Когнитивная психология о структуре памяти
Публикация №1106933592 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Различия между семантической и эпизодической памятью были концептуализированы Е. Талвином. Исследователь доказал, что эпизодическая память содержит фундаментально автобиографическую и темпорально маркированную информацию, а семантическая память имеет дело с фактами, не зависящими от частных обстоятельств. Подобное определение семантической памяти оставляет неясным вопрос, включает ли она все наши знания о мире или только наши знания языка.[1]
Публикация №1106933567 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Фундаментальный социальный когнитивный процесс, действующий в межгрупповой интеракции — это социальная категоризация. Социальной категоризацией, согласно Х. Тейфелу[1] является “упорядочивание социального окружения на основе группирований личностей таким образом, который осмыслен для индивида”. На этот процесс влияют ценности, культура и социальные представления. Коль скоро категории создались, они оказывают “настраивающий и фильтрующий эффект” на людские перцепции. Люди склонны к подкреплению своих представлений о социальном мире.[2]
Усвоение ребенком языка как формальной когнитивной системы
Публикация №1106933547 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Легкость усвоения маленькими детьми сценариев в качестве репрезентаций событий и структурированных когнитивных схем коррелирует с основным тезисом Наума Хомского относительно развития знаний ребенка о языке: у нас имеется врожденное знание о том, что собой представляет язык, т.е. какого рода системой он является. Хомский полагает, что у человека с момента рождения имеется особая восприимчивость к "универсальным" свойствам грамматики человеческого языка, т.е. к таким, которые не определяют специфики конкретного языка. Благодаря ей мы можем быстро понять, или схватить, то, как эти свойства проявляются в языке, с которым нам приходится иметь дело, будь то китайский, финский или древнееврейский – не имеет значения какой. В этом подходе акцент делается на грамматике, обращается внимание на то, каким образом ребенок, овладевая знаниями структуры языка и правилами комбинации слов друг с другом, образует приемлемые, и в общем правильные, высказывания.
Публикация №1106933526 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
“В настоящее время когнитивная наука разрабатывает эксплицитно репрезентационные модели сознания. Это означает, - утверждает Катрин Нельсон, что ментальные репрезентации событий реальности рассматриваются как некое символическое пространство, на котором разворачиваются процессы мышления. Ментальные репрезентации – то, что мы знаем, думаем о реальных событиях – таким образом, детерминируют процессы мышления. Признание ключевой роли ментальных репрезентаций в процессах мышления отличает когнитивную науку от иных научных дисциплин, в рамках которых когнитивные изменения изучаются, главным образом, как производные операций классификации, логического вывода, дедукции.
Представление и когнитивная структура действия
Публикация №1106933502 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Мысль о том, что даже простое поведение не является цепочкой рефлексов, занимала психологов на протяжении десятилетий. К. Галлистл представил биолого-психологические доказательства того, что последовательность действий программируется и структурируется.[1] Он указал на необходимость изучения высших процессов, которые управляют поведением. Иерархия действий начинается с рефлексов и других функциональных элементов поведения.
Некоторые проблемы когнитивной психологии
Публикация №1106933480 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Когнитивная психология тесно связана с когнитивной антропологией и является одним из ее оснований. Их понятийный аппарат в значительной мере пересекается, хотя когнитивную психологию более всего интересует как, с помощью каких категорий и концепций можно объяснить усвоение, классификацию, запоминание знаний, а когнитивную антропологию то, как с помощью этих категорий и концепций можно объяснить культуру и связь между психикой и культурой.
Публикация №1106933460 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Схема является одним из ключевых понятий когнитивой психологии. “В когнитивной психологии термином “схема” обозначается структура, которая организует конфигурацию данных. Компонентами последней является ряд переменных или слотов, которые могут принимать те или иные ожидаемые значения. Схемы организованы иерархично, каждый нижний узел содержит более специфичную информацию, тогда как каждый верхний узел – более общую.”[1]
Концепция когнитивной деятельности Джерри Фодора
Публикация №1106933440 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
В серии публикаций, начатой в 1975 г, Джерри Фодор показал, что ментальные процессы человека осуществляются посредством ментальных репрезентаций, которые следует рассматривать в качестве ментальных посредников, и которые имеют все ключевые характеристики языка. Мысль подобна предложению естественного языка. Фодор выдвигает гипотезу о существовании языка мышления.[1]
Публикация №1106933414 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Для когнитивной науки в целом и, в особенности, когнитивной психологии? ключевыми стали два понятия – репрезентация и процесс.
“Репрезентационные системы – те теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма. - пишет известный когнитивный психолог Дж. Мандлер. - Конечно, не существует однозначного соответствия между действием и его репрезентацией, и мы не используем термин “репрезентация” как некий символ, который “олицетворяет” определенное событие. Иными словами, представление знаний – теоретическая система, которая конструируется для того, чтобы понять, объяснить и предсказать поведение организмов.”[1]
Зарождение функционализма. Бронислав Малиновский
Публикация №1106933391 28 января 2005 / Научная библиотека Порталус Этнопсихология
Первый тезис функционализма Бронислава Малиновского таков - культуру необходимо анализировать не с точки зрения ее черт, а с точки зрения ее институтов. Как пишет социальный антрополог Люси Мейр, “когда ученики Малиновского приступали к своей первой исследовательской работе, они выбрали «общество», и приготовили себя изучать «его культуру». Они, однако, не предполагали, что все, что они должны были сделать — это перечислить черты, которые составляют культуру. Такой подход легко мог привести к абсурду, как скоро обычаи такой различной значимости как парламентское правительство и вкушение пищи при помощи китайских палочек, трактуются в одной и той же плоскости.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK