Рейтинг
Порталус

ТУРЦИЯ: ПУТЬ В ЕВРОПУ ЧЕРЕЗ ГЕРМАНИЮ

Дата публикации: 13 июня 2023
Автор(ы): Н. ГУБАНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2006 № 9
Номер публикации: №1686642988


Н. ГУБАНОВ, (c)

Начало отношений Турции и ЕС восходит к 13 июля 1959 г., когда страной была подана заявка на вступление в Европейское экономическое сообщество. После четырехлетнего периода переговоров 12 сентября 1963 г. было подписано Анкарское соглашение об учреждении ассоциативных отношений между Турцией и ЕЭС.

Экономические цели соглашения заключались в следующем: содействовать укреплению торгово-экономических отношений, модернизации турецкой промышленности, получению финансовой помощи, повышению уровня занятости и улучшению условий жизни населения. Европейское сообщество было заинтересовано в импорте турецкой хромовой и медной руды, марганца, табака, хлопка и другой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, западноевропейские страны и, в особенности ФРГ, активно привлекали турецкую рабочую силу.

В мае 1967 г. Турция подала заявку о переводе своих отношений с ЕЭС на следующий этап с целью создания в будущем таможенного союза. В течение переходного периода стране предстояло подготовиться к режиму свободного перемещения промышленных товаров, людей, услуг, капитала между ЕЭС и Турцией, предпринять шаги по сближению финансовой и коммерческой политики. Однако в конце 1970-х гг. в экономике начался спад, а в 1980 г. вмешательство военных в политическую жизнь Турции негативно отразилось на отношениях с ЕЭС.

В 1981 г. ЕЭС принимает решение о том, что заявка о полноправном членстве Турции может быть подана ею только после восстановления демократии в стране, что произойдет лишь после 1983 г., когда в республике пройдут свободные выборы.

В 1987 г. Турция подала заявку на полноправное членство в ЕЭС. Через два года Комиссией Европейского сообщества (КЕС) были опубликованы два документа: "Мнение Комиссии по заявке Турции на вступление в Сообщество" и доклад "Турецкая экономика: структура и развитие". Последний представлял собой развернутый анализ состояния турецкой экономики, в том числе ее сравнение с экономиками Греции, Испании и Португалии как с наименее развитыми членами ЕЭС. "Мнение Комиссии" состояло в нецелесообразности ведения переговоров о членстве Турции в ЕЭС на том этапе. В начале 1990 г. Совет Европы без изменений принял доклад КЕС. Подтверждая статус Турции как ассоциированного члена, он, тем не менее, не назначил дату начала переговоров о полноправном вступлении Турции в ЕЭС.

6 марта 1995 г. в Брюсселе было подписано соглашение о создании таможенного союза между Турцией и Европейским Союзом. В соответствии с ним были отменены пошлины во взаимной торговле промышленными товарами, Турция прекратила практику взимания с импорта из стран ЕС сборов в Фонд массового жилищного строительства (Toplu Konut Fonu), были полностью ликвидированы количественные ограничения на экспорт, в частности, квоты на турецкую текстильную продукцию, а также квоты, ограничивавшие импорт турецких продуктов нефтепереработки. Турция начала применять в отношении импорта из третьих стран Единый внешний тариф (ЕВТ) ЕС. Таким образом, произошло снижение защитных мер во взаимной торговле Турции и Евросоюза.

Несмотря на очевидные прорывы в экономическом сотрудничестве сторон, на переговорах с ЕС в 1995 г. Турции не удалось добиться включения в итоговые документы положения о повышении уровня политического диалога с ЕС, подразумевавшего перспективу полноправного членства страны в этой организации.

На Люксембургской встрече в декабре 1997 г. ЕС снова не включил Турцию в число стран-кандидатов. Это решение было мотивировано политическими причинами, такими как нарушения прав человека, нахождение войск Турции в Северном Кипре и ее напряженные отношения с Грецией.

На саммите глав государств и правительств ЕС, прошедшем в Хельсинки в декабре 1999 г., наконец было принято решение о предоставлении Турции статуса страны-кандидата. В заявлении ЕС говорится, что "Турция является страной - кандидатом на вступление в Союз с учетом критериев, предъявленных остальным кандидатам". Но сначала Турции предстоит добиться улучшений в политической сфере и в области прав человека.

В 2000 г. переговоры о вступлении в ЕС начались со всеми странами-кандидатами, кроме Турции. Данный факт объяснялся тем, что турецкое правительство не приступило к выполнению необходимых условий - соблюдение прав человека, отмена смертной казни, урегулирование турецко-греческих разногласий, кипрского вопроса.

На саммите Евросоюза в Копенгагене в декабре 2002 г. лидеры европейских стран заявили, что переговоры о возможном вступлении Турции в ЕС могут на-

стр. 23


чаться лишь после ратификации в июле 2005 г. документов о структурном обновлении Европейского Союза.

Существенным прогрессом в отношениях между Турцией и ЕС можно считать решение о начале официальных переговоров о вступлении в организацию, которое было принято на саммите в Люксембурге в начале октября 2005 г. За несколько дней до переговоров между Европой и Турцией разразился скандал. ЕС в качестве условий вступления Турции потребовал признать Республику Кипр и факт геноцида армянского народа Османской империей в начале прошлого века. Ситуацию усугубила позиция Австрии и Кипра, которая заключалась в том, что Турция должна остаться лишь ассоциированным членом.

Требования европейцев были абсолютно неприемлемы для Анкары. Глава турецкого МИДа Абдулла Гюль отказался приезжать в Люксембург, где должны были начаться долгожданные переговоры. А премьер-министр Тайип Эрдоган заявил, что "попытки предъявить Турции новые требования, равно как полемика о том, должен ли начаться переговорный процесс или нет, противоречат морали международной дипломатии". Поясняя позицию Анкары в кипрском вопросе, он еще в начале августа 2005 г. заявил, что Турция не намерена признавать Кипр и решительно не приемлет никаких новых условий своего членства в ЕС.

Любопытно, что 3 октября 2005 г. ЕС все же снял свои требования и отозвал первоначальные условия, из-за того, что в конфликт неожиданно вмешались США. Как передали мировые агентства, госсекретарь США Кондолиза Райе провела серию телефонных переговоров с европейскими министрами иностранных дел, в ходе которых ей удалось повлиять на позицию Австрии и Кипра.

ТУРЕЦКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В контексте усилий турецкого руководства, направленных на вступление Турции в Европейский Союз в качестве полноправного члена, особое значение приобретают двусторонние экономические и политические связи Турции с членами ЕС, прежде всего -с имеющими наибольший экономический и политический вес.

Особого рассмотрения в этой связи заслуживают отношения Турции и Германии - отношения европейского гиганта, традиционно поддерживающего разносторонние связи с Турцией, и одного из влиятельных государств на евразийском геополитическом пространстве, являющегося одним из самых верных, но и самых спорных союзников Запада.

Федеративная Республика Германия, ставшая в последнее время одним из лидеров и едва ли не самой активной сторонницей интеграции в рамках Евросоюза играет ведущую роль и в отношениях Турции со странами ЕС. Более того, уровень контактов между двумя странами позволяет говорить о совершенно особом месте Германии в системе внешних связей Турции.

Турецко-германское сотрудничество имеет прочные исторические корни. Проникновение Германии в Османскую империю началось во второй половине XIX в., а уже к концу столетия ее влияние стало превалирующим; тогда же немецкий капитал вышел в Турции на лидирующие позиции, опередив Великобританию и Францию. Примером и во многом символом сотрудничества двух держав стало заключение в 1888 г. соглашения о концессии Германии на строительство стратегической Багдадской железной дороги. Германская и Османская империи были союзниками в Первой мировой войне; партнерские отношения двух стран последовательно развивались и в дальнейшем независимо от их внутреннего социально-экономического и политического положения.

Значительный спад в турецко-германских торгово-экономических связях произошел лишь в конце Второй мировой войны. Однако в послевоенный период их объем восстановился достаточно быстро.

Одной из первых ФРГ начала оказывать Турции безвозмездную экономическую помощь, а также помощь в виде кредитов на весьма льготных условиях. В 1958 г. Турции было предоставлено 210 млн. марок1. Кстати, оказание этой помощи (на сугубо двусторонней основе - в соответствии с ежегодно подписываемым Соглашением о финансовом и техническом сотрудничестве) продолжается и по сей день. Так, по соглашению 2004 г. турецкой стороне было предоставлено 17,1 млн. евро в виде дара и 12 млн. евро целевых кредитов (на сооружение и модернизацию конкретных инфраструктурных объектов) на 30 лет из расчета 2% годовых (типичные для подобных кредитов условия)2. Всего же с 1958 г. Турция получила по этой линии сумму эквивалентную более 4 млрд. евро. С учетом частных кредитов и инвестиций в Турцию после 1949 г. из Германии поступило средств на сумму около 10 млрд. евро. Помимо этого ФРГ участвует в оказании финансовой помощи Турции по линии международных организаций: МВФ, МБРР, ЕС и др. В последнее время Турция все шире обращается и к использованию заемных средств из негосударственных источников - здесь Германия также входит в число основных доноров.

С 1964 г. ФРГ оказывает Турции и военную помощь, предоставляя как финансовые средства "в виде даров 18-месячными пакетами" (до 1986 г. было передано всего 1450 млн. марок), так и вооружение и имущество, в основном - из излишков бундесвера, образующихся в процессе модернизации3. В частности, в

стр. 24


начале 1990-х гг. Турции была безвозмездно передана крупная партия вооружения (более 300 БТР, около 300 тыс. автоматов и пулеметов, артиллерийские системы, ракеты различного назначения) и снаряжения из запасов армии бывшей ГДР.

Безусловно, лидирующие позиции сохраняет ФРГ и во внешнеторговых связях Турции. Так, на протяжении долгого времени Германия остается ее ведущим внешнеторговым партнером, значительно опережая по объему товарооборота все другие страны - 23044 млн. долл., что составило 12,2% совокупного внешнеторгового оборота Турции в 2005 г. (тот же показатель для занимающей второе место России почти на 8 млрд. долл. меньше, или 8% соответственно). Доля ФРГ в турецком экспорте в 2005 г. составила 12,9%, в импорте - 11,7% (в сравнении: доля идущей на втором месте по экспорту Великобритании составила - 8,1%, а доля идущей на втором месте по импорту России - 11%)4.

Объем товарооборота между двумя странами за последние 20 лет существенно вырос, падение наблюдалось лишь во время экономических кризисов в Турции в 1994, 1999 и 2001 гг.

Германия лидирует также по численности туристов: в 2005 г. Турцию посетили около 4,244 млн. немецких туристов, что составляет 21% от всех иностранных туристов в Турции5.

Одну из ведущих ролей ФРГ играет и в сотрудничестве по линии взаимных инвестиций. Так, по состоянию на начало 2006 г. в Турции действовало 2075 фирм с участием немецкого капитала. Великобритания, которая занимает по этому показателю второе место, была представлена лишь 941 компанией. Правда, по объему вложенного иностранного капитала, действующего в Турции, Германия (335 млн. долл.) оказалась второй среди европейских стран, пропустив вперед Италию (676 млн. долл.), и третьей в мире после США (1894 млн. долл.) и Италии6.

Значительную роль в современных турецко-германских отношениях, в том числе и в торгово-экономической области, играет многочисленная турецкая диаспора в ФРГ. Общая численность турок в Германии составляет в настоящее время 2,637 млн. человек, из них 72,3% являются гражданами Турции, а 27,7% - получили немецкое гражданство. Всего в Европе насчитывается 3,767 млн. турок, таким образом, в ФРГ живет около 70% всех этнических турок в ЕС. Для сравнения - второй в списке стран с наибольшей численностью турецкого населения идет Франция с 9,8% турок7.

На сегодняшний день в Германии около 57 тыс. турок ведут собственное дело (в 1985 г. -22 тыс., в 1995 г. - 40 тыс.). Около 20% предприятий управляется женщинами, для сравнения средний показатель по Германии - 28,1%8.

Приблизительно 27% турецких семей в качестве страны реализации накопленных средств избрали Турцию. А каждое пятое турецкое домохозяйство тратит свои денежные средства лишь в Германии (приблизительно 18%). При рассмотрении проблемы выбора турецкими эмигрантами страны реализации денежных средств, необходимо отметить, что многие из них не стремятся уехать из Германии. Пожилые эмигранты, прибывшие в Германию в качестве гастарбайтеров, действуют согласно традиционному турецкому менталитету, пытаясь либо сэкономить полученные средства, либо перевести их в Турцию, прочие возрастные группы, изменив данной традиции, при осуществлении капиталовложений и реализации накоплений руководствуются уже другими, вновь приобретенными принципами и инвестируют деньги в недвижимость в Германии.

НУЖНА ЛИ ГЕРМАНИИ ТУРЦИЯ В ЕС?

Из всех стран ЕС, пожалуй, лишь ФРГ имеет с Турцией столь масштабные, многогранные и комплексные связи. Причем если отношения Евросоюза и Турции имеют явный дисбаланс в пользу ЕС, то по линии ФРГ - Турция они значительно более сбалансированы (во многом - за счет диаспоры). Иными словами заинтересованность ФРГ в сохранении хороших отношений с Турцией значительно выше, чем у Евросоюза в целом. Исходя из этого, Анкара стремится заручиться поддержкой Германии в своем стремлении как можно раньше войти в ЕС.

Подобная поддержка была обещана туркам неоднократно на различных уровнях. Считается, что Германия во многом содействовала подписанию соглашения о таможенном союзе Турции и ЕС в марте 1995 г. (далеко не в самый благоприятный период в турецко-западноевропейских отношениях).

Вместе с тем в Германии не существует единства мнений по вопросу вступления Турции в ЕС. В зависимости от того, какая партия или коалиция партий является правящей в Германии, позиция властей может меняться от полной поддержки, которая, в частности, наблюдалась во время правления коалиции социал-демократов (СДПГ) и "Зеленые"/Союз 90 с конца 1998 г. по 2005 г., до принципиального желания заменить предполагаемое полноправное членство Турции в ЕС на "привилегированное партнерство" - позиции, характерной для лидеров консервативных ХДС/ХСС (христианско-демократического и христианско-социального союзов).

Подобная ситуация спровоцировала в начале 1998 г. даже серьезный дипломатический конфликт между двумя странами: не получив вроде бы обе-

стр. 25


Таблица 1

Количество респондентов, назвавших различные аргументы против вступления Турция в ЕС (%)

Турция не соблюдает права человека и ограничивает демократию

66,1

Турция не безопасна из-за угрозы экстремизма и фундаментализма

60,1

Влияние военных в Турции слишком значительно

58,7

Регион в целом нестабилен

52,4

В ФРГ усилится наплыв рабочих из Турции

50,1

Вступление потребует слишком больших экономических расходов

45,0

ЕС не сможет поглотить такую большую страну, как Турция

34,6



-----

Источник: Stiftung Zentrum for Turkeistudien. Turkei-Jahrbuch 2004/2005. Essen, 2005, s. 16.

щанной поддержки по вопросу о включении Турции в число хотя бы "официальных претендентов" на членство в ЕС, премьер-министр Турции М. Йылмаз прямо обвинил немецкое руководство и лично Г. Коля в двуличии. И хотя инцидент удалось замять, проблема остается: в Турции широко распространено мнение о том, что Германия не хочет членства Турции в Евросоюзе, но предпочитает вести лицемерную политику, представляя в качестве основного "виновника" торможения интеграции Турции в ЕС "традиционно" враждебную ей Грецию.

Эту точку зрения нельзя назвать безосновательной: по разным оценкам от 30 до 60% граждан ФРГ выступают против членства Турции в ЕС. Причины подобной позиции общества и руководства Германии вполне объяснимы: имея богатый опыт взаимодействия с турецкой диаспорой, немцы опасаются нарастания проблем, связанных с увеличением присутствия турок в Германии, в случае вступления Турции в Евросоюз.

Если отбросить явно шовинистические воззрения, то неприятие вызывают поглощение новыми гастарбайтерами средств из социальных фондов, снижение цен на рынке труда вследствие более низкой зарплаты и низких требований к безопасности труда турецких рабочих. Но главное - это стремление большинства иммигрантов остаться в Германии, хотя многие, по мнению немцев, не могут нормально интегрироваться в новое для них общество, резко отличающееся от турецкого по социокультурным параметрам. Страхи вызывает и перенос на германскую почву турецких проблем: курдского вопроса, все еще существующих родоплеменных конфликтов, преступности и т.п.

По данным опроса, проведенного по всей Германии Центром изучения Турции в 2003 г., вступление Турции в ЕС в долгосрочной перспективе поддерживают почти 70% немцев. В то же время 58% из них указали на обязательное выполнение Турцией всех условий, предъявляемых к ней со стороны Еврокомиссии. Лишь 8% опрошенных высказались за принятие Турции в ЕС в ближайшее время. Около трети опрошенных выступают против вступления Турции даже при условии выполнения ею всех требований Еврокомиссии9. Кроме того, около половины опрошенных боятся экономических последствий вступления Турции в ЕС, 45% считают, что вступление потребует от ЕС и от Германии, в частности, слишком больших расходов (см. табл. 1).

По своим политическим взглядам опрошенные разделились следующим образом: 59% сторонников ХДС/ХСС высказались за принятие Турции в ЕС, выразив, таким образом, несогласие с позицией руководителя консервативного блока и нынешнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель. "За" высказались также 71,5% сторонников СДПГ, около 85% сторонников партии "Зеленые"/Союз 90 и 100% избирателей Партии демократического социализма (ПДС). Меньше всего сторонников вступления Турции в ЕС обнаружилось среди избирателей Свободной демократической партии (СвДП) (см. график 1).

В качестве основного аргумента, который немцы выдвигали в поддержку вступления Турции в ЕС, было "ускорение интеграции турок в Европе" - 61%, за этим следовала "географическая близость Турции к Европе" - 53%, 51% назвали важным военно-стратегическое значение вступления Турции в ЕС. Более 40% отметили культурную принадлежность Турции к Европе и экономические преимущества объединения. Что касается положения турок, проживающих в Германии, то 51% опрошенных уверены, что вступление отразится на них положительно, 39% считают, что это не окажет никакого влияния, а 8% говорят даже о негативном влиянии.

Среди аргументов против вступления Турции в ЕС почти 2/3 респондентов назвали недостаточное развитие демократии в Турции и несоблюдение прав человека, около 60% заявили, что внутриполитическая обстановка в Турции нестабильна ввиду угрозы экстремизма и фундаментализма, почти столько же утверждают, что влияние военных в Турции слишком значительно. В то же время 52,4% опрошенных говорят о нестабильности во всем регионе.

Негативное отношение немцев к Турции во многом связано с откровенно негативистской позицией немецких СМИ по отношению к этой стране. Это признают и сами корреспонденты известных немецких газет. Когда речь идет о Турции, то сообщается в основном о негативных политических событиях. Журналисты пользуются принципом "плохие новости - это хорошие новости". Такая позиция может иметь фатальное влияние на общее представление немцев о стране. Ведь о позитивных событиях в Турции сообщается так же редко, как и о том, как живут обычные люди в Турции10.

"Немецкий журналист добивается признания не тем, что он сообщает, с каким рвением мно-

стр. 26


График 1.

Отношение избирателей различных партий ФРГ к вступлению Турции в ЕС.

-----

Источник: Stiftung Zentrum fur Turkeistudien. Turkei-Jahrbuch 2004/2005. Essen, 2005, s. 16.

гие в Турции борются за гражданские права и демократизацию страны, а тем, что он рассказывает о пытках в турецких тюрьмах и о курдской проблеме"11. Во многом односторонняя позиция журналистов связана с тем, что лишь некоторые издания имеют своих собственных корреспондентов в Турции, в то время как в самой Германии постоянно работают около 150 турецких журналистов. Кроме того, отношение немецких журналистов к туркам, живущим в Германии, более негативное по сравнению с оценкой других иностранных меньшинств, таких, как португальцы, испанцы, югославы или итальянцы. Сообщения о турецких жителях Германии часто попадают в рубрику "криминальные новости".

В данной ситуации уместно процитировать корреспондента известной немецкой газеты "Зюддойче Цайтунг" в Турции Вольфганга Койдла: "Германия и Турция - едва ли есть еще две страны, так тесно связанные между собой разносторонними отношениями, которые в то же время не понимают и не знают друг друга по-настоящему". Действительно, несмотря на определенную поддержку, которую политическое руководство Германии оказывает Турции в ее стремлении вступить в ЕС, простые жители ФРГ чаще всего мыслят стереотипами и с предубеждением относятся к этой стране.

Несмотря на то, что, по данным опроса Центра изучения Турции, 85% немцев не хотели бы видеть "турецкий вопрос" среди тем предвыборной борьбы, он стал одним из ключевых в ходе внеочередных парламентских выборов, состоявшихся 18 сентября 2005 г. Как заявил накануне выборов Юрген Рютгерс премьер федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия (именно там сосредоточено основное турецкое население ФРГ): "Всегда разумно обсуждать те темы, которые больше всего волнуют наших граждан"12.

В этом же ключе высказался министр внутренних дел федеральной земли Бранденбург Иорг Шенбом (ХДС): "В Германии в настоящее время сложилась драматическая ситуация с интеграцией турок"13.

О вступлении Турции в ЕС в ходе выборов прямо заявил премьер-министр федеральной земли Гессен Роланд Кох (ХДС). При этом лидер ХДС Ангела Меркель, бывшая на тот момент кандидатом в канцлеры ФРГ, выступила против того, чтобы этот вопрос стал одним из центральных тем выборов14.

Позицию своей партии накануне выборов подтвердил (теперь уже бывший) канцлер ФРГ и лидер СДПГ Герхард Шредер: "...вступление Турции в ЕС важно, прежде всего, для наших политических и экономических интересов. Посмотрите на положение Турции в регионе, она граничит с Ираном, Южным Кавказом, Ираком... Никто из нас не знает когда завершится палестино-израильский конфликт. Поддержка страны, устремленной на Запад и являющейся элементом стабильности в этом взрывоопасном регионе, будет служить национальным интересам Германии"15.

В том же духе выступил и лидер партии "Зеленые"/Союз 90, союзник СДПГ по коалиции, Йозеф Фишер: "Ангела Меркель захлопывает дверь перед лицом Турции, я расцениваю этот шаг как большую ошибку. Она не берет при этом в расчет безопасность Германии"16.

Сама Ангела Меркель выступила накануне голосования на саммите ЕС по вопросу о начале переговоров с Турцией со специальным обращением к главам правительств стран Евросоюза. В своем обращении, составленном совместно с лидером союзной партии ХДС Эдмундом Штойбером, она, в частности, отметила: "Мы абсолютно убеждены, что принятие Турции в ЕС окажет слишком значительное негативное экономическое, социальное и политическое воздействие на ЕС и повредит европейскому интеграционному процессу"17.

При этом следует отметить, что в самом блоке ХДС/ХСС нет единства по поводу вопроса о вступлении Турции в ЕС. Так, один из лидеров ХДС, мэр Гамбурга Оле фон Бойст поддерживает очень тесные отношения с мэром Анкары Мелихом Гекче-

График 2.

Распределение голосов турецких эмигрантов на парламентских выборах 2002 г. в ФРГ.


Источник: Faruk Sen, Turkiye AB Iliskilerinde Das Etkenler. Ankara, 2005, s. 91.

стр. 27


ком и твердо выступает за принятие Турции в ЕС18.

В самой Турции с напряжением ожидали результатов выборов в Германии. Это объяснялось тем, что в случае победы консервативного блока, возглавляемого Ангелой Меркель, Турцию могли ожидать новые проблемы на пути вступления в Евросоюз. При этом ведущие турецкие политики надеялись на то, что результаты выборов в ФРГ все же не окажут значительного влияния на процесс вступления Турции в Евросоюз и на положение проживающих в Германии этнических турок.

Власти Турции призвали 730 тыс. турок, являющихся гражданами ФРГ, принять активное участие в голосовании. По традиции они голосуют за социал-демократов, и это понятно - ведь эта партия активно поддерживает расширение двусторонних отношений и вступление Турции в ЕС. На выборах 2002 г. предпочтения избирателей-турок распределились следующим образом: 68% из них отдали свои голоса СДПГ, 15% -партии "Зеленые"/Союз 90, ХДС/ХСС получили 10% голосов (см. график 2).

В итоге на последних внеочередных парламентских выборах обе ведущие партии СДПГ и ХДС/ХСС набрали примерно равное количество голосов, тем не менее, коалицию двух победивших партий возглавила консерватор Ангела Меркель. При этом ей пришлось уступить значительное количество министерских постов в правительстве союзнику по коалиции - партии СДПГ, что не могло не сказаться на окончательной позиции нового канцлера по отношению к Турции. Во время подготовки так называемого коалиционного договора ей пришлось согласиться на компромисс и признать за Турцией не только право на "привилегированное партнерство", но и возможность вести переговоры об окончательном вступлении в ЕС, что, однако, не означает, по словам канцлера, "автоматического принятия в ЕС", главное в настоящее время для Германии - это "тесный стратегический союз Турции и ЕС". Официальная формулировка Берлина: "переговоры с открытым результатом".

Эту же позицию подтвердила А. Меркель на встрече с премьер-министром Турции Т. Эрдоганом во время саммита ЕС в конце ноября 2005 г. в Барселоне: "Мы договорились о том, что действует принцип pacta sunt sewanaa (договор должен быть исполнен) и что переговоры о вступлении Турции в ЕС, начавшиеся в октябре должны быть продолжены". При этом в качестве основных проблем двусторонних отношений Меркель назвала сложный процесс интеграции турок, проживающих в Германии: "Я знаю, что премьер-министр Турции заинтересован в интеграции турецких жителей ФРГ, и мы будем вместе над этим работать". Эрдоган в свою очередь заявил о том, что "...Турция и Германия продолжат идти в будущем рука об руку"19.

Следует упомянуть, что среди кандидатов, боровшихся за 598 мест бундестага, было 26 турок. Пятеро из них смогли получить статус депутата - Лале Акгюн (по спискам СДПГ), Экин Делигез (по спискам партии "Зеленые"/Союз 90), а также Хаккы Кескин, Хусейн Айдын и Севги Дагдилен (по спискам Левой партии).

В заключение можно отметить, что Турция, которая уже более 40 лет пытается интегрироваться в основные европейские политико-экономические структуры, достигла в последнее время значительных успехов. Красноречивым доказательством этому служит решение о начале переговоров о полноправном членстве в ЕС.

Это историческое решение является во многом результатом активной поддержки кандидатуры Турции со стороны прошлого правительства Германии во главе с канцлером Г. Шредером и министром иностранных дел Й. Фишером. В настоящее время готовность нынешнего канцлера ФРГ идти на компромиссы, вызванная необходимостью выстраивать отношения с партнером по коалиции, а также присутствие значительного количества турецкого населения в ФРГ, вероятнее всего, означают, что в ближайшие четыре года Германия продолжит политику поддержки сближения Турции и ЕС.


1 Киреев Н. Г. Развитие капитализма в Турции. К критике теории "смешанной экономики". М., Наука, 1982, с. 175.

2 Пресс-релиз Казначейства Турции от 12.10.2004, N 2004/126.

3 Турецкая Республика (справочник). М" Наука, 1990, с. 60 - 61.

4 Рассчитано по данным сайта управления советника по внешней торговле Турецкой Республики (www.dtm.gov.tr).

5 Сайт Министерства туризма Турции (http://www.kulturturizm.gov.tr). Статистические показатели по количеству иностранных туристов, посетивших Турцию в 2005 г.

6 Рассчитано по данным сайта Центрального банка Турецкой Республики (www.tcmb.gov.tr).

7 Рассчитано по: Zentrum fur Turkeistudien. The European Turks. Essen, 2003, s. 9.

8 Faruk Sen. Turkiye AB Iluskilerinde Dis Etkenler. Ankara, 2005, s. 112.

9 Stiftung Zentrum far Turkeistudien. Tarkei-Jahrbuch 2004/2005. Essen, 2005. s. 15.

10 Gursel Gur. Das Turkeibild in der deutschen Presse unter besonderer Berucksichtigung der EU-Turkei-Beziehungen. Fr/M 1998, s. 72.

11 Ibid., s. 73.

12 DIE WELT, 26.08.2005.

13 Ibid.

14 DIE WELT, 20.08.2005.

15 HOrriyet, 18.09.2005.

16 Milliyet, 08.08.2005.

17 DIE WELT, 27.08.2005.

18 DIE WELT, 20.09.2005.

19 DIE WELT, 27.11.2005.

Опубликовано на Порталусе 13 июня 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама