Полная версия публикации №1518703535

PORTALUS.RU РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ВСЕСВЯТСКОЕ - СОКОЛ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Н. М. МОЛЕВА, ВСЕСВЯТСКОЕ - СОКОЛ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 15 февраля 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1518703535&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Н. М. МОЛЕВА, ВСЕСВЯТСКОЕ - СОКОЛ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 15 февраля 2018. URL: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1518703535&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1518703535, версия для печати

ВСЕСВЯТСКОЕ - СОКОЛ


Дата публикации: 15 февраля 2018
Автор: Н. М. МОЛЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1518703535 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Самое раннее упоминание о землях будущего Всесвятского восходит к 1398 году. Тогда здесь существовал монастырь, давший название располагавшемуся рядом селу, - "Святые Отцы на речке Ходынке". Эти земли были пожалованы перешедшему на московскую службу пинскому князю Патрикию Наримонтовичу с сыновьям1 . Внук великого князя Литовского Гедимина Патрикий в прошлом, при Дмитрии Донском, возглавлял выступавшую против Москвы новгородскую рать. Тем более щедрыми были доставшиеся его семье награды. Младший из Патрикеевичей получил к тому же в жены дочь великого князя Василия I, сестру будущего Василия II Темного.

Благодаря близкому родству с великокняжеской семьей представитель следующего поколения этой семьи Иван Юрьевич становится наместником, московским воеводой и первым боярином Ивана III. Среди принадлежавших И. Ю. Патрикееву двух слобод и 29 сел с приписанными к ним деревнями находились и "Святые Отцы", перешедшие затем по завещанию к его младшему сыну2 . Во время перестройки кремлевского дворца великий князь жил в доме И. Ю. Патрикеева. Однако опала, постигшая боярина из-за сложившихся у него враждебных отношений со второй женой великого князя Софьей Палеолог, лишила Патрикеевых в 1499 г. всех их владений. Эта семья была пострижена в монашество, а ее земли и имущество отошли в великокняжескую казну.

В 1599 г. Борис Годунов назначает в "Святых Отцах" встречу претендента на руку царевны Ксении "королевича Густава Ириковича". Постельничему В. Татищеву было поручено привести жениха и его многочисленную свиту в вид, необходимый для торжественного въезда в Москву. Сын низложенного и умершего в заточении шведского короля Эрика XIV Густав всю жизнь скитался по Польше и Германии. Предстоявшая женитьба привлекала его в первую очередь потому, что ему обещали оказать помощь в получении земель Финляндии и Лифляндии. Для начала же ему дали в удел Каширу. Неудача переговоров об условиях брачного договора привела к заточению принца в тюрьму с последующей ссылкой "под строгим досмотром" в Углич. Умер Густав в 1607 г. в Кашине.

Особое значение для Москвы "Святые Отцы" приобретают в Смутное время. После победы над царским войском под Волховом (май 1608 г.) Лжедмитрий II подошел к столице с запада и стал лагерем в Тушине. Выступивший ему навстречу М. В. Скопин-Шуйский разместил свою главную квартиру в "Святых Отцах". Захваченный неприятелем врасплох, он вынужден был, однако, отступить к р. Пресне, а в "Княжьем дворе" (название, сохранявшееся за местностью до начала XX в.) расположился сам "тушинский вор". По преданию, перед бегством в Калугу Лжедмитрий II зарыл на "Княжьем дворе" награбленные богатства. Во второй половине XVII в. село "Святые Отцы на Прудах, что была Лужа Отцовская" передается в вотчинное владение племяннику первой жены царя Алексея Михайловича И. М. Милославскому, женатому на внучке кн. Д. М. Пожарского3 . Новый владелец строит на полученных землях боярский двор, а в 1683 г. на р. Ходынке - церковь "Всех Святых", давшую новое название селу. Всесвятское становится центром организуемых Милослав-


1 "Материалы исторические и юридические бывшего приказа Казанского дворца". Т. 1. Казань. 1882, стр. 67.

2 "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV - XV вв.". М. -Л. 1950, стр. 149.

3 "Русский исторический сборник". М. 1838, стр. 20.

стр. 183


ским стрелецких заговоров в пользу царевны Софьи.

Вскоре после смерти отца единственная дочь Милославского Федосья была выдана царевной-правительницей замуж за имеретинского царевича Александра Арчиловича, принеся ему Всесвятское в приданое. Его отец, возведенный в 1663 г. на престол Имеретин Арчил II, под натиском персов, турок и собственного брата Георгия принужден был искать защиты в России. В 1681 г. вместе с семьей, двором и многочисленной свитой он получил разрешение пересечь русские границы и поселиться сначала в Астрахани, а спустя три года - в Москве. Его старший сын Александр стал товарищем детских забав Петра I, деятельным участником игр потешных войск. Среди знаков расположения, которое проявлял к нему молодой царь, было и закрепление за Александром Арчиловичем после смерти его жены в 1695 г. Всесвятского в вотчинном владении. Царевич Александр принимает участие в Великом посольстве Петра I, изучает бомбардирское дело в Гааге. По возвращении в Россию он первым получает чин генерал-фельдцейхмейстера, назначается судьей Пушкарского приказа, переоборудует и модернизирует московский Пушкарский двор4 . Успехи молодого специалиста побуждают Петра I наградить и всю его семью. Арчил II, в частности, получает во владение село Лысково Нижегородской губернии.

Всесвятское, где постоянно находился имеретинский двор, превращается в разросшееся и достаточно благоустроенное поселение. Согласно описи селений Горетова стана, к которому относилось Всесвятское, на рубеже XVII - XVIII вв. в нем имелись "двор царевичев, двор псарской, двор задворного человека, 20 дворов крестьянских, двор плотников, двор печников, всего 31 двор, в них 119 человек"5 . С 1700 г. управление селом переходит в руки Арчила II. Назначенный начальником русской артиллерии в Северной войне, Александр Арчилович под Нарвой попал в плен. Все попытки царя освободить его были тщетными, и Александр умер в Швеции в 1710 году. Его тело было перевезено в Москву и похоронено в Донском монастыре под памятником с надписью: "Иверский царевич умер в граде Норботническом Питео [Стокгольме]"6 .

Арчил II, испытывая склонность к гуманитарным наукам, занимался в московском Никольском монастыре изучением греческих источников с целью перевода их на грузинский язык. После неудачной попытки вернуться в Кутаиси Арчил II организует в Москве грузинский культурный центр. Ему удалось получить от Петра I разрешение на печатание книг на грузинском языке, первая из которых выходит в 1703 году. Ряд книг был подготовлен к изданию самим Арчилом II, в частности "Псалмуни" [Псалтырь] 1705 года. Другие готовились в. московском Донском монастыре, объединявшем переселившихся в Москву грузин7 . В 1700 - 1707 гг. в Москву приезжали и подолгу здесь жили выдающиеся деятели армянского и грузинского освободительного движения от иранского и турецкого ига Исраэл Ори и вардапет Минас, неоднократно посещавшие Всесвятское. Они вели переговоры с Петром I об участии армян в предполагавшемся тогда Персидском походе.

После смерти Арчила II книгопечатание продолжалось во Всесвятском вплоть до конца XVIII века. Затем владение перешло к его дочери Дарье, "царевне Милитинской", по выражению тогдашних документов. Безвыездно находясь во Всесвятском, она, тем не менее, была тесно связана с придворной жизнью. В 1722 г. по случаю празднования Ништадтского мира Петр I задумывает грандиозное маскарадное шествие, которое должно было начинаться во Всесвятском и, пройдя через Москву, завершиться в Кремле, в Грановитой палате. Участвовавшие в шествии упряжки собак, свиней и необычные маскарадные костюмы надолго запомнились москвичам. Дарья Арчиловна была замешана также в "высоких интригах". Среди многочисленных претендентов на престол после смерти Екатерины I она отдавала предпочтение племянницам Петра - дочерям Ивана Алексеевича. В ее доме во Всесвятском умерла в 1728 г. при неясных для современников обстоятельствах дочь царевича Алексея На-


4 А. Хмыров. Первый генерал-фельдцейхмейстер. "Артиллерийский журнал", 1865, N 1.

5 И. Ф. Токмаков. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского. М. 1898, стр. 89.

6 В. И. Сайтов, Б. Л. Модзалевский. Московский некрополь. СПБ. 1907 стр. 204.

7 "Хронологический указатель книг и брошюр, вышедших на грузинском языке с 1629 по 1883 г.". Тифлис. 1883.

стр. 184


талья, ехавшая на коронацию своего брата Петра П. Она была единственным человеком, способным оказывать сдерживающее влияние на императора- подростка. Скончалась Наталья, как многозначительно отмечали иностранные наблюдатели, на руках превосходно затем награжденной камерюнгферы Анны Крамерн.

Во Всесвятском останавливалась на пять дней перед своим торжественным въездом в Москву в феврале 1730 г. новоизбранная императрица Анна Ивановна. Вряд ли она знала, что симпатии имеретинской царевны были на стороне интриговавших против нее Екатерины Ивановны и Прасковьи Ивановны. Прасковья была к тому же связана с "факцией", искавшей способы конституционного ограничения монархии8 . Члены этой партии, возглавляемой замечательным русским портретистом петровских времен Иваном Никитиным, встречались в московском доме Прасковьи Ивановны в Измайлове, где она подолгу жила, и во Всесвятском. После неожиданной и также достаточно загадочной смерти мужа царевны Прасковьи, члена Военной коллегии И. И. Дмитриева-Мамонова, в память о нем (но на общие с вдовой деньги) Дарья Арчиловна строит в московском Донском монастыре колокольню. В свою очередь, Сретенская церковь монастыря становится в XVIII в. усыпальницей культурных и политических деятелей Грузии9 . А после разгрома "факции" и смерти Прасковьи имеретинская царевна сооружает новую Всесвятскую церковь (1733 - 1736 гг.), сохранившуюся доныне, где один из престолов был освящен в честь покровителей императрицы - Симеона и Анны. Вплоть до присоединения Грузии к России богослужения в ней велись на грузинском языке. Рядом с церковью существовало грузинское кладбище, где похоронены родители П. И. Багратиона.

С 1724 г., с разрешения Петра I, в России находят убежище теснимые персами грузинский царь Вахтанг VI Законодатель с сыновьями и сопровождавшие их 3 тыс. грузин. На Пресне им предоставляется земля, давшая начало поныне существующим московским улицам - Большой и Малой Грузинской. Царская семья находит приют и у своей прямой родственницы Дарьи Арчиловны, которая передает Вахтангу VI руководство грузинской типографией10 . С отъездом Вахтанга VI в Грузию, где он вскоре скончался, и со смертью самой имеретинской царевны типография переходит в руки деятельно занимавшихся ею царевичей Бакара и Георгия Вахтанговичей. За ними же указом Елизаветы Петровны закрепляется в 1748 г. и село Всесвятское11 . Вплоть до Отечественной войны 1812 г. оно сохраняло за собой роль своеобразной резиденции царского грузинского дома. Село благоустраивается и достраивается, причем наиболее значительные работы проводятся кн. Г. А. Грузинским. В начале XIX в. им был обновлен зимний дворец Арчила II, построен летний дворец, разбит сад с редкими сортами деревьев и цветов, за которым тянулись английский парк и роща. Одновременно оборудуются оранжереи. От летнего дворца сад спускался к запруженной речке Таракановке, где на острове располагался "воздушный" театр. Владения Грузинских были открыты публике для посещения. События Отечественной войны 1812 г. непосредственно затронули и Всесвятское. Когда Москва оказалась в руках Наполеона, в нем, как и в Останкине, была расквартирована легкая кавалерия под командованием генерала А. Орнано. Дом Г. А. Грузинского был разграблен, сад порублен. После изгнания французов все это было восстановлено и снова открыто для публичных посещений. Популярности сада; в немалой мере способствовали появившиеся в нем своеобразные статуи солдат в различных формах, устроенные на пруду катания на гондолах и выступления в "воздушном" театре цыганских хоров и ансамбли. Однако открытие в 1827 г. более близких к городу гуляний в Петровском-Разумовском лишило Всесвятское его великосветских посетителей12 . Г. А. Грузинский переехал в нижегородское село Лысково. Заброшенное же Всесвятское стало теперь местом народных гуляний, на которые собирались фабричный и мастеровой люд и крестьяне соседних деревень. Существует предположение, что сюда приезжал Н. В. Го-


8 Н. М. Молева. Иван Никитин и бироновщина. "Вопросы истории", 1966, N 4.

9 И. Е. Забелин. Историческое описание московского Донского монастыря. М. 1893.

10 "История Москвы". Т. II. М. 1947, стр. 204.

11 В. И. и Г. И. Холмогоровы. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. III. Загородная десятина. М. 1886, стр. 59.

12 "Московские ведомости", 2.I.1852, стр. 25.

стр. 185


голь вместе с унаследовавшей от отца Всесвятское А. Е. Толстой-Грузинской. В ее доме на Никитском (ныне Суворовском) бульваре писатель провел последние четыре года своей жизни. Вскоре после смерти Гоголя А. Е. Толстая продала село. К этому времени забота о поддержании народных гуляний перешла к владельцам другой части земель Всесвятского - семье бывшего молдавского господаря К. Маврокордато, получившего это владение в 1816 году.

Тогда как южные и юго-западные земли Московского уезда продолжали оставаться преимущественно сельскохозяйственными и промышленность была представлена на них появлением главным образом кирпичного производства, северные и северо-западные оказались более благоприятными для развития обрабатывающей промышленности. В середине XIX в. Всесвятское имело всего 32 двора при 325 жителях13 . Проведение в 1851 г. Николаевской железной дороги заметно стимулировало развитие этого района. К последнему десятилетию прошлого века здесь вырастает ряд значительных предприятий. Во Всесвятском начинает работать крупный фарфоровый завод "Изолятор", владелец которого Н. П. Сорохтин вскоре открывает рядом мыловаренный и химический завод "Польза". В 1896 г. основывается парфюмерный завод С. Селецкого и кирпичный завод В. Туманова14 . Дворцовые постройки были снесены, парковые и остальные земли проданы под дачные участки15 . Одной из причин превращения Всесвятского в недорогое дачное место явилось проведение сюда из города в 1899 г. трамвайной линии. Границы былого села определялись к тому времени домами "в два порядка", вытянувшимися на полторы версты от находившегося за Петровским парком убежища для престарелых воинов до шлагбаума на Ильинском (ныне Волоколамском) шоссе. Расчищенное старое грузинское кладбище было отдано под захоронения местных крестьян, причем резные надгробия использовались для строительства фундамента сторожки, возведенной при Всесвятской церкви.

С началом первой мировой войны рождается идея создания во Всесвятском кладбища-памятника для погибших на фронте солдат и сестер милосердия. Под кладбище была отведена земля парка Маврокордато (в прошлом Песочный переулок), всего около 11,5 десятины векового парка, где росли липы, березы, ели и сосны. По проекту архитектора Р. И. Клейна, строителя зданий Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, нынешнего Центрального универсального магазина (бывший "Мюр и Мерилиз") и Киевского моста, предполагалось создать архитектурный ансамбль, складывавшийся из памятной церкви с двумя боковыми примыкающими к ней галереями. В одной из галерей намечалось экспонировать материалы о ходе войны, в другой - помещенные сюда на вечное хранение военные трофеи. В феврале 1915 г. кладбище с временной часовней было открыто и на нем произведены первые погребения, среди них - 19-летней сестры милосердия I Сибирского отряда Всероссийского союза городов О. И. Шишмаревой16 . Однако первоначальный проект реализован не был. Захоронения потом прекратились, и в настоящее время от кладбища-памятника сохранились лишь единичные погребения.

После Октябрьской революции Всесвятское входит в городскую черту и становится местом возникновения первого в Москве микрорайона. В начале 1920-х годов Москва нуждалась в 3 млн. кв. м жилой площади (по самым жестким нормам) и в 105 млн. руб. золотом для ремонта имевшихся зданий. Такими возможностями Моссовет не располагал, и 8 августа 1921 г. увидел свет официальный документ, положивший начало кооперативному строительству. Объединения граждан получали разрешение на застройку земельных участков, которые не предполагал использовать и застраивать Моссовет. Той же осенью образовался первый в столице жилищный кооператив, В него вошли рабочие завода "Изолятор", учителя, агрономы, экономисты, работники наркоматов, художники.

П. В. Сытин приводит версию возникновения названия "Сокол", связанную с фамилией проживавшего в поселке животновода17 . Однако архивные дела кооператива содержат иные данные, как, впрочем, и


13 К. Нистрем. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М. 1852, стр. 26.

14 И. Ф. Токмаков. Указ. соч., стр. 101.

15 "Русский листок", 1.VI.1894, стр. 3.

16 "Братское кладбище для воинов, умерших в войну 1914 г., и для сестер милосердия московских общин". М. 1915.

17 П. В. Сытин. Из истории московских улиц. М. 1952, стр. 534.

стр. 186


другие даты его возникновения. Сначала участок для строительства предполагалось выделить в Сокольниках, что и побудило членов кооператива выбрать название "Сокол". Но затем кооператоры получили землю у Всесвятского, сохранив неизменным первоначальное название своего объединения. Так появился на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе нынешний поселок "Сокол"18 . Несмотря на ограниченность материальных средств и строительных возможностей, поселок был задуман как образцовый город-сад будущего с тщательно продуманной планировкой улиц, правильно поставленным озеленением и широким применением разработанных ведущими зодчими типовых проектов экономичного малогабаритного жилья.

В проектировании "Сокола" принимали участие акад. А. В. Щусев, братья А. А. и Л. А. Веснины, проф. Н. П. Марковников, восстанавливавший по указанию Ленина поврежденные в 1917 г. белогвардейским обстрелом кремлевские стены и Никольскую башню. Дома в поселке были снабжены всеми видами удобств. Планировка, несмотря на сравнительно небольшую площадь "Сокола", позволяла построить разнообразный зрительный ряд с плавными поворотами широких просторных улиц и своеобразно решенными перекрестками. Для строительства использовались облегченные конструкции, самосбрасывающие крыши (не нуждающиеся в очистке от снега), дешевые строительные материалы типа шлакоблоков и простых засыпных стен. Практически поселок превратился в своеобразный дендрарий, вырастивший около 50 тыс. деревьев, кустарников, цветов, в том числе такие породы, как кедр, каштан, туя, пихта, лимонник, пробковое дерево, маньчжурский орех, уссурийский виноград, японская айва, рододендроны.

25 мая 1979 г. Моссовет утвердил решение "О принятии архитектурно- планировочного комплекса поселка "Сокол" под государственную охрану в качестве памятника градостроительства советского периода"19 . И в этой связи вспоминается, что первый образцовый микрорайон ленинских лет родился на том самом месте, где завершилось знаменитое радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву". Последняя фраза этой книги: "Вот уже Всехсвятское... Ямщик, погоняй. Москва! Москва!!!"


18 Московский городской исторический научно-технический архив, д. "Поселок "Сокол".

19 "Решения Московского городского Совета народных депутатов", 1979, N 1384 (текущее делопроизводство).

Опубликовано 15 февраля 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1518703535

© Portalus.ru

Главная РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ВСЕСВЯТСКОЕ - СОКОЛ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU