Рейтинг
Порталус

Арома-биоадаптивный метод формирования противоаварийного поведенческого стереотипа у водителей транспортных средств

Дата публикации: 28 ноября 2009
Публикатор: Чаусовский Григорий Александрович
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Коррекционная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1259431641


Арома-биоадаптивный метод формирования противоаварийного поведенческого стереотипа у водителей транспортных средств


Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

В мире ежеминутно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает 12 человек (Сагир Д., 2009), а ежегодный ущерб от транспортных аварий достигает 500 миллиардов долларов (Нургалиев Р., 2009).
Согласно статистическим данным (Шахнарович В., 2007), более 70% ДТП происходите по вине человека.
Каждая четвертая смерть в ДТП вызвана усталостью водителя (Вольцль М.. 1989). При отвлечении водителя (курение, разговор по мобильному телефону, манипулирование ручками радио приемника) риск совершения ДТП увеличивается в 9 раз.
В настоящее время для мониторинга перехода состояния водителя из активного в недопустимое, с точки зрения безопасности управления транспортным средством ,состояние психофизиологической релаксации или дремотную стадию сна разработаны следующие инструментальные методы:
-пупиллографический (мониторинг изменения диаметра зрачка водителя – Вольцль М., 1989);
-гальванометрический контроль силы прижатия рук к рулевому колесу (Чаусовский Г., 2001);
-электронно-сенсорный контроль положения головы водителя с автоматическим голосовым предупреждением о необходимости повышения бдительности (Чаусовский Г., 2004);
-микротактильный контроль, с помощью одеваемого на палец специального сенсорного кольца, положения рук водителя на рулевом колесе (Чаусовский Г., 2007);
- электронно- тактильный контроль тонуса лицевых мышц водителя (Чаусовский Г.. 2009).
Существенным недостатком известных систем мониторинга за психоэмоциональным состоянием водителей транспортных средств является запаздывание ( с точки зрения своевременного предотвращения ДТП) получаемой информации. Так , например, наиболее широко используемый контроль показателя формирования дремотной стадии сна, путем регистрации непроизвольного наклона («кивка») головы водителя, не позволяет получать сигнальную информацию о самых начальных проявлениях неудовлетворительного психофизиологического состояния и снижении общей стабильности его профессиональной деятельности. Остановочный же путь на сухом асфальтированном покрытии при скорости 60 км/час может достигать нескольких десятков метров.
Следует также отметить, что традиционное использование для сигнализации неудовлетворительного психофизиологического состояния водителя транспортных средств звуковых, вибротактильных и световых стимулов может при длительном использовании инициировать эффект сенсорной монотонии, который, в свою очередь, способствует формированию недопустимого состояния релаксации и снижения реакции на изменения дорожной ситуации.
Новизной разработанного метода формирования противоаварийного поведенческого стереотипа у водителей транспортных средств является использование в качестве мониторируемой симптоматики начальной стадии утомления показателя частоты подруливания рулевого колеса, а в качестве оповещающего сигнала о неудовлетворительном психофизиологическом состоянии – обонятельного стимула.
Выбор в качестве характерного симптома утомления водителя показателя частоты подруливания, обусловлен тем, что частота поворотов рулевого колеса является весьма чувствительным и информативным критерием уровня бодрствования. Известно, что в городских условиях при скорости 50 км/час внимательный водитель изменяет положение рулевого колеса (подруливает) 35 – 45 раз в одну минуту, а уставший только 15 – 25 раз.
В разработанном методе в качестве сигнала оповещения и одновременно приема профилактики формирования у водителя состояния психофизиологической релаксации или дремотной стадии сна предусматривается использование принципа биоадаптивной аромастимуляции. При этом по принципу биологической обратной связи включение генератора ароматов осуществляется при формировании самых начальных стадий утомления – дремотного состояния у водителя , а также при нарушении правил управления транспортным средством (курении, использовании мобильного телефона, недопустимо длительного управления рулевым колесом одной рукой и т.д.).
Конструктивное оформление разработанного метода выполнено в виде браслета –регистратора двигательной активности ведущей руки водителя, снабженного миниатюрным радиопередатчиком, который дистанционно управляет с помощью портативного радиоприемного устройства размещенным в автомобильном салоне ультразвуковым распылителем эфирного масла. Это позволяет по принципу биологической обратной связи обеспечить не только своевременную «обонятельную сигнализацию» о формировании начальных стадий неудовлетворительного психофизиологического состояния водителя, но и одновременно целенаправленно корригировать его поведенческую деятельность методами аромакоррекции.
В качестве обонятельного стимула используются запахи эфирного масла перечной мяты или корицы, которые, согласно результатам экспериментальных исследований (Николсон С., 2008), способствуют повышению у водителей при управлении транспортным средством концентрации внимания, осторожности и снижению уровня усталости.
Естественно, что приемы разработанного метода предусматривают возможность использования для биоадаптивной коррекции психоэмоционального состояния водителя транспортного средства и других обонятельных стимулов. Так, например, аромат бергамотового эфирного масла целесообразно использовать для улучшения остроты зрения в сумерках, эфирного масла сосны – для активации состояния бодрствования, эфирного масла цитрусовых для улучшения реакции.
Взаимосвязь обонятельных участков мозга с его лимбической системой способствует эффективному влиянию на эмоциональные аспекты формирования противоаварийного стереотипа поведенческой деятельности у водителей транспортных средств.
Приемы разработанного метода обусловливают генерирование сигнальных обонятельных стимулов не только при снижении допустимого порога величины частоты вращения рулевым колесом , характерного для формирования начальных стадий утомления - дремотного состояния, но и при отвлечения водителя от управления транспортным средством (курение, разговор по мобильному телефону, прием пищи, манипулирование ручками управления радиоприемника и т.д.).
Известно, что курильщики попадают в ДТП в 2,5 раза чаще, некурящие водители. Это обусловлено тем, что курение объективно способствует снижению уровня внимания водителя, а сигаретный дым раздражает слизистую оболочку глаз и ухудшает зрительное восприятие дорожной ситуации.
Во время разговора по мобильному телефону активность головного мозга водителя снижается на 29%, а уровень внимания снижается на 50%, что втрое увеличивает риск вероятности ДТП (Сухецкий Б., 2008).
Использование обонятельных стимулов способствует минимизации ухудшения у водителя общей стабильности его профессиональной деятельности и переходу из активного состояния в состояние психофизиологической релаксации или дремотную стадию сна. При этом создаются предпосылки для эффективного формирования на сознательно-подсознательном уровне навыков безаварийного управления транспортным средством.

Таким образом, разработанный метод, основанный на использовании системы автоматического включения генератора обонятельных стимулов при нарушении алгоритмов безопасного управления транспортным средством, расширяет возможности формирования противоаварийного поведенческого стереотипа у водителей.




[Скачать файл!ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ]



[Скачать файл!ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ]



[Скачать файл!ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ]



[Скачать файл!ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ]



[Скачать файл!ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ]



[Скачать файл!ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ]

Опубликовано на Порталусе 28 ноября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама