Рейтинг
Порталус

СИМФОНИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ — СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА С АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «МУЗЫКА КРАСОТЫ»

Дата публикации: 17 октября 2019
Автор(ы): Мирошник Ирина Макаровна
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Школы психологии →
Номер публикации: №1571305193


Мирошник Ирина Макаровна, (c)

Сайт автора: https://libmonster.ru/Coordinator

Видеоролик:



На фото: СИМФОНИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ — СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА С АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «МУЗЫКА КРАСОТЫ», автор: Психолог-музыкотерапевт

И.М.МИРОШНИК

СИМФОНИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА С АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «МУЗЫКА КРАСОТЫ»



I.M.MIROSHNIK. SYMPHONY OF THE FIVE SENSES — SYNESTHETIC GAME WITH AUDIOVISUAL COMPOSITION “MUSIC OF BEAUTY"

The creation of simultans artistic images in synaesthetic works is defined as synaesthetic simultanism - a new trend of personalistic culture of the future, manifested in the era of civilizational synaesthetic revolution. Synaesthetic Simultanism of arts (Synaesthetics) is a branch of the new Coordinational Aesthetics based on the laws and principles of the Coordinational paradigm of development as a general scientific theory of coordination, alternative to dialectics, metaphysics and eclecticism. For development of abilities to synaesthetic selective coordination, on the basis of the results received in dissertation research (1983-1990), I.M. Miroshnik the new class of developing and revitalizing esthetic games - Synaesthetic games by the System of psychological coordination with feedback was created. A distinctive feature of such synesthetic games is that they are created on the basis of the Coordinational Theory of Higher Nervous Activity (CT HNA) and the law of Selective coordination, but not on the law of Association and the Theory of conditioned reflexes. Let's play such a developing and revitalizing synesthetic game called "Symphony of the five senses" and create a work of new synaesthetic art.

© Irina Makarovna Miroshnik. 2019. All rights reserved



СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «МУЗЫКА КРАСОТЫ».

Синестетическая композиция (от греч. synáisthēsis — соощущение и от лат. compositio –— составление, связывание, соединение) — это процесс и результат селективной кросс-модальной координации комплементарных художественных образов. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических произведениях определяется как синестетический симультанизм -- новая тенденция персоналистической культуры будущего, проявляющаяся в эпоху цивилизационной синестетической революции. Синестетический симультанизм искусств (синестетика) является разделом новой координационной эстетики, основанной на законах и принципах Координационной парадигмы развития как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике, метафизике и эклектике. Координационная эстетика определяет методологию нового синестетического искусства, в котором реализуется фундаментальный закон Координационной парадигмы развития — закон единства и координации комплементарных (взаимосоответствующих) противоположностей, принципиально отличающийся от основного закона дисгармоничного диалектического развития, т.е. закона единства и борьбы взаимоисключающих противоположностей. Поэтому синестетическое искусство не является диалектическим синтезом или интеграцией различных видов искусств. Синестетическое искусство — это новый вид художественно-творческой деятельности, которая представляет собой процесс и результат симультанирования и селективной кросс-модальной координации комплементарных эстетических предметов и явлений.

Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и избирательно скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. В процессе и результате симультанирования эстетических интермодальных противоположностей, их динамической селективной координации создается произведение нового синестетического искусства (или новое синестетическое сочинение), органично соединяющее комплементарные кросс-модальные эстетические явления.

В соответствии с координационной психологией развития (по закону хиазмы и ее обращения) при одновременном (симультанном) восприятии двух комплементарных друг другу интермодальных художественных образов, входящих в синестетическую композицию, возникает эффект их скрещения и обращения. Каждый из комплементарных образов, которые подходят друг другу как ключ к замку, как бы ищет и находит в другом то, что ему самому не достает до целого.

СИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Для развития креативных способностей к синестетической селективной координации, на основе результатов, полученных в диссертационном исследовании И.М.Мирошник, был создан новый класс развивающих и оздоравливающих эстетических игр -- синестетические игры по Системе психологической координации с обратной связью. Первая компьютеризированная синестетическая цвето-музыкальная игра «Музыкальная радуга» была создана И.М.Мирошник в 1990 году по авторской методике звуко-цветового симультанирования (программирование игры - Е.В.Гаврилин, В.И.Варфоломеев). Затем синестетические игры были интегрированы в высокие гуманитарные технологии синестетической терапии, в игровые психологические методики на CD-ROM “Интерактивный психологический театр «Тайны Души» (И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин,1996) и в программно-методический комплекс Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ПМК ЛОК-терапии) по Системе психологической координации (СПК) И.М.Мирошник, которые более 20 лет (1998-2019) широко применялись в процессе медико-психологической реабилитации детей и взрослых различных нозологических и возрастных групп в санаториях Крыма.

Отличительная особенность таких синестетических игр заключается в том, что они создаются на базе координационной теории высшей нервной деятельности (ВНД) и законе селективной координации, а не на законе ассоциации и рефлекторной теории ВНД. То есть, в основе синестетических игр лежит не ассоциирование и условный рефлекс, а творческий акт селективной (избирательной) координации комплементарных (взаимодополняющих) противоположностей. (см. Мирошник И.М. Метод психической координации и феномен синестезии, 2008).

СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА И.М.МИРОШНИК «СИМФОНИЯ ПЯТИ ЧУВСТВ»

Давайте сыграем в такую развивающую и оздоравливающую синестетическую игру под названием «Симфония пяти чувств» и создадим произведение нового синестетического искусства.

Для осуществления обратной связи в этой игре используем восьмицветовой тест Люшера. Для этого перед восприятием композиции «Музыка красоты» оцените свое эмоциональное состояние в данный момент времени. Разложите перед собой цветовые карты (красный, зеленый, жёлтый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный), перемешайте их, выберите наиболее предпочитаемый в данный момент времени цвет из этого ряда и отложите его. Далее вы отбираете наиболее предпочитаемый цвет из оставшихся, и так до тех пор, пока все цвета не будут использованы. Запишите последовательность выбранных цветовых карт.

А теперь по методике звуко-цветового симультанирования (ЗЦС И.М.Мирошник) в процессе эстетического восприятия проведите оценку эмоционального характера, настроения синестетической композиции с применением тех же восьми цветовых карт Люшера. Для этого вновь разложите перед собой цветовые карты, перемешайте их. Созерцая картину «Рождение Венеры» и одновременно слушая «Музыку первичного океана», последовательно выберите из ряда цветов те, которые наиболее подходят, соответствуют эмоциональному характеру, настроению синестетической композиции «Музыка красоты». И так выбирайте до тех пор, пока все цвета не будут использованы. В результате вы подберёте последовательность цветов, отражающих эмоциональное настроение, выраженное в симультанном аудио-визуальном художественном образе (от наиболее соответствующих цветов - к наименее соответствующим). Запишите полученную последовательность из восьми выбранных цветовых карт Люшера.

А теперь обогатим наше эстетическое восприятие обонятельными ощущениями. Для этого в процессе симультанного восприятия «Музыки первичного океана» и картины «Рождение Венеры» поставьте перед собой коллекцию парфюмов и/или коллекцию эфирных масел (не менее 8-12 флаконов). Обязательно включите в этот ароматический ряд некоторые масла-афродизиаки (Роза, Иланг-иланг, Жасмин, Нероли, Бергамот, Пачули, Герань, Сандал и др.), названные так в честь богини Афродиты (Венеры).

Итак, продолжим создание Вашего произведения синестетического искусства или, иначе, синестетического произведения нового искусства. Созерцая картину «Рождение Венеры» и одновременно слушая «Музыку первичного океана», выберите из ряда флаконов с эфирными маслами и/или парфюмов те ароматы, которые наиболее подходят, соответствуют эмоциональному настроению, характеру синестетической композиции «Музыка красоты». То есть продегустируйте (на нюх) коллекцию ароматов и подберите те, которые, на ваш эстетический вкус, органично дополняют синестетический образ "Музыки красоты" его комплементарными ароматами. Вы обязательно почувствуете те чудодейственные ароматы, которые подходят к звучащей музыке и картине как ключ к замку, и тогда само ощущение этого скрещения и обращения кросс-модальных явлений вызовет у Вас чувство эстетического наслаждения. Заметим, что многие слышат в синестетической композиции «Музыка красоты» волшебные ноты ароматов-афродизиаков: розы, иланг-иланга, жасмина и др. По законам координационной психофизиологии и психологии развития важен не только результат Вашего выбора, подбора но и сам процесс эмоционально опосредованного избирательного cогласования (координирования) разномодальных комплементарных эстетических стимулов, который обладает развивающим, терапевтическим (целебным) и гармонизирующим эффектами.

Те из Вас, у кого развито чувственное синестетическое мышление, эстетический и синестетический вкус, смогут дополнить симультанный художественный образ «Музыка красоты» определенными вкусовыми ощущениями, например, дегустируя ряд соков или коллекцию вин, или подбирая комплементарные синестетической композиции ощущения из ряда других вкусовых стимулов (сладких, кислых, горьких, солёных). Возможно, кому-то захочется обогатить симультанный синестетический образ комплементарными тактильными ощущениями, например, подобрав из коллекции минералов, полудрагоценных и драгоценных камней (или ювелирных украшений, бижутерии) наиболее соответствующие по эстетическим чувствам, которые они вызывают, композиции «Музыка красоты». Возможно, Вам захочется дополнить синестетическую композицию легкими прикосновениями выбранных Вами приятных тканей (например, шифон, шелк, бархат, атлас и др.) или эстетическими движениями пальцев, рук, всего тела.

Художественное синестетическое мышление, эстетический и синестетический вкус с новых теоретических позиций рассматриваются как частные проявления общих, основных координационных способностей человека, то есть способностей выбирать и избирательно согласовывать, симультанировать комплементарные противоположности природного, социального и духовного мира, создавая новые, гармоничные комплексные соединения. Подобно тому как представление о вкусе, как элементарном физиологическом чувстве, развилось в универсальную философскую категорию, обозначающую способность познавать прекрасное, в координационной психофизиологии и психологии развития представление о координационных способностях как чисто физических, двигательных, проявляющихся в ловкости, (например, в спорте), эволюционировало в универсальную категорию новой теории развития, обозначающую базовые способности человека к познанию и преобразованию мира в процессе многоплановой координационной деятельности по законам красоты и гармонии. В этом процессе эволюции креативности развивались новые координационные потребности и способности и, в частности, синестетический вкус.

Синестетический вкус (по определению И.М.Мирошник) — это творческая способность к селективной координации кросс-модальных комплементарных эстетических стимулов, их комплексному соединению по законам гармонического развития.

Осуществлённая Вами в синестетической игре «Симфония пяти чувств» транскрипция мифа о рождении Венеры (Афродиты) на комплементарный, чувственный язык живописи, музыки, сладостных ароматов, нежных прикосновений, тонких вкусовых ощущений, пластических движений развивает ваше эмоционально-образное, чувственное синестетическое мышление, эстетический и синестетический вкус, а кроме того имеет выраженный оздоравливающий эффект!

Если вы хотите в этом убедиться, то есть получить психологическую обратную связь, выполните ещё раз самооценку психоэмоционального состояния по восьмицветовому тесту Люшера (процедура описана в начале игры). Запишите новую последовательность выбранных цветовых карт. А теперь сравните три цветовые последовательности:

  1. Перед началом игры,

  2. В процессе восприятия синестетической композиции «Музыка красоты»,

  3. Сразу после завершения игры.

Используя стандартные средства интерпретации значения цветовых выборов, Вы можете проанализировать происходящие позитивные изменения и убедиться насколько улучшилось ваше психоэмоциональное состояние в результате прохождения развивающей и оздоравливающей синестетической игры «Симфония пяти чувств».

А теперь активируйте свое художественное синестетическое мышление и попробуйте выразить в слове (возможно, в литературной, поэтической форме) те художественно-эстетические эмоции, чувства, переживания, которые помогли Вам объединить музыку, живопись, образ движения, цвет, ароматы, вкусовые и тактильные ощущения, комплементарные мифу о рождении Венеры, в целостное синестетическое произведение, созданное Вами в игре "Симфония пяти чувств"!

Заведите специальный Альбом Синестетического Искусства и запишите в него все подобранные вами в синестетической игре межчувственные, кросс-модальные соответствия и объединяющие их художественные эмоции и эстетические чувства, выраженные в вербальной форме (словесно).

А когда вы будете играть в "Симфонию пяти чувств" с другими синестетическими композициями и создавать новые интермодальные комплексные соединения, то есть синестетические произведения, органично соединяющие различные виды искусств (поэзию, литературу, изобразительное, музыкальное, танцевальное искусства, а также фотоискусство, парфюмерное, ювелирное, декоративно-прикладное, кулинарное искусства и др.), записывайте в Альбом Синестетического Искусства свои художественные открытия в синестетике. Вы можете делиться ими через YouTube или иные сервисы интернета, с другими людьми, играющими в синестетическую игру "Симфония пяти чувств» и развивающими свои координационные синестетические способности, указывая хэштег #симфония_пяти_чувств.

И, как многие, вы вскоре убедитесь в том, что синестетические способности имманентны, то есть органически присущи человеку, и могут быть развиты в любом возрасте. Как показали научные исследования (И.М.Мирошник,1983-1990), синестетические способности принципиально отличаются от неврологической синестезии, в которой отсутствуют психологические механизмы произвольного избирательного координирования. Синестетические способности, отличающиеся от синестезии, были впервые выявлены в диссертационном исследовании И.М.Мирошник уже у детей младшего возраста в процессе симультанирования и наглядно-действенного, избирательного согласования разномодальных эстетических стимулов, например, музыки и ряда цветовых карт (по методике ЗЦС).

С точки зрения координационной эстетики в основе синестетических способностей лежат свойственные человеку от рождения художественно-эстетические эмоции и чувства, в которых проявляются сущностные человеческие силы. Именно ваши сущностные эстетические эмоции, чувства, переживания опосредуют и объединяют в единое произведение синестетического искусства комплементарные эстетические стимулы (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные). В эстетических эмоциях, чувстве красоты и гармонии, которые являются врожденными и развиваются в культурной среде, проявляется фундаментальная потребность и способность человека к селективному координированию (согласованию) комплементарных (взаимодополняющих) противоположностей.

Развивая координационные синестетические способности по Системе психологической координации, реализованной в игре «Симфония пяти чувств», Вы развиваете художественное синестетическое мышление, повышаете пластичность мозга и свой творческий потенциал, гармонизируете психику и организм в целом, улучшаете здоровье и качество жизни!

© Ирина Макаровна Мирошник. 2019. Все права защищены











 

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): синестетическое мышление,синестетическое искусство, synaesthetic art,#симфония_пяти_чувств,#symphony_of_the_five_senses,#синестезия,#synaesthesia,synaesthetic games,синестетическая композиция,синестетический симультанизм. синестетический симультанизм искусств,синестетика синестетическая игра, synesthetic games,синестетическая революция



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама