ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Публикация №1107595098 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
23 декабря 1998 г. в Москве состоялась городская научно-практическая конференция "Психология как учебный предмет в современной средней школе". Организаторами конференции выступили Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический институт, Городской психолого-медико-социальный центр и Московский комитет образования. Участниками конференции стали детские практические психологи, работающие в различных учреждениях образования, специалисты в области подготовки психологических кадров, руководители окружных подразделений психологической службы.
Л.И. БОЖОВИЧ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Публикация №1107595076 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
26-27 января 1999 г. в Психологическом институте РАО (Москва) состоялась научная конференция "Л.И. Божович и современная психология развития", посвященная 90-летию со дня рождения известного отечественного психолога Л.И. Божович (1908-1981).
Конференция была организована научным коллективом лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО (зав. лабораторией И.В. Дубровина), являющейся преемником лаборатории, которой в течение 30 лет (с 1945 по 1975 гг.) руководила Л.И. Божович (в разное время лаборатория называлась "Психология воспитания", "Психология личности" и т.п.).
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
Публикация №1107595053 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
7-8 декабря 1998 г. в Калуге состоялась региональная научно-практическая конференция "Развитие детей в условиях детских домов и школ-интернатов". Основной идеей конференции, собравшей около 200 ученых и практиков из Калужской, Тульской областей и Москвы, явилось определение путей развития и обеспечения успешной образовательной траектории детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Программа конференции включала два пленарных, четыре секционных заседания и семинар.
НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Публикация №1107595029 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В 1997-1998 гг. вышли в свет несколько работ по педагогической и возрастной психологии (Г.С. Абрамова, С.Д. Смирнов, В.А. Якунин и другие), среди которых учебное пособие Н.Ф. Талызиной занимает особое место. Это обусловливается прежде всего тем, что в нем представлено целостное концептуальное рассмотрение процесса учения младшего школьника с позиций его учебной деятельности на основе учета психологических новообразований этого возраста.
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ НЕЙРОСТРУКТУРНЫХ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Публикация №1107595004 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Дифференциальная психофизиология переживает нелегкие времена. В павловском направлении исследования свойств нервной системы как природных предпосылок индивидуальных различий, заложенном Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, после фундаментальных трудов Э.А. Голубевой, можно сказать, подведены итоги. Такие первопроходцы, как А.И. Крупнов, В.Д. Русалов, И.В. Равич-Щербо, покинули психофизиологию и перешли в область дифференциальной психологии и общей психологии. Некоторые психологи говорят о дифференциальной психофизиологии как тупиковой отрасли.
ОБУЧЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО И ПОНИМАНИЕ КАК СИНОНИМЫ
Публикация №1107594981 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
"В принципе обучение, творчество и понимание - это синонимы. Их дифференциация связана с неудовлетворительной организацией обучения (а возможно, и всей человеческой деятельности)..." (с. 108) - такова максималистская, горько-ироническая и одновременно романтическая интонация книги о живом знании1. Слово "живое" вызывает в русскоязычном сознании по крайней мере три круга ассоциаций: 1) то, что способно порождать себе подобную, но не тождественную жизнь (живая мысль), 2) то, что остро переживается, увлекает (живое слово), 3) выразительное, занимательное, нескучное (живой рассказ).
ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
Публикация №1107594958 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Вышла в свет новая книга по психологии учителя. Автор далеко не новичок в данной проблеме. Известны работы Л.М. Митиной "Психологические аспекты труда учителя" (1991), "Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя" (1992), "Учитель как личность и профессионал" (1994), "Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя" (1996) и др. Новая книга - некоторый итог многолетних теоретических изысканий и конкретной практической работы автора с учителями. Первое впечатление, которое возникает после прочтения книги, - при относительно небольшом объеме (12 печ.л.) - чрезвычайная насыщенность содержания. Вот лишь некоторые блоки, составляющие основу книги: концептуальная схема труда учителя, модели труда учителя, профессиональное здоровье учителя, психологические технологии профессионального развития учителя...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ
Публикация №1107594938 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В исследованиях креативности в области искусства и литературы сложилось несколько традиций. Во-первых, это подход к изучению продуктов творчества через анализ текстов. Согласно мнению некоторых авторов, как только текст создан, автор "умирает" в нем. Текст "сам по себе" характеризуется релевантностью; его же автор перестает иметь какое-либо существенное значение. Эта традиция берет начало в культурно-исторической психологии, идущей от В. Вундта (1912). Затем ее развивает Л.С. Выготский.
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ МУЗЫКАНТОВ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЗВУКОВЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ
Публикация №1107594914 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Формирование остроты интонационного слуха и чистоты звуковысотной интонации является одной из сложных проблем музыкального воспитания исполнителей большинства специальностей (смычковые, струнные, духовые инструменты, вокалисты, дирижеры-хоровики). Традиционные методики, основанные на слуховом анализе и показе, выполнении интонационных упражнений, требуют длительного времени для получения ощутимых результатов [1], [2]. Это тормозит процесс обучения, так как фальшивые "грязные" игра и пение, серьезные интонационные ошибки маскируют для слуха педагога и учащегося другие дефекты исполнения. Ситуация усугубляется тем, что среди поступивших в музыкально-образовательные учебные заведения в силу ряда причин все чаще встречаются лица с недостаточным исходным уровнем слуховых и интонационных данных.
А. БИНЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Публикация №1107594891 05 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В последние годы в нашей стране наблюдается значительный рост интереса к психологии, главным образом к тем областям, которые связаны с практическим использованием ее результатов. Самую широкую популярность получили разнообразные тесты. Нередко результаты тестирования принимаются как истина в последней инстанции, и на их основе делаются "научные" выводы. Такое положение таит в себе серьезную опасность как для практики, так и для авторитета психологической науки. Подобная ситуация уже имела место в 20-е гг. и привела к печальным последствиям. Чтобы не повторять старых ошибок, следует учесть исторический опыт. В частности, имеет смысл обратиться к истокам экспериментальной психологии и наследию тех ученых, которыми было положено начало использованию тестов. Одним из "отцов" экспериментальной психологии является А. Бине. Созданная им (совместно с Т. Симоном) система диагностики умственного развития получила распространение во всем мире и в модернизированном виде используется до сих пор. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к творчеству А. Бине и дать анализ истоков его метода.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK