Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПСИХОЛОГИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 17.09.19


Социально-когнитивный конструктивизм: педагогическая философия инновационной модели профессионального образования

Дата публикации: 03 апреля 2010
Автор: Е.В.Руденский
Публикатор: rudenskiy
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1270259075 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Е.В.Руденский, (c)

найти другие работы автора

Социально-когнитивный конструктивизм:
педагогическая философия
инновационной модели профессионального образования

Е.В.Руденский.
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук,
профессор социальной психологии и клинической социологии,
действительный член Академии педагогических и социальных наук,
действительный член Международной Академии социальной работы,
действительный член Международной Академии социального прогнозирования,
член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы

Парадигмальная концептуализация конструктивистской педагогики компетентностного образования, вызвавшая интерес педагогического сообщества не только Российской федерации, но и ряда зарубежных стран, обусловила необходимость представить педагогическую философию социально-когнитивного конструктивизма, которая определяет фундамент конструктивистской педагогики профессионального образования .
Социально-когнитивный конструктивизм рассматривается в моих работах по педагогике и педагогической психологии, с позиции трех подходов:
- с позиции философского подхода: как педагогическая философия инновационной модели профессионального образования;
- с позиции методологического подхода: как теоретическое основание методологии интеракционного конструкционизма;
- с позиции теоретико-концептуального подхода: как организационно-педагогическая теория познания в образовательном процессе.
Эти подходы реализованы мной:
- в обосновании новой психологической дидактической системы профессионального образования – конструктивистской педагогики профессионального образования ;
- в разработке и реализации новой технологии индивидуальной педагогической деятельности, ориентированной на развитие психологической, социальной и социально-психологической компетенций – конструктивистской психологии когнитивного обучения .
Социально-когнитивный конструктивизм как педагогическая философия инновационной модели профессионального образования формировалась в процессе рефлексии критического конструктивизма виктимологии образования, которой было посвящено 15 лет исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности .
Основной исследовательской процедурой критического конструктивизма виктимологии образования стал критический анализ интеракционного механизма социализации в образовательном процессе российской школы .
Критический анализ основан на понимании закона диалектической философии - «отрица¬ния отрицания», а, следовательно, подчинен прин-ципу конструктивизма, а не формального отрицания. Сущность его заключается в том, что социальные явления и процессы образовательного процесса российской школы оцени¬ваются или как отживающие, или как прогрессивно развиваю¬щиеся, нарождающиеся и направленные в прогрессивное буду¬щее. Оценивание как когнитивная деятельность стала индуктором понимания роли и значения проблемы зависимости процессов инновационной трансформации российского образования от состояния и направления развития профессионально-педагогического мышления всех субъектов, организующих процесс образования .
Именно критический конструктивизм виктимологии образования определил вектор институционализации инновационного профессионально-педагогического мышления. Продуктом, которого и стало формулирование социально-когнитивного конструктивизма как педагогической философии инновационной модели профессионального образования .
Критика — одна из наиболее эффективных форм инновационного мышления, крайне необходимого для конструктивной модернизации российского образования, и как таковая направлена в моих исследованиях аномалий теоретических и методических основ российского образования, не на разрушение или уничтожение, а на созидание нового на месте старого, на его реконструкцию .
Критика в педагогических теориях — объективно необходимая форма оценки ее реального состояния сравнительно с тем, необходимость в котором диктуется реалиями состояния проблем социального функционирования личности в современном российском обществе. В этом и заложен педагогический конструктивизм критического метода виктимологии образования, которая образует своеобразное рефлексивное основание для концептуализации инновационного философско-педагогического подхода к модернизации профессионального образования – СОЦИАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА.
Критический конструктивизм виктимологии образования не только вскрыл аномальное состояние российской педагогической теории, но и определил конструктивный статус конструктивистской педагогики как инновационной психолого-дидактической системы, ориентированной на развитие компетентной, способной к непрерывному развитию и актуализации компетенций в социальном и психологическом функционировании личности.
Конструктивистская педагогика создает теоретическое и методическое основание инновационной модели профессионального образования. Основание, которое базируется на педагогической философии социально-когнитивного конструктивизма.
Сущность социально-когнитивного конструктивизма как педагогической философии инновационной модели профессионального образования заложена в его определении, которое интегрировало основные направления развития современной философии конструктивизма.
В определении (а, значит – и в понимании) социально-когнитивного конструктивизма интегрированы основные положения:
• Конструктивистской философии социального познания, раскрывающей роль образования как социального института управления активной когнитивной деятельностью, формирующей конструкты сознания как психологические механизмы социального поведения;
• Методологии культурно-исторической психологии, определяющей социально-коммуникативное действия, педагогические интеракции в качестве базового механизма социальной детерминации развития высших психических функций, и прежде всего – когнитивных, субъектов образовательного процесса;
• Генетического конструктивизма психологии когнитивного развития, представляющий онтогенетический механизм становления когнитивной компетенции личности в процессе ее развития;
• Теории личностных конструктов, задающую вектор понимания компетенции не только как цели образования, но и как когнитивного конструкта личности, формирующего критерии субъективного управления ее социальной деятельностью;
• Социального конструктивизма, определяющего социальную детерминацию познания и трактующего его как непрерывный процесс социального конструирования;
• Психологического конструктивизма, формирующего понимание интеракции, интерпретации, рефлексии в качестве психологических механизмов конструктивной деятельности субъектов образовательного процесса;
• Конструктивистской психологии межличностных коммуникаций, определившей понимание интеракционной системы образования как организационно-педагогического механизма социального управления процессами субъективного конструирования компетенций личности;
• Конструктивистской концепции социализации, определивший ее как социально-генетический механизм становления социального интеллекта личности и выводящей на понимание интеллекта как системной иерархии личных конструктов – компетенций;
• Конструктивизма теории социального научения, экспонирующего реципрокный детерминизм интеллекта (системы компетентностных конструктов), социального поведения и образования, в котором интерсубъектность социализирующего знания предстает как основное средство конструирования компетенций;
• Психосоциологии мышления как организационно-когнитивной теории социального познания, раскрывающей алгоритм когнитивного конструирования компетенций личности и системной организации интеллекта в зависимости от реального социального контекста и состояния интеракционной системы общества.
Такая интеграция дает возможность представить социально-когнитивный конструктивизм как педагогическую философию образования, раскрывающую инновационное понимание реципрокного детерминизма базовых концептов конструктивистской дидактики профессионального образования:
• когнитивное конструирование - субъективная форма познавательной активности учащегося в образовательном процессе;
• компетентность – когнитивный конструкт: цель и результат когнитивного конструирования – основа содержания образовательного процесса;
• когнитивное обучение – механизм социализации интеллекта обучающегося, индуцируемый когнитивно-конструирующей деятельностью;
• интеракционная система – организационно-педагогический механизм, педагогического управления когнитивным конструированием компетентности как цели профессионального образования;
• социальная интеракция – педагогический инструмент (средство) педагогической индукции конструктивной деятельности учащегося;
• социально-психологическая рефлексия – педагогический инструмент (средство) управления конструированием компетенции;
• субъективирующая рефлексия - когнитивный механизм субъективизации социализирующего интеллект знания как базового элемента когнитивного конструкта – компетенции;
• социально-психологическая интерпретация - педагогический инструмент (средство) управления конструированием компетенции;
• когнитивная кооперация - педагогический инструмент (средство) управления конструированием компетенции;
• когнитивная интеграция – когнитивный механизм, композиционного конструирования компетенции;
• рефлексивное конструирование – когнитивный механизм субъективной валидизации компетенции;
• педагогическая индукция – активирующий когнитивно-конструирующую деятельность учащегося педагогический триггер – механизм, запуская процесса конструирования компетентности.
Система базовых концептов социально-когнитивного конструктивизма формирует ядро категориальной системы конструктивистской педагогики профессионального образования и определяет формулировки основных методологических принципов инновационной методологии педагогики профессионального образования:
1. принцип реципрокного детерминизма;
2. принцип когнитивного активизма;
3. принцип интеракционного активизма;
4. принцип субъективизации социализирующего знания;
5. принцип коммуникативного детерминизма конструктивного активизма;
6. принцип кооперативного интеракционизма;
7. принцип интерпретативного диалогизма;
8. принцип рефлексивного инструкционизма.
Социально-когнитивный конструктивизм трактует образовательный процесс как интеракционную систему когнитивного обучения, в котором когнитивная активность субъектов этого процесса является главным условием его эффективности, а социализирующее знание предстает как базовый элемент когнитивного конструкта профессиональной или социальной компетенции.
С позиции социально-когнитивного конструктивизма когнитивный конструкт профессиональной компетенции предстает как динамически развивающаяся система, динамизм функционирования и развития которой обеспечивают другие ее элементы: интерпретация знания; рефлексия прагматики социализирующего знания; рефлексия смысла знания, рефлексия социальной валидности социализирующего знания .
Социально-когнитивный конструктивизм как педагогическая философия раскрывает понимание дидактической системы конструктивистской педагогики профессионального образования, интегрирующей пять основных дидактик когнитивного обучения личности в профессиональном образовании:
• интеракционная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования;
• коммуникативная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования:
• лингвистическая дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования:
• интерпретативная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования:
• рефлексивная дидактика конструктивистской педагогики профессионального образования.
Социально-когнитивный конструктивизм представляет целостную теоретическую экспозицию институтционально-организационной системы конструктивистской педагогики, в которой основное внимание уделено педагогической интерпретации социальной интеракции как интегративному элементу педагогического процесса, ориентированного на когнитивное конструирование профессиональной компетенции и формирование понимания конструирования профессиональной компетенции как содержания социальных интеракций в образовательной деятельности педагога – конструктивиста.
Педагог-конструктивист как агент социальных изменений в обществе, основы которых формируются конструктивистской педагогикой профессионального образования, описывается социально-когнитивным конструктивизмом в качестве социально-компетентного и интеллектуально автономного новатора образовательной деятельности. Социально-когнитивный конструктивизм определяет концепцию его профессиональной подготовки. Основу данной концепции определяет изучение когнитивной психомеханики (системы психологических механизмов) конструктивистской деятельности учащегося, которая является основным объектом профессионального внимания педагога – конструктивиста.
Когнитивная психомеханика конструктивистской деятельности учащегося в интерактивной системе профессионального образования, впервые в отечественной педагогике, раскрывает процесс познания и формирование компетенции как метакогнитивную способность личности учащегося и условие успешности профессионального обучения, и, впервые актуализирует проблему когнитивной компетенции как фактора субъективной готовности к профессиональному образованию.
Особое место педагогическая философия социально-когнитивного конструктивизма отводит осмыслению критериально-оценочной и технологической системам конструктивистской педагогики профессионального образования.
В качестве технологического принципа конструктивистской педагогики профессионального образования впервые, педагогическая философия социально-когнитивного конструктивизма, обосновывает тренинг-принцип когнитивного обучения, разработке которого автор посвятил более 25 лет экспериментально-педагогической работы.
Таким образом, как педагогическая философия инновационной модели профессионального образования, социально-когнитивный конструктивизм представляет концепты (теоретический, методологический, гносеологический, морфологический, категориальный, феноменологический и дидактический), основные системы конструктивистской педагогики профессионального образования .
Педагогике, которая обеспечивает реальность практики основных положений модернизации российского образования.
Педагогики, адекватной требованиям, которое предъявляет общество знаний и компетентных людей. Общество, которое формируется в России.


Опубликовано 03 апреля 2010 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): социально-когнитивный конструктивизм. психологическая дидактика когнитивной социализации.


Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама