PORTALUS.RU → ПСИХОЛОГИЯ → Социальный аспект организаций → Версия для печати
Социальный аспект организаций [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 17 января 2005. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1105962948&archive=1120045100&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.
публикация №1105962948, версия для печати
Социальный аспект организаций
Дата публикации: 17 января 2005 |
Социальная психология >> Социальный аспект организаций Мы рассмотрели два важнейших элемента организационного окружения: структурные характеристики и характеристики целеполагания. Рассмотрим третью важнейшую составляющую организационного окружения - социальный аспект. Работать в организации означает работать с людьми, и люди, с которыми мы работаем, могут значительно воздействовать на наше поведение. Хауторнские (Hawthorne) исследования. Целью этих исследований, проводившихся Майо (Mayo) , Ротлисбергером (Roethlisberger) и Диксоном (Dickson) , было изучить эффект освещения, периодов отдыха, методов оплаты и других факторов на продуктивность фабричных рабочих. Результатом этих исследований стало открытие "хауторнского эффекта". Обследованные работники выделили шесть основных факторов, влиявших на их отдачу (в порядке важности) : 1. Маленькая величина группы 2. Тип руководства (supervision) 3. Заработок 4. Новизна ситуации 5. Заинтересованность в результатах эксперимента 6. Внимание к находящимся в тестовой комнате Последние три фактора и составляют хауторнский эффект, то есть искажение результатов эксперимента под влиянием самого факта проведения эксперимента. Еще одним результатом исследований было выявление зависимости производительности от идеологии, которой придерживалась группа наблюдаемых работников. В этой группе устанавливались собственные нормы производительности, и каждый ее участник придерживался их, а не официально принятых на фабрике. При этом неофициальные нормы могли быть как выше, так и ниже официальных. Это позволило сделать следующие выводы: 1. Организация - это нечто большее, чем просто собрание индивидуумов. Это социальная система, где люди имеют друзей и врагов, равно как свои надежды, страхи и стремления. 2. Уровень производительности зависит не только от управленческих стандартов, но и от общественных норм, установленных в каждой группе. 3. Неэкономические поощрения часто являются не менее важными, чем экономические. Друзья и межличностные отношения - это важная часть работы индивидуума. 4. Работники не всегда реагируют как индивидуумы, действующие в одиночку. Группы часто принимают решения, даже если они не являются признанными частями формальной организации. Под влиянием этих и подобных исследований возникло движение человеческих отношений (human relations movement). Оно занимается изучением неформальной общественной структуры внутри организаций. Опубликовано 17 января 2005 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1105962948 → © Portalus.ru Главная → ПСИХОЛОГИЯ → Социальный аспект организаций При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|