Рейтинг
Порталус

Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная проблема На фото: Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная проблема, автор: admin

Публикация №1106934591 28 января 2005

Какими словами предпочтительнее начать мою работу? Наукообразно: концепции, прямо или косвенно относящиеся к изучению этнической картины мира, разрабатывались целым рядом научных дисциплин. К сожалению, эти исследования разобщены. Или просто вспомнить, как, занимаясь историей культурной антропологии, я обнаружила в библиотеке одного из университетов Шотландии прекрасную книгу, написанную в русле Новой исторической школы, очевидно никем из читателей не открывавшуюся, и услышала удивленные вопросы: «А Вы что, будете читать книгу на французском языке?».

Полная версия публикации

Исследование ментальностей На фото: Исследование ментальностей, автор: admin

Публикация №1106934569 28 января 2005

Исследование ментальностей - научное направление, зародившееся во Франции, в некоторой мере распространившееся в Германии и практически несвязанное с современной антропологией. Однако оно травит перед собой задачи, близкие к этнопсихологии, такие как изучение картины мира, поэтому мы не можем его игнорировать. Свое происхождение исследование ментальностей ведет не от этнологии, а от истории, более того, от истории Средних веков, и в настоящее время практически остается историческим направлением, причем ведущим в современной французской науке.

Полная версия публикации

Марк Блок На фото: Марк Блок, автор: admin

Публикация №1106934550 28 января 2005

Блок был энергичным сторонником разумного компаративизма, который способствует выявлению как общего в различных культурах, так и особенностей каждый из них. Но это сопоставление лишено у Блока оценочного суждений. Поэтому им не абсолютизируется понятие эволюции. Понятие “культура” Блок интерпретирует скорее в антропологическом и этнологическом смысле — это образ жизни и мышления людей данной социальной общности, неотъемлемый компонент системы. Культура не ограничивается суммой индивидивидуальных творений великих людей, ибо обычаи, нравы, верования, привычки сознания, способы мировосприятия, картины мира, запечатлены во всех созданиях человека и в первую очередь в языке, — все это выражает духовную жизнь людей и должно быть изучено как для ее понимания, так и для уяснения способа функционирования общества.[1]

Полная версия публикации

История “Новой исторической школы” На фото: История “Новой исторической школы”, автор: admin

Публикация №1106934530 28 января 2005

“Не слишком долгая история "новой исторической науки" достаточно драматична. Уже само ее рождение было бунтом – против утвердившихся в историографии представлений о безусловном приоритете письменных, прежде всего архивных источников, о главенствующей роли событийной истории – политической, дипломатической, военной. Л. Февр и М. Блок призывали историков отказаться от академической, "историзирующей" истории, науки "ножниц и клея", занятой одними только текстами и воплощающейся в "блестящих докладах " и "непроходимом криволесье диссертаций".

Полная версия публикации

Марк Блок На фото: Марк Блок, автор: admin

Публикация №1106934509 28 января 2005

Блок был энергичным сторонником разумного компаративизма, который способствует выявлению как общего в различных культурах, так и особенностей каждый из них. Но это сопоставление лишено у Блока оценочного суждений. Поэтому им не абсолютизируется понятие эволюции. Понятие “культура” Блок интерпретирует скорее в антропологическом и этнологическом смысле — это образ жизни и мышления людей данной социальной общности, неотъемлемый компонент системы. Культура не ограничивается суммой индивидивидуальных творений великих людей, ибо обычаи, нравы, верования, привычки сознания, способы мировосприятия, картины мира, запечатлены во всех созданиях человека и в первую очередь в языке, — все это выражает духовную жизнь людей и должно быть изучено как для ее понимания, так и для уяснения способа функционирования общества.[1]

Полная версия публикации

Люсьен Февр: качественное различие цивилизаций На фото: Люсьен Февр: качественное различие цивилизаций, автор: admin

Публикация №1106934489 28 января 2005

“Экономической и социальной истории не существует. - писал Люсьен Февр. - Существует история, которая является социальной в силу самой своей природы. История, которую я считаю способом познания различных сторон деятельности людей прошлого и их различных достижений, рассматриваемых в соответствии с определенной эпохой и в рамках крайне разнообразных, и все-таки сравнимых между собой обществ (это аксиома социологии) заполняющих поверхность земли и последовательность веков... Люди — единственный подлинный объект истории.

Полная версия публикации

Люсьен Пай и концепция “чувства ассоциации” На фото: Люсьен Пай и концепция “чувства ассоциации”, автор: admin

Публикация №1106934467 28 января 2005

Связь между моделью конфликта и культурой помогает нам понять работа Люсьена Пая о процессах модернизации в Бирме. Пай описал явление, названное им "чувством ассоциации" и представляющее немалый интерес для этнопсихологии. Прежде всего он ставит вопрос, какие ценности и установки могут относительно легко меняться в процессе модернизации, а какие остаются неизменными до тех пор пока культура еще сохраняет хоть в каком-то виде свою целостность. В первую очередь меняются технологии производства и тому подобные явления. Затем может измениться мотивация действий различных личностей и групп. Меняются также и те ценности и установки, которые принято рассматривать как глубинные и которые антропологи относят к основной личностной структуре — это относится практически ко всем моделям поведения которые приобретены в процессе социализации (которые в науке часто называют выученными). Все эти модели могут меняться в процессе национального строительства.

Полная версия публикации

Льюис Козер о функциональном конфликте На фото: Льюис  Козер о функциональном конфликте, автор: admin

Публикация №1106934445 28 января 2005

Социологи XIX — начала ХХ века в большинстве своем придерживались мнения, выраженного, в частности, Чарльзом Кули, что “в некотором роде, конфликт является выражением жизни общества и прогресс достигается в борьбе, в которой индивиды, классы и институции пытаются реализовать их собственное представление о добре.”[1]

Однако социологи середины ХХ века заменили изучение конфликта анализом таких понятий как “напряженность”, дисфункция. Так, что касается Талкотта Парсонса, одной из центральных в его работах была проблема, каким образом возможен социальный порядок. Вопросы о закономерностях социальных изменений, о “функциональных альтернативах”, актуальные для социологов предыдущего поколения, Парсонсом воспринимаются как периферийный, мало относящийся к существу дела. Сфокусировав свое внимание на описании нормативных структур, Парсонс смотрит на конфликт как на нечто разрушающее общественные связи, разрушающее единство, и ведущее к дисфункциональным последствиям.

Полная версия публикации

С. Айзенштадт о культуре и социальном порядке На фото: С. Айзенштадт о культуре и социальном порядке, автор: admin

Публикация №1106934427 28 января 2005

“Наш анализ начинается с признания вездесущия ограниченности в человеческих обществах. - писал С. Айзенштадт, - Под этим термином я понимаю неструктурированные ситуации, “между” более структурированными, и символы антиструктуры и сообщества. Такие ситуации и символы могут быть, конечно, в различных контекстах обнаружены во всех человеческих обществах, как и неправильное поведение, которое часто связано и ними. Вездесущие таких ситуаций не дано в некоторых “естественных”, спонтанных тенденциях, во вспышках недовольства цивилизацией.

Полная версия публикации

История взаимодействия социологии и психологической антропологии На фото: История взаимодействия социологии и психологической антропологии, автор: admin

Публикация №1106934406 28 января 2005

Вплоть до 40-х годов социология оставалась удивительно равнодушной к антропологии. Это было совершенно ненормально, если обратиться к проблемам, изучавшимся Чикагской социологической школой, в частности проблеме как групповые различия влияют на личность. Личность при этом рассматривалась, главным образом, как индивидуальная интернализация роли, а под ролю понимались способы действия и нормы, преобладающие в каждом данном социальном окружении. Однако для тех, кто следовал Дюркгейму - его влияние было преобладающим в американской социологии - идея психологических различий в социальных и других группах отвергалась на том основании, что социологические факты должны объясняться только посредством социологических терминов.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама