Рейтинг
Порталус


© Социально-психологические особенности формирования Армении и армянского народа как базы для моделирования имиджа страны. Историческое наследие и современность. Психология армянского народа как составная часть имиджа.

Дата публикации: 10 марта 2010
Автор(ы): Петросян Сати
Публикатор: Ангелиночка
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1268250640


Петросян Сати, (c)

Сайт автора: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_cpanel.htm

Петросян С.Ф.

Социально-психологические особенности формирования Армении и армянского народа как базы для моделирования имиджа страны. Историческое наследие и современность. Психология армянского народа как составная часть имиджа.

«Армения-страна жаркого солнца, горных массивов и плодородных долин». Репутация армян, как коммерческого народа, не соответствует истине. Настоящее призвание армянина состоит в земледелии, ремеслах и искусстве.

Теоретические аспекты этнической картины мира, её структуры и механизмов и изменения, внутриэтнического конфликта, самоструктурирования этноса были достаточно глубоко раскрыты С.В. Лурье. Однако методологические комментарии к историческому очерку из жизни армянского народа, несмотря на то, что они объясняют в какой-то мере способ применения этнологических концепций к анализу исторического и психологического материала, не показывают путей к разгадке феномена уникальности этого народа. Рассмотрение истории исследований национального характера в современной науке, в том числе психологических особенностей различных народностей (с 60-х годов XX века этим занимается психологическая антропология, реже - этнопсихология), связано с многочисленными научными спорами, скептицизмом, отрицанием опыта предшествующих исследователей. Основополагающие методологические предпосылки при всей своей непохожести, имеют общие черты. Например, Ф.Боас исходил из предпосылки, что каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, исходил из полного культурного плюрализма. Он увёл антропологию «от поисков общих законов культурного развития». Р. Бенедикт стремилась описать культуру как психологическую целостность, как внутренне гармоничную систему. Но Бенедикт мало интересовала индивидуальная психология и психологическое развитие личности, хотя она смогла показать, что элементы культуры меняют своё значение под влиянием основной культурной темы – этноса культуры и что они становятся частью единой культурной конфигурации. Существуют различные исследования, в которых даётся описание национального характера армян. Великий исследователь Армении Х.Ф. Линч однажды заметил, что замечательными чертами армян является их несгибаемость, упрямое мужество и выдержка, которым они и обязаны своим сохранением как народа. Д.Лэнг, известный кавказовед, отмечал, что события прошлого наложили существенный отпечаток на национальный характер армян. Изначально гордые и воинственные, они часто принуждены были склониться под ярмом чужеземцев, развивать в себе дипломатичность и хитрость, чтобы обеспечить себе сохранение жизни. Они прекрасные земледельцы, искусные ремесленники, замечательные мастера во всех областях художественного творчества, в том числе в скульптуре и живописи, отличные ювелиры и ткачи. Трудолюбивые и трезвые, они умеют неустанно и помногу работать. Армяне в высшей степени общительны и гостеприимны, преданы семье и родственным связям. У них поистине шотландское отношение к честности и презрение к расточительности, при этом они умеют добиться своей выгоды. Исследование армянского общества всегда было затруднено не столько социальной дифференциацией общества на самостоятельные группы и прослойки, сколько сильной территориальной и политической разобщённостью различных частей армянской этнической общности. Наиболее сильное влияние на результаты исследования оказывает «свойственная армянам организация жизни в той или иной форме союза с внешним фактором, который воспринимается как основное условие деятельности». Восприятие имиджа того или иного народа, (словно того или иного политика-феномен так называемого »удалённого восприятия», когда предметы или процессы, с которыми нет прямого соприкосновения, воспринимается массовым сознанием опосредованно, через различные каналы коммуникации (как уже было сказано, в основном через средства массовой информации). Так мы воспринимаем не реально существующих армян, а их виртуальные образы, существующие в информационном пространстве. Таким образом, «имидж выступает своеобразным, стереотипом, который методом ассоциаций наделяет объект дополнительными характеристиками (социальными, психологическими, этическими), не обязательно имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ». Армяне (само название. Хай) один из народов, в основном населяющий Армению, но расселённый также и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. За пределами Армении армяне проживают более чем в70 странах, наибольшее их число в США, Иране, Ливане, Турции, Сирии). Исследователи среди закавказских армян особо выделяли жителей бывшей Карабахской области - Шушинского, Зангезурского, Джибраильского и частью Джеванширскогоуездов как одних из тех, кому удалось удержаться с оружием в руках до прихода на Кавказ русских. Карабахцы издавна славились своим мужеством, храбростью и решительностью. Карабахские армяне - народ рослый, статный и красивый, со спокойным, несколько суровым выражением лица. У них нет игривости и плутоватости в глазах, которые встречаются очень часто у тифлисских армян; наоборот, взгляд у них открытый, ровный и смелый. И недюжинные способности известны прочим армянам, уступающим им во всем (это касалось и учёбы, и военного поприща, и банковского дела, музыки. литературы). Трудная историческая судьба армянского народа сформировала хорошо функционирующие, адекватные и гибкие психологические защитные механизмы армянского этноса, с внутренней напряжённостью, и, следовательно, мобильностью. Это дало возможность в трудные моменты «бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации дали возможность пережить её с наименьшими потерями». Армянская семья характеризуется крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко своим родственникам без исключения. Большим авторитетом пользуется не только отец, но и мать, огромен авторитет даже у бабушки. Женщина практически освобождается от участия в других работах, в основном занимается домашнимхозяйством, воспитанием детей. Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относятся к такого рода деятельности, считая её чисто женской. В Армении проявляют уважительное отношение ко всем старшим по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и садятся только после его предложения сесть. При людях, более старших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать. Умение относиться с уважением к окружающим очень высоко ценится в Армении. Для её жителя нет человека, после общение, с которым он бы «никак» к нему не относился. Мнение составляется полярное: или друг, единомышленник, ли чужой, «не наш», враг – и никак иначе. Другу, товарищу, выказывается большая духовная щедрость и постоянное внимание. На эти качества следует обращать особое внимание при взаимоотношениях с представителями этой нации. Армяне не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят чтобы было всё по- хорошему. Объем родственных связей, которые поддерживает типичный армянин, очень велик. Родственные звания» - во-первых, это удачный повод для установления личных отношений с кем-либо. Во-вторых, выяснение, проявление и реализация в общении родственных связей - своего рода национальное «хобби», интересное, приятное занятие для многих армян. Человек, связанный с кем-либо, вызывает доверие. Достаточно рассказать о своих детях, родителях, близких, друзьях. Конечно, рассказать только хорошее, выразить гордость за них. Для армянина не так остро стоит вопрос самостоятельности в связи с такими «плотными» отношениями с близкими. Он осознаёт, что живёт и, будет жить среди связанных с ним людей, и чаще предпочитает не делать «резких движений»: разорвав одни связи приобрести новые труднее, чем, проявляя свою способность, наоборот, беречь имеющиеся отношения. Собственное «Я» он старается выражать таким образом, чтобы оно было понятно окружению: насколько демонстративно и как бы растолковывая и «вменяя». Когда же речь идёт о самостоятельной жизни, то особо вожделённой для характерного армянина она не является. Годы прибавляют армянину любви к близким и ответственности за них. Снять с себя ответственность и потерять при этом любовь - для армянина трагедия. Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных отношениях они, как правило, придерживаются стиля, который характеризируется большим дружелюбием и доброжелательностью. Подобного же бережного отношения они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любой национальности. В личных взаимоотношениях с последними они менее резки, чем азербайджанцы и выходцы с Северного Кавказа. Вместе с тем армяне чувствительны к неуважительности, к поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют. В различных ситуациях могут сдерживать чувства, но вместе с тем армяне самолюбивы, болезненно воспринимают просчеты и упущения.

Опубликовано на Порталусе 10 марта 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Социальная психология




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама