Рейтинг
Порталус

СТРУКТУРА ОБРАЗА (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) На фото: СТРУКТУРА ОБРАЗА (К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева), автор: admin

Публикация №1107276808 01 февраля 2005

Есть особая радость — держать в руках хороший инструмент и особое удовольствие показывать его знающим толк. Мне хочется предложить вниманию коллег одну теоретическую модель, которая оказалась очень удобным интеллектуальным орудием, полезным как для психодиагностической, так и для психотерапевтической работы.

Орудие это «нашлось» однажды в груде эмпирического материала. Анализируя результаты патопсихологического эксперимента, проведенного с испытуемым Л., пациентом острого отделения психиатрической больницы, я обратил внимание на характерные образы, появлявшиеся у него при выполнении методики «Пиктограммы». Например, на слово «мечта» он нарисовал линию с утолщением посередине: «..Линия, а на ней бугорок, — объяснил испытуемый. — Если бы он вылез, это была бы реальность. А так — мечта. Вынашиваемая».

Полная версия публикации

CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY: AN EXPERIENCE IN AMPLIFICATION На фото: CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY: AN EXPERIENCE IN AMPLIFICATION, автор: admin

Публикация №1107191852 31 января 2005

V. P. Zinchenko



The author, highly estimating L. S. Vygotsky's cultural-historical theory of personality development makes an attempt to reconstruct moral and scientific context of its formation. It is shown that corresponding notions have been developed in physiology (A. A. Uhtomsky, N. A. Bernstein, A. G. Gurvich), in philosophy (M. M. Bahtin, A. F. Losev). Attention is paid to the concept of ideal form preceding human development, and to the problem of mediators (sign, word, symbol, myth) of the development.

Полная версия публикации

ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ На фото: ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, автор: admin

Публикация №1107191828 31 января 2005

Рецензируемое учебное пособие представляет собой издание, вносящее определенный вклад в развитие методологии психологической науки. Автор переосмысливает базовые психологические понятия, главное из которых — психика, анализирует проблемы деятельности, общения, биологического и социального, принцип деятельностного подхода, принцип единства сознания и деятельности, наиболее влиятельные направления мировой психологической науки и проблемы, стоящие перед ней, осмысливает сформулированные им новые проблемы, а также понятия и принципы отечественной психологии в условиях социальных изменений. Это принцип расширения методологических основ психологии, понятие «новое мышление», проблемы плюрализма мышления, инакомыслия личности, проблема соотношения биологического и психического, социального и психического.

Полная версия публикации

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — ТИПИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА На фото: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — ТИПИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА, автор: admin

Публикация №1107191806 31 января 2005

Эмоциональная сфера человека чрезвычайно сложна и многообразна в своих проявлениях и в высшей степени индивидуализирована. В многочисленных психологических исследованиях,направленных на изучение индивидуальных особенностей эмоций, рассматривались и фиксировались преимущественно лишь явные, выраженные их проявления, играющие достаточно заметную роль в развитии личности и организации ее деятельности: устойчивые характеристики человека по содержанию преобладающих эмоций (радости, гнева, страха), по вероятности возникновения тех или иных эмоций в условиях актуализации различных потребностей (в успехе, в доминировании и др.), по степени эмоциональной лабильности (легкая возбудимость, застойность и т. п.) и др. [7] - [9], [15], [20] - [22]. При этом в гораздо меньшей степени оказались изученными индивидуальные особенности слабо выраженных, едва заметных, мимолетных эмоциональных проявлений, в частности, эмоциональных откликов, что, вероятно, было обусловлено недооценкой их значимости в жизни человека.

Полная версия публикации

ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ На фото: ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, автор: admin

Публикация №1107191783 31 января 2005

Многолетние исследования психологических особенностей как нормально развивающихся школьников, так и детей с аномалиями развития и, в частности, с задержкой психического развития (ЗПР) и олигофренией способствовали накоплению большого количества данных, позволяющих считать, что успешность усвоения знаний и представлений, адекватность поведения, адаптация к окружающим условиям зависят, с одной стороны, от сформированности различных компонентов познавательной сферы (перцептивных, мнемических, мыслительных, речевых), с другой — от уровня развития эмоционально-волевых и аттенционных, т. е. регуляторных компонентов деятельности. Можно считать, что соотношение уровня развития перечисленных выше компонентов и определяют структуру познавательной деятельности.

Полная версия публикации

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА И ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ТРУДАХ П. И. ЗИНЧЕНКО (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)* На фото: ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА И ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ТРУДАХ П. И. ЗИНЧЕНКО (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)*, автор: admin

Публикация №1107191761 31 января 2005

Осенью 1993 г. в Харькове проводятся Международные психологические чтения, посвященные 60-летию Харьковской психологической школы и одновременно 90-летию со дня рождения одного из ее создателей, крупного украинского психолога, основателя кафедры психологии Харьковского университета, профессора П. И. Зинченко (1903— 1969).

Полная версия публикации

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. Н. ЛЕОНТЬЕВА) На фото: ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. Н. ЛЕОНТЬЕВА), автор: admin

Публикация №1107191736 31 января 2005

Алексей Николаевич Леонтьев... Имя это, произнесенное сегодня, вызывает у многих психологов смешанные чувства. Один из признанных лидеров советской психологии, он символизировал собой целую эпоху в ее развитии и впитал в себя (как и многие из нас) то, что мы сегодня открыто порицаем; вместе с тем он внес значительный вклад в создание того, чем мы безусловно можем гордиться. Одни из самых популярных вопросов слушателей факультетов повышения квалификации по психологии: как оценивается сейчас концепция А. Н. Леонтьева? Как к ней надо относиться? На них можно ответить только встречными вопросами: кем оценивается? Что значит «надо относиться»?

Полная версия публикации

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ На фото: ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, автор: admin

Публикация №1107191710 31 января 2005

С Психологическим институтом им. Л. Г. Щукиной, который был учрежден при историко-филологическом факультете Московского университета, связано создание системы подготовки психологических кадров в России.

До открытия института психология была представлена в Московском университете только как учебный предмет сначала на философском, а после его упразднения в 1863 г.— при кафедре философии на историко-филологическом факультете. Психологию преподавали философы — П. Д. Юркевич, М. М. Троицкий, H. Я. Грот, Л. М. Лопатин. Психология составляла неотъемлемую часть их философских воззрений, а преподавание психологии было лишь частью их педагогической деятельности, основное место в которой занимали философия, логика, этика. Преподавание психологии велось в форме лекций и семинарских занятий; оно имело образовательное значение и не готовило к проведению самостоятельных исследований.

Полная версия публикации

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА На фото: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, автор: admin

Публикация №1107191684 31 января 2005

Психологическая служба школы, о необходимости которой много говорили и писали [6], [15], [16], становится реальностью. В школах страны появляется специалист, которому предстоит вместе с учителями решать практические задачи. Успешность его работы, очевидно, будет зависеть и от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости психологической службы школы к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка группой ученых «Положения о психологической службе» [11], [12], которое предписывает школьному психологу содержание работы, его права и обязанности. Оно исходит из неявного предположения, что готовность психолога к такой работе может быть достигнута в ходе его профессионального обучения.

Полная версия публикации

ФЕНОМЕНЫ ЭМПАТИИ И КОНГРУЭНТНОСТИ На фото: ФЕНОМЕНЫ ЭМПАТИИ И КОНГРУЭНТНОСТИ, автор: admin

Публикация №1107191658 31 января 2005

Стремление к проведению сущностных различий, к большей однозначности понятий, к более четкому определению и пониманию феноменов — важный показатель научного мышления. Особенно отрадно наблюдать это стремление в таких областях психологического знания, за которыми закрепилось имя «не вполне научных» или, как принято говорить в англоязычных странах, «soft science».

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 44 45 46 47 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама