Рейтинг
Порталус

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Дата публикации: 27 марта 2010
Автор(ы): Сташкова Татьяна Николаевна
Публикатор: stashter7
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1269710448


Сташкова Татьяна Николаевна, (c)

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

Сташкова Татьяна Николаевна

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д.
Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Поэтому целью этой статьи является исследование проблемы профессионального выгорания и его динамики после проведения коррекционно-профилактических мероприятий в рамках семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
Син¬дром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психо¬логии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной дея¬тельности, и поэтому рассматривает¬ся в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительно¬го профессионального стажа, небла¬гоприятного психологического кли¬мата в трудовом коллективе.
Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмо¬ционально напряженные отношения в системе «человек - человек», на¬пример между руководителем и под¬чиненными. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Исто¬щение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
При деперсонализации наблюда¬ются нарушения отношений с други¬ми людьми; излишняя конформ¬ность, чувство зависимости, повы¬шение негативизма, скепсиса, а по¬рой и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспи¬танникам, пациентам и т.д. При син¬дроме «выгорания» снижается уро¬вень самооценки, появляется нега¬тивное отношение к своей профес¬сии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование слу¬жебными обязанностями, стремле¬ние найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимос¬ти саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».
Синдром «выгорания» — весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновацион¬ных процессов.

Данное исследование было проедено на базе детских садов № 47 и № 34 Александровского района. Участвовало 24 педагога детского сада (воспитатели и специалисты).
Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов детского сада:
1. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.
На первом этапе было проведено исследование с использованием диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон в адаптации Н. Водопьяновой). Кроме того, были выявлены причины, вызывающие профессиональное выгорание воспитателей и специалистов.
Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности.
Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем проявления эмоционального выгорания является невысокой (7-10%). В первом случае, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование воспитательной работы, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.
У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявление состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 21%.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
-56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
-21%-3-4 раза в год;
-15%- более 5 раз;
-8%- не испытывают вообще.
Таким образом, можно сделать вывод, что состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в течение года.
По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) -37%.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
-высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка (30%);
-отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (25%);
-жесткие временные рамки деятельности (занятие, окончание года);
-ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (16%);
-неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (31%);
-организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);
-ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (37%);
-отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (15%).
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.
Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
С педагогами, которые определили степень эмоционального истощения, деперсонализацию и редукцию личностных достижений выше нормы, проводились следующие коррекционно-профилактические мероприятия в рамках семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
Перечень занятий:
1. Влияние психоэмоционального состояния воспитателя детского сада на педагогическую деятельность и результаты его труда.
2. Понятие и критерии психического здоровья.
3. Основные причины и факторы педагогического труда, ведущие к возникновению состояния эмоционального выгорания.
4. Механизмы психологической защиты.
5. Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма.
6. Фазы и периоды развития эмоционального выгорания в деятельности педагога.

Таблица 1. Динамика диагностики профессионального выгорания
(К. Маслач, С.Джексон в адаптации Н. Водопьяновой).

Участвовало 24 педагога д/с № 34 г. Струнино и д/с № 47г. Александрова

Субшкала ниже нормы в норме
выше нормы
в начале учебного года в
конце учебного года в начале учебного года в
конце учебного года в начале учебного года в
конце учебного года
Степень эмоционального истощения 8 – 33,3% 9 -37,5% 7 -29,2% 8 – 33,3% 9 – 37,5% 7- 29,2%
Деперсонализа-
ция 8- 33,3% 8- 33,3% 9- 37,5% 11-45,8% 7 -29,2% 5- 20,9%
Редукция личностных достижений 6- 25% 7 -29,2% 11-45,8% 11-45,8% 7-29,2% 6 - 25%

Выводы: прослеживается уменьшение высокой степени эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений, т.е. положительная динамика эмоционального состояния специалистов и воспитателей детского сада, после поведения с ними занятий семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
Список используемой литературы:
1. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
4. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
5. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
6. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Опубликовано на Порталусе 27 марта 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): психическое здоровье, эмоциональное выгорание,



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама