Рейтинг
Порталус

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ МЕЖЛИЧНОТСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БЛИЗНЕЦОВ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Дата публикации: 07 мая 2010
Автор(ы): Гойко Наталья Васильевна
Публикатор: Netali
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Психология общения →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1273186057


Гойко Наталья Васильевна, (c)

Н.В. ГОЙКО

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ МЕЖЛИЧНОТСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БЛИЗНЕЦОВ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Разработка проблемы межличностного взаимодействия подростков со сверстниками вызывает определенный интерес в современном обществе, особенное значение имеет разработка данной проблемы в отношении детей-близнецов. Прохождение близнецами подросткового этапа отличается своими особыми закономерностями. Специфика взаимоотношений близнецов характеризуется тем обстоятельством, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Близнецам почти всё время приходится сталкиваться с подчеркиванием их сходства, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность. Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом или сестрой и не стремятся к сближению с другими людьми. Все эти проблемы, так или иначе, проявляются в содержании взаимодействия у близнецов. Следовательно, можно предположить, что такие специфические условия развития близнецов откладывают отпечаток на их способе взаимодействия, а следовательно содержание и характер межличностного взаимодействия со сверстниками у подростка близнецовой пары будет отличаться от содержания межличностного взаимодействия подростка, не являющегося близнецом.
В отечественной психологии вопросы межличностного взаимодействия получили теоретическое развитие в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.И. Горяниной, В.В. Знакова, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика и др. Однако, следует отметить, что в настоящее время проводится очень мало исследований, которые бы занимались изучением развития близнецов и их взаимодействия между собой и со сверстниками именно в подростковом возрасте. Работы таких психологов как – В.С. Мухина, Т.Б. Морозова, Н.М. Зырянова, П. Миттлер, Ф. Фримен, С. Скарр и многих других проводились в рамках возрастной психологии, но они, как правило, ограничивались младшим школьным возрастом.
Актуальность работы обусловлена потребностями в новых данных, относящихся к изучаемому явлению в связи с недостатком у школьных психологов полноценных разработок развития близнецов в подростковом возрасте, в следствии чего психологи испытывают особую трудность, так как именно они занимаются проблемой гармоничного развития личности детей, вопросами их психологического здоровья, что невозможно без успешной адаптации в социуме, без взаимодействия с окружающими.
Объект исследования: межличностное взаимодействие в подростковом возрасте.
Предмет исследования: содержание межличностного взаимодействия близнецов подросткового возраста со сверстниками.
Цель исследования: изучение особенностей межличностного взаимодействия близнецов со сверстниками в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: содержание межличностного взаимодействия у подростка близнецовой пары со сверстниками отличается от содержания межличностного взаимодействия подростка, не являющегося близнецом.
Методологическую основу исследования составили основные теоретические положения отечественных и зарубежных психологов, разработанные в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Э. Эриксона, Ш. Бюлер. Для реализации цели и задач исследования был использован комплекс диагностических методик: опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов», ориентировочная анкета В. Смейкала и М. Кучера, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Научная новизна исследования заключается в решении актуальной научной задачи изучения развития близнецов в подростковом возрасте. Рассмотрение данного вопроса представляет не только научный интерес, но и открывает перспективы психолого-педагогической поддержки таких учащихся и подготовки их к самостоятельной взрослой жизни.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования и представленные выводы могут служить в качестве инструментария для планирования и осуществления диагностической, профилактической и коррекционной работы и обеспечения успешной подготовки близнецов подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни в работе школьных педагогов-психологов, социальных педагогов, а так же специалистов, чья сфера деятельности связана с подростками.
Согласно полученным статистическим данным в нашем исследовании, мы приходим к выводу, что между близнецами и их сверстниками, а именно родными братьями и сестрами, не являющимися близнецами, а так же единственными детьми в семье существует разница в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях в процессе межличностного взаимодействия. Различия эти проявляются в том, что со стороны родных братьев и сестер, не являющимися близнецами наиболее предпочитаемой стратегией является приспособление, которое наблюдается у большенства испытуемых. Следовательно, такие подростки, прежде всего, ориентированы на сохранение социальных отношений, не желая явно проявлять свое несогласие. Они предпочитают подчиниться агрессору при межличностном взаимодействии. Предполагаем, что это связанно с их привычкой постоянно приспосабливаться к совместному проживанию с братом или сестрой на одной территории.
Со стороны близнецов нами не было выявлено какого-либо явного предпочтения ни в одной из имеющихся стратегий поведения в конфликтных ситуациях при межличностном взаимодействии.
Что же касается единственных детей в семье, то наиболее предпочитаемой стратегией в конфликтных ситуациях в процессе межличностного взаимодействия для них является компромисс. Мы предполагаем, что это связанно с тем, что такие подростки при взаимодействии со сверстниками проявляют осторожность, стремясь примерить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными, так как, зачастую ощущают себя одинокими, не имеющими достаточной поддержки со стороны родного брата или сестры, в виду их отсутствия, этим и вызвано их нежелание разрешать конфликтные ситуации, маскируя противоречия вызванные конфликтом.
Согласно полученным статистическим данным в нашем исследовании были так же получены статистические данные, которые свидетельствуют о том, что близнецам и их сверстникам присущи различные типы личностной направленности.
Различия эти проявляются в том, что близнецам не присущ какой-либо одни из типов личностной направленности, а именно, у одной половины преобладает направленность на себя, у другой – направленность на взаимодействие. Отметим так же, что ними было зафиксировано то, что близнецам не присущ тип личной направленности на задачу. Предполагаем, что это связанно с тем, что в подростковый период для близнецов крайне важно ответить на вопрос «Кто я?». Однако, делают они это по-разному, одни прислушиваются к себе, своим желаниям, чувствам, внутренним ощущениям, другие стремятся установить новые контакты со сверстниками, приобрести новых друзей и через взаимодействие с ними понять себя и других людей, ответив на этот самый главный вопрос подростничества «Кто я?».
Большинству подростков являющихся единственными детьми в семье присуща личностная направленность на взаимодействие. Предполагаем, что это связанно с тем, что эти дети долгое время были лишены возможности познать себя и других людей постоянно взаимодействуя со сверстниками, в отличии от тех, кто имеет родных братьев или сестер. Теперь их задача заключается в познании себя через других.
Совсем другая ситуация складывается у подростков, являющихся родными братьями с сестрами, но не являющихся близнецами. Большинству этих подростков присуща личностная направленность на себя, следовательно, они в этот период более активно начинают изучать себя самих.
Нами были так же установлены следующие различия в содержании межличностного взаимодействия близнецов со сверстниками:
- в отношении показателя адаптивности, выяснилось, что наиболее адаптированными в межличностном взаимодействии являются родные братья и сестра, не являющиеся близнецами. Менее адаптированными оказались единственные дети в семье, и самый низкий уровень адаптации в норме наблюдается у подростков из близнецовых пар. Следовательно, именно близнецы более всех нуждаются в адаптационной помощи и поддержке со стороны родителей, педагогов и психологов;
- в отношении показателя приятия себя, выяснилось, что самый низкий уровень принятия себя в норме так же наблюдается у близнецов, а самый высокий уровень норы приятия себя наблюдается у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами. Средний показатель наблюдается у единственных детей в семье. Из этого следует заключить, что близнецы так же нуждаются в оказании им помощи в отношении приятия себя;
- в отношении показателя неприятия других выяснилось, что именно у близнецов этот показатель в норме, выше, чем у двух оставшихся групп испытуемых. Средний показатель отмечается у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами и самый низкий уровень нормы у подростков, являющихся единственными детьми в семье;
- в отношении показателя приятия других выяснилось, что у близнецов самый низкий уровень нормы по данному показателю средний показатель норы у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами и самый высокий – у подростков, являющихся единственными детьми в семье. Эти данные указывает на то, что близнецы так же нуждаются в коррекции и по этому показателю;
- в отношении показателя эмоционального дискомфорта выяснилось, что самый низкий уровень нормы по данному показателю наблюдается у подростков, являющихся единственными детьми в семье, средний – наблюдается у близнецов, а самый высокий уровень нормы у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами. Из этого, мы заключаем, что более всего в коррекции по данному показателю нуждаются подростки являющиеся единственными детьми в семье и близнецы;
- в отношении показателя внешнего контроля, выяснилось, что самый низкий показатель в норме наблюдается у подростков являющихся единственными детьми в семье. Одинаковые показатели были зафиксированы у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами и подростков из близнецовых пар;
- в отношении показателя доминирования выяснилось, что самый низкий показатель в норме так же наблюдается у подростков являющихся единственными детьми в семье. Одинаковые показатели норы зафиксированы у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами и подростков из близнецовых пар;
- в отношении показателя эскапизма или ухода от действительности выяснилось, что самый низкий показатель в норме наблюдается у подростков из близнецовых пар, следовательно, они более других нуждаются в оказании им помощи по данному показателю. Средний уровень нормы эскапизма наблюдается у родных братьев и сестер, не являющихся близнецами, а самый высокий уровень нормы эскапизма наблюдается у подростков являющихся единственными детьми в семье.
Подводя итоги данного исследования, мы пришли к выводу, что содержание межличностного взаимодействия у подростков близнецовой пары со сверстниками отличается от содержания межличностного взаимодействия подростков, не являющихся близнецами. Эти отличия выражается в том, что близнецам в большей степени, чем другим подросткам характерны низкий уровень внутреннего контроля, низкий уровень принятия себя и других. Им не свойственна личностная направленность на задачу и отмечается большее стремление к уходу от проблем, а так же высокий уровень эмоционального дискомфорта. Всё это приводит к их низкой адаптивности во взаимодействии со сверстниками и свидетельствует о том, что они более других нуждаются во внимании и поддержке со стороны психологов, социальных педагогов и родителей. Для повышения уровня адаптивности подростков близнецовых пар в межличностном взаимодействии следует разрабатывать профилактические и коррекционно-развивающие программы, позволяющие близнецам стать гармонично развитой личностью, сохранить свое психические здоровье и научиться эффективному взаимодействию с окружающими их людьми.
Наиболее адаптированными в межличностном взаимодействии оказались испытуемые из группы родных братьев и сестер, не являющихся близнецами. Для содержания межличностного взаимодействия этих подростков характерен высокий уровень принятия себя и других. Уровень внутреннего и внешнего контроля у большинства из них находится в норме. Уровень доминирования и ведомости так же у большинства из них находится в границах нормы, они ощущают эмоциональный комфорт при взаимодействии со своими сверстниками. Все это способствует их наибольшей способности к адаптации в отличии от других групп испытуемых.
Менее адаптированными в межличностном взаимодействии оказались подростки являющиеся единственными детьми в семье. Им свойственен низкий уровень нормы в отношении неприятия себя и других. Низкий уровень нормы внешнего контроля, в результате чего им не всегда удается ощущать эмоциональный комфорт при межличностном взаимодействии со своими сверстниками. Все это снижает их способность к адаптивности и успешному взаимодействию с окружающими людьми.
Цель исследования – решена: Были изучены особенности межличностного взаимодействия близнецов со сверстниками в подростковом возрасте через раскрытие содержания, характеризуя особенности объективной и субъективной сторон межличностного взаимодействия.
Задачи исследования – решены: Была проработана научная литература отечественных и зарубежных психологов, посвященная особенностям подросткового возраста. Нами были рассмотрены подходы к пониманию особенностей подросткового возраста в работах таких психологов как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божевич, К. Левин, Ш. Бюлер, затем нами было сделано обобщающие заключение относительно этапов, через которые проходят подростки в данный период.
Следующей задачей нашего исследование было рассмотрение социально-психологических проблем изучения особенностей личностного развития близнецов, через изучение используемых ими способов взаимодействия внутри близнецовой пары, их взаимодействия с родителями и окружающими их людьми.
Затем были рассмотрены социально-психологические аспекты исследования межличностного взаимодействия через проведение анализа первоисточников посвященных проблеме изучения межличностного взаимодействия в работах таких психологов как Л.И. Уманский, Н.Н. Обозов, А.Л. Журавлева, Г.А. Ковалев, Н.В. Казаринова. Следующим этапом работы было изучение определения понятия «межличностное взаимодействие» в работах Б.Ф. Ломова, А.А. Леонтьева, Н.И. Конюхова, Е.В. Сидоренко, и структуры межличностного взаимодействия в работах Я.Л. Коломинского, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова и А.Ф. Яковличева.
На основании изученного нами теоретического материала был осуществлен подбор диагностических методик, направленных на выявление специфики особенностей взаимодействия близнецов со сверстниками, проведено эмпирическое исследование, заключающиеся в изучении содержания межличностного взаимодействия у близнецов подросткового возраста и их сверстников, не являющихся близнецами и осуществлении оценки статистической достоверности полученных данных.
Полученные нами результаты могут дополнить уже известные ранее данные об особенностях развития близнецов подросткового возраста и представляют интерес в качестве открытия новых перспектив практической работы школьным психологам, социальным педагогам и другим специалистам занимающихся разработкой и проведением диагностической, профилактической и коррекционной работы с близнецами.

Опубликовано на Порталусе 07 мая 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): близнецы взаимодействие подростковый возраст



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама