Рейтинг
Порталус

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Дата публикации: 07 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Вопросы психологии →
Номер публикации: №1107783148


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?



И.И. ИЛЬЯСОВ



МОСКВА



Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 110 с.; Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.



В настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение получила концепция личностно-ориентированного образования. Нельзя сказать, что она совсем не существовала ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям.

В современных условиях появляются новые осмысления личностно-ориентированного подхода. Одни видят в нем реализацию разноуровневого обучения через организацию преподавания материала разной степени трудности для сильных, средних и слабых учащихся. Другие связывают его с организацией образовательных учреждений различного типа гимназий, лицеев, школы для одаренных с углубленным изучением отдельных учебных предметов и др.

На фоне этих различных (а порой и противоречивых) процессов, протекающих в образовании, своевременным является издание этих двух книг (общим объемом 17 печатных листов), в которых автор раскрывает традиционные и современные подходы к построению личностно-ориентированного образования в средней школе. На основе анализа различных психологических и педагогических концепций обучения И.С. Якиманская выделяет и дает содержательную характеристику трем наиболее распространенным в практике обучения образовательным моделям: социально-педагогической, предметно-дидактической и собственно психологической; при этом показывает, насколько неоднозначно представлены в них цели и ценности развития личности.

Автор предлагает свое понимание личностно-ориентированного образования, основные положения которого сводятся к следующему:

· главной целью образования является развитие индивидуальных способностей и качеств личности учащихся;

· цели развития личности не могут и не должны быть заданы в качестве универсальных и совершенно единых для всех учащихся;

· не только процесс усвоения знаний, но и развитие личности должно осуществляться с учетом «субъектного опыта» и возможностей учащихся — «индивидуального профиля», по терминологии автора;

· изначально система образования должна строиться в направлении от ученика к целям, содержанию и технологиям обучения и воспитания, а не наоборот;

· диагностика и стимулирование развития должны осуществляться преимущественно учителями на основе методов постоянного длительного «клинического» наблюдения за деятельностью учащихся в условиях широкого разнообразия содержания образования, его методов и средств так, чтобы ученик мог проявить свои особенности и развиваться в соответствии с ними; психологические методы при этом являются вспомогательными.

В книгах обсуждается новая терминология, без которой трудно описывать инновационные процессы, происходящие в современной школе. Автор вводит понятие «субъектный опыт», раскрывает его содержание, функции, источники, условия проявления и реализации в поведении, при овладении знаниями, самоорганизации; соотносит этот термин с такими, как житейский, личностный, спонтанный, стихийный опыт. Использование термина «субъектный опыт» дает автору возможность раскрыть и наполнить конкретным содержанием следующие понятия: «субъект



134



обучения», «познавательная активность», «творческая инициатива», «самостоятельность» и др. И.С. Якиманская подчеркивает, что источниками субъективного опыта (личностно значимыми) могут являться не только специально организованное обучение, но и разнообразные средовые влияния, в которых протекает жизнедеятельность каждого ребенка. А они бывают более разнообразными, чем специальное обучение. Это находит свое отражение в соотносимых терминах «обучение и учение», «обученность и образованность», «интериоризация и экстериоризация», содержание которых подробно обсуждается автором.

В книгах хорошо показана природа индивидуальной избирательности в овладении учебным материалом. Учет этой избирательности в обучении дает возможность не только повысить эффективность усвоения знаний, мотивацию учения, но и выявить устойчивость ее проявления на разных этапах школьной жизни. На этой основе может быть составлен «индивидуальный профиль» каждого ученика как яркое проявление его индивидуальности. Этого можно достичь в обучении, целью которого является не обеспечение одинаковых условий для всех учащихся и достижение каждым планируемых результатов, а создание самых разнообразных содержаний, методов и средств обучения, в которых учащиеся выбирают и осваивают наиболее соответствующие их профилю варианты.

При этом становится возможным пролонгированное изучение индивидуальной избирательности к педагогическим воздействиям и составление на этой профессиональной основе личностного «портрета» ученика. Без этого трудно осуществлять дифференциацию образования. К сожалению, сложившаяся за последние годы в практике школ внешняя дифференциация (деление на группы, потоки, модули) не обеспечена внутренней дифференциацией, т.е. изучением индивидуальности каждого ученика, вектора его образовательного развития, о чем содержательно и полемично говорится в книгах. Они интересны тем, что в них дается не только теоретическое понимание проблемы, но и технология построения личностно-ориентированного образования в массовой школе, где нет специального отбора детей по способностям. Образовательный процесс в такой школе организован так, что позволяет каждому ребенку выбирать тип, вид, форму программного материала, разнообразно использовать уже сложившиеся способы учебной работы и на этой основе достигать успеха в учении. Автор исходит из того, что «неспособных» детей не существует, нужно только раскрыть эти способности и опереться на них. При этом равноценными признаются все типы интеллекта, а не только теоретическое мышление.

В книгах (особенно во второй) подробно раскрываются принципы построения образовательных программ, обеспечивающих индивидуальное развитие учащихся; особенности организации урока, формы взаимодействия ученика и учителя в личностно-ориентированной модели (в отличие от учебно-дисциплинарной); дается описание личностно-ориентированной образовательной среды, условий ее создания, критериев проявления при организации целостного образовательного процесса. Интерес представляет описание метода педагогического наблюдения за особенностями индивидуального развития каждого ученика (от момента приема в школу до ее окончания).

Использование этого метода предполагает специальную работу учителя по выявлению индивидуальной избирательности ученика в проработке им программного материала (как в начальной, так и в средней школе); по составлению его индивидуальной характеристики независимо от успешности обучения, что способствует созданию новой школьной документации, соответствующей целям и ценностям личностно-ориентированного образования.

Педагогическая психология и образовательная практика получили ценные пособия для обучения нового поколения учителей, работающих в условиях массовой общеобразовательной школы.

Книги И.С. Якиманской полезны как научным работникам, так и учителям, реализующим образовательный процесс.

Опубликовано на Порталусе 07 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама