Главная → ПСИХОЛОГИЯ → Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися
Дата публикации: 14 июля 2017
Автор(ы): Мирошник Ирина Макаровна →
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Школы психологии →
Номер публикации: №1500041006
Мирошник Ирина Макаровна, (c)
Сайт автора: http://coordination.my1.ru/
Прикреплённый файл - Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
На правах рукописи
УДК 159.7
МИРОШНИК Ирина Макаровна
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ
МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ
19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология
А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 1990
Работа выполнена в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
Научный руководитель –
действительный член АПН СССР,
доктор психологических наук,
профессор А.В.ПЕТРОВСКИЙ.
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук,
профессор В.С.МУХИНА;
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
А.А.МЕЛИК-ПАШАЕВ
Ведущее учреждение - кафедра психологии Харьковского
государственного университета имени А.М.Горького.
Защита диссертации состоится 13 ноября 1990 г. в 14 часов на заседании Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.
Адрес: 103009, Москва, К-9, проспект Маркса, 20, Корпус «В».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан 22 сентября 1990 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат психологических наук Т.Н.Боркова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Одна из главных задач (…) - формирование гармонически развитой личности. Эта стратегическая задача определяет главное направление социальной ориентации науки, в центре которой должен стоять человек, как предпосылка и конечный результат любых конкретно-научных исследований. Комплексный, системный подход к проблеме всестороннего развития всех способностей каждого индивида требует активного поиска качественно новых методов и средств научного анализа, позволяющих раскрыть социально-психологические механизмы формирования личности. В этом аспекте важное значение приобретает музыкальная деятельность, как важный компонент эстетического развития человека.
Научный анализ психолого-педагогических воздействий, расширявших параметры творческой активности личности на основе регуляции эмоциональных процессов, составляет сегодня одну из актуальных проблем музыкальной педагогики и психологии.
В противоположность функционально-ролевому подходу к изучению дидактической системы "учитель-ученик" в качестве основополагающего в диссертационной работе определен тезис об активно-личностном взаимодействии учителя и ученика, в соответствии с которым личность учителя, его педагогические свойства и качества выступают как важнейший фактор формирования психических новообразований ребенка. Анализ закономерностей и психологических механизмов соотнесения объективного и субъективного, рационального и эмоционального в музыкально-педагогическом процессе требует исследования его индивидуально-личностных детерминант, познаваемых через феномен отраженной субъектности.
Основная цель данной работы заключается в исследовании психологических механизмов воздействия личности педагога на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей.
В качестве общей гипотезы исследования выступает предположение о том, что личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказывать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.
(Страница 2 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Общая гипотеза эксплицирована в ряде частных гипотез, предназначенных для экспериментальной проверки.
Первая эмпирическая гипотеза: непосредственно-эмоциональная активность восприятия музыки у детей может быть объективирована в способности звуко-цветового симультанирования и характеризуется определенной возрастной динамикой, включающей возрастание непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки (к 8-9 годам) и ее последующее постепенное угасание.
Вторая эмпирическая гипотеза: процесс музыкального обучения в общем случае не изменяет возрастную динамику непосредственной эмоциональной активности музыкального восприятия.
Третья эмпирическая гипотеза: педагоги с высоким уровнем эмоциональной активности, проявляющейся, в частности, в способности звуко-цветового симультанирования, и использующие творческие методы обучения, способны позитивно изменять естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.
Методологической основой исследования является теория деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепция персонализации (А.В.Петровский, В.А.Петровский).
Методами исследования являются: анализ теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой тематике; эксперимент в естественных условиях музыкального обучения (...).
Цель и гипотезы исследования определили постановку следующих теоретических и практических задач.
Теоретические задачи исследования:
- на основе анализа научных публикаций по проблеме личности выделить основные факторы педагогического воздействия в процессе музыкального обучения;
- на основе обзора литературы по музыкальной педагогике и психологии определить методику объективации эмоциональной активности процесса музыкального восприятия.
Экспериментальные задачи исследования:
- разработать методику экспериментального исследования возрастной динамики эмоциональной активности в процессе музыкального восприятия;
(Страница 3 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
- исследовать возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей;
- оценить зависимость непосредственно-эмоциональной активности музыкального восприятия от уровня и характера персонализированного воздействия педагога.
Практические задачи исследования:
- разработка методики актуализации эмоционально-образных представлений в музыкально-перцептивной деятельности;
- апробация разработанной методики в музыкально-педагогической практике.
Научная новизна исследования
- Разработан и применен для исследования музыкально-перцептивной деятельности в процессе дидактического взаимодействия новый подход, основанный на положениях теории деятельностного опосредствования.
- Описан феномен звуко-цветового симультанирования (ЭЦС) в процессе музыкального восприятия.
- Исследована возрастная динамика феномена звуко-цветового симультанирования у детей.
- Доказано, что в зависимости от характера и уровня персонализированного воздействия, степени использования в педагогической практике специальных приемов формирования эмоционально-образного восприятия музыки и развития творческого воображения у детей, педагоги могут оказывать позитивное или негативное воздействие на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки.
Практическая значимость: теоретические положения и методические приемы, разработанные в данном исследовании, могут быть рекомендованы для повышения эффективности педагогического процесса в общеобразовательных и детских музыкальных школах, а также при подготовке педагогических кадров в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.
Апробация результатов: результаты исследования докладывались на расширенном заседании лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (1989 г.),
(Страница 4 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
при чтении лекций на методических семинарах по музыкальной и педагогической психологии для преподавателей музыкальных школ г. Харькова (1986-88 гг.), на заседании кафедры психологии Харьковского государственного университета (1989 г.), на научных семинарах лаборатории психологии личности НИИ ОПП АПН СССР.
Положения, выносимые на защиту:
- В дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникшим эмоциональным состоянием.
- Развитие эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей характеризуется определенной возрастной динамикой, объективируемой в способности звуко-цветового симультанирования. В возрасте от 4 до 8 лет наблюдается устойчивое нарастание непосредственно-эмоциональной отзывчивости на музыку, экспериментально регистрируемой в высоких показателях по звуко-цветовому симультанированию. Затем в период с 9-11 лет отмечается постепенное снижение показателей по звуко-цветовому симультанированию, что является, как предполагается, следствием падения непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей.
- Музыкальное обучение в общем случае незначительно изменяет возрастную динамику звуко-цветового симультанирования. Однако в критическом для данного феномена возрастном диапазоне (10-12 лет для музыкальной школы) наблюдается значительный разброс значений показателей по звуко-цветовому симультанированию для различных групп учащихся.
- В зависимости от характера и уровня персонализированного воздействия педагоги могут оказывать позитивное или негативное влияние на процесс развития способности звуко-цветового симультанирования и, следовательно, изменять естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе имеются таблицы, рисунки и графики.
(Страница 5 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дана общая характеристика работы, обоснована актуальность проблемы, сформулированы основная цель, гипотезы и задачи исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "Личность педагога в системе музыкально-дидактического взаимодействия" раскрываются методологические и теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений. Обоснован выбор в качестве теоретической основы исследования принципа деятельностного опосредствования межличностных отношений, который интегрирует важнейшие философские, общенаучные и конкретно-научные положения. Необходимость специального выделения методологического вопроса определяется тем, что, несмотря на множество теоретических подходов, единой общепсихологической теории личности в советской психологической науке до настоящего времени не существует. Поэтому в каждом конкретном исследовании необходимо выделять принципы, которые задают гносеологические, онтологические и концептуальные компоненты системно-психологического анализа. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений и развития личности возникла как результат применения деятельностного подхода к феноменам коллектива и личности. Становление деятельностного подхода связано с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского, общепсихологической теорией деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Дальнейшее развитие этот подход получил в концепции персонализации, возникшей на стыке общей и социальной психологии в русле теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (…).
(Страница 6 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Теоретические и практические исследования системы музыкально-дидактического взаимодействия, как правило, ограничивались анализом интра- и интериндивидного аспекта, поэтому новый теоретический подход, основанный на концепции персонализации, позволяет раскрыть психологические феномены продуктивного межличностного взаимодействия, обусловленные не только интер- и интраиндивидной, но и метаиндивидной репрезентацией личности педагога.
В диссертационной работе рассматриваются основные направления психолого-педагогических исследований личностных факторов, влияющих на эффективность деятельности учителя; эмоционально-коммуникативный аспект творческого педагогического процесса (В.А.Кан-Калик); личностно значимый уровень продуктивного учебного взаимодействия (В.Я.Ляудис, В.П.Панюшкин и др.); психологические характеристики личности учителя как фактора педагогического общения (А.А.Бодалев, Н.А.Березовин, Ф.Н.Гоноболин, Я.Л.Коломинский, Н.Д.Левитов, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.), вопросы социальной перцепции в педагогическом общении (А.А.Бодалев, В.Н.Куницына и др.); процессы взаимодействия в учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); стиль педагогического общения (А.А.Андреев, Г.Г.Нейгауз); личность учителя в системе межличностных отношений классного коллектива (А.В.Воробьев, И.Г.Дубов).
Эти направления составляют теоретическую основу научного познания продуктивного межличностного взаимодействия в музыкально-педагогическом процессе.
Уровень музыкально-перцептивной культуры ребенка (Г.С.Костюк, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов) зависит от многих взаимодействующих между собой факторов, включающих индивидуально-типологические и общие возрастные особенности психического развития (В.С.Мухина и др.), имеющийся опыт восприятия музыкального искусства, закономерности возрастной динамики музыкального восприятия и ряд др.
(Страница 7 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Проведенный в работе теоретический анализ психологической, музыковедческой, педагогической литературы (В.К.Белобородова, И.Л.Вахнянская, Н.А.Ветлугина, А.Л.Готсдинер, И.Л.Дзержинская, Е.А.Мальцева, С.И.Науменко, К.С.Тарасова и др.) показал, что музыкальность развивается в онтогенезе как сложная система взаимодействующих общих и специальных музыкальных способностей. В качестве основного показателя музыкальности (Б.М.Теплов) рассматривается непосредственно-эмоциональная отзывчивость на музыку. Структуру музыкальности как индивидуально-личностного свойства определяют образующие его компоненты, формирование которых в онтогенезе происходит от элементарных ко всё более сложным составляющим. Процесс формирования музыкальности имеет возрастные закономерности, но определяется главным образом системой обучающих воздействий (К.С.Тарасова). Это положение дает возможность выделить проблему, решение которой включает определение форм и методов перехода от спонтанного, интуитивного к осознанному восприятию музыки, основанному на усвоении выразительных элементов музыкального языка, при сохранении непосредственно-эмоциональной, активности музыкального восприятия ребенка.
Одним из методов формирования эмоционально-образного восприятия музыки, активизации процессов художественно-творческого развития является метод синтеза и комплексного взаимодействия искусств, теоретический фундамент которого составляют работы крупнейших деятелей советской педагогики (Н.К.Крупская, Я.В.Луначарский и др.), исследования в области эстетики, искусствоведения и психологии (Б.Г.Ананьев, Н.А. Ветлугина, Ю.А.Кремлев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.), ряд педагогических исследований (С.П.Козырева, Т.П.Пеня и др.). Метод синтеза и комплексного взаимодействия искусств осуществляется в условиях максимального использования игрового элемента, стимулирующего творческую активность, и представляет целостную систему формирования качественно нового уровня " эмоционально-образного восприятия у детей в художественно-творческой деятельности (Н.А.Ветлугина, И.Д.Дзержинская, В.А. Езикеева и др.).
(Страница 8 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
В целом, проведенный в первой главе теоретический анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы позволил выделить основные факторы продуктивного межличностного взаимодействия в педагогическом процессе и определить новый подход к исследованию личности педагога в системе музыкального обучения.
Во второй главе диссертационной работы "Исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки" в результате теоретического анализа особенностей развития личности в системе музыкальной деятельности выделены три этапа относительного преобладания интра-, интер- и метаструктур.
Первый этап (относительного преобладания генезиса интра-структур) характеризуется непосредственно-эмоциональной активностью музыкального восприятия, преобладанием внемузыкальнах ассоциаций. Особая сензитивность детей к музыкальному искусству, с одной стороны, и семантическая неоднозначность музыкальной информации, с другой, актуализируют механизм синестезии в музыкально-перцептивной деятельности и создают условия для развития творческого воображения ребенка. Характерными особенностями развития личности на данном этапе являются: формирование широкого спектра семиотических элементов интрасубъектного уровня музыкально-перцептивной деятельности и развитого творческого воображения, основанного на непосредственно эмоциональной активности музыкального восприятия ребенка.
Второй этап (относительного преобладания генезиса интерструктур) обусловлен процессом социализации музыкальной деятельности и характеризуется формированием ее мотивов, целей и личностных смыслов. На данном этапе создается система социальных установок, художественно-эстетических ценностей и моделей, опосредствующих процесс художественного общения и возникающих в постоянном межиндивидном взаимодействии действии.
Третий этап (относительного преобладания генезиса мета-структур) возникает как качественно новый уровень развития творческих способностей ребенка и обусловлен воздействием, ряда факторов, важнейшим среди которых является направленное индивидуально-специфическое влияние личности педагога.
(Страница 9 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Генезис мета-структуры личности ребенка в процессе музыкального обучения характеризуется преобразованием эмоционально-личностной сферы других людей через продукты творческой деятельности (музыкальная композиция, исполнительская интерпретация).
Изучение системы музыкально-дидактического взаимодействия в аспекте теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации позволило сформулировать во второй главе работы общую и эмпирические гипотезы исследования, поставить теоретические, эмпирические и экспериментальные задачи.
В результате анализа методик психологических исследований взаимосвязи музыки - эмоции - цвета была разработана основная экспериментальная методика, необходимая для проверки выдвинутых эмпирических гипотез.
Основная экспериментальная методика исследования включает выбор испытуемыми из ряда цветовых стимулов-карточек, предъявляемых симультанно с музыкальными фрагментами, цветового индикатора эмоционального состояния, соответствующего характеру заданного для прослушивания музыкального фрагмента (…).
Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом (А.Н.Лутошкин, М.Люшер, А.М.Эткинд) позволила ввести в качестве экспериментального материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний по указанным параметрам. Было установлено, что степень адекватности цветового решения идентифицируемому музыкальному фрагменту может выступить в качестве искомого объективируемого показателя непосредственно-эмоциональной активности музыкального восприятия у детей.
(Страница 10 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
При разработке методики экспериментального исследования предполагалось, что свойственная детям особая сензитивность к музыке и цвету (В.С.Мухина), обусловленная определенными психофизиологическими закономерностями, лежит в основе механизма звуко-цветового симультанирования, который проявляется как спонтанная объективация в зрительных и слуховых представлениях непосредственно-эмоциональной реакции, дифференцирующейся в зависимости от характера музыкального произведения.
Имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникшим эмоциональным отношением определяется в работе как феномен звуко-цветового симультанирования.
Для исследования феномена звуко-цветового симультанирования разработана методика, включающая бисенсорное воздействие, основанное на симультанном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов. Это единовременное воздействие активизирует процесс согласования информации различных сенсорных каналов, т.е. позволяет испытуемому выбрать из предложенного ряда цветовой стимул, наиболее соответствующий эмоциональному переживанию, возникшему в процессе музыкального восприятия.
Для выявления возрастной динамики феномена звуко-цветового симультанирования было проведено исследование, в котором участвовало 186 испытуемых: дети 4-6 лет (средняя, старшая и подготовительная группы детского сада) и дети 7-11 лет (1-5 классы общеобразовательной школы).
Исходным для построения эксперимента явилось установленное в психологии константное соответствие определенных цветовых оттенков различным "тональностям" эмоциональных состояний.
Феномен звуко-цветового симультанирования в математической экспликации описан как отображение множества музыкальных композиций во множество цветовых символов, опосредствованное формируемым в процессе музыкального восприятия эмоциональным отношением.
Фактически это отображение есть математическая композиция двух отображений: множества музыкальных композиций М во множество эмоциональных отношений Е …и множества эмоциональных отношений Е на множество цветовых символов С (…). Множество эмоциональных отношений Е является конечным подмножеством универсума эмоциональных состояний и включает элементы, соответствующие традиционной оценке эмоциональной "тональности" спектральных цветов (…).
(Страница 11 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
В процессе звуко-цветового симультанирования осуществляется одновременное предъявление музыкального стимула и цветового ряда. Задача испытуемого - посредством возникающего эмоционального отношения восстановить структуру отображения, т.е. с помощью эмоционального кода воссоздать модальный цветовой образ музыкальной композиции.
Испытуемым предлагалось: в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы они "нарисовали" данную мелодию.
На каждом занятии посредством введения цветовой символики проверялась эмоциональная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии, при этом испытуемые не знали, какой цвет выбран другими участниками эксперимента. Предложенные мелодии отличались ярко выраженной тональностью эмоционального состояния.
В результате исследования установлено, что в группах детского сада количество правильных ответов с возрастом увеличивается от 68% (младшая группа - 4 года) до 74% в подготовительной группе и до 82% - 8 лет (общеобразовательная школа), затем понижается до 68% - 9 лет, 3-й класс, 53% - 10 лет, 4-й класс и 48% - 11 лет, 5-6 класс. Отмечается также существенное увеличение с возрастом времени реакции выбора цветового образца, возрастание числа "рассуждений" при выборе у старших детей по сравнению с быстрой, "бездумной" и правильной реакцией младших.
С целью выявления положительной динамики способности звуко-цветового симультанирования в каждой возрастной группе было проведено четыре занятия.
(Страница 12 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица. Количество правильных ответов (в %) по звуко-цветовому симультанированию у детей 4-11 лет на 1 и 4 занятиях.
№ занятий |
ВОЗРАСТ, лет |
|||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1 занятие |
68 |
70 |
74 |
78 |
82 |
68 |
53 |
48 |
4 занятие |
75 |
82 |
88 |
90 |
92 |
82 |
87 |
82 |
Из данных таблицы следует, что как на первом, так и на четвертом занятиях у детей в возрасте от 4 до 8 лет наблюдается рост количества правильных ответов, символизирующих тональность эмоционального состояния, адекватную эмоциональной специфике музыкального образа.
Начиная с 9-ти до 11 лет, происходит уменьшение адекватной цветовой реакции на эмоционально-смысловое содержание прослушанной мелодии. Однако уже в конце эксперимента, на четвертом занятии, количество правильных ответов при сопоставлении с первым занятием в данной возрастной группе увеличилось, что свидетельствует об активизации эмоциональных процессов посредством введения цветовой символики.
В случае ослабления эмоциональной активности восприятия, введение цветовой символики множества С позволяет восстановить посредством обратного отображения множества цветовой индикации на множество эмоциональных отношений (…) адекватную эмоционально-экспрессивную реакцию, определяемую отображением f.
Важно отметить, что в данном случае не эмоциональное отношение опосредствует цветовосприятие музыкальной композиции, а, напротив, цветовое решение как опосредствующее звено позволяет воссоздать адекватное эмоциональное решение. Таким образом, цветовая индикация выполняет функцию "катализатора" эмоциональной экспрессивной реакции.
(Страница 13 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Таким образом, во второй главе работы в результате проведенного экспериментального исследования установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте отчетливо проявляется феномен эвуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникающим эмоциональным состоянием.
Построенная функция возрастной регрессии феномена звуко-цветового симультанирования подтвердила первую эмпирическую гипотезу исследования.
В третьей главе "Психологические механизмы воздействия личности педагога на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися" представлены результаты экспериментального исследования, проведенного в детских музыкальных школах с целью проверки выдвинутых теоретических гипотез.
В пилотажном эксперименте, проведенном в 1983-84 гг. участвовало 240 учащихся: 20 педагогов представили для участия в эксперименте по шесть учащихся в возрасте от 7 до 9 лет и по шесть учащихся в возрасте от 10 до 12 лет. Экспериментальная методика полностью соответствовала описанной выше основной методике исследования. Анализ результатов пилотажного эксперимента в целом подтвердил выдвинутые гипотезы и позволил выделить группы педагогов, учащиеся которых характеризуются: 1 и 2 группа - значительно более высоким (относительно установленного для 10-12 лет) уровнем способности звуко-цветового симультанирования, 3 группа - незначительным отличием от установленного уровня общеобразовательной школы; 4 группа - более низким по сравнению с уровнем общеобразовательной школы показателями по звуко-цветовому симультанированию.
В первой группе среднее количество правильных ответов по звуко-цветовому симультанированию – 85%, во второй группе – 80%, в третьей группе – 49%, в четвертой группе – 32%.
(Страница 14 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
С целью дальнейшего изучения воздействия педагога на естественную возрастную динамику способности звуко-цветового симультанирования учащихся и экспериментального подтверждения гипотетических положений было проведено исследование в 1985-86 гг. на выборке педагогов, участвовавших в пилотажном эксперименте. Эксперимент был проведен в детских музыкальных школах №1 им. Бетховена и №13 им. Коляды г. Харькова. 20 педагогов представили для участия в эксперименте по шесть учащихся своего класса в возрасте от 10 до 13 лет. Как показали результаты пилотажного эксперимента, данный возрастной период характеризуется регрессом феномена звуко-цветового симультанировааия, что и определило возрастной состав выборки испытуемых.
Методика проведения этого экспериментального исследования на контингенте педагогов и учащихся музыкальных школ имела некоторые особенности. В работе показано, что музыкальная композиция, представленная даже относительно коротким фрагментом, является неоднородным и сложным для восприятия объектом, вызывающим у реципиента многогранный динамический эмоциональный процесс, характеризуемый, наряду с ведущим модальным эмоциональным отношением, множеством менее четких эмоциональных "полутонов".
Предположение о неоднозначности соответствия между музыкальной композицией и эмоциональным состоянием потребовало следующего уточнения математической модели изучаемого феномена, проведенного с помощью формального аппарата теории нечетких множеств. Предполагается, что между элементами множества музыкальных композиций m € М и множества эмоциональных отношений е € Е установлено нечеткое соответствие (… ).
С содержательной точки зрения это число характеризует степень соответствия эмоционального отношения е € Е заданному музыкальному фрагменту m € М.
При проведении эксперимента испытуемым (педагогам и учащимся) предлагалось проранжировать цветовые индикаторы по степени выраженности в заданном музыкальном фрагменте соответствующих эмоциональных отношений.
(Страница 15 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
В качестве критерия адекватности принимались результаты ранжирования экспертами трех разнохарактерных музыкальных фрагментов. Для оценки степени статистической связи между оценочными ранжированиями учеников и экспертов были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. Полученные коэффициенты были усреднены по классам учащихся каждого из 20 педагогов и, соответственно, по трем музыкальным фрагментам. С целью определения правомочности усреднения коэффициентов корреляции было использовано Z-преобразование Фишера, рассчитаны параметры для критерия Стьюдента. Рассчитанные значения критерия Стьюдента показали правомочность усреднения полученных коэффициентов ранговой корреляции.
Средние значения коэффициентов корреляции учащихся по классам каждого педагога приведены в таблице.
Таблица. Средние значения коэффициентов корреляции r по классам учащихся двадцати педагогов.
№ педа-гога |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
r |
0.86 |
0.82 |
0.78 |
0.74 |
0.69 |
0.68 |
0.61 |
0.56 |
0.48 |
0.47 |
№ педа-гога |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
r |
0.47 |
0.45 |
0.42 |
0.29 |
0.28 |
0.23 |
0.17 |
0.14 |
0.13 |
0.07 |
Анализ представленных средних значений коэффициентов корреляции позволил выделить четыре группы педагогов по значению рассчитанных коэффициентов:
от 0,86 до 0,74 — первая группа;
от 0,69 до 0,56 -— вторая группа;
от 0,48 до 0,42 — третья группа;
от 0,29 до 0,07 — четвертая группа.
Средний коэффициент корреляции учащихся первой группы педагогов — 0,80; второй — 0,64; третьей — 0,46; четвертой — 0,19.
(Страница 16 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Сопоставление данных пилотажного и основного экспериментов подтвердило выдвинутые гипотезы, что позволяет говорить о "компенсирующей" функции персонализированного воздействия педагогов 1 и 2 групп. Педагоги 3 группы не оказывают существенного влияния на естественную возрастную динамику. Педагоги 4 группы, не использующие творческие методы формирования эмоционально-образного восприятия музыки и развития воображения у детей, могут "блокировать" непосредственно-эмоциональную активность и, как следствие, возможно ухудшение естественной возрастной динамики звуко-цветового симультанирования.
Для подтверждения линейной зависимости между уровнем непосредственной эмоционально-эстетической активности, объективируемой в способности звуко-цветового симультанирования, педагогов и учащихся, был рассчитан парный линейный коэффициент корреляции rxy между значениями xi и yi коэффициентов ранговой корреляции Спирмена, где yi - среднее значение коэффициентов ранговой корреляции между ответами педагогов и экспертов,xi-среднее значение коэффициентов ранговой корреляции между ответами учащихся i-го педагога и экспертов.
Рассчитанное значение rxy =0,77 доказывает, что высокий уровень показателей звуко-цветового симультанирования учащихся является следствием персонализированного воздействия педагога, также обладающего высоким уровнем непосредственно-эмоциональной активности, и наоборот, педагоги, характеризуемые низким уровнем способности звуко-цветового симультанирования, не могут компенсировать ее естественный возрастной регресс.
В целом, полученные данные полностью подтвердили валидность выдвинутых гипотетических положений, в соответствии с которыми личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказывать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.
При анализе результатов экспериментального исследования, установлено, что условия формирования психических новообразований личности ребенка в музыкально-дидактическом взаимодействии детерминируются механизмом трансляции ("отображения") неформализованных интуитивных компонентов "личного знания" педагога, являющегося важнейшей функцией диады "учитель-ученик".
(Страница 17 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Это актуализация "я в другом", но не как элементарная копия, а именно как "отображение" идентичных структур не функционально связанные, но различные о точки зрения интрасубъектного опосредствования элементы. "Другое", появляющееся в ходе развития, оказывается не чужим, взятым со стороны, но возникшим на основе предшествующего "своим другим".
Следовательно, в контексте исследования мета-пространство "значимого другого" как "аффектированная область" выступает важнейшим метарегулятором когнитивных процессов. Образ "значимой личности" педагога биполяризуется в эмоциональных процессах, позитивно, а возможно, и негативно координирующих творческую деятельность учащегося, вследствие чего, актуализация идеальной представленности "значимой" личности педагога может значительно повышать, а в случае негативного тонуса понижать, "блокировать" эмоционально-эстетическую и творческую активность учащихся.
Как показали результаты исследования, педагоги, ориентированные на формирование узкоремесленнических (технических) умений и навыков, а, следовательно, на репродуктивный характер межличностного взаимодействия в процессе музыкального обучения, "блокируют" эмоционально-эстетическую и творческую активность учащихся. Это позволяет объяснить некоторые установленные ранее особенности развития детей не только (и не столько) недостатками системы музыкального обучения, но (и прежде всего) особенностями индивидуально-личностного воздействия педагога.
Проведенное экспериментальное исследование возрастной динамики способности звуко-цветового симультанирования позволило разработать специальную методику цветовой актуализации эмоционально-образных представлений в процессе музыкального восприятия, которая предполагает постепенное (поэтапное) развитие способности звуко-цветового симультанирования.
На первом этапе целью обучения по данной методике является актуализация в процессе продуктивного педагогического воздействия способности ребенка осуществлять выбор из репрезентируемого симультанно с музыкальной композицией ряда цветовых стимулов модального цветового индикатора эмоционального отношения, соответствующего характеру музыкального произведения (фрагмента).
(Страница 18 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Выбор адекватного цветового индикатора модальной эмоционально-экспрессивной реакции может служить элементарной основой для последующего выражения с помощью цвета все более сложных переживаний, рожденных музыкальными образами.
На втором этапе развития способности звуко-цветового симультанирования перед учащимися ставится более сложная задача ранжирования элементов цветового ряда по степени соответствия характеру и настроению симультанно репрезентируемой музыкальной композиции. При достижении высокой степени адекватности цвето-эмоционального и музыкального образа осуществляется переход к третьему этапу.
На третьем этапе в соответствии с методикой цветовой актуализации эмоционально-образных представлений в процессе музыкального восприятия детям предлагаются для прослушивания музыкальные жанры и формы, характеризуемые сложной динамикой эмоциональных настроений (например, сонатно-симфоническая, рондообразная, двух-трехчастные формы изложения музыкальной мысли). Основная творческая задача данного периода: при прослушивании музыкального произведения воссоздать ("нарисовать") сложную динамику эмоциональных состояний, соответствующую репрезентируемому музыкальному образу-процессу.
В заключении диссертационной работы формулируются следующие
ВЫВОДЫ:
- В результате экспериментального исследования установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникшим эмоциональным состоянием.
- Развитие эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей характеризуется определенной возрастной динамикой, экспериментально регистрируемой в изменении способности звуко-цветового симультанирования (ЗЦС): в возрасте от 4 до 8 лет наблюдается повышение показателей адекватности процесса звуко-цветового симультанирования, затем, в период 9-11 лет, происходит постепенное снижение этих показателей до уровня, более низкого, чем исходный (т.е. регистрируемый в возрасте четырех лет).
(Страница 19 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
- В процессе проведения формирующего эксперимента установлено, что в случае ослабления непосредственно-эмоциональной активности восприятия, введение цветового образа, соответствующего характеру заданного фрагмента, позволяет воссоздать адекватное эмоциональное отношение. При этом не эмоциональное отношение опосредствует цветовосприятие музыкальной композиции, а, напротив, цветовое решение как опосредствующее звено, позволяет воссоздать адекватное эмоциональное состояние. Таким образом, цветовая индикация может выполнять функцию "катализатора" адекватной эмоционально-эстетической реакции в процессе музыкального обучения.
- Обучение в детской музыкальной школе в общем случае незначительно изменяет возрастную динамику звуко-цветового симультанирования, несколько увеличивая период возрастания адекватности ЗЦС до возраста девяти-десяти лет. Однако в критическом для данного феномена возрастном диапазоне (10-12 лет для ДМШ) наблюдается значительный разброс показателей адекватности ЗЦС для групп учащихся разных педагогов. Таким образом, фактором сохранения способности ЗЦС выступает различное индивидуально-специфическое влияние педагогов.
- Анализ экспериментальных результатов позволил выделить четыре группы педагогов по степени и характеру их индивидуально-специфического влияния на естественную возрастную динамику непосредственно-эмоциональной активности и творческого воображения у детей, объективируемых в способности ЗЦС. Педагоги первой и второй групп позитивно изменяют естественную возрастную динамику ЗЦС, в результате чего в критический период 10-12 лет происходит лишь незначительное понижение показателей адекватности звуко-цветового симультанирования, что позволяет говорить о "компенсирующей" функции персонализированного воздействия педагогов первой и второй групп. Педагоги третьей группы не оказывают существенного влияния на естественную возрастную динамику.
(Страница 20 Автореферата дисс. канд. психол. наук И.М.Мирошник)
Педагоги четвертой группы, не использующие творческие методы формирования эмоционально-образного восприятия музыки у детей, могут "блокировать" непосредственно-эмоциональную активность ребенка и, как следствие, возможно ухудшение естественной возрастной динамики ЗЦС.
На основе экспериментального исследования феномена звуко-цветового симультанирования разработана методика цветовой актуализации эмоционально-образных представлений в процессе музыкального обучения, апробация которой в детских музыкальных школах на занятиях по предмету "музыкальная литература" подтвердила возможность ее применения как эффективного средства развития эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
- Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей //Новые исследования в психологии. - 1987. - №1; с.55-58.
- Возрастные особенности зрительно-слуховых представлений// Сб. научн. тр. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. М.: АПН СССР, 1989.- С. 51-60.
- Воздействие личности педагога на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися// Сб.научн.тр. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. М: АПН СССР, 1989.- С. 29-36.
- Исследование возрастных особенностей зрительно-слуховых представлений (на материале музыкально-перцептивной деятельности). Деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика" 22.У.89, № 172/89.
- Исследование психологических механизмов воздействия личности педагога на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися Деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика" 22.У.89, № 173/89.
ВМНУЦ ВТИ Зак.45 тир.120 1990 тир.150
Электронная копия Автореферата диссертации И.М.Мирошник подготовлена без каких-либо изменений за исключением некоторых сокращений текста, отмеченных символом «(…)».
Научно-исследовательский Институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР - ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования.
Опубликовано на Порталусе 14 июля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): синестетические способности, эмоциональная отзывчивость, синестезия, музыка-эмоция-цвет, кроссмодальная координация,синестетическая способность, кроссмодальная координация, звуко-цветовое симультанирование, музыкально-цветовое восприятие, музыка эмоция цвет, цветомузыкальная перцепция →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK