Полная версия публикации №1588778683

PORTALUS.RU РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Провинциальные церковные приходы во второй половине 1940-х гг. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. Ю. Михайловский, Провинциальные церковные приходы во второй половине 1940-х гг. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 мая 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1588778683&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 26.10.2020.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. Ю. Михайловский, Провинциальные церковные приходы во второй половине 1940-х гг. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 06 мая 2020. URL: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1588778683&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 26.10.2020).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. Ю. Михайловский, Провинциальные церковные приходы во второй половине 1940-х гг. / Вопросы истории, № 6, Июнь 2010, C. 143-145.



публикация №1588778683, версия для печати

Провинциальные церковные приходы во второй половине 1940-х гг.


Дата публикации: 06 мая 2020
Автор: А. Ю. Михайловский
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 2010, C. 143-145
Номер публикации: №1588778683 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В трудах ряда историков, исследующих государственно-церковные отношения в СССР, присутствуют, как правило, негативные оценки ситуации с положением Церкви в послевоенные годы, переоценивается сила давления на нее и разрушительные последствия этого давления. Например, в книге церковного историка В. Цыпина содержится такое заключение: "1948 год принес с собой перемены к худшему в положении православной Церкви в Советском государстве". Умножилось число изданий и тиражи атеистической литературы... Последовала волна арестов духовных лиц: архиепископа Мануила (Лемешевского), инспектора Московской Духовной Академии Вениамина(Милова) и др.1.

 

Политическое руководство начинает остро реагировать на оживление религиозного сознания в толще народа, особенно после массового обряда крещения в Саратове с участием саратовского епископа Бориса (что нашло отражение в "Правде", в номере за 19 февраля 1949 года).

 

Цыпин говорит о более, чем 50 млн. православных верующих в послевоенные годы2. Не случайно начальный послевоенный период образно называют "вторым крещением Руси". Материалы региональных архивов отмечают всплеск как религиозности населения, так и активности церковных приходов в первые послевоенные годы. Так, в Рязанской епархии действовало 85 храмов, что означало восстановление церковной структуры, разрушенной к началу войны. 12 августа 1948 г. Патриарх Алексий I посетил восстановленный буквально за 2 года кафедральный собор Рязани. В 1949 г. была предпринята попытка издания Рязанского епархиального бюллетеня. Вышло в свет 4 машинописных номера3.

 

Показателен обнаруженный в фонде уполномоченного по делам РПЦ (религий) Государственного архива Рязанской области документ с названием "Перечень нарушений советского законодательства в отношении Русской православной церкви, сделанных некоторыми представителями местных органов Советской власти в Рязанской области", составленный рязанским уполномоченным в мае 1948 года. Он регистрирует просто беспрецедентную поддержку церкви и верующих со стороны сельсоветов и правлений колхозов4.

 

Ардабьевский, Марсевский и Диневский сельсоветы Елатомского района заверили одобрительный отзыв о священнике Успенском, осужденном на 10 лет, требуя возвращения его из заключения. Даньковский сельсовет Бельского района просил назначить в приход священника, также находившегося в заключении. Новопановский сельсовет Михайловского района просил Михайловский НКВД разрешить священнику Орестову проводить богослужения в церкви. Председатель Куршинского сельсовета Тумского района просил священника Кедрова, называя его "товарищем", помочь совету в проведении голосования в день выборов5.

 

 

Михайловский Александр Юрьевич - аспирант Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

 
стр. 143

 

Правление колхоза им. Горького с. Кривополянье Раненбургского района письменно просило у церкви денежную ссуду в размере 2 тыс. руб., а правление колхоза им. К. Маркса Шелуховского района заняло у священника 2 тыс. руб., выдав расписку6.

 

Сельсоветы заверяли своими печатями документы приходов, протоколы двадцаток об избрании исполнительных лиц церковных обществ, рассматривали на сессиях вопрос об открытии храмов, как, например, Канищевский сельсовет Мервинского района. И таких примеров много. Так, Козловский сельсовет Михайловского района заверил ряд списков верующих, просивших об открытии церкви. Низковский сельсовет Большекоровинского района ходатайствовал об открытии церкви в с. Лобково, а Боженовский сельсовет вместе с Бельковской инспекцией Госстраха - в с. Митино7.

 

Дальше всех в вопросе об открытии храма пошло правление колхоза им. Кирова Лев-Толстовского района. Оно выдало командировочное удостоверение священнику Булгакову о том, что он от группы верующих командируется в г. Рязань решать вопрос об открытии церкви8.

 

Сельсоветы обязывали церковные общины ремонтировать храмы, а порой оказывали помощь в ремонте. Так, Яблоновский сельсовет Пронского района потребовал от верующих отремонтировать церковь, не открытую правительством, на что верующие израсходовали 8 тыс. рублей. Николо-Кобыльский сельсовет Больше-Коровинского района освободил церковь от зерна и предоставил церковной общине стройматериалы для ремонта храма9.

 

Аналогичные факты взаимодействия руководителей колхозов и местных Советов с духовенством и церковными приходами отмечаются в работах некоторых региональных историков. Так, орловский исследователь А. И. Перелыгин указывает на следующие факты послевоенной жизни села. Председатель сельсовета с. Сретенье Орловского района в течение ряда лет выдавал разрешение на приглашение священника и служение молебнов на святом колодце. Коллективное ходатайство колхозников с. Телячье Русско-Бродского района с просьбой пригласить священника "послужить в колхозе" было заверено подписью и печатью председателя колхоза и сопровождалось его разрешительной надписью10.

 

Тамбовский исследователь С. А. Чеботарев отметил, что по согласованию с местными органами власти в декабре 1948 г. были проведены массовые крестные ходы на водоемы. В самый разгар борьбы с подобными явлениями председатель Паревского сельсовета вопреки указанию облисполкома дал разрешение на совершение многолюдного (около 500 чел.) крестного хода к святому источнику. Особое негодование областного уполномоченного по делам РПЦ вызвал случай, происшедший в Староюрьевском районе, где секретарь райисполкома выдавал местному духовенству справки, разрешавшие от имени райисполкома беспрепятственно обслуживать верующих района. Большинство местных руководителей не придавали большого значения "борьбе с религиозными предрассудками" и не проявляли инициативы в этом деле. Их настроение выразил заместитель председателя Ракшинского райисполкома, который на требование уполномоченного пресечь в районе нелегальные сборища, ответил: "Подумаешь, какая важность, в Москве церкви открывают, а здесь собралось десяток старух, и только"11.

 

Приемлемое объяснение подобного феномена во взаимоотношениях низовых органов власти и приходов в провинции в начальный послевоенный период, возможно, кроется в следующем. В результате перевыборов правлений и председателей колхозов, а также местных Советов в 1946 - 1948 гг. состав их значительно изменился: к руководству колхозами и сельсоветами пришли бывшие фронтовики. Это должно было привнести в их деятельность, прежде всего, исполнительскую дисциплину.

 

Рязанская область в общих чертах повторяла особенности развития других регионов страны. В течение многих лет не выполнялись планы развития сельского хозяйства и заготовок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 г. не были выполнены планы заготовки сена, валового сбора зерна и развития общественного животноводства. Сказались последствия войны и засухи. Для того, чтобы спастись от голода, колхозники вынуждены были расширять личное подсобное хозяйство. При этом каждый 4-й колхозник не выработал установленного минимума трудодней12. Поголовье крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах почти не отличалось от общественного стада, а по коровам было более чем двухкратное превышение частного стада13.

 
стр. 144

 

После того, как индивидуальные хозяйства были обложены высокими денежными и натуральными налогами, крестьяне в ответ начали избавляться от коров и вырубать фруктовые сады, чтобы выращивать картофель и разводить свиней.

 

Обстановка в рязанской деревне стала предметом обсуждения в ЦК ВКП(б). Сталин охарактеризовал Рязанскую область как "провальную яму под Москвой"14. В ноябре 1948 г. была произведена замена областного партийного руководства. Первым секретарем обкома стал присланный из центра кадровый партийный работник А. Н. Ларионов.

 

В центре внимания новоизбранного корпуса председателей колхозов и сельсоветов стали, прежде всего, вопросы оперативного управления общественным производством. Что касается проблем культуры, быта, религии - они объективно стояли на заднем плане. Но как раз в этой сфере тот пресловутый потенциал самостоятельности, который аккумулировали в себе бывшие фронтовики, был реализован полнее. Это выражалось, например, в определенной лояльности по отношению к религии, местным приходам. Подавляющее большинство верующих составляли матери и вдовы их погибших товарищей. Именно они писали слезные просьбы об открытии храмов, в которых они могли бы поминать своих родных и близких. И это не могло не учитываться.

 

Кроме того, поворот в религиозной политике государства в годы войны был воспринят низовыми структурами власти как институализация Церкви в рамках советского государства. Весомо, например, выглядело награждение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Сталинской премией 1-й степени. Кроме того, в этот период активизировалась международная деятельность РПЦ. На страницах газет размещалась информация о значимых событиях в жизни Церкви, например, о праздновании 500-летия автокефалии РПЦ в 1948 году. По указанию Патриархии во всех храмах страны прошли торжественные всенощные и литургии, сопровождаемые проповедями, повествующими об этом событии15. Летом 1948 г. в Москве было проведено совещание глав и представителей поместных православных церквей.

 

Заметными были изменения на уровне обыденного сознания. В стране действовали десятки монастырей и тысячи церковных приходов. Люди снова получили право праздновать церковные праздники и Новый год.

 

Устойчивая тенденция к нормализации государственно-церковных отношений, берущая свое начало с 1943 г., не могла не оказывать определенное воздействие на представителей местной власти. Новые подходы к религиозной политике, которые шли вразрез с догмами довоенной эпохи, находили своих носителей в новой генерации власти на местах. Кроме того, существовала определенная инерционность в реагировании провинции на конъюнктуру настроений верхних эшелонов власти. Именно поэтому борьба разных подходов к религии в высшем политическом руководстве в первый послевоенный период не оказывала серьезного тормозящего влияния на деятельность провинциальных православных приходов.

 

Примечания

 

1. ЦЫПИН В. История Русской Церкви. 1917 - 1997 гг. М. 1997, с. 356 - 358.

 

2. Там же, с. 337.

 

3. Государственный архив Рязанской области (ГАРО), ф. Р-5629, оп. 1, д. 52, л. 30; д. 57, л. 93 - 120, 135 - 149.

 

4. Там же, ф. Р. -5620, оп. 1, д. 4, л. 114 - 120.

 

5. Там же, л. 114, 115.

 

6. Там же, л. 114, 118.

 

7. Там же.

 

8. Там же, л. 116.

 

9. Там же, л. 117, 119.

 

10. ПЕРЕЛЫГИН А. И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917 - 1953 гг.). Орел. 2007, с. 145.

 

11. ЧЕБОТАРЕВ С. А. Тамбовская епархия 40 - 60-е гг. XX века. Тамбов. 2004, с. 87, 88, 94, 95.

 

12. Очерки истории Рязанской организации КПСС. М. 1974, с. 372.

 

13. Рязанской области 60 лет. Рязань. 1997, с. 15.

 

14. История Рязанского края 1779 - 2007. Рязань. 2007, с. 279.

 

15. Журнал Московской Патриархии. 1948, спец. номер, с. 26 - 27.

 

 

Опубликовано 06 мая 2020 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1588778683

© Portalus.ru

Главная РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Провинциальные церковные приходы во второй половине 1940-х гг.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU