ЧТЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
Публикация №1107779469 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
С 15 по 17 ноября 2000 г. в Москве в стенах Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) впервые состоялись чтения, посвященные памяти Льва Семеновича Выготского, чей день рождения отмечается 17 ноября. Чтения на тему «Проблемы психологии развития человека в контексте культурно-исторического подхода» были организованы Институтом психологии им. Л.С. Выготского под патронажем одноименного Психологического фонда.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Публикация №1107779447 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Психологическая подготовка студента-педагога как специалиста по развивающему влиянию на личность растущего человека — важнейшая сторона реформирования образования в России. Имеющиеся по этой проблеме довольно разрозненные сведения не могут составить научной основы для ее решения. Прежде всего в этом выражается актуальность темы рассматриваемой монографии.
Публикация №1107779422 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
В последние годы все больший интерес вызывает «психофизиология человека», которая привлекает внимание не только специалистов-психологов, но и представителей других научных дисциплин: философов, педагогов, социологов, биологов, врачей-клиницистов и др. Это и естественно, ибо начало нового тысячелетия знаменуется столь долгожданной стыковкой психологии и физиологии, о которой мечтали еще И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев и другие.
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ И ОТВЕРГАЕМЫЕ МЕСТА В ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЧИНЕНИЙ И РИСУНКОВ УЧЕНИКОВ)
Публикация №1107779397 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Статья посвящена анализу представлений учеников о предпочитаемых и отвергаемых ими местах в школе. Сделана попытка связать отношение ученика к тем или иным местам в школе с особенностями пространственной организации этих мест. Выявлено, что предпочитаемыми являются в основном те места, которые обеспечивают приватность и свободу перемещения в данном месте. Отвергаемые — характеризуются пространственной стесненностью и препятствующей общению организацией пространства. Обнаружены возрастные различия в представлениях учащихся о любимых и нелюбимых местах в школе.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-БЛИЗНЕЦОВ
Публикация №1107779364 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Представлены результаты сравнительного изучения развития речи у близнецов и одиночнорожденных детей. Согласно имеющимся данным, овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация», минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов (зиготность) и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.
СУДЬБА ЭЙДЕТИКИ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Публикация №1107779339 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Эйдетика — разрабатывавшаяся на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша теория, предметом изучения которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека. В СССР в 20–30-е гг. вопросами эйдетики занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Л. Загоровский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, Б.М. Теплов, Г.С. Фейман и другие. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию» — расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
История эйдетики в СССР позволяет в определенной степени судить о значимости социально-политических, идеологических и личностных факторов в развитии научной теории и науки в целом.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Публикация №1107779314 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
На основе анализа многообразных разновидностей целостной индивидуальности и с опорой на принципы теории систем выдвигается идея о всеобщей (индивидуальной или общевидовой) модели индивидуальности. Раскрывается типологический фундамент некоторых разновидностей целостной индивидуальности. Показано, что типологические, видовые и всеобщие структуры индивидуальности образуют иерархическое единство, подчиняющееся законам субординации и координации.
ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ Б.В. ЗЕЙГАРНИК
Публикация №1107779285 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Приводятся факты жизни и научной биографии Б.В. Зейгарник, рассказывается о развитии ее научного мировоззрения. Подчеркивается исключительная роль Б.В. Зейгарник в создании московской школы патопсихологии, в становлении патопсихологии как самостоятельного предмета психологического знания, в обосновании метода патопсихологического эксперимента.
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ
Публикация №1107779238 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Приводятся результаты кросс-культурного исследования особенностей представлений о справедливости у молдаван и живущих в той же местности цыган (г. Сороки, Республика Молдова). Использована оригинальная анкета, разработанная авторами на основе японских и отечественных исследований имплицитных концепций (Х. Азума и К. Кошиваги, Н.Л. Смирнова и других). Делается вывод об общем и специфичном в представлениях о справедливости двух этносов: цыган и молдаван.
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКАИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКА
Публикация №1107779212 07 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Вопросы психологии
Работа посвящена определению основных качественных и количественных характеристик жизненной стратегии человека и изучению их влияния на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Жизненная стратегия это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла. Важными характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психического здоровья.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK