Главная → ПСИХОЛОГИЯ → Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра
Дата публикации: 08 декабря 2009
Автор(ы): Карина Георгиевна Пиликян →
Публикатор: Vitasvit
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Профориентация →
Номер публикации: №1260301204
Карина Георгиевна Пиликян, (c)
Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра
В статье рассматриваются основные исторические подходы в профориентационном консультировании и практика данной деятельности в России. Говорится о возможности применения соционического подхода как наиболее перспективного в качестве базового, системообразующего критерия выбора профессии.
Ключевые слова: теория черт и факторов, теории развития, соционика, тип информационного метаболизма личности
В своей жизни человеку приходиться делать много выборов. Одним из самых важных является выбор профессионального пути, начинающийся с выбора профессии, и от того, насколько адекватным он будет, зависит во многом реализация человека, его склонностей, способностей. Верный выбор улучшает качество жизни, помогает стать счастливым. Именно поэтому период профессионального самоопределения волнителен и для старшеклассников, и для их родителей, и для учителей, понимающих всю ответственность момента. Потребность получить квалифицированную помощь в решении столь важного вопроса актуальна в современных условиях, характеризующихся бурными изменениями в социально-экономической жизни общества.
Как известно, спрос рождает предложение. И подтверждением тому служит увеличивающаяся сеть профориентационных центров и консультаций, а также расширение функционала школьных психологов и педагогов-энтузиастов в данном направлении. Однако увеличение количества не гарантирует улучшение качества предлагаемой услуги из-за несоответствия её теоретико-методического обеспечения современным требованиям и новому пониманию содержания психологического сопровождения выбора профессии.
Знание не возникает на пустом месте: вопросы научного исследования профессиональной ориентации имеют уже почти вековую историю. Можно выделить два основных подхода к проблеме психологических основ профессионального выбора и к проблеме взаимодействия человека и профессии в целом, получивших распространение в теории и практике профориентационной работы.
• Первый заключается в отрицании влияния профессии на личность и предполагает выбор одной-единственной профессии, подходящей к способностям человека, причем сделанный выбор не изменяется в ходе освоения профессии человеком. Таков подход с позиций теории черт и факторов ( 1909 г. – Ф. Парсонс).
• Второй – в признании факта влияния профессиональной деятельности на личность, предполагающий профессиональное развитие личности; выбор профессии рассматривается как важнейший этап профессионализации, определяющий дальнейший путь человека. Этот подход по своей сути отражает позицию теории развития, при этом разрабатывался он по нескольким основным направлениям: психоаналитическому, теории решений, собственно теории развития и типологическому.
В чём суть подхода с позиции теории черт и факторов? Ф. Парсонс, родоначальник профориентации в США, в беседе с мальчиками одного из районов города об их профессиональных намерениях выявил у них отсутствие таких намерений , либо смутное представление о будущей деятельности и своей пригодности к ней. В созданном им бюро бесплатных советов по выбору профессии проводилась работа по сбору информации о клиентах: выявлялись наследственность, условия жизни, материальная обеспеченность, внешность, характер, склонности, темперамент, образование и опыт. Ф. Парсонс признавал изначальную профессиональность человека, его предрасположенность к определённому труду с рождения, и поэтому считал, что для выбора профессии достаточно изучить его личностные особенности. Профессиональный выбор в этом случае осуществляется посредством «встречи» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а профконсультация должна при помощи тестирования спрогнозировать профессию, способную принести человеку успех и удовлетворение. Опыт работы бюро, дававшего советы о выборе профессии и учебного заведения, был обобщён в книге «Выбор карьеры». Основные положения теории черт и факторов были сформулированы следующим образом:
• каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единой профессии;
• профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
• сам процесс профессионального выбора является осознанным (сознательным) и рациональным.
Рациональность Ф. Парсонс понимал как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях. При этом данный выбор воспринимался как одномоментный акт, сущность которого заключается в установлении жёсткого соответствия индивидуально-психологических особенностей человека и требований профессии.
Модель профконсультации, разработанная Ф. Парсонсом включала три этапа:
• изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учёбу);
• изучение требований профессии к человеку;
• сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендаций о выборе профессии.
В русле именно этой теории был накоплен и проанализирован обширный профессиографический материал, разработаны классификации профессий, принципы и схемы проведения профессионального отбора и подбора в целях выявления степени соответствия человека требованиям профессии.
В это же время немецким психологом Мюнстенбергом была разработана тестовая методика для оценки профессиональных способностей человека и определения профпригодности ряда конкретных специальностей.
Рассмотрим теперь основные направления второгоподхода к проблеме профессионального выбора,отражающего позицию теории развития.
Основная идея психоаналитического направления (У. Мозеру, Э. Роу) заключается в том, что в выборе профессии в целом главная роль принадлежит различным формам потребностей. У. Мозеру, опиравшийся на предложенную Л.Сонди систему тропизмов – первичных мотивов человеческого поведения, считал, что в основе формирования определённого типа профессионального развития лежат различные формы оперотропизма (формы замещающей действительности в условиях столкновения базальной потребности с препятствием, обусловленным социальным окружением).
Базальные потребности - главные потребности в каждой из групп потребностей. Соответственно их всего три: потребность в продолжении рода, потребность в эмоциональном контакте и потребность в новой инофрмации.
Выделение У. Мозеру четырёх форм оперотропизма легло в основу следующих предположений: выбор профессии рассматривается как попытка найти в профессиональной жизни
• разрешение специфических конфликтов (защитный оперотропизм);
• регрессию поведения до более примитивных форм, близких к первичной потребности, но приводящих к ресоциализации (клапанный оперотропизм);
• сублимацию, характеризующуюся тем, что потребность находится под контролем;
• форму, которая объединяет первые три и отражает все многообразие уровней разрешения специфической тематики конфликта для данного человека (интегральный оперотропизм).
Например, успешной сублимацией представляется деятельность хирурга или рыбака (сублимация садистической потребности), т.е. преобразование опасного импульса в социально одобряемую профессиональную позицию.
Согласно теории профессионального развития Э. Роу, потребности, недостаточно удовлетворяемые на более ранних стадиях развития индивида, приводят к появлению в дальнейшем доминирующих мотивов, проявляющихся в способе жизни и профессиональном поведении. Причём весомее проявляется не сама потребность, а отношение к ней (защищающее, требовательное, любящее, враждебное…), детерминированное особенностями взаимодействия родителей с ребёнком. Э. Роу выделяет восемь групп профессий по ориентации интересов:
• группа сервиса (работники службы быта, официанты и т. д.),
• группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний…),
• группа организаторов (администраторы и др.),
• группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, работники сельского хозяйства и т. д.),
• технические профессии,
• группы профессий науки,
• группы профессий культуры,артистические профессии.
В каждой группе имеется шесть профессональных уровней в зависимости от образования и квалификации. Для всех групп и уровней приводятся данные о чертах личности и особенностях развития психофизиологических качеств, а также наиболее общие характеристики личности профессионалов.
В направлении теории решений (П. Циплер, Д. Тидеман, О’Хар) профессиональный выбор представляет собой систему ориентировок в различных профессиональных альтернативах. Эти профессиональные альтернативы сравниваются человеком с ожидаемым успехом, который определяется произведением ценности профессионального события (например, получение рабочего места) на вероятность его наступления. Процесс решения, на основе которого осуществляется прогноз профессионального развития, имеет свою структуру. Выделяются следующие периоды:
• антиципации, когда индивид сталкивается с профессиональными альтернативами, определяет собственное предпочтение и делает выбор;
• спецификации и уяснения, когда человек осмысливает свою позицию, создает перспективу развития и образ "Я-профессионал";
• осуществления, характеризующийся реальным вступлением в профессиональную ситуацию и интеграцией выбранной позиции в социальной системе.
Типологическая теория профессионального развития Д.Голланда делает акцент на связи личности и её окружения. Процесс профессионального развития включает в себя определение самим индивидом своего личностного типа и поиск профессиональной среды и окружения, соответствующих данному типу. Каждый тип:
o реалистический,
o исследовательский,
o конвенциальный,
o предпринимательский,
o социальный,
o артистический
характеризуется определёнными психологическими особенностями, в частности, способностями, интересами, характером, предпочитаемым окружением, которые обусловлены взаимодействием ряда факторов: влиянием семьи, значимых людей, опыта, социокультурной среды … Именно эти факторы определяют предпочтения человеком тех или иных видов деятельности, которые становятся ведущими интересами, стимулирующими развитие определённых способностей. А интересы и способности личности формируют определённые личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует. Удовлетворённость работой, мотивация, стремление к профессиональному совершенствованию и развитию зависит от соответствия их типа выбранной профессиональной деятельности и окружению.
В теории развития Д. Сьюпера (1952г.), объединившей концептуальные идеи целого ряда теорий, выдвигаются следующие положения:
o люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;
o каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия – ряду индивидов;
o меняющиеся с течением времени и накоплением опыта объективные и субъективные условия профессионального развития обусловливают множественность профессионального выбора;
o профессиональное развитие проходит ряд последовательных стадий;
o особенности профессионального развития зависят от социально-экономического уровня родителей, свойств индивида, его профессиональных возможностей и т. д.;
o имеются возможности управления развитием на разных стадиях через формирование у человека интересов и способностей и поддержку его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его «Я-концепции»;
o профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции;
o взаимодействие «Я-концепции» и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни;
o удовлетворённость работой зависит от того, в какой мере индивид находит возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что, прежде всего, определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на таких стадиях профессионального развития, как пробуждение и исследование.
С точки зрения Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учётом:
• своего образа «Я», включающего собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;
• интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;
• специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;
• интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определённых видов деятельности;
• ценностей личности в трудовой деятельности: как внутренних (содержательных), отражающих содержание самого процесса труда и его продукта, так и внешних (сопутствующих), в частности, оплата, престиж, социально-психологические условия;
• отношения к труду, к работе и профессии;
• потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии;
• черт личности: наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудовогоповедения человека;
• профессиональной зрелости.
Теперь рассмотрим, как развивалось профориентационное направление в России. В России вопросы профориентации стали предметом изучения ещё до Первой Мировой войны. Эту работу начали сотрудники Педагогического Музея Московского учительского дома. Среди публикаций этого периода можно отметить статью Е. Чернолусской «Помощь окончившим школу в выборе профессии», опубликованную в 1914 году в журнале «Вестник воспитания». Профилизация школы, начавшаяся в ходе реформы образования 1915- 1916 г., продолженная решением первого Всероссийского съезда работников просвещения в 1918 г. (принявшим Положение о единой трудовой школе, осуществляющей профильное обучение по гуманитарному, естественно-математическому и техническому направлениям), послужила появлению подхода к системе профориентации, основанной на оказании психолого-педагогической помощи человеку в выборе профессии.
Создание Центрального Института Труда (1921г.) и начало деятельности лаборатории промышленной психотехники, разрабатывавшей профессиограммы, послужило появлению по всей стране профконсультационных бюро, делавших заключение о психофизической пригодности к определённому виду труда, которое требовали при приёме на работу и при поступлении в профессиональные учебные заведения. Развитие государственных служб трудоустройства послужило плановому распределению рабочей силы, что внесло особое содержание в систему профотбора. По Декрету Совнаркома в городах с населением более 20 тысяч человек организовывались биржи труда. Крупнейшие учёные (Гастев, Бехтерев, Браиловский) разрабатывали методы профотбора, получившие признание за рубежом. В 30-х годах президентом международной психотехнической ассоциации стал И. Шпильрейн, лидер советской психотехники. Однако начавшееся массовое использование анкетирования и тестов закончилось профанацией, а впоследствии разгромом молодой науки. Пассивная роль на консультации выбирающих профессию, отсутствие учёта принципа компенсации неразвитых профессионально значимых качеств другими явились слабыми моментами в деятельности профконсультаций. Следствием такого положения дел стало решение о ликвидации имевшейся системы профконсультаций и переносе профориентационной работы в среднюю школу, где она приобрела общественно-политический характер. Отныне школа была обязана учитывать потребности страны при подготовке учащихся к выбору профессии. Главенствующими в этом выборе должны были стать политические приоритеты государства (то, что «надо» стране), в то время как личностные особенности и профессионально значимые качества практически не рассматривались. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в 1936 году поставило на данном этапе точку в развитии профориентационных служб: они были закрыты, приостановлена данная работа в школах. Почти 20 лет советской психологической наукой было потеряно.
С конца 50-х - начала 60-х годов, когда в СССР фактически был снят запрет с темы профориентации, начинается новый период развития этой проблемы, связанный с исследованиями А.Н. Волковского, Л.А. Йовайша, М.Д. Виноградовой, Г.И. Галките, М.Д. Копанева, В.Б. Успенского. На практике это проявилось в открытии НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, в эксперименте по проведению дифференцированного обучения по трём направлениям: физико-математическому и техническому, биолого-агрономическому, социально-экономическому и гуманитарному (1957г). В НИИ проводились научные конференции, посвящённые подготовке молодёжи к профессиональному выбору, а также были введены две формы дифференцированного обучения: факультативные занятия в 8-10 классах и школы с углублённым изучением предметов. Профориентационная работа в школе была направлена на решение политической задачи кадрового обеспечения промышленности и сельского хозяйства, что, по сути, было аналогично системе 30-х годов. Концепция профориентации носила воспитательный характер, она представляла собой подготовку к сознательному выбору, ориентированному на готовность выбрать профессию, удовлетворяющую потребностям общества. Профориентация была подменена трудовым воспитанием и профессиональной подготовкой, что в конечном итоге всё же не привело к ожидаемому результату, так как большинство выпускников не связывало свою будущую профессиональную карьеру с профилем производственного обучения, не соответствующем их склонностям и личностным качествам.
Новый виток в развитии профориентации приходится на 80 – 90-е годы, когда интерес к профотбору в промышленности был продиктован увеличившимся количеством аварий в энергетике, на транспорте, низкой производительностью труда. Психологи активно стали изучать роль человеческого фактора в этой проблеме. Были разработаны автоматизированные системы прогнозирования профессиональной пригодности, профессиографические материалы. Однако перестройка, повлекшая в последствии спад производства и безработицу, привела к тому, что вновь приостановилась работа по профориентации, были ликвидированы службы профотбора. На этом фоне происходит активизация деятельности негосударственных частных кадровых и рекрутинговых агентств, которые с одной стороны, заполняют собой брешь в связи работодателей и будущих работников, а с другой стороны, нередко дискредитируют идею профориентации, так как используют сомнительные методы оценки профпригодности, не прошедшие серьёзной научной экспертизы (в частности, астрологические, физиогномические, графологические методы).
При всей сложности коллизий взаимодействия политической и экономической системы общества с практикой научного осмысления проблем профориентации можно сказать об имеющихся достижениях последней. В отечественной психологии процесс профессионального становления изучался через исследования психологических механизмов и закономерностей формирования личности профессионала: формирование профессиональной пригодности (К.М. Гуревич, В.А. Бодров, Е.А. Климов), профессиональное самоопределение и формирование профессионального самосознания личности (Т.В. Кудрявцев), развитие профессиональной идентичности личности (Е.П. Ермолаева, В.А. Вавилов, Е.И. Рогов), формирование психологической системы деятельности (В.Д. Шадриков), одновременно как процесс социализации и индивидуализации личности, как форма активности, как форма психического развития и как этап жизненного пути личности (Ю.П. Поварёнков).
Вопросам выбора профессии с учётом профессиональной пригодности, как совокупности индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективности её выполнения, уделяется особое значение. Профессиональная пригодность отражает конкретный уровень развития профессионально значимых качеств: прежде всего качеств, характеризующих особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии. Е.А. Климов выделил «основные обстоятельства», учёт которых необходим для принятия личностью адекватного решения при выборе профессии:
• склонности оптанта (то, чем охотнее всего занимается человек по собственной инициативе);
• осведомлённость о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях, о потребности общества в кадрах;
• уровень притязаний оптанта (на общественное признание, на вознаграждение труда и т.д.);
• личные профессиональные планы оптанта (где обучаться, кем, где работать и т.д.);
• планы родителей в отношении профессионального будущего оптанта;
• планы, в той или иной степени навязанные оптанту его сверстниками;
• объективная потребность общества в специалистах для определённой области труда;
• состояние здоровья оптанта.
В последние годы всё большее значение уделяется профессиональному самоопределению личности, по словам И.Д. Дубровиной, «процессу активного поиска личностью своего жизненного пути». Одной из важнейших задач поддержки профессионального выбора стала сейчас работа по формированию у оптантов «стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии» (Е.А. Голомшток). Появляется много развивающих программ по формированию способности выбора профессии (программы Пряжникова).
Если подытожить вышесказанное, то современный научно обоснованный профориентационный арсенал, включает следующие технологии изучения и анализа:
• личностных особенностей, детерминированных наследственностью, условиями жизни, материальной обеспеченностью, образованием;
• темперамента, характера;
• интеллектуальных способностей;
• своего образа «Я»;
• интересов, ценностей;
• степени удовлетворения потребностей при столкновении с препятствием на более ранних стадиях развития индивида;
• профессиональных альтернатив, которые сопоставляются с ожидаемым успехом;
• предпочитаемого окружения и профессиональной среды и т.д.
При этом недостатком как классических, так и современных психотехник, связанных с проблемами профориентации, является, на наш взгляд, оперирование отдельными психофизиологическими качествами и личностными особенностями. За отдельными характеристиками памяти, внимания, мышления, характера, коммуникабельности и др. не всегда видно целостную личность. Рассмотрим, к примеру, одну из использующихся сейчас профориентационных диагностических систем, направленную на оказание квалифицированной помощи учащимся 8 – 11 классов в профессиональной ориентации, в выборе уровня образования с учётом интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей подростка. Содержание блока методик следующее:
- ДДО (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова)
- Карта интересов (А.Е. Голомшток)
- Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей)
- Изучение мотивации достижений (А. Мехрабиан)
- Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
- Диагностика работоспособности (Теппинг-тест Е.П. Ильина)
- Исследование межличностных отношений (Т. Лири)
- Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина)
- Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина)
При всём позитивном отношении к каждой методике по отдельности, возникают недоумение и вопросы: а какая из предложенных методик является базовой или системообразующей, все ли надо использовать или по своему усмотрению, каков принцип подбора методик, достаточно ли их, чтобы сделать верный выбор профессии и т.д. Такой подход похож на попытку сшить лоскутное одеяло, причём заранее неизвестно, хватит ли имеющихся лоскутков или надо будет искать другие, чтобы получилось целое одеяло.
В связи с объективным развитием общественных процессов, стимулирующих развитие теории и практики профессионального консультирования, появилась потребность в переходе на очередной новый уровень понимания и психологического сопровождения процесса выбора профессии. Назрела необходимость создания новых технологий, преодолевающих слабости имевших место подходов и ориентированных на завтрашний день.
Как нам представляется, в настоящее время система профориентации должна опираться на лучшее из имеющегося в теории и практике профессионального выбора и использовать современные достижения научной мысли. Одним из ярких достижений современной психологии является соционическое знание, при котором психика человека рассматривается как информационная система, т.е. как система, воспринимающая, перерабатывающая и выдающая информацию. Из огромного количества факторов, влияющих на формирование характера человека, таких как способности, интеллект, культурный уровень, воспитание, социальная среда и т.д., приоритет отдаётся способу обработки информации, или информационному метаболизму. А он в свою очередь формирует социотип человека, лежит в основе тех или иных его проявлений.
Какое отношение к проблеме профориентации имеет соционическая типология? Самое непосредственное. Знание своего ТИМа (типа информационного метаболизма) позволяет человеку понять собственные потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в профессиональной карьере. Спектр данных возможностей детерминирован сильными функциями в структуре психики личности. Подробное описание подхода приведено в статьях " Психологические типы и способности к профессии", Особенности психологических типов, профориентация.
Как нам представляется, традиционно используемый аналитический подход, направленный на изучение отдельных личностных качеств, должен стать дополнением структурному соционическому подходу, раскрывающему суть психической организации личности. В связи с этим, использование соционического знания именно в системе профориентации путем рассмотрения ТИМа личности в качестве первоосновы проявлений человека в деятельности и общении, эффективно помогает выбирающему профессию определиться на своём карьерном, а значит, и жизненном пути .
Литература
1. Борисова Е. M., Гуревич К. M. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол. 1988. № 1. С. 77—82.
2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика для руководителей. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.
3. Зеер Э.Ф. «Психология профессий».
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.- Воронеж, 1996.
6. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития. // Вопросы психологии. 1989. №5. С.158.
7. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации (Методическое пособие) / Под науч. ред. профессоров С.А.Лисицына, С.В.Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006.
8. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. – М.: Армада-пресс, 2002.
9. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии. –Абитуриент, N11, 2003.
10. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Среди профессий и среди людей. // Школьный психолог, приложение к изданию «Первое сентября», №27, 2001.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж, 1996.
13. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Карина Георгиевна Пиликян
Опубликовано на Порталусе 08 декабря 2009 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): профориентация, карьера, соционика →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK