Публикация №1107191636 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия».
Л. С. ВЫГОТСКИЙ — ЖЕРТВА «ОПТИЧЕСКОГО ОБМАНА»
Публикация №1107191612 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Если у А. М. Эткинда вытеснено (по Фрейду) воспоминание об этом, то напомню, что некогда превратности судьбы привели его из Петербургского научно-исследовательского психиатрического института им. В. М. Бехтерева в Институт истории естествознания и техники АН СССР, где я в то время руководил сектором психологии научного творчества.
Публикация №1107191586 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В русской и западной литературе Л. С. Выготскому посвящены многие серьезные работы. Особо здесь нужно отметить многолетние усилия М. Г. Ярошевского. Последняя, самая подробная монография трактует Л. С. Выготского как классика психологии развития [50]. Он продолжает интересовать и психоаналитиков, находящих в его теориях совпадения с последним словом своей науки [52]. Однако и сегодня важные аспекты интеллектуальной биографии Л. С. Выготского остаются неясными или недооцененными.
Публикация №1107191515 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В 1991 г. в Московской области нами было проведено третье из серии исследований алкогольного поведения подростков. С помощью анкеты было опрошено 925 учащихся городских школ и ПТУ в возрасте от 14 до 18 лет. Основной целью исследования было выявить изменения в степени приобщения к алкоголю молодежи Московской области по сравнению с 1984 и 1988 гг. Как показали данные исследования, увеличилась социальная дифференциация подросткового пьянства: ребята, обладающие необходимым набором социальных ресурсов, стали реже обращаться к алкоголю, но те группы подростков, среди которых отмечалось общее социальное неблагополучие, стали чаще злоупотреблять спиртным. Наметились негативные тенденции и в стиле потребления алкоголя: подростки стали чаще выпивать вне дома, употреблять более крепкие напитки. В группах риска отрицательные эмоции как мотивы обращения к алкоголю стали занимать все больше места.
Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола
Публикация №1107191493 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Проблема агрессивности человека является актуальнейшей для нашего общества. Особое значение она имеет для мест лишения свободы, где наиболее полно и весьма вариабельно представлены все известные формы и варианты проявлений агрессии у отбывающих наказание лиц.
Проблема агрессивности человека в отечественной психологической литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями [1], [2], [3], [4], [6]. Между тем за рубежом интерес к ней очень велик и не ослабевает до настоящего времени [5], [7], [8].
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПРОБЛЕМА ОБУЧАЮЩЕЙ ДИСКУССИИ
Публикация №1107191385 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
1. Поиски “значения”. Однажды К. Коффка сослался на услышанный им любопытный обрывок разговора: за столом сидели четверо, и один из них — немец — пытался доказать, что его родной язык самый лучший. Взяв в руки нож, он привел следующий аргумент: “Взгляните, французы называют этот предмет “couteau”, англичане — “knife”, а мы, немцы,— “Messer”. “Na, und ein Messer ist es eben auch” (“И это как раз то, что он есть — “Messer”) [20]1 .
Этот анекдот имеет смысл лишь тогда, когда слушающий способен провести четкое разграничение между двумя видами мышления: функциональным рассуждением, с одной стороны, и металингвистической рефлексией — с другой. В приведенной выше аргументации по вопросу о ноже эти два вида рассуждения явно противоречат друг другу. В подлежащем (оно выражено существительным) отражена функциональная классификация ножа как вещи “в себе и для себя”, в то время как в сказуемом обсуждается и оценивается повседневное значение слова “нож”. И это второе значение, по-видимому, приобретает первостепенную важность “для нас, немцев”.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПЫТ АМПЛИФИКАЦИИ
Публикация №1107191361 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Культурно-историческая психология в варианте научной школы Л. С. Выготского возникла на закате серебряного века, или Ренессанса российской культуры. Тогда не было строгого разделения труда между наукой и искусством, эстетикой, философией и даже теологией. Г. Г. Шпет, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, П. А. Флоренский профессионально работали в перечисленных сферах творческой деятельности. Еще были живы идеи В. С. Соловьева о «всеединстве» чувственного, рационального и духовного знания. Замечательные поэты Б. Пастернак и О. Мандельштам были широко образованы в философии и в научном знании. Основатель культурно-исторической психологии Л. С. Выготский был блестящим литературоведом, философом, методологом науки. Он не умещался в узкие рамки нашего сегодняшнего разделения профессий.
Psychological consequences of computerization: Functional, ontogenetic and historical aspects
Публикация №1107177393 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
L. P. Gurieva
Functional, ontogenetic and historical psychological consequences of computerization in complicated intellectual activity have some linear and nonlinear correlations, the former being simpler case of the latter. They manifest themselves in clear positive and negative effects, "partite" ones and indefinite ones, so there are many variations of psychic development in different groups of those, who use computer. The consequences of computerization may play more or less important role in psychic development than professional and subjective conditions.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Публикация №1107177371 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Психологическая служба (ПС) становится необходимым компонентом системы народного образования. Ее созданию в последнее время уделяется много внимания [1], [2], [3], [4], [8].
Однако существует много нерешенных вопросов, среди наиболее существенных из них следующие: что такое психологическая служба, какова ее структура, каким целям она служит, что является предметом и продуктом психологической службы. Рассмотрим часть из них.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МНЕНИЙ О ЛЮДЯХ У УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ
Публикация №1107177350 31 января 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Цель настоящего исследования — выявление основного содержания и сходства во мнениях о людях у учащихся и взрослых. Эти факты сознания, как и другие мнения, имеют фактические основания и высокую субъективность, они достаточно неопределенны. Мнения о людях представляют собой результат субъективного опыта.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK