АРХИВВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!
Публикация №1106413877 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Г.П.Щедровицкий. Понимание и интерпретации схемы знания
Публикация №1106413847 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Тема доклада – понимание и интерпретации схем знания в содержательно-генетической эпистемологии и содержательно-генетической теории мышления. Оказалось, что без обсуждения этой дполнительной и побочной темы обсуждать схему мыследеятельности (МД) и работу с ней просто невозможно. Начну с анализа процессов понимания и интерпретации схем в традиционном мышлении, под которым я имею в виду как обыденное, так и научное мышление.
Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
Публикация №1106413810 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в диагностическом подходе.
Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов.
Темперамент – смесь, смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле человека). Кровь – “сангва”, слизь – “флегма”, желчь – “холе”, черная желчь – “меланхоле” (4 типа).
Конфликтные ситуации, способы их предупреждения и выхода из них
Публикация №1106413780 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. В конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемыми (или неприемлемыми). Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Д. Карнаухов. Новая проблематика экспериментальных психологических исследований парапсихологических феноменов: анализ направленности
Публикация №1106413755 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Вероятно, ни одна из областей гуманитарных наук не привлекала постоянно в последние десятилетия такого внимания, не возбуждала столько дискуссий, как парапсихология - наука, изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, происходящие помимо известных органов чувств или известных их возможностей. Неустойчивость парапсихологических феноменов, их лабильность, не повторяемость, с одной стороны, обусловливают непрекращающиеся споры, а с другой - придают особый авторитет любым методам исследований (как экспериментальным, так и теоретическим), которые хоть в какой-то степени могут пролить дополнительный свет на эту пока еще малоизученную область.
Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Публикация №1106413709 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
Публикация №1106413680 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Я хочу обсудить идеи, еще далекие от своего завершения. Я обнаружил, что для моих учеников и других людей, с которыми я поделился этими идеями, понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна.Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием. Поэтому здесь я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты природы самоактуализации не на абстрактном уровне, а в терминах, имеющих операциональное значение. Что означает самоактуализация в данный конкретный момент? Что она означает во вторник, в четыре часа?
П. Смирнова. Страшная сила недосыпания
Публикация №1106413650 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Как жаль, что треть нашей жизни должна уходить на это глупое, бесполезное и столь надоедливо-необходимое занятие! Почему бы не сократить жизнь сразу на треть или, может быть, лучше попытаться выиграть теряемое время? Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, которая может превратить наши сутки в один беспрерывный день, утверждал, что "большинство людей : спят в два раза больше, чем это необходимо. Лишний сон вредит их здоровью и снижает производительность".
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента
Публикация №1106413619 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения понятия "темперамент". В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные особенности.
Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические предпосылки развития личности
Публикация №1106413562 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Организм и среда: необходимость психики в природном мире? Биолог скажет, что психика – надфеномен, необязательное сопровождение телесных процессов. Значение психики в биологической эволюции?
Физиологические механизмы формирования эмоций
Публикация №1106413531 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Характер, его строение и формирование. Характер и личность
Публикация №1106413506 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.
А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека
Публикация №1106413481 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Я, разумеется, не имею в виду представить здесь обзор работ, которые велись в Советском Союзе в рамках этой проблемы на протяжении многих лет. Я ограничусь изложением только некоторых итогов последних исследований, которые были выполнены мной вместе с моими сотрудниками Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинниковой и другими в Московском университете.
Публикация №1106413449 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
«Характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Выше уже обсуждались трудности различения характера и темперамента. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность». В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смысле было уже разобрано в начале предыдущей лекции. Более специальное понимание характера также существует, и я собираюсь вас с ним познакомить.
Изард И. Когнитивные теории эмоций и личности
Публикация №1106413420 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
По меньшей мере два больших класса теорий могут рассматриваться в качестве когнитивных: теория Я и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции. Центральной и широко распространенной переменной в теории Я является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего "Я", организованные в целостный и интегральный феномен, которому придается огромное объяснительное значение (Snygg, Combs, 1949; Rogers, 1951; Combs, Snygg, 1959).
Николай Орел. Зависть - ключ к просветлению
Публикация №1106413389 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Если перефразировать знаменитую поговорку, то предмет данной краткой работы можно выразить одной фразой: "если чувства загораются - значит это кому-то надо". На мой взгляд, чувства, которые мы испытываем, необходимы и нужны в первую очередь нам самим. Попробуем ответить на вопрос: Зачем мне надо завидовать? Хорошо это - или плохо, в чем смысл и позитивное значение этого порой "иссушающего душу" смотрения за забор соседа.
Формирование жизненных ценностей и приоритетов
Публикация №1106413357 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
П. Юсупов. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с процессом индивидуализации
Публикация №1106413332 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Оптимизм и пессимизм - довольно широко распространенные категории и в искусстве, и в науке, и в философии, и в обыденной жизни. Так, в большинстве словарей оптимизм определяется как детерминированность наилучшим, а пессимизм наихудшим.
С древних времен и до наших дней многие мыслители и даже целые философские школы (стоицизм, эпикурейство и т.д.) касались проблем пессимизма и оптимизма. Учение стоиков и конкретно Сенеки многими считалось пессимистичным, может быть, потому, что акцент в нем делался на самоконтроле и самоограничениях. А эпикурейство, напротив, считалось учением оптимистов, наверное, потому, что акцент делался на получение максимального удовольствия от жизни.
Х. Хекхаузен. Мотив и мотивация: восемь основных проблем
Публикация №1106413286 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Что же приходится вводить в схему как необъяснимое в субъекте, чтобы облегчить объяснение индивидуальных различий в поведении, его однородности или отсутствия таковой по отношению к ситуациям и стабильности во времени? Для этого привлекались всевозможные понятия, обозначавшие разного рода диспозиции, например: черты характера, установки, убеждения, интересы, способности, особенности темперамента и многое другое.
Публикация №1106413251 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В советское время сложился стойкий стереотип по отношению к учащимся. В восприятии большинства типичный студент или учащийся техникума – это молодой человек, недавно закончивший среднюю школу.
Давайте мысленно представим себе типичного студента. Кого же мы увидим, девятнадцатилетнего или сорокалетнего человека? – ответ напрашивается сам собой. В то же время, в большинстве развитых стран ситуация несколько иная, система образования дает возможность человеку учится всю жизнь.
Васильков А.М., Белов В.Г.. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека
Публикация №1106413220 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы [3,5,7,8].
Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций
Публикация №1106413184 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель психического действия.
Четыре стадии:
объективное восприятие – ощущение.
субъективное восприятие – чувствование.
субъективная деятельность – стремление.
объективная деятельность – движение.
Способности, их измерение и развитие
Публикация №1106413156 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Б. М. Теплов. 1) способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять. 2) способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять. 3) способности не тождественны ЗУН. Способность – не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность – индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity – условие, возможность (связь с телом, организмом).
Публикация №1106413128 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
У. Джемс: (1) физическое, материальной Я = мое, (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка, (3) духовное Я – центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я – волевая активность. Развитие личности – развитие воли.
Т. Калашникова. "Истинная" мотивация как необходимое условие творчества
Публикация №1106413106 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Говорить о творчестве в строго научных терминах, становясь в объективную, отстраненную позицию, трудно, в этом случае теряется специфика процесса. Я считаю, что о творчестве можно говорить, только пережив этот процесс, или, хотя бы, прикоснувшись к нему, поэтому все, о чем я буду говорить, это, скорее, мое понимание того, что такое творчество. Кроме того, сама тема имеет для меня не только научный интерес, но и большую личностную значимость. Безусловно, я пыталась найти подтверждение своей гипотезы в уже существующих теоретических концепциях и нашла единомышленников в сфере гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, онтопсихологии А. Менегетти и в среде отечественных психологов В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев, а также Е.Л. Яковлева, книга которой вышла недавно.
Интересные особенности человеческого мозга
Публикация №1106413071 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Ряд последних исследований в области нейрологии, проведенных вашингтонскими учеными, выявил некоторые интересные особенности человеческого мозга. В частности, было установлено, что эмоциональное состояние человека, за которое отвечает предлобная доля мозга, оказывает существенное влияние на деятельность тех участков мозга, которые отвечают за логическое и рациональное мышление.
А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков
Публикация №1106413047 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
Г. Олпорт. Личность: проблема науки или искусства?
Публикация №1106413009 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению личности: литературный и психологический.
Ни один из них не "лучше" другого: каждый имеет определенные заслуги и горячих приверженцев. Слишком часто, однако, поклонники одного подхода презрительно относятся к поклонникам другого. Эта статья является попыткой их примирить и таким путем создать научно-гуманистическую систему изучения личности.
О.Г. Кукосян. К вопросу профессиональных качествах - личности психолога-практика
Публикация №1106412973 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
За последние годы число образовательных учреждений в стране, которые готовят психологов, и прежде всего, психологов-практиков, заметно увеличилось. Имеется в виду как реет числа факультетов психологии государственных университетов и педагогических институтов, так и рост численности факультетов профессиональной переподготовки по направлению "Психология", негосударственных центров практической психологии и др.
Софья Тарасова. Я агрессивен, ты агрессивен…
Публикация №1106412937 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Каждый день мы сталкиваемся с человеческой жестокостью.
Даже люди, не облеченные никакой реальной властью, просто с внешними ее атрибутами вроде белого халата, зачастую способны заставить нас вести себя агрессивно. Американский психолог Милграм именно белый халат и использовал в своем эксперименте. Он сказал своим испытуемым-добровольцам, что опробует новый метод обучения — с помощью ударов тока. Как известно, результаты этих экспериментов неутешительны: 65 процентов испытуемых полностью подчинились экспериментатору, доводя силу удара током «ученика» до предельных 450 вольт.
Д.А. Леонтьев. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени
Публикация №1106412895 22 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям.
Публикация №1105860502 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.
Роль упражнения в выработке навыков
Публикация №1105860462 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Навык формируется в упражнении. Упражнение — целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. В процессе упражнения деятельность организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводящих к формированию прочных и совершенных навыков, которые могут обеспечить красивый почерк, грамотное письмо, правильную постановку рук при игре на фортепиано, говоря обобщенно, эффективный -и качественный труд.
Публикация №1105860426 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.
Публикация №1105860396 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.
Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.
Публикация №1105860362 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки.
Знания, умения, навыки и привычки
Публикация №1105860268 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Знания. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Публикация №1105860241 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова “умение”.
Нейрофизиологические основы ощущений
Публикация №1105860164 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия —раздражением.
Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.
Физиологические основы характера
Публикация №1105860132 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.
Высшая нервная деятельность человека и животных
Публикация №1105860100 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются.
Публикация №1105814544 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Поверхность полушария, плащ (pallium) , образована равномерным слоем серого вещества толщиной 1,3 —4,5 мм, содержащего нервные клетки. Поверхность плаща имеет очень сложный рисунок, состоящий из чередующихся между собой в различных направлениях борозд и валиков между ними, называемых извилинами, gyri. Величина и форма борозд подвержены значительным индивидуальным колебаниям, вследствие чего не только мозг различных людей, но даже полушария одной и той же особи по рисунку борозд не вполне похожи.
Строение и функции нервной системы
Публикация №1105814513 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна —периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.
Публикация №1105814483 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Принципы и законы высшей нервной деятельности
Публикация №1105814455 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые были установлены И.П.Павловым. В настоящее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положениями павловского учения.
Нейрофизиологические основы внимания
Публикация №1105814426 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.
Особенности отдельных видов ощущений
Публикация №1105814394 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Зрительные ощущения —ощущения цвета и света (перепадов яркости).
Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор —сетчатку глаза.
Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. ”—цвет) и ахроматические —бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).
Публикация №1105814357 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.
Особенности высшей нервной деятельности человека
Публикация №1105814327 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.
Публикация №1105812335 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Опыты показывают, что если у собаки выработать ряд рефлексов на разные раздражители, которые повторяются в определенной последовательности, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом (от греч. ”—твердый и “typos”—отпечаток).
Физиологическая основа темперамента
Публикация №1105812240 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Публикация №1105812196 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Все пространство между серым веществом мозговой коры и базальными ядрами занято белым веществом. Белое вещество полушарий образовано нервными волокнами, связывающими кору одной извилины с корой других извилин своего и противоположного полушарий, а также с нижележащими образованиями. Топографически в белом веществе различают четыре части, не резко отграниченные друг от друга:
1) белое вещество в извилинах между бороздами;
2) область белого вещества в наружных частях полушария —полуовальный центр ( centrum semiovale ) ;
Публикация №1105812165 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.
Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств.
Общественное сознание и его преобразовательная сила
Публикация №1105812107 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира : отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Сознание как высшая форма психики
Публикация №1105812078 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности —знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Роль языка и общения в формировании и развитии сознания
Публикация №1105812049 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи : они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения.
Индивидуальные особенности направленности сознания
Публикация №1105812016 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля,
А.Ф.Кони пишет: “Обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, —будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, Тесноты обуви, сварения желудка и т.п. — чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать”.
Публикация №1105811985 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Сознание как интегративный способ бытия человека
Публикация №1105811953 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Категория сознания в философии и психологии
Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) сознания. Сознание как осознанное социальное бытие. Практика сознания как предмет психологического анализа
В каком “пространстве” существует сознание? Почему сознание следует искать в системе социальных связей и отношений? В чем источник многомерности сознания? Что такое практика сознания как особый опыт сознания?
Временная дезорганизованность сознания
Публикация №1105811924 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности.
Различный уровень внимательности —показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.
Публикация №1105811888 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.
Публикация №1105811855 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Публикация №1105811830 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
Публикация №1105811800 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня.
Публикация №1105811774 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Публикация №1105811744 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение . Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.
Различия психики животных и человека
Публикация №1105811716 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Сознание как высшая форма психики
Публикация №1105811687 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности —знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Публикация №1105811657 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Публикация №1105811628 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно одинаковой, то Земля, по всей вероятности, была бы населена одним видом живых организмов. Поскольку в действительности среда чрезвычайно разнообразна как в отношении климата, так и в отношении условий обитания, то это вызвало дифференциацию организмов. Землю населяет больше миллиона различных видов животных. При всем многообразии явлений на земле существуют их циклические смены - годовые циклы, смена дня и ночи, смена температур и т. д. Все живое приспосабливается к существующим условиям.
Публикация №1105811602 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.
Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
Публикация №1105811572 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.
Структура психических свойств личности
Публикация №1105811545 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Публикация №1105811519 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Публикация №1105811491 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. - "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я".
Структура личности по Кречмеру и Юнгу
Публикация №1105811461 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Кречмер. Люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности: - Лептосоматик - хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. - Пикник - толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. - Атлетик - мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. - Диспластик - строение бесформенное, неправильное, непропорциональное.
Публикация №1105811432 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Структура личности по Гиппократу
Публикация №1105811407 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Создатель учения о темпераментах. Четыре основных жидкости организма: кровь, флегма, черная желчь, желтая желчь. От их соотношения зависит темперамент. Основные характеристики темпераментов {доработка Павлова}: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Сангвиник - преобладает кровь. Сильный, подвижный, уравновешенный.
Структура личности по Платонову
Публикация №1105811368 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.
Публикация №1105811341 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) , означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Индивидуальная личность, индивидуальность
Публикация №1105811314 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Физиологические основы характера
Публикация №1105811283 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности.
Публикация №1105811247 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Деятельность и повседневное поведение человека зависит от социальных условий, в которых формировалась личность, и от особенностей при- родной организации человека.
Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Публикация №1105811197 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.
Физиологическая основа темперамента
Публикация №1105811153 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Публикация №1105811124 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания.
Психологическая характеристика темпераментов
Публикация №1105811085 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Публикация №1105811054 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
1. - отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий) ;
2. - противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;
Далее...
Психопатии и акцентуации характера у подростков
Публикация №1105811019 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.
Публикация №1105810978 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен.
Формирование характера у детей и пути его воспитания
Публикация №1105792152 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Типическое и индивидуальное в характере
Публикация №1105792119 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).
Публикация №1105792083 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.
Публикация №1105792040 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
Публикация №1105792008 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный) ; эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).
Публикация №1105791983 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) , означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Публикация №1105791954 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Характерология - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер
Публикация №1105791928 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Желание —мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.
Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.
Публикация №1105791898 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой
-Познавательные —ощущение, восприятие, мышление, воображение, память
-Эмоциональные
-Волевые
Публикация №1105791871 15 января 2005 / Научная библиотека Порталус Общая психология
1. Белая - заживляющая.
2. Фиолетовая средняя - очищающая.
3. Фиолетовая светлая - востановление нервных окончаний мозга.
4. Зеленая средняя - востанавливающая.
5. Светло-зеленная - востановление нервной системы.
Далее...
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK