Рейтинг
Порталус

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на кандидатскую диссертацию И.М.МИРОШНИК

Дата публикации: 29 июля 2019
Автор(ы): Александр Константинович Дусавицкий
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ История психологии →
Номер публикации: №1564394702


Александр Константинович Дусавицкий, (c)

Прикреплённый файл - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на кандидатскую диссертацию И.М.МИРОШНИК

Загрузить Автор: КООРДИНАТОР (загружен: 29 июля 2019)



"Золотая коллекция" Порталуса / PORTALUS.RU-1564394702
На фото: ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на кандидатскую диссертацию И.М.МИРОШНИК, автор: Психолог-музыкотерапевт

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Ректор Харьковского

государственного университета

им. А.М.Горького,

проф.Тарапов И.Е. (подпись, печать)

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

ведущей организации на диссертационную работу т. Мирошник Ирины Макаровны "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", представленную на соискание ученой степени кандидата психологичческих наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология

 

 

Диссертационная работа И.М.Мирошник выполнена в соответствии с тематикой, закрепленной за лабораторией психологии развития личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Работа создавалась на основе адекватного использования теоретического аппарата психологической теории деятельносгного опосредствования межличностных отношений /А.В.Петровский/ и разрабатываемой в его рамках концепции персонализации /А.В.Петровский и В.А.Петровский/.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения психологических условий реализации личностного подхода в системе музыкального взаимодействия.

В настоящее время в музыкальном образовании преобладает функционально-ролевой подход. В противоположность ему в диссертационной работе Мирошник И.М. выдвигается тезис об активно-личностном взаимодействии учителя и ученика, в ходе которого личность учителя выступает как фактор формирования психических новообразований ребенка.

В соответствии с этим тезисом в работе ставится принципиально новая задача - исследования психологических механизмов воздействия педагога на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей, что определяет актуальность цели исследования.

Отталкиваясь от общей гипотезы о том, что личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей, автор формулирует и ряд частных гипотез, конкретизирующих положения о связи непосредственно-эмоционального восприятия музыки со способностью звуко-цветового симультанирования, возрастом ребенка и личностью педагога. Как видно из представленного в диссертации материала, автор последовательно решает поставленные в исследовании задачи.

В первой главе раскрываются методологические и теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений, обоснован выбор в качестве теоретической основы исследования принципа деятельностного опосредствования межличностных отношений, дается содержательный анализ описанных в литературе исследований музыкально-дидактического взаимодействия и показывается их ограниченность изучением интра- и ингериндивидного аспекта.

Здесь подробно рассматриваются основные направления психолого-педагогических исследований личностных факторов, влияющих на эффективность деятельности учителя, составляющие теоретическую основу научного познания продуктивного межличностного взаимодействия в музыкально-педагогическом процессе.

Во второй главе представлено исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки.

И.М.Мирошник выделяет 3 этапа развития личности в системе музыкальной деятельности - при относительном преобладании в ней интра-, интер- и метаструктур, что позволяет ей четко сформулировать гипотезы и задачи исследования.

В работе детально обосновывается разработанная диссертантом основная экспериментальная методика. Она включает выбор испытуемыми из ряда цветовых стимулов-карточек, предъявляемых симультанно с музыкальными фрагментами, цветового индикатора эмоционального состояния, который соответствует характеру музыкального фрагмента.

В данной главе приводятся результаты исследования возрастной динамики феномена звуко-цветового симультанирования в различных возрастных группах детей от 4-6 до 7-11 лет. При этом диссертантом установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте отчетливо проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музыкального восприятия согласование элементов цветового ряда с возникающим эмоциональным состоянием.

В третьей главе диссертации представлены результаты экспериментального исследования психологических механизмов воздействия личности педагога на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися. Судя по представленным данным, полностью подтверждена валидность выдвинутых гипотез, в соответствии с которыми личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.

Анализ выполненных экспериментальных исследований позволил автору разработать оригинальную методику цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, которая позволяет (осуществлять) поэтапное развитие способности звуко-цветового симультанирования.

Рассмотрение материалов диссертации И.М.Мирошник позволяет утверждать, что выполненное диссертационное исследование обладает ярко выраженной новизной. Впервые разработан и применен для исследования музыкально-перцептивной деятельности в процессе дидактического взаимодействия новый подход, основанный на положениях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации. Впервые описан феномен звуко-цветового симультанирования /ЗЦС/ в процессе музыкального воспитания. Исследована возрастная динамика звуко-цветового симультанирования у детей.

Убедительны выводы диссертационной работы.

В целом результаты исследования показали, что развитие эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения у детей характеризуется определенной возрастной динамикой, объективируемой в способности звуко-цветового симультанирования. В возрасте от 4 до 8 лет наблюдается устойчивое нарастание непосредственно-эмоциональной отзывчивости на музыку, экспериментально регистрируемой в высоких показателях по звуко-цветовому симультанированию. Затем в период с 9-11 лет отмечается постепенное снижение показателей по звуко-цветовому симультанированию, что является следствием падения непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки у детей. В зависимости oт характера и уровня персонализированного воздействия педагоги могут оказывать позитивное или негативное влияние на процесс развития способности звуко-цветового симультанирования и, следовательно, изменять естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.

Полученные автором результаты имеют несомненную практическую ценность для совершенствования системы музыкального воспитания школьников.

Необходимо отметить также грамотное планирование экспериментов и корректную интерпретацию результатов, что позволяет сделать вывод об их высокой достоверности.

По диссертации имеются следующие замечания.

  1. Проведенный в первой главе теоретический обзор психологической, музыковедческой и педагогической литературы излишне подробен, некоторые анализируемые работы прямо не связаны с целями и задачами исследования.

  2. Во второй главе диссертационной работы автором выделены три этапа развития личности ребенка в системе музыкального обучения, однако в выводы по диссертации этот результат не вошел и в дальнейшем тексте нигде не использован.

  3. Из диссертационной работы не вполне ясен психологический механизм воздействия личности педагога на развитие эмоционально-образного восприятия музыки учащимися.

  4. Автору не удалось полностью избежать редакционных погрешностей в тексте.

Отмеченные недостатки ни в коей мере не снижают научную и практическую ценность диссертационной работы, выполненной на высоком научном уровне. Теоретические положения и методические приемы, разработанные в данном исследовании, могут быть рекомендованы для повышения эффективности педагогического процесса в общеобразовательных и детских музыкальных школах, а также при подготовке педагогических кадров в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.

Таким образом, диссертационная работа т. Мирошник Ирины Макаровны является законченной научно-исследовательской работой в области педагогической и возрастной психологии. Она содержит ряд научных результатов и рекомендаций, представляющих научную и практическую ценность.

Имеющиеся публикации вполне достаточны для того, чтобы составить ясное впечатление о материалах исследования.

Автореферат отражает основное содержание диссертации. В целом работа полностью удовлетворяет требованиям ВАК СССР, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07.

Доктор психологических наук, доцент

Дусавицкий А.К.

Отзыв утвержден на заседании кафедры психологии Харьковского университета 20 октября 1990 г., протокол №2.

Зав. кафедрой психологии ХГУ, Середа Г.К.

доктор психол.наук, профессор

 

Полный текст Диссертации И.М.Мирошник размещен по ссылке https://files.portalus.ru/files/1564134443.pdf

 

Александр Константинович Дусавицкий (5 мая 1928 года — 24 октября 2012 года) — советский и украинский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка. В 1978 году в издательстве «Знание» вышла его первая научно-популярная книга «Загадка птицы Феникс». В качестве одного из сценаристов участвовал в создании научно-популярного фильма «2×2=X», награждённого на 2-м Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов дипломом 2-й степени. Создатель оригинальной интерпретации механизмов возникновения исследовательского и познавательного интереса (монография «Формула интереса», 1989). Тема кандидатской диссертации: «Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения». Тема докторской диссертации: «Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности». Создал свою теорию личности, которая развивает взгляды С. Л. Рубинштейна. Был профессором кафедры общей психологии, заслуженным профессором Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

Опубликовано на Порталусе 29 июля 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Личность педагога, фактор развития, эмоционально-образное восприятие, музыкальная психология, феномен зауко-цветового симультанирования, методика цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, синестезия, симультанирование, симультанный, творческое воображение



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама