистов в Иордании запрещены", - отмечает видный иорданский оппозиционер Лейс Шбилят, близкий к "Братьям-мусульманам". При короле Хусейне его трижды арестовывали за оскорбление монаршего достоинства.

Радикальная оппозиция осуждает молодого короля за то же, что и когда-то его отца: за чувство реальности и гибкость. Абдалла ведет умную, осторожную политику, продолжая курс отца. Молодой монарх стремится решить проблемы страны, а это шесть миллиардов долларов внешнего долга, почти 30 процентов безработных среди работоспособного населения, а также проблема водных ресурсов - типичная и важнейшая для пустынного Ближнего Востока. Ему симпатизируют подданные, среди которых более половины - палестинцы. За ним идут многие бедуинские племена, традиционно лояльные к его отцу.

Лидеры ведущих оппозиционных группировок - "Фронт исламского действия" и "Братья-мусульмане" - сохраняют значительное влияние на различные слои иорданского общества. С 1992 года иорданское крыло организации "Братья- мусульмане" существует как политическая партия, однако в стране традиционно сильны шейхи племен и старейшины кланов, мнение которых по-прежнему доминирует в бедуинских и полукочевых племенах. Поэтому основная сфера деятельности "братьев" - студенческая и профсоюзная, то есть рабочая среда, особенно рабочие-палестинцы.

В 70-е - 80-е годы в руководство "Братьев-мусульман" пришли представители университетской интеллигенции, что придало движению более уравновешенный характер. При этом следует отметить, что Иордания обладает довольно эффективным полицейским аппаратом. В стране действует разветвленная сеть агентов и информаторов, работающих на спецслужбы. Это позволяет контролировать ситуацию и не допускать эксцессов, которые подорвали бы стабильность в стране.

Накануне своей смерти король Хусейн попытался вернуться к "добрым традициям" в отношениях с исламистами (так было сказано на встрече короля с журналистами 6 июня 1998 года), но при новом монархе ситуация стала меняться коренным образом. Так, в 1999 году разразился скандал вокруг присутствия в Иордании ячейки ХАМАС. Правительство заявило, что это иностранная организация, и поэтому она не имеет оснований для деятельности внутри страны. Членом организации было предложено или перейти в разряд законопослушных граждан, или покинуть территорию Иордании. И хотя реакция "Братьев-мусульман" была негативной, общественность страны поддержала решение правительства о депортации четверых членов ХАМАС и аресте 20 человек, считая, что в противном случае деятельность этой организации могла бы осложнить отношения с Израилем и дестабилизировать обстановку в самой Иордании.

Правительство ввело ограничение на деятельность других, в том числе благотворительных, организаций исламистского толка. Кроме того, был принят закон, запрещающий вести партийно-политическую работу в мечетях. Министерству по делам вакуфов были даны указания относительно подбора кадров мулл и тематики проповедей. Благодаря деятельности спецслужб прекратили свое существование несколько организаций исламистского толка.

Характерно, что руководство страны не отказывается от диалога с представителями "Братьев-мусульман", которые видят в этом свое особое положение по сравнению с другими исламистскими

стр. 34


организациями. Неоднократно точки зрения правительства и "братьев" совпадали, например, в тех случаях, когда речь шла о правах мусульман на Балканах, в Чечне или ситуации вокруг Ирака. Козырной картой исламистов остается экономическое положение страны. Сохраняющийся уровень бедности, безработица, особенно среди палестинцев, экономическая и политическая зависимость от Запада - все эти факторы делают позицию правительства Иордании уязвимой. Тем не менее, Абдалла II уже дал понять иорданским исламистам, что его позиция в отношении их может стать и более жесткой.

В свою очередь, арабские экстремисты не намерены упускать момент для укрепления своих позиций внутри королевства. В своих публичных заявлениях они призывают короля Абдаллу не препятствовать действиям исламистских боевиков. Они намерены использовать территорию Иордании как плацдарм для подготовки акций против Израиля.

Тем не менее, кроме поддержки со стороны США и Израиля, у Абдаллы есть и другие козыри. Король пользуется авторитетом в армии и среди бедуинов, а его жена - палестинка. Совокупность этих трех факторов дает ему серьезные шансы на сохранение стабильности в стране. Иордания действительно живет спокойно. Власти сосредоточивают особое внимание, например, на совершенствовании системы образования в стране. Королевство, населенное палестинскими беженцами, сейчас "поставляет" богатым нефтью арабским соседям разного рода специалистов: докторов, инженеров, менеджеров, среди которых много палестинцев, закончивших иорданские учебные заведения.

КОГДА-ТО КОРОЛЬ БЫЛ РОССИЙСКИМ ДЕСАНТНИКОМ

Отношения Иордании с Россией в целом носят позитивный характер. Амман заинтересован в поддержании политических связей с Российской Федерацией, считая, что это способствует упрочению позиций королевства в регионе. 26 августа 2002 года в сопровождении супруги Рании 39-летний монарх прибыл в Россию с первым официальным визитом.

При посещении Тульской дивизии ВДВ Абдалла напомнил, что когда был принцем, он проходил обучение в одной из частей российских ВДВ. Правда, Москве сейчас трудно рассчитывать на возможность заключения крупномасштабных военных сделок с Амманом. Оружейный рынок Иордании очень небольшой. При этом на нем традиционно доминируют США и Великобритания. Вашингтон ежегодно оказывает Иордании, как дружественной стране, военную помощь в размере 70 миллионов долларов.

Тем не менее, во время визита Абдалла II заявил о стремлении "диверсифицировать источники вооружений страны". Амман якобы проявляет интерес к российской легкой бронетехнике, полицейскому оборудованию, противотанковым ракетным комплексам и системам противоракетной обороны. Однако пока дело не перешло в практическую плоскость.

Амман более заинтересован в совместных проектах с Россией, связанных с ирригацией и строительством плотин. После визита короля в положительную сторону изменилась система выдачи виз российским туристам. Теперь всем желающим можно получить их прямо на границе Иордании -в аэропорту, в морском порту и на сухопутных границах, как было когда-то.

Хотя Абдалла II наполовину англичанин, в его лице российские руководители приветствовали ни много ни мало потомка самого посланника Аллаха, так как иорданская правящая династия Хашимитов возводит свое происхождение к мусульманскому пророку Мухаммеду. Абдалла - прямой потомок пророка Мухаммеда в 43-м поколении. При урегулировании конфликтов это весомый аргумент. Его особый статус как бы освящает соглашения. Вероятно, поэтому в ходе российско-иорданских переговоров затрагивалась еще одна тема. В Иордании в позапрошлом веке сформировалась довольно большая чеченская диаспора. В глазах мусульман всего мира чеченцы - братья по вере. Слово потомка Пророка важно и для чеченской диаспоры в Иордании. Поэтому король Абдалла II при определенных условиях, действуя через иорданских чеченцев, мог бы повлиять на чеченских сепаратистов в России, поспособствовав тем самым возвращению мира на российский Кавказ.

Впрочем, это последнее - скорее из области благих пожеланий на политические темы...


1 Le Monde, Paris, 12 aout 1988.

2 В 1921 году в Ираке была провозглашена конституционная монархия. Королем был провозглашен эмир Фейсал, третий сын хиджазского шерифа из рода Хашимитов.

3 Brand Laurie AJordan's Inter-Arab Relations. The Political Economy of Alliance Making. N.Y., Columbia Univ. Press, 1994, p. 199.

4 Иракские порты - Басра, Умм аль-Каср и Фао расположены достаточно близко от иранской границы, поэтому Акаба, удаленная на 300 миль от иракской границы и на 800 миль от зоны боев, была более предпочтительна, тем более, что вскоре Ирак не смог пользоваться портами в Персидском заливе.

5 Foreign Broadcast Information Service (FBIS), march 22, 1984.

6 Речь идет о тех палестинцах, которые на первом этапе, после войны 1948 года, перебрались в соседнюю Иорданию в надежде скоро вернуться в родные дома, оккупированные Израилем. Однако впоследствии значительная часть палестинцев уехала в страны Залива, где наиболее активные занялись коммерцией и банковским делом. По некоторым оценкам, среди прибывших 70 тысяч человек -в основном специалисты и технический средний класс, которые привезли с собой более одного миллиарда долларов.

7 К концу войны 1991 года Иордания лишилась большинства своих крупнейших экспортных рынков в районе Персидского залива и в Ираке. Ей пришлось приостановить программу мер, предложенную МВФ в связи с жестким валютным кризисом в 1989 году.

Она лишилась практически всей традиционной помощи, получаемой от стран Персидского залива. По данным английских исследователей, война Ирака против Кувейта обошлась Иордании от 1,7 миллиарда до 5 миллиардов долларов (при годовом бюджете в 3,98 миллиарда долларов в 1992 году) - "The Financial Times", London, 12.11.1992.

8 ""The Financial Times", London, 12.11.1992. Однако западные наблюдатели отмечали, что вложение денег в строительство частных домов свидетельствует о том, что "возвращенцы" не собираются вкладывать деньги в промышленность, а заняты обустройством собственной жизни и временным бизнесом.

9 Решение короля Хусейна порвать административные и юридические связи с Западным берегом означало увольнение менее чем за две недели 21 тысячи государственных и прочих служащих, работавших в иорданских учреждениях на оккупированных территориях и в течение многих лет получавших зарплату от короля. Таким образом, Западный берег и Газа лишались ежемесячных поступлений в сумме около 5 миллионов долларов. Административное присутствие Иордании на оккупированных территориях (через ликвидированное тогда же министерство по делам оккупированных территорий) давало также возможность распределять среди населения помощь в сумме примерно 80 миллионов долларов, поступавших из третьих стран. Естественно, что ООП расценила решение короля Хусейна как "тяжелый удар по интифаде". ("Le Mond", Paris, 12 aout 1988).

Опубликовано на Порталусе 29 апреля 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама