Рейтинг
Порталус


Текст доклада И.М.Мирошник: Методологический и методический аспекты развития универсальных координационных способностей личности и пластичности мозга в условиях санаторно-курортной рекреации

Дата публикации: 22 августа 2013
Автор(ы): Ирина Макаровна Мирошник
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Школы психологии →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1377159120


Ирина Макаровна Мирошник, (c)

XIII конгресс физиотерапевтов и курортологов Автономной Республики Крым


«Актуальные вопросы организации курортного дела, курортной политики и физиотерапии»

18-19 апреля 2013 г., г. Евпатория


Текст доклада И.М.Мирошник: Методологический и методический аспекты развития универсальных координационных способностей личности и пластичности мозга в условиях санаторно-курортной рекреации. Текст доклада на XIII конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. Полная версия (в форме доклада-лекции). — Евпатория, 18 апреля 2013. — Электронный ресурс.


(с) Мирошник И.М., 2013. Все права защищены. Перепечатка только с разрешения автора.



ТЕКСТ ДОКЛАДА И.М.МИРОШНИК (полная версия)


Вашему вниманию предлагаются два доклада

(Слайд 1).

  1. Первый доклад. Мирошник И.М. Методологический и методический аспекты развития универсальных координационных способностей личности и пластичности мозга в условиях санаторно-курортной рекреации.

  2. Второй доклад: Креслов А.И., Мирошник И.М. (докладчик), Гаврилин Е.В. Опыт организации инновационной психологической службы в детском клиническом санатории.



Ирина Макаровна Мирошник — кандидат психологических наук, г. Москва (докладчик)


(Слайд 2). И.М.Мирошник. Методологический и методический аспекты развития универсальных координационных способностей личности и пластичности мозга в условиях санаторно-курортной рекреации. Текст доклада на XIII конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. Полная версия (в форме доклада-лекции). — Евпатория, 18 апреля 2013). — Электронный ресурс.


По прогнозам будущего в стремительно изменяющемся мире вероятен чрезвычайно быстрый технологический прогресс (сингулярность), который потребует модернизации не только экономики, политики, образования, но и трансформации самого субъекта эволюции — человека. Технологическая революция ставит перед психологической наукой и практикой принципиально новую задачу формирования человека будущего в настоящем. Поэтому стратегическим направлением развития санаторно-курортной рекреации, как важнейшей отрасли будущего, становится не только расширенное воспроизводство человека, но и модернизация его психофизических, социальных и духовных способностей. Это направление требует разработки методологических оснований, инновационных методик и технологий, что определило логику и содержание этого доклада.


(Слайд 3). Координационная идеология развития как альтернатива трансгуманизму и диалектической теории развития. С позиций популярной идеологии трансгуманизма ближайшая цель развития — трансчеловек — переходное звено в эволюционном процессе от человека к постчеловеку, т.е. человек, модифицированный технологически с целью усиления старых способностей и обретения новых (выхода за пределы сущности человека путем генетических и технологических трансформаций мозга, организма, психики, вплоть до утраты видовой идентичности). Для достижения этой цели на западе разрабатывается так называемая «разумная технология»: применение науки и техники для превышения «естественных» пределов, налагаемых нашим биологическим наследием, культурой, и окружающей средой.

В качестве альтернативы идеологии трансгуманизма, созданной западными учеными и широко внедряемой в массовое сознание, с методологических позиций разработанной И.М.Мирошник Координационной парадигмы развития (КПР), принципиально отличающейся от субординационной по сути диалектической парадигмы развития, впервые было введено и теоретически осмыслено понятие «универсальные координационные способности» личности (выходящие за пределы чисто двигательных), обосновано возникновение перспективных направлений современной психологической науки — координационной психологии развития, психологии координационных способностей, координационной психологии личности, психологии координационного мышления, координационной психофизиологии и нейропсихологии и др.

Универсальные координационные способности во многом определяют новые психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития человека в различных видах деятельности, в том числе многоплановой рекреационно-оздоровительной. Изучение новых путей и возможностей оздоровления и развития человека, формирование нового координационного мышления и новой координационной культуры личности и общества определяются сегодня как основные задачи координационной психологии — основанного И.М.Мирошник перспективного междисциплинарного, комплексного направления современной психологической науки.


(Слайд 4). Координационная психология и культура гармоничного будущего. Методологическим и методическим фундаментом координационной психологии являются разработанные И.М.Мирошник Координационная парадигма развития, координационная теория развития психики, координационная теория деятельности, Система психологической координации. С новых методологических позиций, в отличие от традиционной диалектической теории, координация впервые рассматривается как главный фактор гармоничного развития, а субординация - как фактор стабилизации и устойчивости - сохранения изменений в эволюционных процессах. Такой переворот в методологии науки, осуществляемый на основе Координационной парадигмы развития (координационной метатеории развития, альтернативной диалектике) позволяет докладчику утверждать, что гармоническое будущее определяется сегодня новым координационным мышлением, альтернативным диалектическому, новыми формами и способами селективной динамической координации и соответствующими направлениями и технологиями научной и практической деятельности человека, в которых координация рассматривается как главный фактор развития:

  • координационная экономика

  • координационная политика,

  • координационная философия и идеология развития,

  • координационная культурология,

  • координационная социология,

  • координационная биология,

  • координационная физиология и нейрофизиология,

  • координационная педагогика (воспитание, обучение, образование)

  • координационная психология,

  • координационная синестетика и др.


(Слайд 5). Координационная парадигма развития определяет возможность формирования нового координационного мышления, координационного научного мировоззрения и координационной культуры гармоничного будущего. Развитие координационной культуры будущего (материальной и духовной) требует переосмысления многих привычных категорий, законов и принципов, существовавших ранее в различных науках.

Так, например, в эволюционной теории Дарвина о происхождении видов в качестве движущей силы эволюции выступает естественный отбор. С позиций Координационной парадигмы развития (координационной метатеории развития) И.М.Мирошник в качестве движущего фактора эволюции впервые рассматривается динамическая селективная координация на природном, социальном и духовном онтологических уровнях. Эволюция форм и способов селективной динамической координации и самокоординации в изменяющихся условиях внешней среды определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и соответственно новых форм и способов жизнедеятельности. Переход в новое качество возникает в результате количественного накопления скоординированных комплементарных изменений, развития универсальных координационных способностей от элементарных, биологических (например, раздражимости и чувствительности) до высших социальных и духовных координационных способностей человека, его высших психических функций, формирующихся в деятельности.

Отметим, что традиционно в нейронауках эволюция нервной системы определялась доминирующей ролью субординационных связей. Например, в известной работе «Человек как предмет познания» Б.Г.Ананьев всесторонне рассматривает процесс формирования головного мозга как единой субординационной системы. Субординационная система управления представляет собой совокупность двух элементов: объекта управления и управляющей системы. С точки зрения современной науки развитие нервной системы, ее цефализация в процессе эволюции характеризуется образованием в головном мозге управляющих центров, которые все больше подчиняли себе нижележащие образования. Между этими центрами также существует некоторая субординация, иерархия. Как неоднократно отмечал докладчик, субординационный подход, основанный на выявлении управляющих центров и управляемых исполнительных структур и механизмов, на вертикальной организации и управлении, безусловно, был плодотворным, однако он должен быть дополнен комплементарным координационным подходом, включающим изучение эволюции координационных способностей мозга, что позволяет понять, как распределенные функции в нейросетях скоординированы между собой (процесс селективной нейродинамической координации). Определение координационных связей в качестве ведущих в деятельности мозга дает основание докладчику полагать, что сегодня происходит смена парадигмы в науках о мозге: от модулярности к интерактивности и координационной парадигме развития.

Общепринято, что психическая деятельность как процесс управления имеет природные основания в организации и деятельности нервной системы. Поэтому и психическая деятельность традиционно рассматривалась как процесс управления. Напротив, в координационной психологии, разрабатываемой докладчиком (И.М.Мирошник) рефлекторные основы психической деятельности впервые рассматриваются как координационные по своей сути, что обусловлено координационными законами работы коры больших полушарий головного мозга. С новых теоретических позиций динамическая селективная координация, органично связанная с универсальной пластичностью, является не только фундаментальным координационным механизмом мозговой активности, но и психической деятельности. По сути, в координационной психологии И.М.Мирошник речь идет о селективных координационных основах психических процессов, координационных законах селективной работы коры больших полушарий головного мозга. Динамическая селективная координация становится методологическим принципом изучения психических явлений и впервые определяется как фактор самодвижения, саморазвития не только деятельности мозга, психики, но и личности (как субъекта деятельности). Субординационные механизмы деятельности мозга, психики, личности дополняют координационные, обеспечивая стабилизирующую функцию, устойчивость и сохранение изменений. В качестве основного источника психических явлений рассматривается координирующее взаимодействие субъекта с объективно существующим внешним миром. А координационные потребности и мотивы координации на биологическом, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности понимаются как источник активности и основная побудительная сила деятельности и общения. При этом и, собственно, рефлекторная деятельность, (например, условные рефлексы) рассматривается как психофизиологическая форма и способ селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения. Физиологической основой психики, соответственно, является динамическая координация процессов возбуждения и торможения, образование временных нервных координационных связей и комплексных координационных соединений. С позиций КПР и координационной теории развития психики ассоциативные механизмы деятельности мозга, психики впервые рассматривались докладчиком как координационные по своей сути, а эволюция координационных («ассоциативных») систем мозга - как показатель филогенетического статуса вида и его адаптивных возможностей, во многом определяющих уровень развития аналитико-синтетических способностей мозга и способности к формированию поведенческих программ.

Отметим, что вплоть до последнего времени механизмы координации в мозге человека мало изучались и теоретически не обосновывались. Напротив, в работах докладчика динамическая селективная координация рассматривалась не только как рефлекторная деятельность мозга и организма, но и как творческая селективная деятельность субъекта, его особая координационная потребность и универсальная координационная способность осуществлять согласование комплементарных явлений, создавать новые продуктивные координационные соединения на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.(И.М.Мирошник, 2008).

(Слайд 6).

Координационная парадигма развития в современной психологической науке.

С позиций координационной метатеории И.М.Мирошник, развитие психики впервые рассматривается как процесс и результат эволюции форм и способов селективной динамической координации и самокоординации на природном (биологическом), социальном и духовном уровнях жизнедеятельности. Обращаясь к истории философии, мы видим принципиальную новизну такой координационной парадигмы развития. Заметим, что в диалектической теории развития не принцип координации, а принцип субординации наиболее полно раскрывает идею развития, которое осуществляется через взаимосвязь и взаимодействие явлений как восходящее движение от простого к сложному, от низшего к высшему. При этом низшее выступает в высшем как подчинённое, побочное, превзойдённое этим высшим в процессе развития (диалектический закон отрицания отрицания). Такую диалектическую субординацию мы будем называть отрицательной. Диалектика субординационна по сути, т.к. в соответствии с всеобщим диалектическим законом единства и борьбы взаимоотрицающих противоположностей одна из сторон преодолевает сопротивление другой и включает ее в себя в диалектически снятом, подчиненном виде. Поэтому с позиций диалектической теории развития, чем выше уровень организации и самоорганизации (например, в органических системах), тем большую роль играют субординационные связи. Координация при этом побочна и несущественна. Итак, взаимосвязь и взаимодействие явлений в их развитии с диалектических позиций основано на возрастающей отрицательной субординации, а с позиций новой координационной парадигмы — на прогрессирующей динамической координации.

В метафизике, как противоположном диалектике философском методе, отрицающем качественное саморазвитие бытия и тяготеющем к построению однозначной, статичной, умозрительной картины вечного и неизменного мира, ведущую роль действительно играл принцип координации. Однако метафизика не рассматривала явления в их самодвижении и развитии, естественной или исторической взаимосвязи, она изучала их вырванными из этой связи, обособленными от всего остального. То есть координация в метафизике является статической, сепаратистской, функциональной, механистической и формальной. Поэтому ни в диалектике, ни, тем более, в метафизике координация никогда не была динамической или интегрирующей и не выражала идею развития.

Итак, в Координационной парадигме развития, разработанной докладчиком (И.М.Мирошник, 1990-2013), динамическая селективная координация впервые рассматривается как главный фактор гармоничного развития, а положительная субординация как фактор стабилизации, устойчивости, сохранения изменений. Положительная субординация комплементарна динамической селективной координации и отличается от диалектической (отрицательной) субординации. В качества примеров положительной субординации можно привести ценностно-нормативную систему общества, социальные институты, традиции, обычаи, нравы, социальные установки, этнические константы и др.

С точки зрения координационной психологии, основанной на КПР И.М.Мирошник, биологические, социальные и духовные координационные потребности составляют ядро мотивационно-потребностной сферы личности и находят свое удовлетворение в широком спектре деятельностей и общения, а универсальные координационные способности определяют гармонию развития личности как субъекта координационной деятельности и общения. Мощным фактором этого гармоничного развития выступает смыслообразующий и направляющий мотив координации — стремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации — в сущности есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Равно как и наоборот, мотив эволюции - есть стремление к единству и координации (согласованности) комплементарных противоположностей, порождающих новые продуктивные амфотерные образования.

Этот кардинально новый методологический подход позволяет в русле созданного докладчиком комплексного направления — координационной психологии — переосмыслить традиционные и определить новые взаимосвязанные направления психологической науки, например, такие как:

  • общая координационная психология,

  • координационная психология развития,

  • психология координационных способностей,

  • психология координационного мышления,

  • координационная психология личности,

  • координационная психология творчества,

  • координационная психология искусства,

  • социальная координационная психология,

  • координационная психология труда,

  • координационная психология рекреации,

  • координационная космическая психология,

  • этническая и кросскультурная координационная психология,

  • координационная психология любви,

  • педагогическая координационная психология,

  • политическая координационная психология,

  • координационная экономическая психология,

  • медицинская координационная психология,

  • координационная психокоррекция и психотерапия,

  • координационная психофизиология и нейропсихология и т.д.


Модернизация психологической науки и практики на основе Координационной парадигмы развития (координационной метатеории развития) И.М.Мирошник, требует глубокого переосмысления традиционных, привычных представлений. Например, обращаясь к отечественной и зарубежной Психологии развития, мы обнаружим, что «координация» никогда не рассматривалась как фактор или источник развития. Более того сам термин «координация» не имеет в этом семантическом поле категориального значения, используется крайне редко и только в контексте изучения координации движений (моторной, сенсомоторной). В фундаментальном зарубежном учебном пособии по психологии развития объемом около 1000 страниц (См.: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») само слово «координация» встречается всего три раза, а в современном отечественном учебнике по психологии развития не встречается вообще. (См.: Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с. (Серия «Библиотека психолога»). Последнее, впрочем, логично объясняется тем, что термин «координация» практически отсутствует в трудах основоположников отечественной психологической науки: Л.С.Выготского, автора культурно-исторической теории развития психики, (см., например, Л.С.Выготский «Развитие высших психических функций»), А.Н.Леонтьева, автора общепсихологической теории деятельности, (см., например, А.Н.Леонтьев «Проблемы развития психики»), С.Л.Рубинштейна и др., так или иначе относящихся к психологии развития, что, в свою очередь, обусловлено тем, что в рамках традиционной диалектической (субординационной по сути) парадигмы отечественной психологической науки координация не могла рассматриваться как фактор развития (с методологической точки зрения развитие определялось всеобщим законом единства и борьбы взаимоотрицающих противоположностей). Поэтому вполне закономерно отсутствие значения и толкования слова «координация» в Психологическом словаре известных историков и методологов психологической науки А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского (См.: Психология. Словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Политиздат, 1990.- 494 с.)

Школа «Координационной психологии развития», основанная И.М.Мирошник, альтернативна современной психологической школе «Структурно-диалектической психологии развития», основоположником которой является Н.Е.Веракса, так как в рамках диалектической парадигмы школы Н.Е Веракса не координация комплементарных противоположностей, а отношения между взаимоисключающими противоположностями, их единство и борьба — есть противоречие, являющееся источником развития. Новое координационное мышление, альтернативное и диалектическому, и метафизическому позволяет познать координационные законы движения и развития природы, общества и продуктивного мышления.


(Слайд 7). Рассмотрим базовые теоретические принципы и законы, формирующие инновационную Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

  1. Закон эволюции способов и форм динамической селективной координации и самокоординации.

С позиций новой Координационной парадигмы, развитие способов и форм селективной динамической координации и самокоординации определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и, соответственно, более совершенных способов и форм природной, социальной и духовной жизнедеятельности. Переход в новое качество возникает в результате количественного накопления комплексных скоординированных комплементарных изменений. Чем более совершенны способы и формы селективной динамической самокоординации вида, общества, государства, тем выше скорость их эволюции.

В новой парадигме развития координация является динамической, а субординационные механизмы управления гармонично дополняют координационные, выполняя стабилизирующую и консервативную функции. В классической диалектической парадигме, наоборот, развитие выражается в принципе субординации, а координация рассматривается как метафизическая, формальная, статическая, функциональная, сепаратистская, механистическая. Эта субординационная, по сути, парадигма развития была использована, например, в «Капитале» К.Маркса, классификации наук академика Б.М.Кедрова и др. В системном анализе координация также традиционно рассматривалась как свойственная системам с более низким уровням организации; при этом полагалось, что с усложнением организации и самоорганизации, например, в органических системах, активность передается от частей к целому, то есть в развитии возрастает значение и роль субординационных связей в структуре целого.

Эволюцию структуры современного научного знания, а следовательно, и классификации наук по мнению академика Б.М.Кедрова, определяли тенденции движения от метафизической классификации наук к диалектической: от координации - к субординации; от дифференциации - к интеграции; от субъективности - к объективности. Такая диспозиция логична с точки зрения диамата и обусловлена тем фактом, что в истории науки сам термин «координация» традиционно не являлся семантически интегрирующим и тем более динамическим. «Координация» была ограничена метафизическим и механистическим мировоззрением и традиционно противопоставлялась идее развития. А, как известно, с позиций диалектической теории развития координационный тип связи никогда не являлся детерминантой сущностных изменений, поскольку полагалось, что он ограничен и характерен именно для метафизических, недиалектических систем.

В немарксистской философии принцип координации также традиционно предполагал не развитие, а лишь механистическое движение, в котором взаимосвязь и взаимопереходы между элементами не учитывались и представляли собой не более, чем процесс комбинирования. Так, например, основоположник позитивизма Огюст Конт, основываясь на принципе координации, рассматривал узкую специализацию наук с позиций функциональности и сепаратизма, и полностью исключил необходимость целостного представления о человеке и мире в системе философских наук. Как мы видим, в традиционной семантике принцип координации в корне противоречит идее развития. Не случайно Конт, Спенсер, неопозитивисты, эмпириокритицисты и др. были сторонниками механистической и антидиалектической теории равновесия, определяющей, в отличие от диалектики, равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие - временным и преходящим. Поэтому важно подчеркнуть, что новая, Координационная парадигма развития принципиально отличается не только от диалектической (субординационной) парадигмы развития, но и попыток ее преодоления: эмпириомонизма А.А.Богданова, отождествляющего «физиологическое» и «психологическое», общественное бытие и сознание (метод подстановки); эмпириокритицизма Р.Авенариуса, Э.Маха, механистической теории А.Ф. Лазурского и др. Таким образом, обращаясь к истории философии, мы легко обнаружим, что ни одна философская школа не рассматривала координацию как принцип развития.


(Слайд 8). Основные теоретические принципы и законы, формирующие Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

Динамическая селективная координация как источник гармоничного развития. Мотив координации. История показала, что диалектический путь развития, основанный на диалектическом принципе субординации, закономерно ведет к разрушению гармонии мира и человека. Напротив, развитие по принципу динамической селективной координации комплементарных (взаимодополнительных) противоположностей — путь к гармонии. Мощным фактором этого гармоничного развития выступает мотив координации — стремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации — в сущности есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Мотив субординации как стремление противоположностей к подчинению и соподчинению направлен на стабилизацию иерархической структуры. Таким образом, с точки зрения координационной метатеории развития в эволюционных процессах возникает единство двух факторов, характерное для устойчивого развития: координации (фактор изменчивости) и субординации (фактор устойчивости).
Как показали наши многолетние исследования (И.М.Мирошник, 1983-2013), координационная потребность и способность к селективной динамической координации гармонических противоположностей имманентна ребенку, то есть органически присуща человеку; снижение способности к селективной динамической координации в процессе социализации (под воздействием мотива субординации, ингибирующего творческую активность) приводит к дискоординации - нарушению гармонии в трех онтологических измерениях: природном, социальном и духовном. Восстановление способности к селективной динамической координации, например, с помощью разработанных нами психотехнологий, становится мощным фактором оздоровления, рекреации, гармоничного развития личности. Сегодня есть основания полагать, что устойчивое гармоничное развитие, основанное на новом понимании принципа координации и самокоординации как источника развития, — есть возможное решение задачи гармоничного будущего, т.е. достижения синергии мира и человека, а развиваемая западными идеологами, так называемая, «управляемая эволюция», основанная на диалектическом субординационном принципе развития, — есть выход за пределы Человека, ведущий к его самоуничтожению.

Управляемый диалектико-синергетический хаос революций и альтернативная координационная метатеория развития.

Определившееся в последнее время сближение диалектики и синергетики породило в научном общественном сознании взрывоопасную гремучую смесь — «теорию управляемого хаоса» (теорию социальных катастроф и революций), которая нашла свое практическое воплощение в новейшей истории цветных революций.

Напомним, что в синергетике (теории катастроф) рождение нового (новый порядок) возникает из хаоса, что действительно сближает ее с диалектикой как алгеброй революции. Однако синергетика не дает никаких гарантий того, что рожденная из хаоса новая самоорганизующаяся система будет лучше чем та, которая была разрушена во имя, так называемого, «нового порядка». Новейшая история на примерах цветных революций и их последствий показала огромную опасность внедрения новых форм и способов «демократического развития общества» на основе гремучей смеси диалектико-синергетической теории управляемого хаоса, катастроф и революций. В настоящее время есть большая опасность и вероятность того, что очередной диалектико-синергетический хаос, катастрофа и революция, осуществленные по субординационному принципу завоевания геополитического превосходства, действительно породят «новый мировой порядок» и определят новый путь «развития», в котором, однако, уже не будет человеческой цивилизации.

Несомненно, диалектические и синергетические процессы играют существенную роль в природе и обществе. Но Координационная парадигма развития (координационная метатеория развития) разработана докладчиком как альтернатива диалектике, синергетике и их синтезу. Поэтому координационное мышление в отличие от диалектического и синергетического позволяет найти новый, гармоничный путь развития человеческой цивилизации не через управляемый хаос, революции и катастрофы, а путем эволюции форм и способов селективной динамической координации на взаимосвязанных природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.

Координационная метатеория развития (КПР Мирошник) позволяет нам осуществить координационную рефлексию человеческой истории и дает, возможно, последний шанс изменить эту трагическую историю отрицательного развития человеческой цивилизации по субординационным диалектико-синергетическим принципам алгебры революций и управляемого хаоса, военных и гуманитарных катастроф на новую, альтернативную историю эволюционного развития Человека и Мира по координационным законам и принципам алгебры гармонии.


(Слайд 9). Базовые теоретические принципы и законы, формирующие Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

2. Методологический принцип гармонической комплементарности в координационной парадигме развития качественно отличается от общепринятого методологического принципа дополнительности Нильса Бора, в соответствии с которым для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие противоположности, то есть органически несовместимые, диахронные, «дополнительные» классы понятий (например, корпускула или волна). Напротив, методологический принцип гармонической комплементарности (от слова комплемент - дополнение, но не комплимент - «дежурная» похвала) отличается тем, что в реальности и ее познании органически совместимые, взаимодополнительные гармонические противоположности соответствуют друг другу, способны синхронизироваться, координироваться, симультанно и согласованно взаимодействовать, например, как мужское и женское. На принципе гармонической комплементарности построены не только взаимодействие полушарий головного мозга, структура ДНК, Система психологической координации в Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии), синергической интерактивной музыко-цвето-терапия (СИМ), но, если смотреть предельно широко, - гармония развития в целом.

Различные формы и способы координирующего межличностного взаимодействия по принципу гармонической комплементарности играют существенную роль в когнитивном развитии человека, в усвоении им культурно-исторического опыта, в общении и творчестве. С позиций координационной психологии И.М.Мирошник высшей формой координации комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях является Любовь; Любовь — есть продуктивная сила универсума, синергия комплементарных противоположностей, высшая координационная потребность и способность сопричастной личности. Формирование координационной психологии комплементарности, то есть способности увидеть в другом не врага своего, а собственное дополнение до целого, - ключ к преодолению конфликтов, в том числе и политических. Поэтому гармоническая комплементарность может стать универсальным принципом, определяющим синергию координационной культуры будущего.

(Слайд 10). Базовые теоретические принципы и законы, формирующие Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

3. Закон единства и координации комплементарных противоположностей. В отличие от диалектической (субординационной) парадигмы, в соответствии с которой в качестве источника и движущей силы развития определяется единство и борьба антагонистических (взаимоисключающих) противоположностей, в новой парадигме законом развития является единство и координация комплементарных противоположностей. Причем, координация не просто взаимосвязанных (коррелирующих, когерентных) или конгруэнтных (совпадающих) противоположностей, равно как эквивалентных или противоречивых (взаимоисключающих), но противоположностей комплементарных, подходящих друг к другу, как ключ к замку и порождающих в координирующем взаимодействии новые, более совершенные координационные образования на природном, социальном и духовном уровнях организации и самоорганизации жизнедеятельности. В отличие от диалектического закона единства и борьбы противоположностей, находящихся в отношениях отрицания, взаимоисключения, противоборства (как отрицательного развития), И.М.Мирошник впервые предложила рассматривать закон единства и координации комплементарных противоположностей как всеобщий принцип гармонического, положительного развития.

Таким образом, с новых теоретических позиций диалектика Гегеля и диамат — методологии, основанные на принципе отрицательного развития (законы единства и борьбы взаимоисключающих противоположностей и отрицания отрицания); альтернативная диалектике координационная метатеория развития основывается на принципе положительного развития (закон единства и координации комплементарных противоположностей и закон хиазмы и ее обращения). Причем, положительное (гармоничное) развитие и отрицательное (дисгармоничное) развитие сосуществуют в мире как альтернативы, которые дополняют друг друга. Один и тот же субъект может участвовать в обоих типах развития, но с разными партнерами, т.е. отталкиваться от чужеродного и притягиваться к комплементарному. Вместе с тем, человек способен преобразовывать условия своего существования в природном, социальном и духовном мире, переводя антагонистические отношенияния взаимоотрицающих противоположностей в комплементарные.

Важно понимать, что диалектика субординационна по сути: в процессе борьбы взаимоисключающих противоположностей одна из сторон преодолевает сопротивление другой и включает ее в себя в диалектически снятом, подчиненном виде. Здесь будет уместно напомнить, что в диалектике Гегеля, а также Маркса, Энгельса, Ленина "отталкивание» (отрицание) является собственно активной стороной движения, а притяжение — пассивной", то есть отталкивание есть ведущий, определяющий момент по отношению к притяжению (см., например, Энгельс. Диалектика природы).

В отличие от диалектики в координационной парадигме развития, не отталкивание (отрицание), а притяжение комплементарных противоположностей, их стремление к согласованному взаимодействию является источником активности, развития и порождения нового. Причем, в отличие от диалектического закона «перехода количественных изменений в качественные», с позиций КПР возникновение нового качества возможно путем количественного накопления скоординированных комплементарных изменений (см. закон эволюции способов и форм селективной динамической координации и самокоординации). Динамическая селективная координация комплементарных противоположностей, подходящих друг к другу, как ключ к замку и порождающих во взаимодействии новые, продуктивные координационные соединения на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности, наиболее полно раскрывает идею положительного (гармоничного) развития.

В отличие от основного диалектического закона «единства и борьбы взаимоотрицающих противоположностей», в КПР основным законом является «единство и координация комплементарных противоположностей». Закон единства и борьбы взаимоисключающих противоположностей определяет вектор отрицательного (дисгармоничного) развития - путь революций и войн. Поэтому диалектику справедливо называют алгеброй революции. Напротив, принцип гармонической комплементарности, закон единства и координации комплементарных противоположностей, другие законы и принципы КПР, как алгебра гармонии, задают вектор положительного эволюционного развития.

Сила Любви и сила Ненависти. Комплементарные противоположности обладают великой продуктивной силой Любви. Антагонистические противоположности одержимы разрушительной силой Ненависти, которую не стоит недооценивать. Причем, один и тот же субъект может одновременно участвовать в комплементарном соединении с партнером и антагонистической борьбе с врагом. Психологические механизмы этих типов развития абсолютно различны. Их нельзя смешивать. При этом важно понимать, что психотехнологии формирования ненависти к "инородному" создают мотив войны, разрушения и хаоса, который способен превратить комплементарные противоположности в антагонистические. Но в этом случае («перерождения») нельзя координироваться со злом, которое непремиримо и стремится к уничтожению. Непротивление злу насилием, если это зло, одержимо ненавистью, может стать роковой ошибкой и неминуемо приведет к самоуничтожению. Можно возлюбить врага своего и преодолеть силу ненависти, но захочет ли враг сделать то же самое? Если нет, то поражение будет неминуемым.


(Слайд 11). Базовые теоретические принципы и законы, формирующие инновационную Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

4. Методологический принцип амфотерной детерминации развития. Для описания продуктивной, гармонической двойственности докладчиком впервые был введен в психологию термин "амфотерность" (от греч. amphoteros – обоюдный, и тот и другой, двусторонний). Амфотерными свойствами обладают, например, аминокислоты и белки. Психологическая амфотерность - это способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, комплементарные психические свойства. Методологический принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и принцип детерминизма А.Н.Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет»). Такой амфотерный монизм отличается от материалистического монизма, дуалистического параллелизма и антиномического монодуализма С.Франка. Амфотерность комплементарных противоположностей многогранна: левое и правое полушария головного мозга, мужское-женское, анализ-синтез, внешнее-внутреннее, каузальное-телеономическое, психическое-физиологическое, сознательное-бессодержательное, объективное-субъективное, и т.д. Координируясь во взаимодействии, комплементарные противоположности воссоздают синергичное целое. Так, в соответствии с принципом амфотерной детерминации развития, личность человека, как особенное, - есть субъект координации единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном (биологическом), социальном и духовном онтологических уровнях.

Амфотерность и амбивалентность. Мы неоднократно отмечали в публикациях и докладах, что следует различать амфотерность и амбивалентность. Однако в современной научной литературе все еще можно встретить попытки рассматривать «амбивалентность» как положительную тенденцию развития личности. Т.Н.Зелинская, например, полагает, что: «В амбивалентности усиливается интеграция в направлении гармонии, целостности» (Зелинская Т.Н., 2010). С этой точкой зрения никак нельзя согласиться. Здесь будет уместно сделать небольшой этимологический экскурс и вспомнить, что термин «амбивалентность» (от лат. ambo – два, оба и valentia – сила) введен психиатром Э. Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении. – «Благодаря шизофреническому дефекту ассоциационных путей становится возможным сосуществование в психике противоречий, которые, вообще говоря, исключают друг друга. Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и чего не хочет (амбивалентность воли, двойственная тенденция — амбитенденция); он в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как вы» и «Я не такой человек, как вы». Бог и черт, здравствуй и прощай для него равноценны и сливаются в одно понятие (интеллектуальная амбивалентность)». Главная черта патологической двойственности заключается в том, что независимо от условий внешней среды в поведении, мышлении высказываниях пациента наблюдаются противоречащие, конфликтующие отношения и реакции, которые сменяют друг друга немотивированно быстро. В отличие от амбивалентности (патологической двойственности) психическая амфотерность определяется в работах И.М.Мирошник как способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий избирательно проявлять противоположные, но взаимодополнительные, то есть комплементарные психические свойства. При этом полагается, что универсальное свойство амфотерности лежит в основе перехода от неживой к живой материи, а так же в основе возникновения психической функции как способности к избирательному реагированию и поведению.

(Слайд 12). Базовые теоретические принципы и законы, формирующие Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

5. Методологический принцип координационного триединства. С позиций КПР троичность - одна из высших, наиболее совершенных форм селективной динамической координации. Троичное координационное отношение фундируется на гармонической комплементарности. Составляющие троичного координационного соединения не находятся в иерархическом, субординационном отношении, т. к. они равноправны; при этом ни один компонент этого триединства не является синтезом двух других. Каждая составляющая триединства опосредует координационные отношения двух других противоположностей, которые не антагонистичны и не антиномичны, но комплементарны. Тринитарное координационное мышление как транскультуральный феномен эволюции когнитивных координационных способностей человека, повышающих уровень его самоорганизации и самосознания, имеет предпосылки и воплощения в науке, религии, искусстве. Ярким примером реализации принципа координационного триединства в искусстве является «Троица» Андрея Рублева — эстетическое воплощение тринитарного мышления, тринитарных координационных отношений, основанных на гармонической комплементарности трех ипостасей. Принцип координационного триединства реализован автором статьи в концепции триединства личности, архитектуре и контенте мультимедийной программы на CD «Интерактивный психологический театр» (И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1996), диагностико-коррекционных методиках ЛОК-терапии и др. инновационных технологиях Системы психологической координации, основанных на принципах и законах Координационной парадигмы развития.

В соответствии с КПР сущность личности (природная, социальная, духовная) триедина, а форма существования - амфотерна. Амфитринитарное и тетратринитарное координационные соотношения являются квинтэссенцией гармонии.

(Слайд 13). Базовые теоретические принципы и законы, формирующие Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

6. Методологический принцип координации по закону хиазмы и ее обращения. В отличие от дуалистического психофизического параллелизма В.Вундта и др., координирующее взаимодействие комплементарных противоположностей, в соответствии с новой парадигмой развития, осуществляется антипараллельно, то есть в скрещении и обращении. Не случайно в христианстве именно в крещении и обращении происходит преображение личности, объединяющей земное и возвышенное, конечное и бесконечное. С точки зрения КПР пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, взаимодействуют антипараллельно - по закону хиазмы (перекреста) и ее обращения (переворота). Развитие осуществляется по двойной спирали. В результате синхронизации и координации комплементарных противоположностей путем скрещения и обращения рождается ковалентная третья субстанция, которая, обладая новыми системными качествами, наследует и сочетает свойства двух порождающих, но не является их синтезом, как таковым, образует с ними синергичное гармоническое триединство и может стать источником нового развития. Следовательно, не диалектическое отрицание как отталкивание, а взаимное притяжение и координация комплементарных противоположностей по закону хиазмы и ее обращения определяется в новой парадигме как фундаментальный принцип положительного движения, самодвижения, преобразования и гармонического (позитивного) развития природного, социального и духовного мира. И в отличие от диалектического закона отрицания отрицания, в процессе скрещения (хиазмы) происходит выход за свои пределы, но не как отрицание себя или отталкивание от самого себя, а как притяжение к своему комплементарному «другому», что приводит к умножению активности. Последующее обращение (переворот) есть возврат к себе на качественно новом уровне, при котором в процессе деления возникает новое продуктивное координационное соединение, способное наследовать свойства двух порождающих и образующее с ними гармоничное триединство (принцип амфотерного «третьего»). По закону хиазмы и ее обращения работают координационные механизмы деятельности амфотерного мозга, перекрестно-обращенных движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, рефлекторных и обменных процессов, взаимодействия и отражения, целеобразования, обратной связи и др. Объективируя «внутреннее через внешнее» и субъективируя «внешнее через внутреннее», можно активизировать координационную деятельность мозга и осуществлять по закону хиазмы и ее обращения качественные преобразования, формируя в деятельности и общении новые координационные функциональные системы, координационные психические процессы, состояния и свойства личности.


(Слайд 14). Базовые теоретические принципы и законы, формирующие Координационную парадигму развития И.М.Мирошник.

7. Принцип обращенного отражения. В соответствии с принципом обращенного отражения продуктивное взаимодействие и координация комплементарных противоположностей, порождающих более совершенные образования, осуществляется антипараллельно, то есть в скрещении и обращении. Так, в музыкальной гармонии при обращении интервалов нижний звук становится вершиной, а верхний - основанием; возникает новый интервал, т.е. новое координационное соединение. Комлементарные пары амфотерных координационных соединений, например, субъект—объект, мир—образ, взаимодействуя и координируясь по закону хиазмы и ее обращения, самоосуществляются через комплементарное «другое», порождая субъективный образ объективного мира – отражение, и объективированный образ субъективного мира - обращенное отражение. Например, в продуктивном внешнем и внутреннем диалоге «Я-Ты», формирующем ковалентное «Мы», посредством механизмов отображения: транскрипции, трансляции, репликации возникает отраженное «Я» (эффект зеркала – хиазма) и обращенное отображение как революционное, обращенное «Я», рождающее координационное самосознание и координационную рефлексию личности. Фундаментальный системный механизм селективной динамической координации, позволяющий отобразить «одно через другое» и осуществить обращение отображенного, является источником преобразований – креативным механизмом деятельности мозга, организма, субъекта. Координационные психотехнологии по закону хиазмы и ее обращения позволяют не только гармонизовать деятельность мозга, организма, психики, но и развивать в деятельности и общении универсальные координационные способности личности и новое координационное мышление.

Новый путь эволюции человека. Важно понимать, что новый путь эволюции человека не может проходить только через развитие физических (двигательных) координационных способностей, ставших миллионы лет назад важной предпосылкой для превращения обезьяны в человека (бипедия - прямохождение гоминидов). Дальнейшая эволюция Homo sapiens прошла через развитие социальных и духовных форм и способов селективной динамической координации и привела к появлению орудий, знаков и, соответственно, образованию новых социально опосредованных координационных связей, таких, например, как «знак-объект-интерпретанта». На этой основе возникли новые координационные потребности и способности, обусловившие появление второй сигнальной системы, мышления, речи и других высших психических функций человека. В процессе координирующего, опосредствованного взаимодействия с миром (объективным и субъективным, внешним и внутренним) по закону хиазмы и ее обращения рождаются высшие формы и способы социальной и духовной динамической селективной координации и самокоординации: координационное сознание (индивидуальное и общественное), координационное самосознание, координационная рефлексия.

Примером формирования новых социально опосредованных координационных связей является появление в истории развития человеческой цивилизации особого типа координационной деятельности (экономической динамической координации) — товарообмена, денежного обращения, договоров (соглашений) и, соответственно, правовой, экономической и политической системы, основанной на договорных отношениях. Договор, по сути есть акт координации (согласования) и результат эволюции социальных форм и способов селективной динамической координации, возникших на уровне новых политических, правовых, социально-экономических динамических координационных связей, и соответствующих дипломатических, юридических, экономических и др. координационных потребностей и способностей, которые составляют психологическую базу развития современной цивилизации. Отметим, что КПР может рассматриваться как методологический базис не только в психологии, но и в философии, образовании, медицине, экономике, политике и в других областях человеческой деятельности. Так, при организации экономического и политического взаимодействия в союзе нескольких стран, как равноправных субъектов, (например, Таможенный союз) координационный принцип развития приходит на смену субординационному по сути, диалектическому принципу развития и позволяет реально организовать динамическую координацию и взаимопроникновение экономик и культур, обеспечивая гармоничное, взаимовыгодное развитие взаимодействующих субъектов. Поэтому мы полагаем, что будущее человека сегодня детерминируется развитием в его деятельности новых форм и способов динамической селективной координации и соответствующих координационных потребностей и координационных способностей, которые позволяют осуществлять селекцию и согласование комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях по закону хиазмы и ее обращения. Создавая в настоящем условия для их формирования, мы фактически детерминируем будущее. Это и есть инновационные координационные технологии формирования будущего, не требующие, в отличие от трансгуманизма, выхода за пределы человеческой сущности к постчеловеку, равно как и возврата к эволюционным механизмам гоминидов.


(Слайд 15). В координационной психологии, основанной на новой Координационной парадигме развития, координационной теории развития психики, координационной теории деятельности, разрабатываемых И.М.Мирошник, универсальная координационная способность - фундаментальное свойство Мира и Человека, определяющее самоорганизацию и движение как гармоничное развитие: начиная от рождения вселенной и элементарных частиц, через физические, химические и биологические к социальным и духовным формам и способам динамической селективной координации; биологические, социальные и духовные потребности составляют ядро мотивационно-потребностной сферы личности, т.е. координационные потребности и мотивы координации на биологическом, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности понимаются как источник активности и основная побудительная сила деятельности. С точки зрения координационной метатеории развития И.М.Мирошник, собственно координация и есть главный фактор движения (самодвижения) Универсума, т.е. координация впервые рассматривается как движущая сила развития.

Универсальные координационные способности человека - это совокупность природных, социальных и духовных координационных способностей, являющихся необходимым условием успешного осуществления различных видов деятельности (в том числе ведущих: игровой, учебной, трудовой). Процесс удовлетворения координационных потребностей выступает как целенаправленная деятельность личности.

Сегодня есть основания полагать, что эволюция координационных потребностей и базовых координационных способностей, органично связанных с пластичностью мозга, позволит создавать новые продуктивные координационные связи и комплексные координационные соединения в природном, социальном и духовном мире, повысить человеческий потенциал, раскрыть незадействованные ресурсы мозга, организма, личности, которые и определят новый путь гармоничной эволюции человека, не разрушающей его инвариантной сущности (в отличие от трансгуманизма).


(Слайд 16).

С позиций основанной И.М.Мирошник координационной психологии:


  • Координационные потребности это - главный мотивационный фактор гармоничного самодвижения как развития и самоосуществления, т.е. особая побудительная сила деятельности, направленной на согласование комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях.

  • Базовые координационные способности человека - ранее не выделенный вид общих способностей, которые определяют формирование в различных видах деятельности всего многообразия специальных и профессиональных координационных способностей, (например, художественных, музыкальных, врачебных, научных, технических и др.), очевидно далеко выходящих за рамки исследованных в психологии и физиологии способностей координации движений как ловкости.

  • Базовые селективные координационные способности связаны с пластичностью ВНД и определяют психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития личности в различных видах деятельности.

  • Важную роль в удовлетворении координационных потребностей и развитии универсальных координационных способностей человека играет фундаментальная селективная координационная способность мозга, т.е. его способность к самоизменению и саморазвитию, которая проявляется в межполушарном взаимодействии, нейрональной и синаптической пластичности, нейрогенезе и позволяет посредством пластических перестроек устанавливать новые нейродинамические координационные связи.


Теоретико-экспериментальные исследования, которые легли в основу координационной психологии (КПР и СПК ) проводились автором доклада, начиная с 1983 г. Интерпретация результатов этих исследований осуществляется с учетом новых тенденций в науках о мозге.

В нашем диссертационном исследовании была впервые выявлена естественная возрастная динамика потребности и способности к сенсорной кроссмодальной координации и доказано, что синестетические координационные способности, как личностные образования, могут быть развиты в онтогенезе. Докладчиком был разработан ряд экспериментальных и формирующих координационных методик: Звуко-цветового симультанирования (ЗЦС), Темброво-колористическая инструментовка, Образ движения, Аудио-визуальное симультанирование (АВС), Модифицированная методика личностных конструктов Келли.

В дальнейшем был создан метод координации комплементарных противоположностей. Метод координации играет важную роль в Системе психологической координации (СПК).

СПК была разработана И.М.Мирошник на основе открытых законов и принципов Координационной парадигмы развития (КПР) и координационной теории развития психики, фундирующих координационную психологию. Система психологической координации (СПК) с мотивационным эффектом обратной связи, представляет собой совокупность психологических методов и средств, обеспечивающих формирование координационных потребностей и развитие психофизических, социальных и духовных координационных способностей человека. С помощью инновационных технологий СПК осуществляется развитие на природном (биологическом), социальном и духовном уровнях жизнедеятельности различных форм и способов селективной динамической координации, соответствующих мотивов деятельности и селективных координационных способностей: сенсорно-перцептивных, когнитивных, мнестических, поведенческих, вербальных, коммуникативных, антиципационных и целеобразующих, креативных и др.


  • Высокий коррекционный эффект Системы психологической координации обусловлен устранением дискоординаций в деятельности мозга и психике, которые лежат в основе многих психических расстройств и психосоматических заболеваний.

  • В результате применения инновационной СПК происходит стимуляция нейропластичности, мозг производит нейротрофины и создает новые нейрональные контуры, улучшающие память, стимулирующие креативное мышление, когнитивную деятельность, гармонизирующие психоэмоциональное состояние.

  • Поэтому восстановление и развитие способности селективной координации с помощью психотехнологий ЛОК-терапии по СПК с мотивационным эффектом координирующей обратной связи становится мощным фактором оздоровления, рекреации, гармоничного развития личности.


(Слайд 17).

Система психологической координации И.М.Мирошник включает Личностно-ориентированные технологии модернизации и потенцирования способностей человека, которые в отличие от трансгуманизма, расширяют возможности личности, стимулируют нейрональную пластичность и нейрогенез у детей и взрослых без грубого искусственного вмешательства в деятельность мозга.

Так, например, существенную роль в Системе психологической координации играет новая теоретическая модель и технология формирования гармоничного образа будущего, которая базируется на принципах и законах Координационной парадигмы развития. Важную роль в этой технологии играет, предложенный докладчиком, принцип амфотерной, двойственной детерминации развития (каузальной и телеономической).

По этой технологии (И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин) с помощью компьютеризированных психодиагностических методик субъект (клиент) производит самооценки: реального (каузального) «Я»; идеального (телеономического) «Я», которое он желает сформировать на сеансах; результирующего (действительного) «Я», оцениваемого в завершении процесса психокоррекции. Степень согласованности (по сходству и различию) каузального, телеономического и действительного «Я» оценивается и предъявляется клиенту с помощью психометрической координационной обратной связи.

(Слайд 18).

В этом процессе направленной трансформации психических состояний и свойств субъекта, в поле напряжения необходимого (каузальная детерминация будущего) и возможного (телеономическая детерминация будущего) формируется мотив координации комплементарных противоположностей: актуального и потенциального, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, каузального и телеономического.

Для возникновения такой мотивации самодвижения субъект трансформации должен осознать необходимое и возможное, то есть выразить, объективировать во внешних образах каузальное и телеономическое состояния или свойства личности (образ-проект идеальной цели), например, с помощью художественных мультимедийных (аудио-визуальных) образов, а также художественных образов-персонажей (литературных, кинематографических, изобразительных, драматургических и др.), классифицированных с помощью психодиагностических методик.

Опосредствованное объективированными образами психических состояний (свойств) личности, действие-осознание рассогласования необходимого и возможного выступает как мотив селективной координации, запускающий процесс направленной трансформации субъекта. В результате такого скоординированного самодвижения формируется амфотерное третье - новое «действительное» состояние, которое является гармоничным координационным соединением «каузального» и «телеономического».

Для реализации этой технологии в СПК с мотивационным эффектом обратной связи создаются психометрические пространства типологизированных художественных образов (литературных, поэтических, музыкальных, изобразительных, графических, драматургических и др.), которые в совокупности задают гетеромодальные психоэстетические координаты развития личности.

(Слайд 19).

Возникающее в процессе творческого эстетического восприятия самодвижение личности путем селективной динамической координации с шедеврами отечественной и мировой персоналистической культуры, интегрированными в психометрических пространствах типологизированных художественных образов, обладает мощными развивающим, терапевтическим и рекреационным эффектами.

В соответствии с КПР И.М.Мирошник психотехнология объективации (по закону хиазмы и ее обращения) актуального и потенциального «Я» в комплементарные психометрические и художественные образы создает новые продуктивные координационные связи и комплексные соединения, что улучшает координацию полушарий головного мозга, стимулирует нейропластичность, развивает эмоционально-образные и когнитивные координационные способности, самосознание и координационную рефлексию личности, повышает творческий потенциал личности и позволяет значительно снизить показатели депрессии, агрессии, тревоги.

Таким образом, в отличие от идеологии и технологии трансгуманизма, ведущей к распаду личности и утрате ее самоидентичности, формирование координационной духовной культуры, интегрирующей выдающиеся произведения отечественной и мировой литературы, поэзии, музыки, живописи, кинематографии и других видов искусства, вызывает общий подъем чувства Личности, ее собственного достоинства.


(Слайд 20). На слайде представлена каузально-телеономическая психотехнология Мирошник, Гаврилина по Системе психологической координации И.М.Мирошник. Пациент производит с помощью диагностико-коррекционной методики самооценки: реального Я (на момент начала личностно-ориентированного психологического сопровождения); идеального Я, которое он желает сформировать в результате лечения; результирующего Я, которое оценивается после завершения процедур ЛОК-терапии по СПК.

По данным исследований («Санаторий «Утес», Крым, г. Алушта) показано изменение значений параметров стиля межличностных отношений и Я-концепции личности по диагностико-коррекционной методике «Я и другие»: гармонизация профиля у пациентов с депрессивным синдромом (10 женщин, 6 мужчин, возраст от 22 до 65 лет). Результат – значительное улучшение.

С помощью амфотерных, диагностико-коррекционных психотехнологий, включенных в СПК: «Звуко-цветовое симультанирование»(«ЗЦС»), «Аудио-визуальное симультанирование» («АВС)», «Арома-Звуко-Цветовая координация» («АЗЦК»), «Координирующая психологическая картинная галерея», «Координирующая психологическая фрактальная галерея», «Цвето-Арома-Музыкальный психологический портрет», «Темп», «Баланс», «Я и другие», «Тонус», «Цвет сна» и др.), а также библио-кинотерапии с применением DVD “Психологический кинотеатр”, аудио-визуальных психотренингов и технологий потенцирования позитивных состояний и свойств осуществляется развитие базовых координационных способностей и соответствующих способов и форм селективной динамической координации: левого и правого полушарий головного мозга; симпатического и парасимпатического отделов ВНС; целеобразующей; смыслообразующей; «Я-реального» и «Я-идеального»; актуальных и потенцируемых психических состояний и свойств и др.

В Системе психологической координации И.М.Мирошник комплементарные стимулы, символы, знаки, образы, понятия используются не для образования ассоциативных связей, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, а с целью формирования творческого механизма динамической селективной координации, позволяющего потенцировать базовые координационные способности личности в природной (биологической), социальной и духовной жизнедеятельности.

СПК с мотивационным эффектом координационной обратной связи является высокоэффективным немедикаментозным средством, регулирующим состояние стресс-лимитирующих систем и нейрональную пластичность.

Инновационные технологии Системы психологической координации успешно применяются для улучшения обучаемости, повышения творческого потенциала, модернизации способностей и гармонизации деятельности мозга, организма, психики, гармонического развития личности. КПР и СПК И.М.Мирошник являются базовыми в аудио-визуальной системе компьютерной музыко-цветодинамической терапии «Тоника», реализующей «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» (Патент РФ на изобр. №2033818), Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии) и др. инновационных психологических технологиях, разрабатываемых докладчиком совместно с к.т.н. Е.В.Гаврилиным.

ЛОК-терапия по Системе психологической координации реализована в мультимедийных программах для персонального компьютера (CD “Интерактивный Психологический Театр»), которые моделируют профессиональные сеансы психологического консультирования и психотерапии в среде мультимедиа. Программно-методический комплекс ЛОК-терапии (CD “Интерактивный Психологический Театр») и «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» по СПК (Патент на изобретение РФ № 233818) были были представлены в рамках единой российской экспозиции и удостоены серебряной и бронзовой медалей на международной выставке инноваций в Брюсселе («BRUSSELS EUREKA", 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology).

(Слайд 21).

Формируя координационные потребности и развивая общие селективные координационные способности личности, можно потенцировать специальные и профессиональные координационные способности, например, государственных служащих, бизнес-элиты, медиков, педагогов, операторов и др. Потенциация универсальных селективных координационных способностей личности (психофизических, социальных, духовных) и развитие пластичности мозга создает условия для повышения качества и продолжительности жизни, улучшения здоровья, оптимизации жизнедеятельности, роста физических, эмоциональных, интеллектуальных и креативных возможностей человека при сохранении его идентичности и высокой адаптивной пластичности.

Координационная парадигма развития и СПК с мотивационным эффектом психометрической обратной связи являются методологическим и методическим базисом Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии), Рекреативной эстетической психокоррекции, кроссмодальной музыко-цвето-ароматерапии, аудио-визуальной психокоррекции, библио-кинотерапии и др., эффективность которых доказана многолетним опытом работы санаторно-оздоровительных учреждений Крыма.

В русле координационной психологии рекреации разработаны принципы и технологии Личностно-ориентированного психологического сопровождения по Системе психологической координации И.М.Мирошник в условиях санаторно-курортного оздоровления и реабилитации, которое рассматривается в нашем докладе как важный фактор модернизации и повышения эффективности лечебно-профилактических и оздоровительных программ.

В современных условиях глобального социально-экономического кризиса задача оказания рекреативной психологической помощи приобретает государственное значение. Однако до последнего времени не существовало модели и структуры психологической службы рекреационно-оздоровительных учреждений, которая, по мнению проф. Н.Н.Каладзе, играет существенную роль в модернизации курортной и восстановительной медицины.


(Слайд 22).

Нами впервые была разработана и апробирована в санаториях Крыма концепция и действующая модель инновационной психологической службы рекреации (Мирошник И.М., Гаврилин Е.В, Вестник физиотерапии и курортологии, 2008, №2, №3), которая основывается на традициях отечественной психологии:

  • Личностно-ориентированном и субъектно-деятельностном подходах (С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев др.);

  • Концепции зоны ближайшего развития ( Л.С.Выготский);

  • Теории многоплановой социально признаваемой деятельности (Д.И.Фельдштейн);

  • Координационной парадигме развития, координационной теории деятельности и Системе психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи (И.М.Мирошник).

Рекреация сегодня понимается не только как восстановление но и развитие израсходованных в процессе труда физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности.

Основной задачей инновационной психологической службы рекреации (ИПС) является Личностно-ориентированное психологическое сопровождение субъектов многоплановой рекреационно-оздоровительной деятельности в санаторно-курортных условиях, отличающееся от традиционной методологии и практики психологического сопровождения в учебной и трудовой деятельности.

Личностно-ориентированное психологическое сопровождение в условиях санаторно-курортной рекреации определяется нами как система профессиональной деятельности психолога (психотерапевта) санатория, которая направлена на создание оптимальных социально-психологических условий для успешной медико-психологической реабилитации, оздоровления и развития личности рекреантов (пациентов).

Специалист инновационной психологической службы рекреации (психолог-координатор) в условиях специально организованного продуктивного межличностного, координирующего взаимодействия способствует формированию у пациентов (рекреантов) знаний, умений и навыков самоконтроля динамики и направленной саморегуляции психических процессов, состояний и свойств личности по Системе психологической координации (СПК) с мотивационным эффектом психометрической обратной связи, в целях максимальной мобилизации резервов и расширения возможностей организма, психики и личности, а также для повышения эффективности персонализированного реабилитационно-оздоровительного процесса.

Личностно-ориентированное психологическое сопровождение по Системе психологической координации в условиях рекреации, как неотъемлемая часть современных лечебно-профилактических и оздоровительных программ курортной и восстановительной медицины, направлено на повышение качества жизни и работоспособности человека, улучшение психофизического, социального и духовного здоровья посредством развития универсальных координационных способностей личности и пластичности мозга.


Текст доклада на XIII конгрессе физиотерапевтов и курортологов Крыма. (Полная версия в форме доклада-лекции). — Евпатория, 18 апреля 2013. — Электронный ресурс.

(с) Мирошник И.М., 2013. Все права защищены. Перепечатка только с разрешения автора.



(Слайд 23). Второй доклад: Креслов А.И., Мирошник И.М. (докладчик), Гаврилин Е.В. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДЕТСКОМ КЛИНИЧЕСКОМ САНАТОРИИ

Александр Игоревич КРЕСЛОВ — кандидат медицинских наук, г. Евпатория

Ирина Макаровна Мирошник — кандидат психологических наук, г. Москва (докладчик)

Евгений Владимирович Гаврилин — кандидат технических наук, г. Москва .

Представим опыт организации инновационной психологической службы в детском клиническом санатории им. Н.К.Крупской (Крым, г. Евпатория).


Личностно-ориентированное психологическое сопровождение по Системе психологической координации с мотивационным эффектом информирующей психометрической обратной связи (СПК И.М.Мирошник) применяется в Детском специализированном клиническом санатории им. Н.К.Крупской (Крым, г.Евпатория), начиная с 2007 года, и стало сегодня важной компонентой оздоровления, развития и комплексной медико-психологической реабилитации детей и подростков с ортопедической патологией.

С помощью ЛОК-терапии по СПК подросток становится активным субъектом рекреационно-оздоровительной деятельности; он не только осваивает современные методы компьютеризированного самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния, психических процессов и свойств личности на протяжении всего периода рекреации, но и, как показано в работах И.М.Мирошник по координационной психологии, развивает универсальные (базовые) координационные способности личности.

Восстановление и развитие психофизических, социальных и духовных координационных способностей у детей с ортопедической патологией становится мощным фактором медицинской реабилитации, оздоровления, гармоничного развития личности, что доказано опытом многолетней работы санатория им. Н.К.Крупской и отражено в научных публикациях. Ранее мы опубликовали результаты 3-летних научно-практических исследований (более 400 детей и подростков с ортопедической патологией), которые убедительно доказали, что ЛОК-терапия по Системе психологической координации И.М.Мирошник существенно, на 25-30%, повышает эффективность медико-психологической реабилитации и оздоровления в санаторно-курортных условиях.

(Слайд 24).

Представим новые данные, полученные в 2011- 2012 годах.

Цель исследования: провести сравнительный анализ эффективности инновационной медико-психологической реабилитации детей с врожденной и приобретенной ортопедической патологией с применением ЛОК-терапии по СПК Мирошник и с применением традиционной эклектической арт-терапии сочетанной со сказкотерапией.

Диагнозы: сколиотическая, болезнь, сколиотические нарушения осанки, врожденные вывихи, последствия травм, посттравматические контрактуры, врожденные аномалии развития костной системы, дисплазия тазобедренных суставов, врожденные деформации грудной клетки, ДЦП, остеохондропатия различной локализации, множественные эпифизарные дисплазии, костный туберкулез, остеомиелит.

(Слайд 25).

По данным И.В.Кольцовой (психолога Санатория им. Н.К.Крупской) сеансы ЛОК-терапии по СПК Мирошник с использованием инновационных психотехнологий в 2011 году прошли 127 подростков в возрасте от 10 до 15 лет с врожденными и приобретенными ортопедическими заболеваниями.

Сеансы ЛОК-терапии по СПК проводились в соответствии с Методическими рекомендациях и технологиями личностно-ориентированной психологической помощи, переданными санаторию по авторскому лицензионному договору.

(Слайд 26).

Для мониторинга динамики психического статуса подростков под наблюдением психолога находилось 59 подростков основной группы в возрасте от 10 до 15 лет (35 девочек и 24 мальчика) с врожденной и приобретенной ортопедической патологией, каждый из которых комплементарно с медицинской реабилитацией в санатории получил 4-5 сеансов ЛОК-терапии по СПК.

Контрольная группа включала 10 подростков (6 девочек, 4 мальчика) 11-14 лет с врожденной и приобретенной ортопедической патологией. Для психологической помощи в контрольной группе на фоне процедур медицинской реабилитации применялись стандартные методики эклектической арт-терапии и сказкотерапии индивидуально и в малых группах.

(Слайд 27).

Первичное обследование показало, что у детей с врожденной и приобретенной ортопедической патологией в основной и контрольной группах наблюдаются непсихотические нарушения психической сферы. что позволяет рассматривать их как обратимые.

Выявлены типовые психические симптомы: эмоциональные нарушения; проблемы в общении; неадекватная самооценка; раздражительность, враждебность, агрессивность; обидчивость, ранимость, тревожность; повышенная истощаемость нервной системы; сниженные работоспособность, память, внимание; расстройства сна и др.

Непатологические невротические расстройства, представляющие собой состояния психоэмоционального напряжения, проявляются эмоциональной неуравновешенностью, недостаточной концентрацией внимания, аффективными вспышками и т.п. Но при определенном течении ортопедического заболевания (как психотравмирующего фактора) возможен переход невротических реакций в стойкие невротические состояния, а последних в развитие, то есть формирование структуры невротической личности.

Поэтому для успешной санаторно-курортной реабилитации детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата важно комплементарно с процессом ортопедического лечения оказывать личностно-ориентированную психологическую помощь.

(Слайд 28).

Психологическое сопровождение подростков осуществлялось средствами ЛОК-терапии по Системе психологической координации И.М.Мирошник. Например, с помощью технологии опосредования лечебных процедур и потенцирования позитивных психосоматических состояний.

Для этого применялась разработанная в русле координационной психологии инновационная «Технология потенцирования позитивных (требуемых, желаемых) психосоматических состояний с применением метода Арома-Звуко-Цветовой координации (АЗЦК) Мирошник.

В соответствии с методом АЗЦК субъект осуществляет попарное перекрестно-модальное согласование комплементарных рядов разнохарактерных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных, тактильных, вкусовых) между собой и/или с актуальными и потенцируемыми психоэмоциональными состояниями, объективированными с помощью вербальных и невербальных психодиагностических методик с обратной связью (например, «Тонус»-модификации методики Супос-8 О.Микшика и «Баланс»-модификации цветового теста Люшера). Формирование требуемого позитивного психоэмоционального состояния состояния осуществляется посредством образования продуктивных синестетических и вербальных координационных связей и комплексных координационных соединений.

(Слайд 29).

На слайде показаны исходное, желаемое и результирующее состояния клиента по «Технологии оптимизации психоэмоционального состояния по методу АЗЦК Мирошник» с применением компьютерных методик ЛОК-терапии «Тонус» и «Баланс». В соответствии с регламентированной процедурой подросток производил самооценки: исходного состояния (на момент начала личностно-ориентированной реабилитации); желаемого состояния, которое он стремится испытывать в результате лечения; результирующего состояния, которое он действительно испытывает после завершения 4 сеансов.

Результат: выраженная оптимизация психоэмоционального состояния.


(Слайд 30).

На слайде показан пример динамики психоэмоционального состояния подростка Юли Ш.(14 лет) в процессе личностно-ориентированной психологической помощи с применением «Технологии потенцирования позитивных состояний по методу метод АЗЦК Мирошник» (по методике Баланс проводилось сочетанное измерение динамики психоэмоционального состояния и вегетативной регуляции).

При первичном обследовании 16.09.09: Активность +8. Выраженное расстройство (дисгармония) психоэмоционального состояния. Уровень стресса - 50%. После коррекции с использованием метода «Аромо-звуко-цветовой координации»: Активность +5. Незначительное эмоциональное напряжение с сохранением гармонии психоэмоционального состояния. Уровень стресса-0.

07.10.09: Активность +25. Сильное эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению гармонии психоэмоционального состояния. Уровень стресса 34%. (В этот день уехал отец, приезжавший на несколько дней). После проведенной коррекции с использованием метода АЗЦК: Активность +16. Незначительное эмоциональное напряжение с сохранением гармонии психоэмоционального состояния. Уровень стресса понизился до 14%. Последующая коррекция позволила полностью стабилизировать психоэмоциональное состояние.

(Слайд 31).

Формирование необходимого психосоматического состояния у клиента по методу АЗЦК И.М.Мирошник осуществляется посредством селективной перекрестно-модальной координации эстетических стимулов (музыкальных, визуальных, ароматических и др.), выражающих это состояние, а также его вербальных дескрипторов. Такой процесс интермодальной координации синестетических образов и ощущений требуемого психосоматического состояния в единстве с психологической установкой удовлетворяет сущностные координационные потребности, развивает координационные способности личности и формирует качественно новую координационную психическую функциональную систему, вытесняющую сложившийся ранее психопатологический комплекс и блокирующую механизмы возникновения и развития психосоматического заболевания.

С целью повышения эффективности этой процедуры в СПК применяются: Координирующий цвето-психологический светодиодный фрейм Мирошник; нейрогимнастика с перекрестно-обращенными движениями; методика «Темп» (модификация таблиц Шульте) для тренинга произвольного внимания и темпа сенсомоторных реакций, а также повышения работоспособности нервной системы и улучшения координации полушарий головного мозга.

(Слайд 32).

В качестве примера работы инновационной психологической службы Детского клинического санатория им. Н.К.Крупской представим видеофильм, в котором показана одна из методик Системы Психологической Координации: «Технология потенцирования в группе позитивных психосоматических состояний с применением метода Арома-Звуко-Цветовой Координации (АЗЦК) Мирошник».


(Слайд 33).

На последующих слайдах представлен сравнительный анализ эффективности ЛОК-терапии по СПК Мирошник относительно традиционной эклектической арт-терапии сочетанной со сказкотерапией.

На слайде 33 показано снижение нейротизма, оцененное по опроснику Айзенка, после проведенных сеансов ЛОК-терапии по СПК в основной группе относительно контрольной группы.

Нейротизм в основной группе первоначально был на низком уровне у 19%, на среднем – 30% и на высоком – у 51% детей.

После курса ЛОК–терапии по СПК в основной группе нейротизм имел следующие показатели: на низком уровне – 42%, на среднем – 41% и на высоком – 17%. По t-критерию Стьюдента различия показателей основной группы достоверны (Р<0,01), т.е. гипотеза о сходстве отклоняется и на 0,1% уровне значимости.

Значения нейротизма контрольной группы существенно не изменялись: высокие – с 49% до 47%, средние – с 32% до 31%, и низкие – с 19% до 22%. Достоверность различий показателей контрольной группы (до и после сказкотерапии) по непараметрическому парному критерию Вилкоксона не подтвердилась.


(Слайд 34).

На Диаграмме представлено: снижение нейротизма, оцененное по опроснику Айзенка, в основной группе после сеансов ЛОК-терапии по Системе психологической координации Мирошник.


(Слайд 35).

На Диаграмме представлена: Динамика нейротизма по опроснику Айзенка в контрольной группе после сеансов эклектической арт-терапии и сказкотерапии. Оценка количества подростков с низким, средним и высоким уровнями нейротизма.


(Слайд 36).

На слайде 36 показано снижение тревожности, оцененное по методике Спилбергера-Ханина.

После проведенных сеансов ЛОК-терапии по СПК относительно контрольной группы наблюдалось выраженное снижение тревожности по методике Спилбергера-Ханина в основной группе.

Снижение реактивной (ситуативной) тревожности в основной группе в среднем на 24%(P<0,001 по t-критерию Стьюдента); в контрольной группе на 11%; (P<0,05 по критерию Т- Вилкоксона).

Снижение личностной тревожности в основной группе в среднем на 17% (P<0,001 по t-критерию Стьюдента); в контрольной группе на 4% (P<0,05 по критер. Т- Вилкоксона).

По методике САН также наблюдалась позитивная динамика показателей более выраженная в основной группе.

(Слайд 37).

На диаграмме представлена: Динамика показателей тревожности, оцененной по методике Спилбергера-Ханина в основной и контрольной группах.

(Слайд 38).

Улучшение памяти после сеансов ЛОК-терапии по СПК.

Мнестические расстройства наблюдались у 74% обследованной категории подростков в основной и контрольной группах и проявлялись, прежде всего, в снижении объема непосредственного запоминания (до 56% в среднем по основной группе и до 58% по контрольной группе, по методике А.Р.Лурия), а также в повышенной тормозимости следов памяти интерферирующими воздействиями.

После проведенной ЛОК-терапии по СПК в основной группе наблюдалось существенное улучшение (до 82% в среднем по группе по методике Лурия), т.е. на 26% (p<0,01).

В контрольной группе (после арт-терапии) существенных улучшений памяти не наблюдалось (в среднем на 3%).

(Слайд 39).

На Диаграмме представлено: Улучшение памяти

у подростков с ортопедической патологией основной группы после сеансов ЛОК-терапии по Системе психологической координации (измерение по методике Лурия).

(Слайд 40).

На слайде 40 показана динамика уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций.

Уровень активного внимания и темпа сенсомоторных реакций подростков исследовался по методике Шульте (диагностико-коррекционная методика ЛОК-терапии «Темп»).

В основной группе (59 чел.) после персонализированной реабилитации по СПК Мирошник отмечен рост уровня активного внимания в среднем по группе на 22% (с 47% до 69%, Р < 0,05).

В контрольной группе (10 чел.) в результате традиционной реабилитации с применением сказкотерапии уровень активного внимания остался без существенных изменений (около 50%, различия до и после реабилитации не достоверны по критерию Вилкоксона)

(Слайд 41).

На Диаграмме представлена: Динамика средних значений интегрального показателя уровня активного внимания у подростков с ортопедической патологией в процессе ЛОК-терапии по СПК ( диагностико-коррекционная методика «Темп», таблицы Шульте).

Группа 1 – контрольная группа подростков, проходивших традиционную реабилитацию с прим. арт-сказкотерапии (10 человек, различия до и после реабилитации не достоверны по Т-критерию Вилкоксона)

Группа 2 – основная группа подростков, проходивших персонализированную реабилитацию с применением ЛОК-терапии по СПК (59 чел., Р < 0,05).


(Слайд 42).

Показана координация «Я-концепции» личности, гармонизация профиля гипертимных и экспансивных подростков по диагностико-терапевтической методике Системы психологической координации «Я и другие». Высокие показатели по 3 октанту: эксплозивный тип реагирования , низкий самоконтроль, агрессивные формы поведенческих реакций, импульсивность; корреляция с 4 и 6 шкалами СМИЛ. Снижение агрессивности на 31%, снижение опережающей враждебности на 58%. Результат - значительное улучшение.

В соответствии с каузально-телеономической интерактивной психотехнологией пациент производит самооценки: реального «Я» (на момент начала личностно-ориентированной реабилитации); идеального «Я», которое он желает сформировать в результате лечения; результирующего «Я», которое оценивается после завершения процедур ЛОК-терапии по Системе психологической координации Мирошник.

(Слайд 43).

Выводы: 1. Применение Системы психологической координации (СПК Мирошник) не только позволяет осуществлять персонализированную психокоррекцию невротических расстройств у детей и подростков с ортопедической патологией, но обеспечивает:

  • повышение уровней саморегуляции и самоорганизации личности,

  • расширение компенсаторных и адаптивных возможностей,

  • улучшение и стабилизацию позитивного психосоматического состояния,

  • способствует восстановлению и развитию базовых коммуникативных, когнитивных и креативных координационных способностей личности, гармонизации психоэмоциональной сферы, «Я-концепции» и стиля межличностных отношений.

(Слайд 44).

  • 2. Восстановление и развитие психофизических, социальных и духовных координационных способностей ребенка в условиях санаторно-курортной рекреации становится мощным фактором медицинской реабилитации, оздоровления, гармоничного развития личности детей и подростков.

  • 3. Полученный позитивный опыт работы инновационной психологической службы санатория и конкретные практические результаты позволяют рассматривать Личностно-ориентированное психологическое сопровождение по Системе психологической координации Мирошник как неотъемлемую компоненту комплексной медико-психологической реабилитации детей и подростков с ортопедической патологией и важный фактор повышения эффективности оздоровления и медицинской реабилитации в детских санаториях Крыма.

(Слайд 45).

Доклад окончен. Спасибо за внимание!


Креслов А.И., Мирошник И.М. (докладчик), Гаврилин Е.В. Опыт организации инновационной психологической службы в детском клиническом санатории. Текст доклада на XIII конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. — Евпатория, 18 апреля 2013. — Электронный ресурс.


Опубликовано на Порталусе 22 августа 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): координационные потребности, координационные способности




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама