АРХИВВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!
Танатотерапия: система и метод
Публикация №1106759308 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Танатотерапия - метод ориентированной на тело психотерапии, разработанный российским психологом В.Баскаковым. Название происходит от греч. Thanatos - смерть и therapia - лечение, уход, забота (акцент делается на двух последних значениях).
Киппер Дж., Кроулин Р. Психодрама
Публикация №1106759236 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные. Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения, универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы. Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность. Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная психологическая основа, сильно привязана к одержанию проблемы.
Лоренс Стивенс. Существует ли душевная болезнь?
Публикация №1106759206 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Диагностика и лечение в психиатрии, особенно биологической, предполагают существование некоторого явления, называемого душевной болезнью, душевным нездоровьем или душевным расстройством.
Что имеется в виду под «нездоровьем», «болезнью» или «расстройством»? В семантическом смысле нездоровье означает просто не– здоровье, противоположность здоровью. Но под нездоровьем не имеют в виду ничего такого, что служит причиной безработицы, войны или экономического кризиса, разве что метафорически…
Дэннис Браун, Джонатан Педдер. Принципы психодинамики
Публикация №1106759178 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В психодинамике центральной является идея конфликта, вызванного неприятием тех или иных сторон собственной личности. Само выражение "динамика" заимствовано Фрейдом из физики XIX века для передачи представления о конфликте двух сил, результирующей которых является третья сила, направленная в другую сторону.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования
Публикация №1106759151 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
I. Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайные движения тела. Предположительный вывод о личностной модели следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов.
Этические стандарты психолога. Общие принципы
Публикация №1106759121 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
Е. Селезнева. Опыт выявления типичного социально-психологического портрета женщин, обращающихся в краевую поликлинику неврозов
Публикация №1106759098 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Великий русский физиолог И.П. Павлов как-то сказал: "В сущности нас интересует в жизни только одно наше психическое содержание". Жаль, конечно, но приходится констатировать, что это наше "психическое содержание" постоянно подвергается различным испытаниям. Надо ли в который раз говорить о нашем трудном времени, сумасшедшем мире скоростей, глобальной информатизации и компьютеризации, об уходящем веке с его множеством стрессогенных факторов, ухудшением экологической обстановки и т.д.
К. Роджерс. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности
Публикация №1106759071 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Изменения, которые произошли во мне, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?"
Ф. Перлз. Внутри и вне помойного ведра
Публикация №1106759044 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Центральное понятие – понятие о целостности организма и о его взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности. Нет принципиальной разницы между ментальной и физической деятельностью. Ментальная деятельность – деятельность целостного организма, осуществляемая на более низком энергетическом уровне по сравнению с физической. Любой аспект поведения человека может рассматриваться как проявление целого – его бытия.
В. Лаутербах. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки
Публикация №1106759004 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Университет им. Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия)
[Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. С. 28-41.]
Представим следующую ситуацию: в большой стране есть намерение властей создать новую систему организации психотерапии во всех тех областях здравоохранения, где психотерапия и психологическая помощь необходимы. Возникает ряд вопросов: 1) какие проблемы разрешает психологическая работа, и кто это определяет? 2) какими психологическими методиками решаются эти проблемы, какими теоретическими основами и методами должны владеть психотерапевты, и кто это определяет?
Е. Сандомирский. "Возврат в детство" как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри
Публикация №1106758972 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В чем заключаются основополагающие, фундаментальные причины тех многочисленных проблем, которые мешают человеку быть удовлетворенным собственной жизнью и которые заставляют его искать помощи у психологов и психотерапевтов?
Владимир Карпов. Психотерапия с позиции системной психодинамики
Публикация №1106758941 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Прежде, чем попытаться взглянуть на процесс психотерапии с точки зрения системной психодинамики, необходимо разобраться, что собой представляет системная психодинамика как таковая.
Системная психодинамика изучает закономерности взаимодействия всех составляющих психосистемы в процессе ее функционирования.
Рационально-эмотивная терапия (РЭТ)
Публикация №1106758916 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Рационально-эмотивная терапия является формой когнитивного реконструирования, впервые выдвинутой Альбертом Эллисом. Эллис подчеркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, но что наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их.
Публикация №1106758894 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Когнитивная теория А.Т.Бека наиболее широко применялась в области проблем депрессивных больных. Как и Эллис, Бек считает, что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. Бек описывает эти конструкты как отрицательные когнитивные модели или "схемы". Эти схемы подобны фильтрам, "концептуальным очкам", сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе их интерпретируем.
Прививочно-стрессовый тренинг навыков преодоления
Публикация №1106758874 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Прививочно-стрессовый тренинг навыков преодоления связан с именем Дональда Мейхенбаума. Он много писал о когнитивной модификации поведения. Основной упор у Мейхенбаума делается на идее о том, что разговор человека с самим собой может помочь в развитии и регулировании подходящего поведения.
Группы тренинга умений вкратце
Публикация №1106758852 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Поведенческая модель обучения была создана в лабораторных условиях и ведет свое происхождение от метода условных рефлексов Павлова и оперантного обусловливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались на использование индивидуальных методов в условиях группы. За последнее время поведенческие практики создали методы, использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений индивидуума.
Публикация №1106758830 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии - в отличие от танца-представления - использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Танцевальная терапия стала популярна после второй мировой войны, чему способствовали такие ее первые практики, как Мэриан Чейс.
Публикация №1106758808 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
К телесной терапии относятся биоэнергетический метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная pеинтеграция, первичная терапия и другие групповые подходы, подчеркивающие значение физических характер тик. Все виды телесной терапии восходят к Вильгельму Райху, который описал, как защитное поведение вы жается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании.
Публикация №1106758788 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальтгруп-пы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.
Групповая психотерапия вкратце
Публикация №1106758767 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
История групповой психотерапии в США включает "репрессивно-вдохновляющий" подход Джозефа Пратта, психодраматические методы Якоба Морено, психоаналитические принципы Зигмунда Фрейда и гуманистическую ориентацию в психологии Карла Роджерса. На этой основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики, возникли современные психокоррекционные группы.
Публикация №1106758738 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Эксперимент в Национальной лаборатории тренинга привел к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия, многие из которых получили название групп встреч. Можно выделить группы, ориентированные на определенную задачу (группы Восточного побережья), и группы, ориентированные на чувство общности (группы Западного побережья).
Публикация №1106758710 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Психодрама была основана Якобом Леви Mорено, одним из создателей движения групповой психоте) пии, впервые использовавшим драматические методик: качестве способа изучения личностных проблем, меч ний, страхов и фантазий. Психодрама появилась в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене и получившего название "спонтанный театр".
Публикация №1106758684 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны в 1946 г. Куртом Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности отдельных участников.
Основные процедуры тренинга умений
Публикация №1106758659 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Из различных видов групп тренинга умений группы тренинга уверенности в себе лучше всего иллюстрируют обучение важному жизненному умению с помощью методов поведенческой терапии, так как методы, которые используют группы тренинга уверенности в себе, отражают бихевирральные (поведенческие) методы в целом.
Проблемы групп тренинга умений
Публикация №1106758636 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Структурированные группы тренинга умений, по-видимому, находятся на подъеме. В свое время бихе-виористы не выявили все возможности групповой формы психологического воздействия, которая позволяет изучить межличностное поведение гораздо шире и более тщательно, чем индивидуальные встречи психолога и клиента. В индивидуальной терапии клиенты могут признаться в существовании проблем и конфликтов, например в том, что другие жалуются на их склонность быть критичными, и в то же время не понять причины своего поведения.
Публикация №1106758613 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Очень неуверенные в себе люди часто испытывают значительную тревогу в межличностных ситуациях. В группе тренинга уверенности в себе руководитель часто учит приемам релаксации для торможения тревожной реакции. Многие поведенческие группы для преодоления общей тревоги или особых страхов полагаются почти исключительно на релаксационный тренинг.
Публикация №1106758591 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Целью групповых подходов является реализация человеческого потенциала. Группы тренинга умений, называемые также группами жизненных умений, основываются в большей степени на бихевиоризме и бихевиоральной (поведенческой) терапии. Их целью является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями.
Измерение и оценка в тренинге умений
Публикация №1106748989 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Понятиями, релевантными группам тренинга умений, так же как и всем поведенчески ориентированным группам, являются понятия измерение и оценка. Со времени, когда экспериментальные психологи начали измерять простые связи стимула и реакции в контролируемых лабораторных условиях, поведенческая модель придерживается исследовательской ориентации.
Домашняя работа в тренинге умений
Публикация №1106748965 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Поведенческих терапевтов беспокоит проблема переноса полученного в группах тренинга уверенности в себе опыта в реальную группу. Одним из способов поощрения переноса поведенческих изменений во внешний мир является домашняя работа. Участников просят собирать примеры случаев, в которых они испытывали сложности проявления уверенности в себе, для репетиций поведения в группе и участия в этой процедуре других членов группы.
Дополнительные методики в тренингах умений
Публикация №1106748940 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Описывал, какую активную роль играет руководитель группы уверенности в себе в ориентации участников на тему, определении проблем, осуществлении специальных процедур изменения и в оценке их эффективности. Руководитель опирается на моделирование, десенсибилизацию, когнитивное переструктурирование и репетицию поведения, а также облегчает групповое поведение путем предоставления участникам открытой и честной обратной связи и подкрепления поведения участников в направлении достижения их целей.
Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе
Публикация №1106748917 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе обычно производится на ранних ста диях развития группы. Существует по меньшей мер (17 опросников оценки видов проблем уверенности и себе (Kelley, 1979). Одним из примеров является опрос ник описания уверенности в себе Рейзаса (Rathus, 1973). Быть уверенным в себе означает умение определить и выразить свои желания, потребности. любовь, нелюбовь и ожидания.
Основные понятия тренинга умений
Публикация №1106748896 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В центре поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение. Такие фрейдистские понятия, как "подавление", "бессознательное" и "проекция", или отрицаются, или переводятся на менее мистический язык. Поведенческие терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не занимаются историческими корнями имеющихся затруднений и лежащими в их основе причинами.
Репетиция поведения в тренингах умений
Публикация №1106748874 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Репетиция поведения - основная методика в группе тренинга уверенности в себе, состоящая из ролевого проигрывания сложных ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности для члена группы. Во взаимодействии с участниками члены группы и руководитель инструктируют его или проигрывают роли значимых других.
Психодинамические подходы в танцевальной терапии
Публикация №1106748853 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Большинство танцевальных терапевтов рассматривает действия участников групп в русле психоаналитической теории. Техника "тело-эго" Джерри Сэлкина (Salkin, 1973) является примером попытки соединения системы форм усилий с психоаналитической теорией. Элементы пространства, силы, времени и течения используются в специальных целенаправленных физических движениях для усиления самоидентичности путем повторного переживания последовательных этапов развития, через которые человек проходит в первые годы жизни. Движения, выражающие мысли и чувства, инстинкты и влечения поощряются и стимулируются.
Основные процедуры танцевальной терапии Роль терапевта
Публикация №1106748828 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Танцевальный терапевт выступает партнером по танцу в групповом занятии, режиссером событий, катализатором, облегчающим развитие участников через движение (Schmais, 1974). Важной функцией танцевал'ь. ного терапевта является создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участники могли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с другими.
Основные понятия танцевальной терапии Общие цели
Публикация №1106748805 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Танцевальные терапевты выделяют по крайней мере пять целей занятий с группой. Одной из них является расширение сферы осознания членами группы собственного тела, его использования и возможностей, что не только повышает физическое и эмоциональное здоровье, но и для большинства хорошо функционирующих людей служит также развлечением.
Группы танцевальной терапии История и развитие
Публикация №1106748783 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Психодрама является адаптацией сцен' драмы, танцевальная терапия ведет свое npоисхождение от творческого танца. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чуг торые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка 1953).
Публикация №1106748760 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Наиболее "изощренная" танцевальная терапия проводилась для индивидумов с тяжелыми нарушениями, когда особенно необходимы и уместны диагностика двигательных отклонений от нормы и создание систематической программы развития координации и плавности движений. В меньшей степени акцентировалась танцевальная терапия в психокоррекционных группах студентов колледжей и хорошо функционирующих взрослых.
Анализ движения в танцевальной терапии
Публикация №1106748738 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Танцевальная терапия - вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение как основное вмешательство для достижения терапевтических целей. Частью задачи терапевта является обращение к спонтанному, или естественному, репертуару движений членов группы с целью его усовершенствования и расширения.
Публикация №1106748715 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Большинство из нас стесняется своего физического "Я", относительно не сознавая, как наше тело функционирует и как физическое функционирование пересекается с нашими личностными особенностями. Прикосновение, в частности, чуждо многим людям, выросшим в условиях западных культур. Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и помогает восстановить равновесие подходам, делающим акцент на первой половине формулы "разум - тело". Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы.
Основные процедуры телесной психотерапии
Публикация №1106748693 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В дополнение к методическим приемам традиционной индивидуальной психотерапии и групп встреч биоэнергетические практики используют свои специфические приемы, такие, как напряженные позы тела, активные упражнения и вербальные процедуры высвобождения эмоций для мобилизации потока энергии. Эти методики заставляют участников осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить "мышечную броню" (Brown, 1973).
Публикация №1106748671 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Некоторые психокоррекционные группы - такие, например, как группы встреч, гештальтгруппы - направляют свое внимание как на физические процессы участников, так и на их вербальные коммуникации. Вместе с тем ряд групповых методов подчеркивает важность физических привычек как ключей к диагностике и может быть назван "телесной, или ориентированной на тело, терапией".
Другие подходы телесной терапии Метод Фельденкрайса
Публикация №1106748650 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Метод Фельденкрайса является одним из подходов телесной терапии и имеет целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа "Я", расширение самосознания и развитие возможностей человека (Feldenkrais, 1972).
Структурная интеграция в телесной психотерапии
Публикация №1106748627 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Физическому контакту наибольшее внимание уделяется в спорном методе телесной терапии - структурной интеграции,- называемом иначе "рольфинг" (по имени его основателя Иды Рольф). В основном рольфинг является физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности. В отличие от биоэнергетических подходов рольфинг гипотетически предполагает скорее физические причины напряжения, а не психологические стрессоры.
Основные понятия телесной психотерапии Энергия
Публикация №1106748597 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы и описывается как "биоэлектрический океан" химического и электрического энергетического обмена (Keleman, 1975). Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до процессов метаболизма (Brown, 1973).
Первичная терапия в телесной психотерапии
Публикация №1106748572 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Методы высвобождения негативных эмоций, используемые в биоэнергетических группах, во многом аналогичны методам первичной терапии. Первичная терапия, создание которой приписывается лос-анджелесскому психологу Артуру Янову, является, возможно, одним из самых известных и наиболее спорных видов телесной терапии. Своей популярностью первичная терапия отчасти обязана тому, что Джон Леннон и многие другие известные люди подвергались именно этому виду терапии.
История и развитие телесно-ориентированной психотерапии
Публикация №1106748551 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
До недавнего времени психологи не признавали вклад Вильгельма Райха в психотерапию. Вначале карьера Райха была удачной, он пользовался хорошей репутацией, входил в окружение Зигмунда Фрейда, но к концу жизни у него начали проявляться эмоциональные нарушения, он был арестован за нарушение судебных предписаний и в дальнейшем полностью дискредитировал себя, обратившись к мистицизму.
Основные понятия Т-групп Обучающая лаборатория
Публикация №1106748525 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть: ученые в белых халатах, ставящие сложные эксперименты. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении" (Bradford et al., 1964, Р. 2-3).
Публикация №1106748500 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Леонард Бланк (Blank, 1969) описал содержание одной понравившейся ему карикатуры: две женщины, сидя под феном, сравнивают свои впечатления о групповом опыте. Одна говорит другой: "Я не знаю, что мне дала моя группа, но я выслушала многое о многих людях". Применительно к некоторым Т-группам это замечание довольно точно отражает уровень обучения.
Основные процедуры Т-групп Поведение руководителя
Публикация №1106748477 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Идеальный тренер Т-группы представляет собой сочетание "иудейской праматери, примерного отца, святого пророка и Мефистофеля" (Bogart, 1966, р. 360). В действительности поведение руководителя зависит от его индивидуальных качеств и стиля руководства, а также от специфических целей и структуры группы. Джек Гибб пишет: "Первоначально методологические принципы руководства связаны со стремлением тренера объяснить, какими он видит групповые нормы" (Gibb, 1964, р. 305).
Публикация №1106748454 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Целью всех Т-групп является рост личности через расширения сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих в группе. Т-группы используются как лаборатории для развития и отработки умений межличностного общения. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и эксг риментировать с ними, устанавливая взаимоотг ния с другими членами группы, которые дают обр связь.
Публикация №1106748432 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Для тех, кто сам не участвовал в Т-группах (группах тренинга), волнения и споры, вызываемые групповым движением, могут показаться чем-то загадочным. Члены группы на вопрос о своих ощущениях обычно отвечают примерно так: "Группа действительно дает результат, но какой - точно объяснить не могу. Каждый должен выяснить это для себя сам". Чтобы понять, почему Т-группы пользуются популярностью, полезно обратиться к их истории.
Публикация №1106748412 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Каким образом Т-группы вызывают эти изменения - не вполне ясно. Хампден-Тернер (Hampden-Turner, 1966) предложил экзистенциальную модель научения и личностного роста, которая, как он считает, адекватно описывает изменения, происходящие в Т-группе. Уровень знаний членов группы, ощущение самоидентичности и степень самоуважения совместно формируют меру общей компетентности. Компетентность влияет на утверждение образа собственного "Я" в ходе общения с другими участниками группы и получение от них обратной связи. Уже из ранних исследований было ясно, что Т-группы оказывают положительное влияние по этим переменным.
Практические упражнения в Т-группах Кто я?
Публикация №1106748390 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом "сломать лед" и быстро познакомить участников друг с другом. Необходимое время: 30 минут. Материалы: Бумага, карандаши, ручки. Подготовка: Специальной подготовки не требуется. Процедура: Каждому члену группы даются карандаш и бумага. Участники получают следующую инструкцию.
Практические упражнения для групп танцевальной терапии Отображение
Публикация №1106748366 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: Нет.
Практические упражнения в группах встреч Микролаборатория
Публикация №1106748345 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Микролабораторный подход (Schutz, 1971) дает возможность познакомиться с большим разнообразием понятий и методов групп встреч на практическом уровне. Упражнения достаточно всесторонни и могут служить адекватным введением в группы встреч. Необходимое время: 2-2,5 часа. Материалы: Нет.
Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинг уверенности в себе) Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы
Публикация №1106748324 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.
Необходимое время: 1 час.
Материалы: Нет.
Практические упражнения для гештальтгрупп Зоны осознания
Публикация №1106748292 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Упражнение является базовым тренингом осознания. Оно эффективно на раннем этапе развития гештальтгруппы.
Необходимое время: 45 минут.
Материалы: Нет.
Практические упражнения в группах телесной терапии Разминка
Публикация №1106748269 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.
Публикация №1106748245 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Структурированные упражнения важны в двух отношениях: они помогают групповому развитию и достижению искомого научения; активно способствуют реализации групповых и индивидуальных целей. Стимулированное упражнениями научение находится в зависимости от того, какие из них, когда и как использовались.
Практические упражнения в психодраме Ролевая игра
Публикация №1106748221 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Это упражнение используется для отработки умений ролевой игры. Им хорошо начинать групповое изучение психодрамы.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Практические упражнения в группах терапии искусством (арттерапии) Индивидуальное рисование
Публикация №1106748196 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Публикация №1106748173 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Причины положительной динамики индивидуально-психологических характеристик членов группы со всей определенностью сегодня еще не поняты. Выше уже отмечались показатели обеспечения эффективности группового процесса, зависящие от состава групп, типов руководства и многообразных личностных аспектов участников. В групповом процессе существуют определенные факторы, помогающие достижению целей терапии.
С чего начиналась групповая психотерапия
Публикация №1106748152 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У первобытных племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности человеком.
Преимущества групповой формы психокоррекции
Публикация №1106748128 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь - это прежде всего социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.
Роли и нормы в группах психокоррекции
Публикация №1106748106 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Изучение социального поведения Гордон Олпорт определил как "попытку понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуума действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других" (Allport, 1968, р. 5). Мы являемся социальными существами в значительной степени в результате осуществляемой деятельности и взаимодействий с родственниками, друзьями, знакомыми и посторонними людьми.
Лидерство в групповой психотерапии
Публикация №1106748083 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Термины "лидер", "руководитель" обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влияния на нее (Johnson & Johnson, 1975). В частности, в терапевтических группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. В группе назначенный руководитель имеет большое влияние.
Участники: состав групп психокоррекции
Публикация №1106748062 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В зависимости от ориентации и функции групп их участниками могут быть как люди относительно хорошо приспособленные, эмоционально стабильные, например студенты колледжей, стремящиеся к лучшему познанию себя и к личностному росту, так и люди, нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.
Что такое "психокоррекционная группа"
Публикация №1106748038 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975). Однако многие ученые вкладывают разный психологический смысл в определение психокоррекционной группы.
Применение групповой психокоррекции в организациях
Публикация №1106748013 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
На протяжении многих лет Т-группы развивались в основном из неструктурированных групп тренинга базовых умений. В конце 60-х и начале 70-х годов Т-группы и группы сензитивности широко использовались в условиях организаций. Для улаживания конфликтных ситуаций в рабочих группах, совершенствования межличностных отношений рабочих и служащих практиковалось вмешательство внешних консультантов.
Публикация №1106747989 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В психологии понятие "малые группы" обычно относится к немногочисленной общности людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и имеющих определенную цель, как, например, попытка улучшить самочувствие или хорошо провести время (Phillips & Erickson, 1970). У каждого члена группы имеется возможность развивать межличностные контакты, избирать поведение, либо помогающее, либо мешающее достижению групповых целей. В зависимости от типа группы для получения группового опыта участники обычно ставят собственные специфические цели.
Этика психокоррекционных групп
Публикация №1106747965 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Введение в теорию психокоррекционных групп не может быть полным без рассмотрения вопросов этики. На руководителя возлагается главная и основная ответственность за происходящее в группе. Принимая эту ответственность, руководители не могут полагаться на одну интуицию: в основе групповой практики лежит их подготовка и опыт. Минимальные требования к руководителю могут быть суммированы в двух видах указаний: по обучению и подготовке и по внутригрупповой этике.
Публикация №1106747944 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Понятие катарсис восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.
Основные понятия психодрамы Ролевая игра
Публикация №1106747922 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения.
Публикация №1106747901 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так же как и гештальттерапевт, режиссер психодрамы является одним из наиболее активных руководителей психокоррекционных групп. Однако в отличие от гештальттерапевта режиссер психодрамы выступает в роли катализатора, статус которого в большей или меньшей степени аналогичен статусу члена группы.
Основные процедуры психодрамы Роли в психодраме
Публикация №1106747878 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Многие используемые в психодраме термины связаны с театром. Руководитель группы называется режиссером. Режиссер помогает создать необходимую атмосферу для групповой работы - атмосферу безусловного доверия - и побуждает членов группы к исследованию их личностных проблем. Режиссер психодрамы, по-видимому, является одним из наиболее активных руководителей групп.
Публикация №1106747853 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий: постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме (Blatner, 1973). Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных актерских способностей.
Публикация №1106747828 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников.
Публикация №1106747804 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы (Greenberg, 1974).
Основные процедуры групп встреч
Публикация №1106747780 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Существует много общего в характеристиках группового процесса разных видов групп встреч. И хотя есть различия, обязанные своим происхождением индивидуальным особенностям руководителей групп, основные принципы организации групп встреч, расмотренные выше, служат основой для деятельности руководителей. Руководители групп пытаются помочь членам группы "сотворить" значимый эмоциональный опыт, используя целый комплекс различных методик и упражнений.
Публикация №1106747760 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Хотя группы встреч имеют последователей и число их растет, у них есть и противники. Курт Бак (Back, 1972), один из наиболее последовательных критиков этого группового движения, предупреждает, что выявленная в группах встреч сильная тенденция группового процесса возбуждать интенсивные эмоциональные переживания не всегда есть благо.
Сочувствие и поддержка в группах встреч
Публикация №1106747738 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Некоторые методики в группах встреч направлены на создание атмосферы сочувствия и поддержки. На более поздних стадиях группового процесса больше пользы может принести упор на аффективную сферу (Schutz, 1958). Участники все больше эмоционально заинтересовывают друг друга, и проблемы привлекательности, доверия, близких отношений становятся актуальными.
Публикация №1106747716 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. В настоящее время во всем мире существует множество разновидностей психокоррекцион-ных групп. Многие из них получили название группы встреч, и этот удачный термин вызывает нечто похожее на любовь среди сторонников и враждебность среди критиков.
Основные понятия теории групп встреч
Публикация №1106747694 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Определение группы встреч Шутцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, осознание самого себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и теперь".
Изучение сопротивления в группах встреч
Публикация №1106747671 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Иногда в группах встреч участники сопротивляются дальнейшему групповому процессу и защищают самих себя привычными ограничительными способами. В этом случае руководитель группы может использовать методики изучения сопротивления, приглашая клиента рискнуть продвинуться дальше по пути более глубокого осознания самого себя.
Разнообразие видов групп встреч
Публикация №1106747647 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Группы встреч могут отличаться по своим основным характеристикам. Например, наряду с группами, которые собираются регулярно, существуют группы "марафона", которые собираются один раз, но на длительный, от 12 до 48 часов, период с небольшими перерывами на отдых или сон. Этот вид групп был разработан Фредом Столлером (Stoller, 1972) и Джорджем Бахом (Bach, 1966), психоаналитически ориентированными психотерапевтами, которые экспериментировали с альтернативами традиционной терапевтической парадигме.
Построение доверительных отношений в группах встреч
Публикация №1106747622 26 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Возникновение чувства одиночества, покинутости группой - вполне обычное явление для тех уч. ников, которым трудно доверять другим или которые чувствуют тревогу, связанную с риском раскрыть са себя.
Установление контакта в группах встреч
Публикация №1106675074 25 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
На ранних этапах группового процесса усилия членов группы в наибольшей степени направлены на Установление доверительных межличностных контактов, Уменьшение напряженности и неопределенности. Поведение участников характеризуется их стремлением (названным Шутцем (Schutz, 1958), стремлением к включению в ситуацию) ощутить свою принадлежность к группе и установить удовлетворительные отношения с другими участниками. Во время первого занятия членов группы могут попросить представиться при помощи псевдонимов, которые по сравнению с реальными именами позволяют им говорить о себе более откровенно. Некоторые упражнения, также используемые в начале процесса группового взаимодействия, поощряют участников к общению в парах или мини-группах, для того чтобы они обменялись своими первыми чувствами и ощущениями.
Изучение конфликтов в группах встреч
Публикация №1106675049 25 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Очень часто конфликт в группе возникает тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. Один из видов конфликтной ситуации, связанный с лидерством или доминированием над окружающими, получил название "величина контрсу (Schutz, 1958). На этой стадии группового процесса первый план выходят соревнование и соперничество. В том случае, когда конфликты изучаются вербаль лидер может вмешаться в групповое взаимодейств поощряя участников внимательно выслушивать друг друга или прямо и открыто высказываться.
Противоположности в гештальттерапии
Публикация №1106675025 25 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Противоположность - это единичная оценка или же континуум этих оценок. Например, "плохо" и "хорошо" представляют собой два полюса такого континуума. Согласно гештальттеории мы организуем свое восприятие окружающего мира через подобные противоположности. Перлз считает, что личность организована по тем же принципам.
Публикация №1106675002 25 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности.
Публикация №1106674977 25 января 2005 / Научная библиотека Порталус Психотерапия
В гештальттеории состояние оптимального здоровья называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Это можно сравнить с ситуацией, когда молодой человек, покинув родительский дом и оставшись без финансовой поддержки родителей, сам находит способы заработать себе на жизнь.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK