Теории действия и теории деятельности
Публикация №1106899578 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Понятие “действие” является центральным для этнопсихологии, поскольку система этнических констант представляет нам мир в качестве арены действия: локализация источника зла, локализация источника добра, представление о поле действия, условиях действия человека, о способе действия, при котором добро побеждает зло.
Теории действия и теории деятельности
Публикация №1106899556 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Понятие “действие” является центральным для этнопсихологии, поскольку система этнических констант представляет нам мир в качестве арены действия: локализация источника зла, локализация источника добра, представление о поле действия, условиях действия человека, о способе действия, при котором добро побеждает зло.
К. Бёрк: теория символического действия
Публикация №1106899531 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Из американских теорий действия и деятельности к социокультурному подходу ближе всего стоит теория “символического действия” К. Бёрка.[1] Объяснение своей концепции символического действия Бёрк начинает с различения между “действием” и “чистым движением”. “Действие” в его трактовке является всегда некоего рода поведением в противоположность экстрасимволическим и несимволическим действиям природы. Поэтому действие в понимании Бёрка всегда является символическим действием: “Не может быть никакого действия без движения — даже “символическое действие” чистого мышления требует соответствующих действий мозга. Но может быть движение без действия.
Теория деятельности в рамках американского социокультурного подхода
Публикация №1106899508 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
“Одно из фундаментальных положений социокультурального подхода к сознанию, писал Джеймс Верч, - состоит в том, что последнее должно описываться и объясняться через понятие “действие”. Данное понятие непосредственно сопряжено с различными теориями деятельности, разработанными советскими психологами (Леонтьевым, Рубинштейном). Если пальма первенства отдается действию, то люди при этом рассматриваются в их взаимодействиях с окружением и сквозь призму тех действий, которые они совершают. Таким образом, отправным моментом анализа становится не субъект или его окружение, а именно действие.
Теория действия в трактовке Парсонса
Публикация №1106899478 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
“Теория действия является концептуальной схемой для анализа поведения живых организмов. Она рассматривает поведение как ориентированное на достижение результата в ситуациях посредством нормативно регулируемых затрат энергии, - писали Т. Парсонс и Э.Шилз. - Каждое действие является действием актора и имеет место в ситуациях, состоящих из объектов. Объектами могут быть другие акторы или физические, или культурные объекты. Каждый актор имеет систему отношений с объектами, которая называется “системой ориентаций”. Объекты могут быть целями, ресурсами, средствами, состояниями, препятствиями или символами.
Публикация №1106899447 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Этот раздел по своей композиции будет отличаться от предыдущих. Если раньше мы излагали историю развития тех или иных концепций, и по ходу дела давали комментарии касательно того, каков вклад того или иного исследователя в формирование основ этнопсихологии, или того, какова мера пересечения той или иной концепции с соответствующими концепциями, составляющими базу этнопсихологии, то в данном случае наше изложение будет намерено фрагментарно
Айзенштадт о кристаллизации традиции
Публикация №1106899426 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
По мнению Айзенштадта, традиция обнаруживает значительные адаптивные потенции, изменяясь по мере приспособления к меняющимся условиям. Точка зрения, что “традиция может оказывать позитивное воздействие на процесс модернизации, а может в своем крайнем проявлении — традиционализме — препятствовать ему, равно как и процесс модернизации может приводить к ослаблению влияния традиции, а может и способствовать ее усилению”[1] — отражает мнение ряда современных исследователей и Айзенштадт — один из их числа.
Публикация №1106899401 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Сталкиваясь с проблемами противоречивости традиции, Айзенштадт чувствует потребность показать, каким образом это противоречие снимается внутри самой традиции. Что является “ядром” традиции, где локализуется ее харизматическое и символическое содержание? Здесь Айзенштадт (и мы вслед за ним) обращается к той трактовке культуры, которую дает Эдвард Шилз. Айзенштадт пишет: "На макросоциальном уровне артикуляция символических и харизматических изменений институционального сосредоточена в том, что Эдвардом Шилзом было названо центром общества или общественным центром".[1]
Айзенштадт: традиция как застывшая харизма
Публикация №1106899379 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Учение о традиции С. Айзенштадта наиболее близко к российской традициологии, хотя подходит он к тем же проблемам с другого конца. Рассмотрим его учение о традиции подробнее.
Традиция, по мнению Айзенштадта, — “это неотемлемый элемент любой социальной культуры: как всякой социальной организации в целом (будь то так называемое традиционное или современное общество), так и каждого ее элемента в отдельности (традиции, например, сохраняют свое значение даже в таких наиболее рационализированных и динамичных областях человеческой деятельности, как наука и технология).”[1]
Становление отечественной традициологии
Публикация №1106899358 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Структура традициологии в России абсолютно иная, чем на Западе. В востоковедческой литературе понятие “традиция” в основном используется в том его значении, которое было распространено на Западе до начала 60-х годов и, надо заметить, не очень привлекает к себе внимание исследователей. В современной российской социологии, как ни странно, в основном наблюдается та же картина. Причиной этого несколько. Во-первых, на современную почву автоматически переносится широко известная в России концепция Вебера. Во-вторых, понятие традиции в научном плане для социологов не является особенно значимым, поскольку не было значимо понятие модернизации.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK