Рейтинг
Порталус

Инструментальный метод формирования мотивации к занятиям лечебными физическими упражнениями у детей с детским церебральным параличом

Дата публикации: 04 января 2010
Публикатор: Чаусовский Григорий Александрович
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Коррекционная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1262596568


Инструментальный метод формирования мотивации к занятиям лечебными физическими упражнениями у детей с детским церебральным параличом


Чаусовский Григорий Александрович
Доцент Запорожского национального университета

По данным ВОЗ, около 10% населения планеты являются инвалидами. В значительной мере это обусловлено и негативной тенденцией роста числа заболеваний детским церебральным параличом ( по данным различных авторов от 2 до 13 случаев на 1000 новорожденных). Известно, (Лильин Е., 1999), что детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков, обусловливает снижение качества их жизни и проблемы социальной адаптации.
Среди многообразия современных методов восстановительного лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, общепризнанно весьма эффективными являются приемы лечебной физкультуры.
Лечебные физические упражнения направлены на решение проблемы недопущения ослабления и атрофии мышц, формирования контрактур.
Эффективность применения лечебных физических упражнений в комплексе адаптационно-реабилитационных мероприятий при ДЦП в значительной мере зависит от регулярности и качества их выполнения. Присущий процессу выполнения лечебных физических упражнений рутинный характер, связанный с необходимостью осуществления многократных однотипных движений и мобилизации для этого эмоционально-волевой сферы больного, в определенной мере ограничивает возможности достижения максимальных реабилитационных эффектов.
Положительное решение данной проблемы требует создания условий для переключения доминанты сознания больного с монотонных двигательных упражнений на активный и созидательный интерес к реабилитационному физическому тренингу
В настоящее время для активации мотивационных аспектов осуществления реабилитационного физического тренинга при ДЦП используют приемы биологической обратной связи (БОС), основанные на отражении двигательных паттернов в «физиологическом зеркале динамичных компьютерных сюжетов» (Сметанкин А., 2003) или акусто-оптических эффектов (Чаусовский Г., 2009).
Однако компьютеризированные реабилитационные системы требуют определенных профессиональных навыков для их использования и, в связи с этим, применяются , в основном, в условиях специализированных лечебных центров. Известные портативные технические средства БОС, предназначенные для использования в бытовых условиях (Чаусовский Г., 2009), не позволяют внести образно-творческую компоненту в рутинный процесс осуществления реабилитационного физического тренинга. Это ограничивает возможности усиления формирования мотивации к выполнению лечебных физических упражнений детьми с ДЦП.
Новизной разработанного метода является внесение образно-творческой компоненты в процесс выполнения лечебных физических упражнений, что позволяет общедоступными приемами усилить мотивационный аспект у детей к осуществлению реабилитационного физического тренинга при ДЦП.
Аппаратурное оформление разработанного метода реализовано в виде фиксируемого на теле больного тактильного сенсора, который синхронно с движениями ребенка коммутирует подачу электрических импульсов постоянного тока на электрохимический интегратор.
Электрохимический интегратор выполнен в виде расположенных в одной плоскости электродов – пластинчатого анода и проволочного катода , который является сменным элементом конструкции и сделан в виде различных символических фигур ( человека, солнца, зверька, сердца, буквы и т.д.). Перед использованием интегратора, на его электроды накладывается белый лист фильтровальной бумаги, пропитанный раствором поваренной соли с исходно бесцветным индикатором рН (фенолфталеином).
При выполнении ребенком лечебных физических упражнений, происходит периодическое замыкание электрических контактов тактильного сенсора, которые включают портативное звуковоспроизводящее устройство и замыкают электрическую цепь подачи питания на электрохимический интегратор. Это сопровождается постепенным переходом (по контурам фигуры катода) окраски индикатора рН от исходного бесцветной к ярко красной (малиновой). Изменение окраски обусловлено процессом электролиза и образованием возле проволочного катода щелочной фракции (католита).
В связи с тем, что процесс электролиза подчинен закону Фарадея, время появления окрашенной фигурки (контуров катода) и интенсивность её окраски зависит от величины электрического тока и времени его протекания, т.е. от длительности выполнения больным лечебных физических упражнений и их интенсивности ( частоты движений). Как уже отмечалось, процесс выполнения лечебных физических упражнений сопровождается также его автоматическим озвучиванием текстом поощрительной смысловой направленности, предварительно записанным авторитетным для малыша голосом, например мамы: «Молодец ! Ты правильно двигаешь ручкой. Вот и рисунок появляется. Над еще подвигать ручкой и фигурка станет яркой».
Таким образом, приемы разработанного метода способствуют вовлечению ребенка при выполнении лечебных физических упражнений в своеобразный творческий процесс. Это усиливает позитивную мотивационную настроенность на активное воплощение реабилитационных задач, способствует разрушению порочных двигательных паттернов и формированию более физиологичных. Одновременно обеспечивается переключение доминанты сознания с рутинных двигательных упражнений на активный созидательный интерес к реабилитационному тренингу.
Внесение творческой компоненты в процесс выполнения лечебных физических упражнений способствует более успешному достижению весьма значимых при ДЦП следующих реабилитационных эффектов:
-снижение показателей ситуативной тревожности при выполнении физических упражнений;
-расширение общей двигательной активности;
-снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;
-формирование статических и локомоторных функций;
-улучшение подвижности в суставах и координации движений;
-подавление паразитарных движений и закрепление у ребенка требуемых двигательных навыков;
-преодоление пассивности и усиление мотивации к осуществлению лечебных физических упражнений, активации эмоционально-волевой сферы больного.

Разработанный метод общедоступен для реализации в бытовых условиях, что весьма значимо для больных, которые не имеют возможности пользоваться услугами специализированных реабилитационных центров.

Стоимость аппаратурного оформления метода не превышает 3 у.е., однако присущие ему функциональные возможности активации мотивационных аспектов к осуществлению физического реабилитационного тренинга с целью развития двигательных навыков у малышей, больных ДЦП, способствует их последующей более успешной адаптации в социум.

Опубликовано на Порталусе 04 января 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама