Полная версия публикации №1107780872

PORTALUS.RU ПСИХОЛОГИЯ К 60-ЛЕТИЮ А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВА → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

К 60-ЛЕТИЮ А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВА [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 07 февраля 2005. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107780872&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

К 60-ЛЕТИЮ А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВА // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 07 февраля 2005. URL: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107780872&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.04.2024).



публикация №1107780872, версия для печати

К 60-ЛЕТИЮ А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВА


Дата публикации: 07 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Вопросы психологии
Номер публикации: №1107780872 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


К 60-ЛЕТИЮ А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВА






9 июля 2001 г. Александру Александровичу Мелик-Пашаеву, доктору психологических наук, заведующему лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО исполнилось 60 лет.

Если бы 40 или 50 лет назад кто-нибудь сказал А.А.Мелик-Пашаеву, что он станет известным психологом, он очень бы удивился и вряд ли поверил в это предсказание. Наш юбиляр и о психологии-то имел тогда весьма смутное представление. С детства его интересы были связаны с областью изобразительного искусства. Рисовать он начал очень рано, еще дошкольником с удовольствием ходил в кружок рисования. И школу окончил художественную при институте им. В.И.Сурикова, а затем — постановочный факультет школы-студии при МХАТ. Перед ним открывался путь театрального художника; несколько лет после окончания вуза он и работал по этой специальности — и как исполнитель, и как постановщик. В 1970 г. А.А.Мелик-Пашаев вступил в Союз художников, участвовал как художник-живописец и график в ряде выставок. В 1992 г. состоялась первая персональная выставка его работ.

Профессиональную судьбу А.А.Мелик-Пашаева изменил случай — встреча художника с детским художественным творчеством. Его сразу и навсегда поразили творческие возможности большинства маленьких детей, выразительность и безупречная художественная правда цвета в детских рисунках. Интерес к детям-художникам был так силен, что потеснил даже собственное изобразительное творчество. Главным стало стремление разгадать тайну детской одаренности и создать условия для того, чтобы она не увядала с возрастом.

В 1972 г. А.А.Мелик-Пашаев пришел в аспирантуру НИИ Общей и педагогической психологии АПНСССР уже с собственной темой. В лаборатории психологии способностей под руководством В.А.Крутецкого он провел свое первое исследование детского художественного творчества. Это исследование завершилось в 1976 г. защитой диссертации по проблеме выразительности цвета в детских рисунках.

В дальнейшем он вновь полностью посвятил себя собственному художественному творчеству, но психология уже не отпускала: возникшие в процессе экспериментального поиска идеи, которые были связанные с нетрадиционным пониманием сущности художественных способностей и условий их развития, требовали своего обоснования и оформления. А.А.Мелик-Пашаев начал разрабатывать новую теорию художественной одаренности, в основе которой лежит представление об особом эстетическом



152



отношении человека к миру, о переживании глубинного единства с этим миром как истоке творчества. Вероятно, он не представлял тогда, сколько это потребует времени и усилий. Результаты многолетних размышлений, экспериментальной работы, теоретического поиска воплотились в его докторской диссертации (1994) и в книге «Мир художника» (2000). Эти труды прокладывали путь оригинальному направлению в психологии искусства, новым взглядам на сущность художественной одаренности и новым методам ее развития.

Данное направление, сразу вызвавшее интерес у специалистов, А.А.Мелик-Пашаев развивает прежде всего в научной исследовательской работе коллектива лаборатории психологических проблем художественного развития, которым руководит в настоящее время.

Но его деятельность не умещается в рамках только научной работы. Пронесенное через всю сознательную жизнь стремление не только разгадать загадку художественной одаренности, но и создать условия для ее полного развития у каждого ребенка, у каждого человека потребовало участия в решении практических проблем отечественного художественного образования.

В 1991 г. А.А.Мелик-Пашаев начал работать в журнале «Искусство в школе» и вскоре возглавил его. Журнал — это обращение к широкой общественности, в первую очередь, к учителям, которые вводят ребенка в мир искусства, обращение с целью утвердить основную идею: все искусства едины в своем основании, все дети обладают богатейшими предпосылками художественных способностей, школа должна быть тем местом, где реализуется творческий потенциал ребенка и происходит становление его художественных способностей.

Но не одной работой в журнале ограничивается практическое «вмешательство» А.А.Мелик-Пашаева в сферу педагогики искусства. На протяжении двух последних десятилетий он активно участвует в разноплановой работе по изменению художественного образования в России, и работа эта ведется на самых разных уровнях — и концептуальном, и экспериментальном, и публицистическом (от участия в разработке концепции художественного образования и проектов, направленных на совершенствование художественного развития детей в школе, до экспертизы инновационной педагогики).

За годы научной деятельности А.А.Мелик-Пашаев опубликовал 140 работ в научных и научно-популярных изданиях, в их числе такие получившие широкое признание читателей, как «Педагогика искусства и творческие способности» (1981); «Ступеньки к творчеству» (в соавторстве с З.Н.Новлянской; 1987, 1990, 1995); «Как развивать художественное восприятие у школьников?» (в соавторстве с З.Н.Новлянской; 1988); «Мир художника» (2000). Его работа была отмечена премией Правительства РФ в области образования (1999) и премией им. А.А.Смирнова (1995).

Многогранная и плодотворная деятельность А.А.Мелик-Пашаева позволила ему стать одним из ведущих ученых в области психологии искусства. Его концепция художественного творчества и развития художественных способностей становится все более авторитетной в области психологии искусства.

Все, кого обстоятельства жизни — научной и не только — приводят к Александру Александровичу, чувствуют его доброжелательность, внимание, поддержку. Даже критические замечания, порой жесткие, он умеет высказать так, что в самой критике звучит надежда на то, что человек преодолеет все недостатки — и свои личные, и своей научной работы. И в каждодневном человеческом общении А.А.Мелик-Пашаев утверждает основную свою идею: любой человек — творец и может стать больше самого себя, надо ему только в этом помочь.

Сотрудники, коллеги, члены редколлегии журнала «Вопросы психологии» желают Александру Александровичу долгих лет жизни, духовных и физических сил для дальнейшего творчества — и научного, и художественного! Желают открытия новых научных горизонтов и осуществления важных практических дел.

Опубликовано 07 февраля 2005 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1107780872

© Portalus.ru

Главная ПСИХОЛОГИЯ К 60-ЛЕТИЮ А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU