Рейтинг
Порталус

Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе

Дата публикации: 01 февраля 2009
Автор(ы): Крылов А. Н.
Публикатор: Автор
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1233509760


Крылов А. Н., (c)

Источник: Крылов А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе / Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006., С. 146-15

Маркетинговые аспекты повышения качества высшего образования неизбежно включают в себя работу над имиджем учебного заведения и учебного процесса плюс использование имиджевых составляющих как в маркетинговой деятельности, так и в управлении вузом. Исследование данной темы предполагает более-менее подробное рассмотрение вопросов значимости имиджа для качества образования, влияние имиджа на отдельные составляющие образовательных и институциональных компонентов деятельности высшего учебного заведения, научный и прикладной анализ средств, используемых для формирования, продвижения и закрепления имиджа вуза.
Традиционно считалось, что образование должно находиться вне рыночных отношений, а применение маркетинговых инструментов в образовании даже сегодня иногда считается уместным лишь для учебных заведений, осуществляющих платные образовательные услуги. В литературе, посвященной образовательной политике в качестве идеала часто представлены вузы, полностью финансируемые государством, и находящиеся, таким образом, положении, когда маркетинговая деятельность является излишней. Вместе с тем, достижение позитивной известности служит не только и не столько решению экономических задач конкретного высшего учебного заведения, оно оказывает как непосредственное, так и опосредованное влияние на качество образовательного процесса. Известность вуза повышает требования к нему, и тем самым, ставит этот вуз под более пристальный контроль со стороны студентов, общественности, сотрудников. К известному вузу априорно складываются более высокие требования, а у студентов и работодателей изначально существуют более высокие ожидания от него. Пробелы в образовании о выпускника небольшого провинциально вуза часто воспринимаются с пониманием, в тоже время, пробелы у выпу-скника всемирного известных университетов, например, гарвардского университета, будут восприняты с недоумением или разочарованием. Так общественное ожидание становится невидимым социальным механизмом контроля и самоконтроля для учебных заведений, имеющих повышенную региональную, межрегиональную, национальную, интернациональную известность.
Человек ищет гармонию: он сознательно или бессознательно старается соответствовать окружающему миру, принимает предложенные правила, адаптируется, ведет себя в соответствии с имиджем своей социальной группы. Человек по своей сути конформен. Так студенту или преподавателю, в целом, характерно сознательное или бессознательное стремление построить свое поведение в соответствии с ожиданиями, предъявляемыми к его среде, в том числе и в соответствии с имиджем его вуза. Таким образом, имидж высшего учебного заведения, стимулирует самоидентификацию студентов. Студент всемирно известного (например, гарвардского) университета внутренне стремится соответствовать имиджу своего вуза, а это повышает и мотивацию, и качество освоения учебной программы. Также и в отношении преподавателей высшей школы. Многие преподаватели осуществляют гибкую систему требований, в соответствии с уровнем вуза, его имиджем, его известностью, качеством подготовки его студентов. Такая гибкая система требований складывается у отдельных преподавателей не только по отношению к студентам, но и по отношению к самому себе. Чем выше позитивная известность вуза, тем выше самодисциплина преподавателя, качество учебных занятий, требования к ним.
На рис. 1 представлены компоненты образовательного процесса, подверженные непосредственному влиянию имиджа учебного заведения. Имидж вуза обеспечивает стабильность набора студентов. Данное является важным не только для учебных заведений, осуществляющих платные образовательные услуги. Большой приток абитуриентов позволяет и бюджетному вузу производит более целенаправленный отбор студентов, и уже тем самым оказывать влияние на качество учебного процесса. Такие элементы повышения качества образования, как самоидентификация студентов, требования к себе и самодисциплина, были названы выше.


Рис 1. Взаимосвязь компонентов работы высшего учебного заведения и его имиджа.

Также как и акционеры вкладывают средства в успешные предприятия, так и государство или образовательные фонды определяют своей политикой развитие, в первую очередь, успешных вузов, осуществляющих для общества подготовку высококвалифицированных специалистов, качественные научные исследования, формирующих образовательный уровень региона или страны. Таким образом, имидж вуза находится также и в непосредственном взаимоотношении с возможностью привлечения финансовых средств и грантов со стороны государства, образовательных фондов, международных организаций. Известно также, что высокие научные амбиции стимулируют более смелые научные исследования, попытку решения более сложных научных задач, активизируют исследовательскую деятельность научных кадров. Многочисленные рейтинги трудоустройства выпускников российский вузов также показывают непосредственную взаимозависимость известности вуза и востребованности, закончивших его специалистов. Кроме того, позитивная известность вуза может стать значимым элементом региональной политики. Оксфорд известен в первую очередь своим университетом. В Германии ярким примером влияния университета на формирование регионального имиджа является гейдельбергский университет. Политики федеральной земли Бремен в последние десятилетия приложили немало усилий для развития бременского университета, чем обеспечили улучшение научного и инвестиционного имиджа Бремена, развитие технопарка, создание в регионе дополнительных рабочих мест. Усилия, направленные на продвижение имиджа бременского университета показывают результаты в разных направлениях деятельности: это и постоянное увеличение количества иностранных студентов, посещающих самофинансируемые летние языковые курсы, и спонсорские взносы предпринимателей и выпускников, и решение независимой комиссии, включившей бременский университет в число десяти лучших (элитных) вузов Германии. В России взаимоотношение имиджа региона и университета можно проследить на примере Белгородской области. Местные власти вкладывают значительные средства в развитие Белгородского государственного университета, чем подкрепляют Белгородской области имидж позитивно развивающегося региона, обеспечивают к региону интерес федеральных политиков, получают одобрение населения.
Для формирования и продвижения имиджа высшего учебного заведения используются самые разные инструменты маркетинга, рекламы, паблик рилейшнз. В том числе речь идет и о визуальной идентичности вуза. Логотип является одним из ключевых составляющих корпоративного дизайна, он используется при оформлении деловой документации, в рекламе, оформлении помещений и т.д. Многие из логотипов не откладываются в памяти, однако некоторые прочно ассоциируются с конкретными товарами, организациями (вузами), впечатлениями. Удачный логотип хорошо запоминается, вызывает ассоциации, подчеркивает оригинальность, передает идею. К безликим логотипам относятся многочисленные знаки, повторяющие государственные символы, логотипы не имеющие идеи, не учитывающие особенности вуза, региональные отличия и традиции. Известным сим-волом МГУ имени М. В. Ломоносова является его главное здание на Воробьевых горах. Удачный логотип выбран Московским гуманитарным университетом. На логотипе изображен один из корпусов с колоннами, а колонны в современной западной культуре ассоциируются с античностью, истоками европейской науки, традициями. Тем самым задача Московского гуманитарного университета, как негосударственного вуза, показать свою стабильность, классические традиции образования, академичность, качество решается уже на уровне визуального представления. Для российских вузов, и особенно для негосударственных учебных заведений, использования корпоративного дизайна в собственной документации и полиграфическом обеспечении является пока не до конца решенной задачей. Заключая договор о получении образовательных услуг при поступлении в вуз, студент, как правило, получает заполненную копию бланка договора. Между тем, визуальная сторона имиджа, отражающего серьезность и основательность учебного заведения, может быть отражена и в дизайне заполняемых документов, качестве бумаги, теснении и проч. То же относится к выдаваемым студентам справкам, деловой корреспонденции. Подробнее вопросы визуальной идентичности описаны в соответствующей литературе.
Известно, что имидж создается во многом благодаря средствам массовой информации и коммуникации. В работе с прессой вузы должны ориентироваться на масштабы планируемой деятельности, целевые группы. Один рекламный материал регионального вуза в газете «Коммерсантъ» займет значительные средства его рекламного бюджета, в тоже время реклама в региональной прессе, принесет значительно больший эффект. В качестве примера последовательного сотрудничества со специализированными печатными СМИ можно привести Национальный институт бизнеса, хорошо представленного в периодике, посвященного платному образованию. Вуз, таким образом, достигает своего абитуриента. Однако, для улучшения позитивной известности среди работодателей вузу необходимо продумать работу с другими средствами массовой информации. Мало используемой является сегодня учительская пресса. Тот факт, что учителя оказывают существенное влияние на решение учеников о выборе вуза, не должен выпадать из поля внимания.
Важным инструментом и фактором формирования имиджа вуза является интернет. Анализ интернет-порталов российских вузов показывает, что интернет еще недооценен руководителями многих вузов. Дизайн интернет-страницы и ее современность оказывают неумолимое эмоциональное влияние на молодое поколение, определяющее выбор вуза. А эмоциональный фактор играет в формировании имиджа основную роль. Интернет-страница не может быть сделана раз и на всегда, ее содержание должно регулярно изменяться, дизайн обновляться и осовремениваться раз в несколько лет. Для увеличения посещаемости страницы на ней размещают расписания занятий, объявления, информацию о культурной жизни студентов, публикуют выдержки их научных работ, как преподавателей, так и студентов. Формированию корпоративной идентичности вуза содействуют и по-здравления юбиляров, форумы выпускников, рассказы о преподавате-лях. Передовые вузы, в том числе и небольшие, поняли, что обеспечение работы интернет-страницы не может быть возложено только на технические службы, и принимают на работу журналистки одаренных сотрудников, задачей которых является регулярное обновление содержания станицы. В некоторых вузах интернет-страницы являются в первую очередь рекламной площадкой, работающей на абитуриентов. Вместе с тем, нельзя забывать, что за информацией о вузе к интернет-странице обращаются работодатели, сотрудники кадровых агентств, ответственные лица спонсирующих фондов, международные партнеры. Часто именно информация сети Интернет становится основным фундаментом, на котором строимся имидж вуза.
Средством формирования и продвижения имиджа являются специ-альные мероприятия. К ним относится участие вуза в выставках, проведения дней открытых дверей, игр КВН, спортивные мероприятия, научные конференции. Эти мероприятия обеспечивают имиджевое содержание по отдельным целевым группам (школьники, коллеги, чиновники, ученые, журналисты). Некоторые их таких мероприятий, как выставки или конференции, являются достаточно затратными, потому их целесообразность и целенаправленность необходимо продумывать и планировать.
Научный и профессиональный имидж вуза складывается и посредством публикаций его преподавателей. В Государственном университете Высшая Школа Экономики публикации преподавателей зарубежных и в особо признанных отечественных профессиональных изданиях поощряются дополнительным финансированием. Положительное воздействие на формирование и продвижение имиджа оказывают комментарии профессоров (с указанием вуза), публикуемых в прессе по факту какого-либо политического или экономического события, вводные статьи к книгам, учебники, выпускаемые известными издательствами.
Для студентов и из родителей значимым имиджевыми моментом является инфраструктура вуза. Наличие качественной студенческой столовой, уровень благоустройства общежития, состояние туалетов, эмоционально иногда доминируют над рациональными факторами. Например, открытие на территории студенческого городка McDonalds может быть не всегда позитивно встречено старшим поколением, но будет высоко оценено студенчеством. С появлением дополнительных финансовых источников многие российские вузы стали вкладывать значительные средства в реконструкцию и ремонт помещений, что также оказывает внушительное влияние на визуальный имидж.
Конкретные шаги по формированию и продвижению имиджа высшего учебного заведения, принципиально, выстраиваются по схеме, разработанной маркетологами и имиджмейкерами для универсальных социальных и политических институтов, с учетом специфики образования и отношения общества к нему. Как элемент совершенствования качества образовательного процесса, работа над имиджем вуза, является задачей высшего руководства учебного заведения, которое принимает стратегическую концепцию работы над имиджем, поручая осуществление тактических действий, как профессионалам узкой направленности (маркетологам, дизайнерам, специалистам в области связей с общественностью), так и структурам, осуществляющим непосредственное руководство учебным процессом, например, деканатам.

©Крылов А. Н., 2006

Опубликовано на Порталусе 01 февраля 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): имидж вуза, качество, PR, связи с общественностью, реклама учебных заведений



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама