Рейтинг
Порталус

КИТАЙ В ОКЕАНИИ ИСПЫТЫВАЕТ МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ

Дата публикации: 19 декабря 2023
Автор(ы): С. Е. ПАЛЕ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПОЛИТОЛОГИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 9, 30 сентября 2014 Страницы 14-18
Номер публикации: №1702988964


С. Е. ПАЛЕ, (c)

С. Е. ПАЛЕ

Кандидат исторических наук

Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Китай, Тайвань, Океания, экспансия, экономическая зависимость

Пока мировые державы гадали, как избежать усугубления глобальной экономической рецессии, начавшейся в 2008 г., КНР захватывала освобождавшиеся финансовые ниши по всему миру - от Африки до Латинской Америки, не исключая пространство между континентами - Океанию.

Неторопливо устанавливая свое господство на крошечных островах Тихого океана, порой имеющих более чем скромную ресурсную базу, Китай, тем не менее, оказался способным получить выгоду даже там, где, казалось бы, ее быть не могло.

КИТАЙСКОЕ "ЦУНАМИ" В ТИХОМ ОКЕАНЕ

Начиная с середины XX в., вездесущие китайцы прочно утвердились почти на всех островах Океании - от богатой природными ресурсами Папуа - Новой Гвинеи (ПНГ) до совершенно бесперспективного, с точки зрения материальной выгоды, Королевства Тонга. Кое-где китайцам удалось создать вполне дееспособные политические партии и войти во власть, а кое-откуда их изгоняли, не в состоянии совладать с завистью к чужеземному благополучию на фоне собственной непроглядной бедности. Нищета островитян позволила китайцам в полной мере наслаждаться прибылями, в т.ч. нелегальными, о чем, конечно, не найти упоминаний в официальных отчетах и докладах. Лишь скандально известная Wikileaks да горстка журналистов-океанийцев приводили громадные, по островным меркам, цифры, то и дело всплывавшие при оценке китайской подпольной экономики.

Самая значительная китайская диаспора - около 100 тыс. человек - поселилась в ПНГ. Новогвинейские китайцы занимались экспортом леса и минерального сырья, а также банковскими операциями. Еще в 1968 г. китайцы создали вторую по значению партию в ПНГ и провели к власти ее лидера Джулиуса Чэня, который за последующие два десятка лет побывал в должности премьер-министра еще три раза.

Экспорт меди, цинка и никеля из ПНГ в Китай подпитывал потребности гигантской страны в сырьевых ресурсах.

Китайцы продолжили осваивать и другие островные государства Меланезии, богатые лесом и полезными ископаемыми - Соломоновы Острова, Новую Каледонию, Вануату и Фиджи. Затем они расселились по всей Полинезии и Микронезии.

На атолловых островах нет полезных ископаемых, а главными источниками дохода являются туризм и иностранные дотации. Но даже в этих "бесперспективных", с позиции бизнеса, местах китайцы смогли обеспечить себе безбедное существование, занявшись финансовой деятельностью, а также продажей и покупкой всего, что можно было продать и купить.

К началу XXI в. китайцы раскинули сети своих кафе и магазинчиков в 23 государствах и зависимых территориях Океании.

Точное число китайских мигрантов в Океании (за исключением Австралии и Новой Зеландии) подсчитать до сих пор не удавалось, но, по приблизительным оценкам, оно может достигать полумиллиона. Для Океании, где проживает примерно всего 9 млн жителей (7 млн. из которых - в ПНГ), это немалая цифра.

Этнические китайцы и тайваньцы с большим или меньшим успехом приходили к власти во Французской Полинезии (2006 г.), Кирибати (2003 и 2007 гг.) и на Соломоновых Островах (2006 г.).

К середине 2000-х гг. китайское влияние усилилось не только в малобюджетных странах Океании, но и в таких развитых государствах Южнотихоокеанского региона (ЮТР), как Австралия и Новая Зеландия. Небезынтересно, что премьер-министр Австралии Кевин Радд, который в период нахождения у власти с 2007 по 2010 гг. активно привлекал в страну китайские инвестиции, прекрасно говорит на пекинском диалекте - мандарине. А дочь К. Радда стала женой австралийца китайского происхождения.

КНР И ТАЙВАНЬ В БОРЬБЕ ЗА ОКЕАНИЮ

Начиная с 2000-х гг., влиянию КНР в регионе пытается препятствовать активный соперник - Тайвань, который, в точности повторяя политику Поднебесной, старался перенять пальму первенства по "дружбе" с островными государствами - во многом ради признания ими собственной независимости.

Одной из главных целей конкуренции между Китаем и Тайванем стало переманивание на свою сторону голосов малых островных развивающихся государств (МОРГ) в ООН и других международных организациях. Кроме того, в борьбе между Китаем и Тайванем всегда присутствовал геополитический аспект, заключавшийся в расширении экономического и политического (но

стр. 14

пока еще не военного) присутствия на южнотихоокеанских островах.

К 2006 г. Тайваню удалось заручиться поддержкой 6 стран Океании по вопросу о признании независимости от КНР. Одной из них стало Тувалу, где на тайваньские деньги было выстроено здание правительства. Другой - Науру, получившей от Тайваня новую свиную ферму. В этом крошечном государстве-острове площадью около 20 кв. км, которое можно объехать на машине менее чем за час, Тайвань даже учредил свою дипломатическую миссию.

В пылу соперничества на протяжении 2000-х гг. Китай и Тайвань несли океанийцам всевозможные блага, снискав признание мирового сообщества как исполнители вполне положительной роли. Действительно, даже в годы глобального мирового кризиса 2008 - 2010 гг. китайцы и тайваньцы остались верны своим принципам: строили больницы и дороги там, где эти обещания не выполняли традиционные региональные игроки - Австралия и Новая Зеландия, вынужденные по экономическим соображениям сократить свои обязательства бедным соседям по региону.

В конце концов, Китай и Тайвань сумели прочно посадить океанийцев на дотационную иглу в виде прямых денежных перечислений. До "дружбы" с Китаем и Тайванем островные государства и зависимые территории получали средства от западных доноров лишь под определенные проекты в рамках строго контролируемых программ развития, или же вообще "натурой" - техникой, медицинской помощью или товарами потребления. Прямые денежные поступления, которые местные чиновники могли с легкостью обналичить, побудили океанийцев говорить о "новой эре сотрудничества" с Китаем... или с Тайванем - в зависимости от того, какой курс избирало то или иное островное правительство.

Дело в том, что возможность обналичить донорские дотации - это искушение, против которого невозможно устоять, особенно если речь идет о беднейших чиновничьих аппаратах на планете. Островные государства имеют крошечное, по мировым меркам, население - от 12 тыс. человек в независимом Науру до 850 тыс. в самом крупном государстве - Фиджи. Океанийский "гигант" с населением 7 млн. человек - это ПНГ (при этом следует отметить, что половина жителей все еще неграмотны). Следовательно, несколько политических партий, сменяющих друг друга чуть ли не каждые полгода после очередного вотума недоверия, способны договориться не только друг с другом, но и с собственным электоратом.

Выборы, как правило, проводятся на деньги международных доноров. Так, в 2000-х гг. во Французской Полинезии (более известной как Таити) бесконечная смена правительств, длившаяся около трех лет, поутихла лишь после того, как Франция - официальный владелец Французской Полинезии - в 2009 г. отказалась спонсировать очередные выборы на пост местного президента. Власть делили всего три кандидата: один - протеже бывшего французского президента Жака Ширака, второй - давний борец за независимость таитянского народа, а третий - представитель китайской общины, составившей в 2010-х гг. 12% населения Таити1.

Схожая ситуация сложилась в середине 2000-х гг. в Вануату, где стремительно сменявшие друг друга правительства то привечали тайваньцев, то притормаживали с ними отношения, получая за это поощрительные транши, соответственно, то от Тайбэя, то от Пекина.

На фоне глобального финансового кризиса 2008 - 1010 гг. очевидная растерянность казавшихся незыблемыми доноров - Австралии, Новой Зеландии, США, Франции, Великобритании и Японии - способствовала еще большей дестабилизации в Южнотихоокеанском регионе.

В 2010 г. и на Тайване начался экономический спад, но ВВП Поднебесной продолжал неуклонно расти. Как следствие, натиск КНР на Океанию стал столь интенсивным, что СМИ заговорили об угрозе утраты "тихоокеанской державой" - США - своего негласного титула "шерифа Тихого океана", закрепившегося еще в 1990-е гг. Австралия, считавшаяся "заместителем шерифа" в Океании, после кризиса также сдала свои позиции. Еще один немаловажный региональный донор - Япония - "забыла" о дальних островах, занятая ликвидацией последствий цунами 2011 г. Чуть позже, в августе того же года, Великобритания подсчитывала многомиллионные убытки от лондонских бунтов2. А в январе 2012 г. экономический рейтинг Франции агентствами Fitch и Standard & Poor's был снижен с AAA до AA+.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЛИДЕРЫ ОТСТУПАЮТ

В то время как традиционные лидеры в ЮТР - Австралия, Новая Зеландия, США, Франция и Япония - подсчитывали убытки от невзгод, обрушившихся на них в 2008 - 2012 гг., несколько стихла конфронтация за сферы влияния в Океании между Китаем и Тайванем, достигшая было пика в 2003 - 2008 гг. В те годы тайваньский лидер Чэнь Шуйбянь, представитель Демократической прогрессивной партии, активно выступал за формализацию отделения острова от КНР.

После избрания в марте 2008 г. президентом Тайваня Ма Инцзю, кандидата от партии Гоминьдан, период 2008 - 2012 гг., совпавший с рецессией местной экономики, ознаменовал собой новый этап китайско-тайваньских отношений, направленный на сближение двух сторон. По мнению российских экспертов, "...китайское руководство в процессе нормализации отношений с Тайванем руководствуется целью из разряда коренных национальных интересов - возвращение острова на основе формулы "одно государство, две системы". В качестве базовой стратегии избрана привязка тайваньской экономики к китайской, создание устойчивой экономической зависимости от материка, что, по убеждению Пекина, рано или поздно приведет к желаемой цели - возвращению Тайваня"3. Сближение Тайваня и КНР не сулило ничего хорошего США, присутствие которых в регионе становилось все более шатким, несмотря на усиленные попытки добиться обратного.

Одновременно Австралия, Новая Зеландия, США, Франция и Япония либо снизили привычный объем дотаций островам Океании, либо предоставляли их в рамках строго контролируемых программ развития. Китай, напротив, избрал тактику наличных денежных переводов, против которых океанийцы оказались не в

стр. 15

состоянии устоять. Таким образом, несмотря на громкие заявления о желании сохранить свое прежнее значение в Океании, региональные лидеры в 2012 г. во многом уступили свои позиции КНР.

Безусловно, возросшая мощь КНР в Океании обещала принести островным странам определенные дивиденды. В рамках экономических саммитов между Китаем и южнотихоокеанскими государствами, ставших с середины 2000-х гг. ежегодными, была реализована "Программа Тихого океана", согласно которой к 2012 г. островитяне получили от Поднебесной в общей сложности $600 млн. - значительно больше того, что выделил на развитие океанийцев такой крупный региональный донор, как США4.

Однако в итоге Королевство Тонга оказалось обязанным Китаю сумму в размере 32% своего ВВП; Самоа и Острова Кука - в недавнем прошлом традиционные сферы влияния Новой Зеландии - в размере 16% их бюджета5. Нет смысла говорить о том, что эти страны в угоду Пекину вряд ли будут идти против его политической линии. Также маловероятно, что острова сумеют когда-либо выплатить Китаю займы такого масштаба, пусть даже на льготных условиях. Ответ на резонный вопрос, как в дальнейшем Китай воспользуется такой зависимостью, покажет время.

Не секрет, что теневая экономика присутствует везде, в т.ч. в крупных финансовых структурах вроде государства или межгосударственных объединений. Целый ряд стран Океании не оказались исключением и отличились тем, что в 1990-е гг. заслужили печальную славу оффшорных центров, став средоточием всевозможных махинаций и мошенничеств на международном уровне.

Региональные державы - Австралия и Новая Зеландия - приложили немало усилий, чтобы "обелить" своих подопечных, и частично преуспели в этом к середине 2000-х гг. Но глобальный финансовый кризис 2008 г. заставил их самих обратиться к финансовой мощи КНР и ослабить крепкую до того момента дружбу с США и ЕС. Сужение потока спонсорских дотаций странам Океании от Австралии, Новой Зеландии, США, Франции и Великобритании сыграло на руку Китаю, который тут же начал занимать освободившиеся ниши, перехватывая финансовые рычаги управления политическим курсом островных государств.

Островное государство Вануату окончательно отдало свое предпочтение дружбе с Китаем. Не лишним будет упомянуть, что в конце 1990-х гг. Вануату заслужило звание "лучшей налоговой гавани мира", в которой отмывались нелегальные доходы, за что это государство и попало в "черный список" Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Благодаря стараниям Австралии и Новой Зеландии в начале 2000-х гг. Вануату было перенесено в менее суровый "серый список".

Но в "белый список" Вануату вошло лишь в 2010 г. исключительно усилиями Пекина, решившего оправдать свое финансовое присутствие в этом оффшорном центре. По неофициальным данным, Пекин предложил вануатянам $30 млн. за формальный отказ от налоговых махинаций6. Кроме того, в октябре 2011 г. Вануату вошло в ВТО (на шаг опередив Россию). Тем не менее, менталитет островитян остался прежним: анонимный источник из правительственных кругов Вануату не преминул похвастаться журналистам издания China Offshore, что "... местные законодательные положения о коммерческой тайне на практике делают бессмысленными все соглашения по обмену налоговой информацией"7.

Политические, экономические и законодательные реалии южнотихоокеанских островов дают Китаю почти безграничные возможности для самого разного рода нелегальной деятельности. Так, в 2011 г. на Тонга была раскрыта преступная сеть по торговле "живым товаром" - девушками из китайских деревень, которым в этом периферийном по мировым меркам монархическом государстве предлагалась работа "в сфере услуг". "Потребителями" китайского "живого товара" чаще всего выступали не местные тон-ганцы, и даже не китайцы, а южнокорейские бизнесмены. Организовала эту преступную сеть гражданка КНР. По словам правозащитниц из Тонга, обнародовавших эту информацию, "...за ширмой азиатских ресторанчиков, которые стали обыденной реальностью не только в нашей стране, но и почти на всех островах Океании, творятся гораздо более страшные вещи"8.

ЦЕНТР ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Наиболее серьезный размах подпольный китайский бизнес приобрел на Фиджи. Это - со всех точек зрения - самое значимое океанийское государство, где с 2006 г. установилась военная диктатура, которую осудило "прогрессивное" мировое сообщество и, по обычаю, исключило Фиджи из всех ключевых межрегиональных организаций. Предполагалось, что это нанесет непоправимый урон фиджийскому бюджету и заставит страну обратиться за помощью в восстановлении демократии к региональным лидерам - Австралии и Новой Зеландии. Но Фиджи предпочло другой путь: для спасения экономики (и заодно диктаторского режима) страна обратилась к Китаю, который, как известно, также считается не совсем демократическим государством и осуждается с позиций соблюдения прав человека рядом стран, например, США.

А с недавних пор опасения Австралии и Новой Зеландии, не раз пожалевших об опрометчивом разрыве отношений с Фиджи, вызывают крепнущие связи Сувы (столицы Фиджи) с Москвой. В феврале 2012 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров посетил эту страну9 с целью выяснить перед саммитом АТЭС во Владивостоке, чем живут и в чем нуждаются малые государства Океании. Естественно, нуждаются в больших деньгах, которые могут быть предложены за дипломатическое признание каких-нибудь новых государств вроде Южной Осетии или Абхазии. Возможно, голос Фиджи в ООН и других международных организациях окажется полезным при принятии решений по вопросам Палестины, Сирии или Ирана.

Помимо политических аспектов, у Фиджи и России могут сложиться хорошие отношения в области туризма. На Фиджи туристический сектор развит настолько хорошо, что отдыхать именно в этой стране (несмотря на диктатуру) предпочитают звезды Голливуда и многие сильные мира

стр. 16

сего. Так, на собственной фиджийской вилле раз в год отдыхает бывший глава мегакорпорации Microsoft" Билл Гейтс. А известный американский актер Мел Гибсон вообще приобрел себе там целый остров.

Именно эта "райская" страна, волей судьбы оказавшаяся за бортом демократии, стала объектом внимания со стороны нелегального китайского бизнеса. Еще во времена первого переворота в 1987 г., в результате которого Фиджи постигло масштабное финансовое бедствие из-за разрыва отношений с западными донорами, экономику страны решено было простимулировать привлечением азиатских инвесторов, которые могли за $250 тыс. начать свой бизнес и получить местное право на постоянное место жительства. В результате, к середине 2000-х гг. Фиджи стали для китайцев "мостиком" для переезда в страны Северной Америки, Евросоюза, а также в Австралию и Новую Зеландию по недорого купленному фиджийскому паспорту, обеспечивавшему упрощенный въезд в эти государства. Желание заполучить заветный паспорт увеличило число фиктивных браков между китайцами и гражданами Фиджи.

Контролировать ситуацию должны были бы местные правительственные службы, но они, напротив, сами активно включились в процесс купли-продажи местных паспортов, а также выдачи виз в другие государства. К примеру, в 2004 г. в фиджийском аэропорту г. Нади были задержаны шестеро китайцев, которые въехали в страну по паспортам Китая, а уже на следующий день пытались выехать в США с паспортами Японии. Более того, по сообщению радиостанции "Фиджи Ньюз", двое из угонщиков самолетов для терактов 11 сентября 2001 г. перед тем, как попасть в США, провели шесть месяцев на островах Фиджи в ожидании американской визы. Фиджийские чиновники, которых не очень волнует международная обстановка за пределами их родного острова, готовы содействовать всем, у кого на это есть средства. Известно, например, что перед терактами несколько пакистанцев с поддельными паспортами также пытались получить на Фиджи американские визы10.

Коррупция в фиджийских структурах власти дошла до максимума к 2007 г., и тогда руководство страны решило, что не стоит бороться с "ветряными мельницами", и ввело безвизовый режим с Китаем, чтобы снизить коррупцию в госструктурах. (К слову, договоренности о безвизовом режиме с Россией могут воплотиться в реальность уже до конца 2014 г., а всего подобных соглашений с другими странами у Фиджи - ЮЗ.)11

Но финансовые махинации, отмывание денег, торговля "живым товаром", контрабанда редких животных и т.д. по размаху не могли сравниться с незаконным оборотом наркотиков, достигшим к середине 2000-х гг. небывалого для Океании размаха. В 2004 г. на Фиджи была раскрыта крупнейшая в южном полушарии подпольная лаборатория по производству метамфетамина: стоимость найденного сырья была оценена в $540 млн. Позднее на Фиджи также была задержана партия героина весом 400 кг. Подпольную сеть держали китайцы из Гонконга12.

СЕГОДНЯ - ОКЕАНИЯ, ЗАВТРА - ВЕСЬ МИР?

К 2010-м гг. мощь КНР распространялась уже не только на экономические аспекты жизни океанийских стран, но и на их политические устремления. Китай был готов оказывать помощь не только любым "неугодным" Западу режимам в ЮТР, но и партиям, которых не поддерживали традиционные региональные игроки.

Так как Поднебесной требуется как можно большее число сторонников в различных международных организациях, не исключая ООН, в 2013 г. Пекин пролоббировал принятие Специальным комитетом ООН по деколонизации положительного решения по поводу внесения Французской Полинезии в Список несамоуправляющихся территорий13. Таким образом, в случае получения независимости от Франции это новое государство будет более чем благодарно Китаю, отдавая за него свой голос там, где потребует Пекин.

Любопытно высказывание представителя Чили в ООН, который заявил, что "...местные верховные власти (Французской Полинезии) обладают меньшими полномочиями, чем любой захудалый градоначальник в моей собственной стране"14. А в местном высшем руководстве у Пекина уже припасен "козырь" - имеющий китайские корни Гастон Тонг Санг, который на протяжении 2000-х гг. уже пять раз побывал на посту президента Французской Полинезии15.

С точки зрения материальной выгоды, китайское присутствие в Океании оказалось для островитян гораздо более прибыльным, чем поддержание финансовых отношений с развитыми демократиями, требующими соблюдения более честных и прозрачных бизнес-практик. В целом, согласно отчетам Asian Development Bank, в 2012 г. совокупный экономический показатель роста океанийских экономик достиг 6%16. Несомненно, что это произошло во многом благодаря китайскому капиталу (об объемах доходов от теневой деятельности можно лишь догадываться).

Но исторический опыт показывает, что доступ к источникам быстрого обогащения несет с собой разрушение государственности, упадок общественной морали и дезинтеграцию общества. И пример Океании это наглядно подтверждает.

Ситуация не изменится до тех пор, пока на островах не сложится гражданское общество, где жажда единоличной прибыли сменится сознанием необходимости ущемлять свои интересы ради интересов других сограждан. В условиях Океании для этого потребуется не одно десятилетие. Все это время руководство и бизнес-сообщество островных государств будут оставаться на стороне тех, кто платит больше.

Традиционным региональным лидерам - Австралии, Новой Зеландии, Франции и США, с 2012 г. начавшим консолидировать свои усилия по удержанию своих позиций в ЮТР, забыв о былой конкуренции, предстоит нелегкая битва перед натиском "большого желтого брата" - Китая, которому, к слову, океанийцы симпатизируют гораздо больше, чем тускнеющим в их глазах "большим белым братьям". А то, как Китай распорядится своей властью в Океании, покажет, что могут ожидать те страны, которым суждено попасть под влияние Поднебесной в 2010-х гг.

стр. 17

1 French Polynesia // Official Guide 2014, New Zealand -http://across.co.nz/Tahiti.html

2 Лондон: обломки собирают, шок остается // Русская служба ВВС. 13.08.2011 - http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2011/ 08/110813_london_riots_lookback.shtml

3 Движение Китая и Тайваня навстречу друг другу // Global affairs.ru. 14.02.2011 - globalaffairs.ru/number/Taivan-mezhdu-Kitaem-i-Amerikoi-15108

4 Pacific islanders relish their moment on diplomatic stage // The Sydney Morning Herald. 29.08.2012 - http://www.smh.com.au/world/ pacific-islanders-relish-their-moment-on-diplomatic-stage-20120828 - 24yq2.html#ixzz33vnY0pWx

5 Enhancing aid cooperation - the Australia-China Development Cooperation Memorandum of Understanding // Development Policy Centre - http://devpolicy.org/enhancing-aid-cooperation-the-australia-china-development-cooperation- memorandum-of-understanding-20130422/

6 A jury of one's peers // Chinaoffshore.net. Winter 2010 -chinaoffshore.net/content/jury-ones-peers

7 Ibidem.

8 Tongan women's group fights human trafficking // Radio Australia. 28.04.2011 - radioaustralia.net.au/international/radio/onairhighlights/ tongan-womens-group-fights-human-trafficking

9 Совместная пресс-конференция министра иностранных дел России С. В. Лаврова и министра иностранных дел и международного сотрудничества Фиджи И. Кубуаболы по итогам переговоров. Нади, 1.02.2012 // МИД РФ - mid.ru/foto.nsf/fotomin?OpenView&Start-61

10 Государство Фиджи оказалось причастно к подделке паспортов // Newcanadian.ru. 20.10.2004 - newcanadian.ru/news/article-39.html

11 Фиджи вводят безвизовый режим для российских туристов // Newsland. 13.07.2013 - http://newsland.com/index/news/tag/4731/

12 Рекордный рейд на наркодельцов Фиджи // ВВС. 09.06.2004 -news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_3789000/3789783.stm

13 Chinese Allegedly Backing French Polynesia Independence // Radio New Zealand International. 04.04.2013 - archives.pireport.org/ archive/2013/february/02 - 05 - 10.htm

14 As Session concludes, Special Committee on Decolonization reaffirms inalienable right of French Polynesian people to self-determination // Special Committee on Decolonization, 9th Meeting. 21.06.2013 - un.org/News/Press/docs/2013/gacol3258.doc.htm

15 Chinese Investors have eye on French Polynesia // Radio New Zealand International. 13.10.2013 - archives.pireport.org/archive/2013/ october/10 - 14 - 22.htm

16 Asian Development Outlook 2013: Asia's Energy Challenge April 2013 // Asian Development Bank - http://www.adb.org/publications/ asian-development-outlook-2013-asias-energy-challenge

Опубликовано на Порталусе 19 декабря 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама