РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
Публикация №1107685621 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В последние десятилетия в практике обучения и воспитания произошла смена установок, и дети, демонстрирующие склонность к преимущественному использованию левой руки, перестали подвергаться настойчивому переучиванию. По этой, а возможно и некоторым другим причинам, количество детей и взрослых, активно использующих левую руку, заметно возросло. В результате приобрели более важное значение проблемы, связанные с особенностями психомоторного и когнитивного развития леворуких ([1], [2], [8], [13] и др.). Однако полное решение этих проблем возможно лишь при условии четкого представления о природе происхождения леворукости. Задача данной работы - изложить современные представления о роли факторов генотипа и среды в формировании мануальной асимметрии.
ПРЕДМЕТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Публикация №1107685597 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Общепринятая трактовка мышления как познавательной деятельности, в ходе которой субъект, взаимодействуя с объектом, включает его в новые связи и в силу этого выявляет его новые качества, свойства, новые знания, не усматривает того, что мышление осуществляется применительно к конкретным объектам как таковым.
ПРЕДВОСХИЩАЮЩИЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация №1107685570 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Существенным для понимания проблемы развития мышления является вопрос о механизмах построения предвосхищающего образа. Понятие предвосхищения в современной психологии имеет два содержательных аспекта [22]. В первом из них предвосхищение рассматривается как способность человека представить возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена (А.В. Брушлинский).
СВЯЗИ МЕЖДУ ЗДОРОВЬЕМ СТУДЕНТОВ И ИХ ЖИЗНЕННЫМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ, ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Публикация №1107685545 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Недавние исследования, выполненные в США в рамках теории самодетерминации [13], [14], выявили две группы жизненных ценностей. Одна группа ценностей, в которую по результатам факторного анализа были объединены личностный рост, привязанность и любовь, служение обществу и здоровье, получила название внутренних стремлений. Внутренние стремления были интерпретированы как жизненные цели, обеспечивающие удовлетворение основных психологических потребностей в автономности, эффективности и привязанности и которые способствуют личностному росту и психическому здоровью.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
Публикация №1107685497 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В существующей психолого-педагогической литературе термин "образовательная программа" употребляется в разном значении:
· образовательная программа школы как учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей;
· образовательная программа как базисный учебный план, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения;
· образовательная программа как основа индивидуализации обучения (воспитания) учащихся.
ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПСИХИКИ С ПОЗИЦИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Публикация №1107685472 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Современная отечественная психология пересматривает свое отношение к проблеме биологических основ психики. В течение долгого времени в психологии биологическим детерминантам психического развития отводилась второстепенная или даже третьестепенная роль. Биологические закономерности развития и функционирования психики рассматривались преимущественно как жестко запрограммированные врожденные механизмы (в отличие от динамических механизмов средовых воздействий), которые имеют ограниченное влияние на психику человека. За последние годы положение дел начало меняться. Более дифференцированно стало рассматриваться само понятие "биологические основы психики". В нем теперь различают не только врожденные и собственно генетические механизмы, но и другие биологические условия реализации психических процессов (физиологические, биохимические и др.).
ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикация №1107685447 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Модель психического развития человека занимает центральное место в культурно-исторической теории деятельности. Она призвана служить основой выдвижения гипотез частных исследований и одновременно тем, что должно развиваться в результате этих исследований. Эвристический потенциал идей, заложенных в эту модель, огромен, однако логические противоречия в их разворачивании и непроработанность ряда принципиальных ее моментов все в большей степени начинают сдерживать развитие данной теории.
ПРИВЕТСТВИЯ, ПОСТУПИВШИЕ В АДРЕС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ПО СЛУЧАЮ ЕГО 85-ЛЕТИЯ
Публикация №1107685423 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Сердечно поздравляю руководство Института и всех его сотрудников со знаменательной датой - 85-летием со дня его основания.
Как известно, в деятельности Церкви и традиционных психологов немало общего. Все мы уделяем особое внимание изучению души человеческой, феномена ее происхождения, ее внутреннего мира, свойств и проявлений как в нашей личной жизни, так и в социальной среде.
ДВЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОТЧЕМ ДОМЕ ПСИХОЛОГОВ РОССИИ
Публикация №1107685380 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Для психологического потомства имя Сергея Ивановича Щукина - известного в свое время мецената - дорого и незабываемо. Страстью С.И. Щукина были произведения живописи. Г.И. Челпанов убедил его не поскупиться на поддержку науки -
науки о душе человеческой. Так вырос в центре Москвы на территории его прославленного университета исполненный гармонии особняк на Моховой, ставший отчим домом для нескольких поколений русских психологов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ им. Л.Г. ЩУКИНОЙ
Публикация №1107685336 06 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Психологический институт, созданный в 1912 г. и открытый в 1914 г. профессором МГУ Г.И. Челпановым, был первым в России (и в то время - третьим в мире) научно-исследовательским и образовательным психологическим институтом. В разное время он носил различные названия: Научно-исследовательский институт психологии РСФСР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР и др. В системе Российской Академии образования в 1992 г. институту было возвращено его первоначальное название - Психологический институт им. Л.Г. Щукиной. С институтом связаны имена выдающихся представителей отечественной культуры и науки - психологов, историков, филологов. Среди них Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, К.Г. Локс, Л.М. Лопатин, А.Ф. Лосев, Б.Л. Пастернак, П.С. Попов, Л.Н. Шестов, Г.Г. Шпет и другие.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK