Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Дата публикации: 07 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Вопросы психологии →
Номер публикации: №1107783191


РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ



12 сентября с.г. в Центре досуга и развития (ЦДиР) детей и юношества «Лефортово» в рамках ежегодной Московской педагогической конференции состоялось заседание «круглого стола» на тему «Проблемы и перспективы развития психологической службы в системе дополнительного образования детей». В работе приняли участие педагоги-психологи, методисты, руководители подразделений учреждений дополнительного образования. Были представлены все округа столицы, включая Зеленоград.

Программу «круглого стола» составили доклады «Организация работы службы психологического



137



здоровья» (А.В.Шувалов), «Проблемы профессиональной коммуникации и кооперации психологов сферы дополнительного образования» (И.Я.Лейбман), «Опыт сотрудничества педагогов и психологов с целью подготовки детей к вхождению в школьную жизнь» (Т.А.Артюшкина, Н.В.Шаманова).

Ключевыми вопросами обсуждения стали:

1) состояние и перспективы психологической службы в сфере дополнительного образования детей;

2) специфика профессиональной деятельности психологов в учреждениях дополнительного образования;

3) положительный опыт работы психологов в структуре учреждений дополнительного образования.

В процессе обсуждения выявлены следующие проблемы:

· многие психологи не имеют адекватных условий профессиональной деятельности, в то же время в ряде учреждений эта проблема успешно решена;

· значительное число психологов не осведомлены о правовых и профессиональных основаниях своей деятельности;

· большинство психологов нуждаются в методической помощи;

· молодые специалисты испытывают серьезные затруднения, не имея возможности наставничества и профессионального управления со стороны более опытных и подготовленных коллег;

· состояние психологической службы характеризуют разобщенность, неинформированность педагогов-психологов, недостаточный уровень проработки содержания и организации профессиональной деятельности, отсутствие отлаженной инфраструктуры, системы координации и сотрудничества подразделений.

Вместе с тем в ряде учреждений созданы прецеденты стабильной, планомерной и эффективной работы. Практически продемонстрированы дееспособность и востребованность психологических подразделений. Показано, что психологическое подразделение не может возникнуть только как результат административного или волевого решения. Это всегда сложный и трудный процесс становления психологической службы, требующий подготовки квалифицированных специалистов, научно-методического, материально-технического и финансового обеспечения, а также кропотливой работы и терпения. Накоплен инновационный опыт, который может стать основой профессиональных традиций и преемственности в сфере дополнительного образования детей.

Участники «круглого стола» пришли к общему мнению, что наиболее перспективный путь решения очерченных профессиональных проблем — это создание единой региональной психологической службы. Данная позиция нашла отражение в следующих главных выводах дискуссии.

1. Система дополнительного образования детей сегодня представляет собой реальную социальную силу, обеспечивающую образовательные интересы, нормальное развитие и здоровье подрастающих поколений.

2. Дополнительное образование в силу своих особенностей располагает к созданию эффективной психологической службы. Подготовка ребенка к вхождению в школьную жизнь, воспитание психологической культуры подрастающего человека, профориентация, предупреждение отклонений личностного развития детей, забота об их душевном благополучии — эти и другие задачи составляют сегодня основные направления работы психологов в учреждениях дополнительного образования.

3. В условиях кризиса социальной и культурной жизни соотечественников особое значение приобретает обращение психологической службы к проблемам и переживаниям конкретного ребенка, что должно найти свое отражение в содержании и организации работы педагогов-психологов.

4. Сегодня есть серьезные основания говорить о целесообразности и своевременности создания единой психологической службы в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Единая психологическая служба — это вопрос политики в современном образовании; это проблема, решение которой возможно только в результате совместных и согласованных усилий специалистов, руководителей разных уровней и чиновников.

С заинтересованностью была воспринята и поддержана инициатива создания на базе ЦДиР «Лефортово» Центра практической психологии. Участники «круглого стола» одобрили проект Положения о Центре практической психологии.

Психологи обратились в Управление социального воспитания, международных и межрегиональных программ Московского Комитета образования со следующими предложениями:



138



1. Включить в межведомственную программу развития системы дополнительного образования детей пункт о создании единой психологической службы.

2. Провести профильную городскую конференцию с целью освещения передового опыта работы психологов в учреждениях дополнительного образования Москвы.

3. Создать рабочую группу с целью разработки:

· проекта Положения о психологической службе в системе учреждений дополнительного образования детей;

· программы перспективного развития психологической службы;

· этического кодекса педагога-психолога.

4. Рассмотреть вопрос об обеспечении представительства специалистов дополнительного образования на конференциях, симпозиумах и съездах психологов.

5. Поддержать инициативу создания Центра практической психологии на базе ЦДиР «Лефортово».



А.В.Шувалов

Москва

Опубликовано на Порталусе 07 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама