Рейтинг
Порталус

А.Л.Готсдинер. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации И.М.Мирошник

Дата публикации: 06 августа 2019
Автор(ы): Арнольд Львович Готсдинер
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ История психологии →
Номер публикации: №1565091734


Арнольд Львович Готсдинер, (c)

Прикреплённый файл - А.Л.Готсдинер. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации И.М.Мирошник

Загрузить Автор: КООРДИНАТОР (загружен: 06 августа 2019)



"Золотая коллекция" Порталуса / PORTALUS.RU-1565091734
На фото: А.Л.Готсдинер. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации И.М.Мирошник, автор: Психолог-музыкотерапевт

отзыв

на автореферат кандидатской диссертации И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как Фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися".

Диссертация Ирины Макаровны Мирошник посвящена трем важнейшим психологическим и музыкально-педагогическим проблемам: влиянию личности педагога на художественное восприятие мира учеником, развитию эмоциональной сферы ребенка от 4 до 9 лет, и, наконец, образного, причем, не мономодального, звукового, а синестезического восприятия музыки с одновременным (симультанным) слышанием цвета и видением музыки.

Из истории музыкальной культуры известны только три композитора, которые обладали цветным слухом, то есть у них вместе с тональностью музыки проявлялась устойчивая ассоциация с определенным цветом. Это - Ник.Андр.Римский-Корсаков, Ал-р Ник. Скрябин и Микалоюс Чурленис. Например, для Римского-Корсакова тональность до-мажор соответствовала белому цвету, фа-мажор - зеленому, ля-минор бледно-розоватому и т.д. Причем, по свидетельству Римского-Корсакова, каждый цвет соответствовал также определенному настроению и вызывал содержательный образ, а вся тональность имела ярко выраженную эмоциональную окраску. Цвето-звуковые образы-тональности Римского-Корсакова и Скрябина не совпадали, но если у первого это выражалось в творческом процессе и не имело конкретного выхода в музыке, то Скрябин в неосуществленной "Поэме огня", где музыку должно было сопровождать цветовое изображение, осуществил это в своем сочинении.

В картинах Чурлениса "Знаки зодиака" и "Морской сонате", как ни старался Ландсбергис, посвятивший свою кандидатскую диссертацию творчеству Чурлениса, раскрыть содержание его картин и музыки, трудно что-нибудь увидеть кроме Фантастических и даже мистических образов в духе авангардистов и в музыке, и в картинах.

Очень много сделал казанский доцент Галеев для пропаганды цветомузыки. Однако показанное им на симпозиуме в Ленинграде(1978) сопровождение музыки цветовыми изображениями никак не синтезировалось ни у рядовых слушателей, ни тем более у музыкантов.

Одной из причин этого, как мне кажется, является воспитание в онтогенезе каждого раздельного восприятия цвета и звуков, содержательного восприятия картин и такого же содержательного восприятия музыки.

 

Поэтому успешную попытку Ирины Макаровны объединить в процессе обучения эти два вида восприятия нужно оценить очень высоко. Это по сути реальный путь обогащения образного видения и слышания музыки, предпринятый в исследовательском и педагогическом плане впервые. Достоверность полученным результатам придают хорошо продуманные эксперименты, проведенные на большом количестве детей.

Для музыкальной педагогики, которая на начальном, может быть самом важном этапе, на протяжении длительного времени застывает на таких важных, но все таки не главных проблемах, как постановка рук, посадка за инструментом и усвоение техники, очень важное значение имеет привлечение внимания педагогов к развитию эмоциональности. Ослабление внимания к развитию эмоциональной сферы обучающихся музыке покоится на неверном убеждении, что сама музыка обладает такой огромной силой эмоционального воздействия, что развитие этой, художественной стороны, произойдет само собой и будет зависеть от рационального выбора учебного репертуара.

Ирина Макаровна нашла очень эффективный способ привлечь внимание педагогов к этому разделу музыкального обучения, хорошо его аргументировав теоретически. Применение цветовых символов значительно усиливает воздействие музыки, повышает интерес детей к обучению.

И, наконец, самый важный результат - конкретное выявление значения личности педагога для активизации эмоционально-образного восприятия детей. Здесь известные мысли K.Д.Ушинского о том, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности получило у диссертанта конкретное воплощение в трансляции эмоционального переживания педагога на эмоциональное восприятие музыки учеником.

Таким образом, диссертантом проделана большая, интересная и плодотворная работа. Она соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор безусловно заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук.

Доктор психологических и кандидат педагогических наук, преподаватель музыкального училища при МДОЛГК, А.Л.Готсдинер 13.11.1990.

Этот отзыв был зачитан А.Л.Готсдинером на защите диссертации И.М.Мирошник, которая состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).

Арнольд Львович Готсдинер. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Этот отзыв был зачитан А.Л.Готсдинером на защите диссертации И.М.Мирошник, которая состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).

Арнольд Львович Готсдинер, музыкант, ученик и ассистент профессора П.С.Столярского, доктор психологических и кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии творчества Российского Открытого университета, автор книги «Музыкальная психология» (М.:1993), которая является учебным пособием для студентов институтов искусств и культуры, консерваторий, театральных вузов, музыкальных факультетов педвузов. Совместно с В.Н.Мясищевым, выдающимся советским психиатром и медицинским психологом, основателем ленинградской школы психотерапии, А.Л.Готсдинер проводил фундаментальные исследования по проблеме музыкальных способностей, а также проблеме влияние музыки на человека (по данным комплексных электроэнцефалографических и психологических показаний). См. об этом: Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показаний /Вопросы психологии. -1975 - №1. - с.54-67; 1996; В. МЯСИЩЕВ, А. ГОТСДИНЕР. Что есть музыкальность?// Советская музыка. 1976. № 3. С. 81—85; Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / В.Н. Мясищев , А.Л. Готсдинер // Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред. А.Л. Гройсман. – Москва : Магистр, 1996 и др. работы.

 

Полный текст Диссертации И.М.Мирошник размещен по ссылке https://files.portalus.ru/files/1564134443.pdf

Опубликовано на Порталусе 06 августа 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Личность педагога, фактор развития, эмоционально-образное восприятие, музыкальная психология, феномен зауко-цветового симультанирования, методика цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, синестезия, симультанирование, симультанный, творческое воображение



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама