Техника и культура средневековья
Публикация №1096464314 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
История культуры оказывается непосредственно связанной с процессом, начавшимся в конце первого тысячелетия нашей эры, продолжавшимся до XVI века и получившим название второй промышленной революции.
Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI веков
Публикация №1096464290 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Среди важнейших источников византийской и русской иконографии Страшного Суда особое место занимает видение пророка Даниила (Дан VII). Уже с древнейших времен это видение, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами церкви для формулировки христианского учения о конце мира и втором пришествии Спасителя. Так, ссылки на текст седьмой главы пророка Даниила присутствовали в сочинениях раннехристианских церковных писателей Иустина Философа и Иринея Лионского. К раннехристианским временам относится и первое развернутое толкование книги пророка Даниила, которое было осуществлено Ипполитом Римским . Наконец, уже в более позднее время пространная ссылка на видение Даниила была использована Ефремом Сириным в “Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа” , соединившем в целостную картину отдельные библейские свидетельства (как полагает большинство исследователей, именно это “Слово”, наряду с другими эсхатологическими поучениями Ефрема Сирина, было положено в основу византийской иконографии “Страшного Суда” ).
Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях
Публикация №1096464114 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
В данном исследовании автор хотел получить ответы на вопросы: кого из святых более всего почитали донские казаки и в чем это почитание выражалось?
Основой исследования послужили "Донские дела" - источник, хорошо знакомый историкам казачества и России.
Христианская политика, или “политическое христианство”?
Публикация №1096464089 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Незатихающая общественная дискуссия, посвященная истории "христианской демократии" в России, вновь ставит перед нами вопрос о смысле и возможностях участия верующих в политической жизни страны. Поскольку я являюсь Председателем Союза православных граждан, то буду говорить только о проблемах, связанных с осуществлением политических прав именно православных.
Особенности русского общественного сознания в старообрядческих сочинениях XVIIв.
Публикация №1096464068 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
В отечественной историографии ещё в XIX в. сформировались две основные концепции главных особенностей русской общественно-политической мысли XVII в. Одна исходила из полного господства в общественном сознании «наивного монархизма» и «царистских иллюзий» и принципиальной невозможности в связи с этим реальной, продуманной, целостной критики существующего строя; сторонники второй рассматривали все проявления социального протеста в XVII в. как свидетельство нарастания «демократических» (как писали историки-народники XIX в.) или «антифеодальных» (по выражению историков-марксистов XX в.) настроений в обществе.
Русские старообрядцы в Великом княжестве Литовском: становление древлеправославной традиции
Публикация №1096464045 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Эмиграция старообрядцев на территории Речи Посполитой имеет огромное значение для истории старообрядчества XVIII — XX вв. и сыграло определённую роль (хотя и второстепенную) во взаимоотношениях между Россией и Речью Посполитой в XVIII в. В последние десятилетия появились новые исследования по истории и книжности старообрядцев в XVIII в. на территории нынешней Польши, Латвии, Литвы и Беларуси 1. Однако, ещё многие проблемы остаются не решёнными. Одна из них — подробный анализ становления древлеправославной традиции, вернее, поповской и беспоповской традиций в Великом княжестве Литовском, и более детальное изучение историко-культурного значения отдельных старообрядческих центров в Великом княжестве Литовском и религиозных обществ в целом в контексте как российской, так и великокняжеской литовской культуры. Другой малоизученный вопрос — это существование разных общин, обладающей иными верованиями, ценностями и обычаями, т.е. проблемы культурного разнообразия в Великом княжестве Литовском и формах терпимости к ним в сословном обществе.
© Психология - наука о психике или учение о душе?
Публикация №1096464017 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Кто же не знает, что «психология» в переводе с греческого есть «учение о душе»? Однако каждый, решившийся углубиться в психологические сочинения и учебники с целью узнать нечто о душе человеческой, будет разочарован и озадачен: не только знаний и размышлений, но и самого-то слова «душа» он в них, практически, не найдет. Коллизия эта обнаружилась уже давно — на заре становления научной психологии. Так, в 1916 году С. Л. Франк с горечью констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения учений о душе... Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423).
Жизнь. Смерть. Бессмертие. (Обзор основных религиозно-философских парадигм)
Публикация №1096463996 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Смерть человека, несмотря на ее биологическую и антропологическую идентичность, вариативна в культурном и духовном смысле. Восприятие, оценка, переживание смерти и размышления на эту тему столь заметно дифференцируются в разных культурных системах и исторических эпохах, что имеет смысл говорить о существовании особых духовно-ценностных и теоретико-философских парадигм. С нашей точки зрения, можно выделить четыре парадигмы осмысления и отношения к смерти:
Ориентация — Ислам, или Назад в будущее
Публикация №1096463972 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Джемаль Гейдар Джахидович — один из создателей и заместитель председателя Исламской партии возрождения, московский представитель во всемирной ассамблее "Люди дома Пророка", постоянный член Хартумской исламской конференции. Возглавляет Исламский Комитет. В журнале "Человек" публикуется впервые.
Публикация №1096463949 29 сентября 2004 / ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
"Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою... солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы... Так думал славянин и боготворил огонь и воду. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK