Полная версия публикации №1593009442

PORTALUS.RU РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Топография светских и духовных учреждений в русских городах XI-XVII вв. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

К. С. Носов, Топография светских и духовных учреждений в русских городах XI-XVII вв. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 24 июня 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1593009442&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 13.08.2020.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

К. С. Носов, Топография светских и духовных учреждений в русских городах XI-XVII вв. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 24 июня 2020. URL: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1593009442&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 13.08.2020).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

К. С. Носов, Топография светских и духовных учреждений в русских городах XI-XVII вв. / Вопросы истории, № 8, Август 2009, C. 70-81.



публикация №1593009442, версия для печати

Топография светских и духовных учреждений в русских городах XI-XVII вв.


Дата публикации: 24 июня 2020
Автор: К. С. Носов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 2009, C. 70-81
Номер публикации: №1593009442 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


История государственного управления тесно связана с социальной топографией и местоположением главных учреждений в городе. Исход многих политических событий зависел от того, где находился княжеский двор, двор воеводы и другие органы власти. Были ли они защищены мощными стенами кремля или делили территорию посада вместе с беднейшими слоями населения? Могла ли правящая верхушка укрыться за стенами кремля от возмущенного народа? Изменилась ли топография государственных учреждений с образованием централизованного Русского государства?

 

Жизнь города определялась двумя органами власти - светской и духовной. Главными центрами политической и административной жизни ранних городов были княжеские дворы и городские соборы. В некоторых городах важнейшим органом управления было вече. Нельзя обойти вниманием и расположение дворов бояр, так как некоторые бояре занимали высшие административные должности. В XVI-XVII вв. органы государственного управления изменились. К государственным учреждениям этого времени можно отнести царский дворец, места собраний Боярской думы и Земских соборов, здания Приказов (для Москвы), дворы наместников, а позднее воевод, съезжая изба (приказная палата), губные и земские учреждения (для уездных городов). Религиозным центром города оставался главный городской собор и двор патриарха (митрополита, архиепископа). На примере нескольких крупных городов разных регионов Руси рассмотрим топографию ее государственных и духовных учреждений.

 

Из целого ряда теорий о возникновении столицы древнерусского государства на сегодня отдается предпочтение концепции Б. А. Рыбакова1 о том, что Клев был основан Полянским князем Кием, княжившим в конце V - начале VI века. Первоначальное поселение Кия находилось на Замковой горе, но с разложением родоплеменного строя и возникновением княжеской династии, противостоявшей роду, была построена укрепленная резиденция князя, уже на Старокиевской горе. Здесь же находился ритуальный центр.

 

 

Носов Константин Сергеевич - соискатель Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

 
стр. 70

 

Замок на Старокиевской горе, вероятно, был связан с поселением на Замковой горе мостом2.

 

В 989 г. князь Владимир построил новый укрепленный центр города, так называемый "город Владимира". Между 1017 и 1024 гг. примыкавший к нему с юга посад также был обнесен мощными рубленными стенами3. Эта территория получила название "город Ярослава". К северу от "города Владимира" располагался обширный посад (Подол), защищенный в середине XII в. "столпием"4, то есть тыном.

 

Исследователи по-разному оценивали социальную структуру "города Владимира". М. Х. Алешковский считал, что укрепленное ядро Киева было заселено исключительно жрецами5. Но его мнение опровергается как письменными источниками, так и археологическими данными6. Тезис В. П. Петрова о трехчленности киевской цитадели - князья, церковь и ремесленное население, - занимавших отдельную, укрепленную рвами и валами, территорию7, был опровергнут П. П. Толочко, который показал, что ни о каких укреплениях, разделявших территорию киевского детинца на три части, не может быть и речи8. Проживавшие на территории "города Владимира" ремесленники и челядь обслуживали хозяйство феодалов и не составляли отдельного жилого района.

 

На сегодня можно считать доказанным, что князья и жрецы с самого начала совместно занимали цитадель Киева. Уже в середине X в. киевские князья имели два двора, один из которых находился в пределах древнейших укреплений, неподалеку от языческого капища, а другой - вне укреплений. В XI-XIII вв. социальная структура киевского детинца заметно изменилась, что было вызвано ростом удельного веса церкви и боярства. Письменные и археологические данные свидетельствуют, что "город Владимир" был буквально начинен дворами светских и духовных феодалов9.

 

Центральную часть "города Владимира" занимал княжеский двор - сосредоточение политической и административной жизни города в XI-XIII веках. В середине XII в. этот двор получил наименование "Ярославль двор" или "Великий Ярославль двор". В "городе Владимира" был и другой княжеский двор, известный как "двор Мстиславль". Не меньшую территорию в детинце Киева занимала церковь. В центре "города Владимира", рядом с княжеским двором, находилась Десятинная церковь; остальные церкви и монастыри - по периметру укреплений вблизи городских ворот. Северо-западную часть "города Владимира" занимали дворы четырех видных киевских бояр: тысяцких Гордятина, Никифора, Чудина и Воротиславля10.

 

"Город Ярослава", если и уступал "городу Владимира" в социальном плане, то ненамного. Центром общественной жизни "города Ярослава" был Софийский собор и расположенный рядом с ним митрополичий двор. Собор, построенный в первой половине XI в., стал митрополичьим храмом, придя на смену Десятинной церкви, воздвигнутой в 989 - 996 годах11. Митрополичий двор, служивший иногда местом вечевых собраний, окружали дворы крупных феодалов и городской администрации. В летописях упоминаются семь боярских дворов, однако их было значительно больше, судя по многочисленным находкам кладов дорогих ювелирных изделий. Дворы в "городе Ярослава" имели и некоторые тысяцкие и тиуны12. Возможно, там находился также каменный княжеский дворец13. Однако в "городе Ярослава" имели усадьбы и купцы. Здесь же проживали беднейшие слои населения, был и еврейский квартал14. Как видно, в социальном отношении состав населения "города Ярослава" был очень пестрым, резко отличаясь от в целом аристократического "города Владимира".

 
стр. 71

 

В Подоле проживали ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и беднейшие слои населения. Более разнообразной была застройка Копырева конца, в котором иногда видят аристократический квартал15. Здесь предположительно имелись дворы некоторых княжьих слуг, а, возможно, и бояр. Основное население составляла ремесленно-купеческая прослойка16.

 

Таким образом, в древнем Киеве вплоть до XI в. центры светской и духовной власти располагались рядом в укрепленном ядре города. В начале XI в., со строительством "города Ярослава", ситуация изменилась. "Город Владимира" остался аристократическим центром, а духовный переместился в "город Ярослава". В результате органы государственного управления оказались на хорошо укрепленных, но разных территориях.

 

Столицей обширной территории на северо-западе Руси, с 1036 по 1348 г. включавшей также Псковские земли, был Новгород. До присоединения к Москве в 1478 г. он управлялся боярско-вечевым правительством. Высшими органами управления были: боярин-посадник, князь (на договорных началах), епископ (затем архиепископ) и тысяцкий. Все они выбирались вече, причем существовали два параллельных вече на Софийской и Торговой сторонах города, разделенных рекой Волхов17.

 

Крепость, ставшая позднее детинцем, или кремлем, впервые упоминается в летописи под 1044 г.18, хотя, вероятно, существовала и ранее. В XI-XII вв. ее площадь дважды увеличивали, а на рубеже XIII-XIV вв. началась постепенная замена деревянных укреплений детинца каменными - процесс, завершившийся лишь в 1430-х годах. С 1484 по 1499 г. детинец был полностью перестроен. Укрепления посада на Софийской стороне упоминаются с XII века. На Торговой стороне укрепления, возможно, существовали еще в X в., так как при угрозе нападения жители этой стороны не могли рассчитывать на убежище в детинце (Великий мост, соединивший обе стороны города, был построен только в 1116 г.). В 1335 г. начали возводить каменные укрепления на Торговой стороне, однако только в 1372 - 1392 гг. были построены укрепления, полностью защитившие посад на обеих сторонах реки. В 1580-х гг. с напольной, наиболее уязвимой стороны, детинец города дополнительно защитили дерево-земляными укреплениями, известными как Малый Земляной город19.

 

В 1045 г. в крепости (будущем детинце) возводится величественный каменный Софийский собор вместо сгоревшей "дубовой Софии", известной с 989 года20. Явно не случайно, что собор был сооружен сразу после модернизации укреплений крепости, как и то, что он уступал по величине лишь киевскому Софийскому собору.

 

Детинец на Софийской стороне был разделен глубоким оврагом и ручьем на две части, заметно различавшиеся в социальном плане. В северной располагался главный религиозный центр города - Софийский собор и Владычный двор. Основным элементом последнего был архиепископский дворец и так называемые сени, соединявшие дворец с Софийским собором. Сени с домовыми церквами служили в Новгороде символом церковной власти: "возвести на сени" означало избрать епископа на кафедру. В XV в. Владычный двор получил каменный дворец с Грановитой палатой. Рядом с Софийским собором располагалась вечевая площадь Софийской стороны. В южной части детинца находились подчиненные Людину и Загородному концам жилые кварталы. Здесь в 1167 - 1173 г. была возведена церковь Бориса и Глеба, лишь немного уступавшая по высоте Софийскому собору. Церковь служила уличанским храмом Прусской улицы и около нее проводились собрания прушан21. Следовательно, южная часть детинца в административном отношении сохраняла связь с районами Софийской стороны, расположенными вне

 
стр. 72

 

кремля. В XVI в. в детинце по-прежнему находился Софийский собор и архиерейский дом. Весь этот комплекс назывался Софийским домом. Южную часть кремля занимали осадные дворы22. Здесь же построили и воеводский двор.

 

Княжеский двор, известный как Ярославово дворище, был вынесен на другую, Торговую сторону. Рядом с ним находился Торг со своим вече, торговыми рядами и храмами. Мнение, что вечевая площадь возникла на месте бывшей княжеской резиденции, как бы символизируя переход государственной власти от князя к боярско-вечевой республике, сегодня признано ошибочным23. До присоединения Новгорода к Москве князья сохраняли юрисдикцию над своим двором. Вечевая площадь располагалась рядом с Никольским собором, служившим княжеской церковью. Княжеский двор был окружен купеческими районами, но соседствовал и с вечевой площадью, центром политической жизни Торговой стороны.

 

Таким образом, Новгород имел два городских центра: на Софийской стороне, образованный кремлем с вече и духовной властью, и на Торговой стороне, с Торгом, собственным вече и княжеским двором. Особенностью Новгорода было отсутствие торгово-ремесленного посада, противостоящего аристократическому кремлю. Более того, в Новгороде не было аристократических кварталов. Боярские дворы, хотя и образовывали патронимии (объединения дворов, чьи владельцы были родственниками), соседствовали на посаде с дворами сотенного населения24. Никогда боярская верхушка не стремилась обосноваться в отдельной хорошо укрепленной цитадели, а епископы оказывали огромное влияние на все стороны жизни Новгорода, как духовную, так и светскую.

 

Псков, впервые упоминаемый в летописи под 903 г., был столицей удельного княжества до 1036 г., когда Псковская земля была подчинена Новгороду. В 1348 г. Псков официально освободился от Новгорода и создал свою боярско-вечевую республику. Она просуществовала до 1510 г., когда Псков и его земли были присоединены к Московскому государству. Для управления городом привлекались князья.

 

Первые укрепления появились в Пскове в X в. на мысу при слиянии двух рек - Псковой и Великой. Позднее эта территория получит название "город кромный" или "кром", как в Пскове называлась цитадель (кремль). В 1266 г. южнее Персей князь Довмонт возвел еще одну каменную стену, защищавшую крепость с напольной стороны. Пространство между этой стеной и цитаделью позднее получило название Довмонтова города. В 1309 - 1320 гг. каменной стеной защитили посад Застенье, а в 1375 - 1380 гг. ее заменили новой каменной стеной для защиты разросшегося Застенья. В 1465 - 1467 гг. были обнесены деревянными (позднее каменными) стенами также дальние предместья: посад Полонище и посад Запсковье. К концу XV в. Псков имел четыре линии обороны: цитадель (Кром или кремль), стену Довмонта и две линии укреплений посадов.

 

Если в X в. псковичи проживали в крепости, то с ростом численности населения перебрались на посад, оставив в крепости лишь осадные клети. Посад существовал еще в XI в., но вплоть до начала XFV в. не был укреплен. Довмонтова стена оградила лишь небольшую территорию, примыкавшую к Крому.

 

Вплоть до середины XIV в. социальная структура Крома и Довмонтова города выглядела следующим образом. Центральное место в кремле занимал главный храм города - Троицкий собор, возведенный в начале XI века. Святая Троица была символом Пскова, и не раз летописи отмечают, что псковичи шли на бой за "святую Троицу", а враги нападали на "дом святой Троицы"

 
стр. 73

 

(Кром с собором). Таким образом, цитадель у псковичей ассоциировалась в первую очередь с церковью и духовной властью (об этом же свидетельствует и храмовая застройка Довмонтова города конца XIV-XV вв.). К северу от собора находились осадные дворы и клети, где хранились запасы продовольствия, оружие и ценное имущество горожан на случай осады. Южнее Троицкого собора находилась вечевая площадь, "сени" (канцелярия вече) и трибуна-степень. В Довмонтовом городе стоял княжеский двор и несколько городских храмов.

 

После обретения независимости акцент в распределении государственных учреждений сместился. Перси - облицованный камнем вал с напольной стороны Крома - стал символом вечевого Пскова, "зданием вече", и в 1393 - 1394 гг. на нем поставили звонницу для вечевых и соборных колоколов. Застройка кремля в целом осталась той же. Довмонтов город лишился светских органов управления и стал сосредоточением исключительно власти духовной (в нем располагалось 6 соборов и 12 церквей). Княжеский двор перенесли на ближний посад (Застенье), где находилась и основная масса дворов боярства. Известен и загородный княжеский двор, так называемый Красный25.

 

В XVI-XVII вв. топография государственных учреждений в Пскове несколько изменилась. В XVI в. в кремле рядом с Троицким собором выстроили владычный двор, или "Владычные палаты". В XVII в. палаты расширили. В Довмонтовом городе на рубеже XVI-XVII вв. снесли многие церкви, а в 1695 г. построили здание Приказных палат. Основные дворы светской власти и государственные учреждения, как и ранее, размещались в ближнем к кремлю посаде (Застенье). Здесь находилось Снетогорское подворье, отведенное в 1510 г. под двор псковских наместников. Когда наместников сменили воеводы, двор стал называться Воеводским. Поблизости размещался второй Воеводский двор (по свидетельству голландского путешественника Николааса Витсена, посетившего Псков в 1664 г., городом одновременно управляли два воеводы26). Между этими дворами в XVII в. было построено здание Стрелецкого приказа27.

 

Владимир Мономах, основавший город Владимир, в 1108 г. построил "город Мономаха", который в третьей четверти XII в. был защищен еще двумя укрепленными площадками ("Ветчаным городом" и "Новым городом"). Показательно, что Владимир Мономах поставил свой двор и церковь Спаса вне стен "города Мономаха". Также вне крепости, на месте будущего "Нового города", располагался княжеский двор Юрия Долгорукого. Рядом с ним была воздвигнута княжеская церковь Георгия. Возле княжеских палат стали возникать дворы придворной знати28. В итоге городской центр раскинулся не в цитадели, а на неукрепленной на тот момент территории.

 

Андрей Боголюбский перенес столицу из Суздаля во Владимир. При нем "Новый город" и "Ветчаный город" получили оборонительные сооружения, и центр княжеской власти стал защищенным. Однако главная резиденция Боголюбского находилась не в стольном городе, а неподалеку, в замке Боголюбово. В детинце Владимира при Боголюбском находился лишь епископский двор и Успенский собор. То есть это был культовый центр города.

 

Всеволод III изменил политике предшественников и перенес резиденцию в центр столицы, в "Мономахов город". Рядом с епископским двором и Успенским собором он построил свой каменный дворец (1195 - 1196 гг.), причем сооружения светской (резиденция князя и дворы служилой знати) и духовной (епископский двор и кафедральный собор) власти были объединены системами переходов в целостную композицию, отвечавшую их тесному союзу29. Более того, этот комплекс окружили белокаменными стенами де-

 
стр. 74

 

тинца. В результате в конце XII в. аристократический центр столицы был перенесен из посада ("Нового города") в детинец, где объединились светская и духовная власти.

 

К XVI в. укрепления детинца исчезли, и кремлем опять стал "Мономахов город". Кремль в это время играл роль административного и духовного центра. Здесь находились воеводский и патриарший двор, съезжая изба, а также Успенский собор. Значительную часть территории кремля в XVI- XVII вв. занимали осадные дворы. В XVII в. (с 1625 по 1678 г.) их общее число в кремле уменьшилось с 303 до 193. Особенно резко упало количество осадных дворов посадских людей (в 10 раз) и служилого сословия (более чем вдвое). А вот число монастырских осадных дворов выросло в 1,5 раза (с 73 до 112). Таким образом, если в начале XVII в. кремль был застроен осадными дворами служилых по отечеству людей (191 из 303 дворов), то в конце века его территория пустеет, и в застройке начинают преобладать монастырские владения (112 из 193 дворов). Осадные дворы в кремле имели не только местные, но и иногородние монастыри, причем преобладали московские: в XVII в. их количество увеличилось в два раза30.

 

Столицей Ростово-Суздальского княжества в первой половине XII в. был Суздаль. Первые его укрепления были возведены при Владимире Мономахе в 1101 - 1102 годах. В крепости разместились княжеский двор и Успенский собор31. Возможно, они были связаны переходами32. Выросший к востоку от крепости посад на рубеже XII-XIII вв. окружили валом и тыновыми стенами. Старая крепость превратилась в цитадель (кремль). Княжеский двор просуществовал в кремле до монголо-татарского нашествия. Вместо Успенского собора в 1222 - 1225 гг. Юрий II Всеволодович возвел Рождественский собор, который впервые не был непосредственно связан с княжеским двором и с самого начала был рассчитан на общегородское пространство. Кремль был густо застроен осадными дворами горожан33.

 

В XVI-XVII вв. Суздаль продолжал состоять из двух укрепленных площадок: кремля и посада. Кремль был застроен очень плотно. Здесь находились опустевший к XVII в. государев двор, воеводский двор, съезжая изба, соборная площадь с Рождественским собором, церквями и подворьями монастырей, тюрьма, осадный торг с приказным двором, осадные дворы служилых людей. Следует вывод, что в Суздале аристократический центр города и важнейшие государственные учреждения всегда располагались в крепости. Лишь при Юрии Долгоруком княжеская резиденция находилась за пределами крепости, в Кидекше34.

 

Основанный в 1221 г. князем Юрием Всеволодовичем, Нижний Новгород был важным узлом обороны восточных границ Владимиро-Суздальского княжества. В 1350 г. он стал столицей Нижегородско-Суздальского княжества, и в третьей четверти XIV в. старые укрепления детинца перестроили и возвели новые вокруг посада. Город теперь имел несколько линий укреплений: к кремлю с севера и запада примыкал укрепленный верхний посад, еще одна оборонительная линия прикрывала пристань и торг. Особенностью нижегородского кремля XIII-XIV вв. было то, что он состоял из двух частей, разделенных стеной. В восточной части, "меньшем" городе, стоял Спасский собор (1225 - 1227 гг.) - главный религиозный центр города и всей еще языческой округи. В западной находился княжеский двор и церковь Михаила Архангела35. Таким образом, в Нижнем Новгороде с самого начала обозначилось противопоставление двух центров - светского и духовного. Княжеский и городской соборы соседствовали в кремле, но были разделены стеной. Это разделение центров власти сохранялось и позднее, хотя перестроенный в начале XVI в. кремль уже не делила надвое стена. В XVII в. около княжеского

 
стр. 75

 

Архангельского собора концентрировались двор воеводы и несколько боярских дворов, в то время как городским собором считался Преображенский, стоявший поодаль. В кремле также размещались дворы духовенства, служилых и посадских людей36.

 

Распространенное мнение о существовании более ранних поселений на Боровицком холме было недавно опровергнуто Т. Д. Пановой. По ее мнению, Москва была основана Юрием Долгоруким и до 1156 г. не имела оборонительных сооружений. По характеру поселения Москва была "военной крепостью, местом сбора войск и т. п.", о чем свидетельствуют многочисленные находки предметов вооружения37. Впервые после 1156 г. летописи отмечают перестройку Кремля зимой 1339 - 1340 годов38. В 1367 - 1368 гг. был возведен новый, белокаменный Кремль. В результате капитальной перестройки в 1485- 1495 гг. Москва получила каменно-кирпичный Кремль.

 

На северо-востоке с напольной стороны к Кремлю примыкал Великий посад (на месте будущего Китай-города). Попытка укрепить его была предпринята еще в 1394 г., но работы остались незавершенными39. Лишь в 1535 - 1538 гг. Великий посад обнесли толстыми приземистыми каменно-кирпичными стенами, примыкавшими к кремлевским.

 

Еще раньше возникли укрепления за рекой Неглинной. Здесь, в Ваганькове, находился древнейший загородный княжеский двор, и уже во второй половине XIV в. в Занеглименье возвели оборонительные сооружения вдоль берега ручья Черторыя и далее приблизительно по трассе будущих стен Белого города40. При Иване Грозном укрепления вдоль нынешнего кольца бульваров состояли из земляного вала ("земляной осыпи")41.

 

В 1586 - 1593 гг. выросли каменные стены Белого города, полукольцом охватившие Кремль, Китай-город и посады за его стенами и в Занеглименье. В 1591 - 1592 гг. спешно возвели дубовые стены Деревянного города или Скородома (позднее - Земляной город). Эти укрепления кольцом охватили Москву, защитив посады и в Замоскворечье. К XVII в. фортификации Москвы состояли из четырех линий укреплений: Кремля, Китай-города, Белого города и Деревянного города (Скородома).

 

Процесс возвышения Москвы особенно быстро пошел после 1272 г., когда город стал уделом Даниила Александровича, основателя династии московских князей. Кремль при нем не расширялся, но значительно вырос Великий посад. В 1326 г. митрополит Петр перенес в Москву свою резиденцию и поставил в Кремле каменный Успенский собор42, рядом с которым выстроили владычный двор. В 1328 г. Иван Калита получает от Золотой Орды ярлык на великое княжение. Москва приобретает совершенно новый статус. Это вызвало волну строительной активности. Начиная с 1329 г. и на протяжении 1330-х гг. Иван Калита возводит каменные храмы в Кремле, а в 1339 - 1340 гг. расширяет территорию Кремля и перестраивает его укрепления. Великокняжеский дворцовый комплекс включал на рубеже XIV-XV вв. большую гридню, златоверхий терем, церковь Рождества Богородицы, церковь Благовещения и башню-часозвоню43.

 

В 70 - 90-х гг. XV в. городской центр полностью видоизменяется: построен новый каменный великокняжеский дворец, рядом с ним Большая палата (позднее Грановитая), где заседала Боярская дума, новый главный московский храм - Успенский собор, церковь Ризоположения на митрополичьем дворе, новая великокняжеская дворцовая церковь Благовещения. В 1499 г. дворец отгородили невысокой внутренней стеной. В 1505 - 1508 гг. Алевиз Новый возвел великокняжеский Архангельский собор44.

 

В 1533 г. в Кремле находились княжеские владения (дворец великого князя, палаты княгини, дворцовые службы, Благовещенский и Архангельс-

 
стр. 76

 

кий соборы), церковные владения (Успенский собор, монастыри и подворья монастырей, около 30 церквей, митрополичий двор), государственные учреждения (Грановитая палата, житницы, конюшенный, каретный и другие дворы, тюрьма), дворы удельных князей и бояр, а также богатых купцов. То есть в XVI в. Кремль не был исключительно резиденцией представителей власти. Земля в Кремле не была государственной и не имела единого хозяина, она могла быть продана, обменена и т. д.45.

 

К XVII в. застройка Кремля приобрела четкое зонирование: в середине - духовный центр с главными соборами, двором патриарха и тремя звонницами, в юго-западной части - Государев двор со своими палатами и храмами46, на Соборной площади, которая до 1662 г. называлась Красной, - основные правительственные учреждения (Грановитая палата, здание Приказов), а также Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, собор Двенадцати Апостолов, церковь Ризоположения, шатер с городовым колоколом и колокольня Ивана Грозного. Соседство главных городских соборов со зданием Приказов и Грановитой палаты должно было символизировать единение духовной и светской власти. В восточной и северо-восточной частях Кремля расположились монастыри (Чуда Архистратига Михаила и Вознесенский). Кроме того, в Кремле находились монастырские и архиерейские подворья, житницы, дворы крупных бояр и осадные дворы.

 

Великий посад был важной частью Москвы уже на ранних этапах развития города. В XIV в. здесь находился ряд крупных укрепленных дворов феодальной знати и богатого купечества47. Новый этап освоения этой территории начался в XVI в. после возведения стен Китай-города, когда последовал указ ввести все торги в "город", и Китай-город стал главным торговым центром Москвы. К концу XVII в. в Китай-городе размещалось много учреждений как общегосударственного, так и местного значения: Земский приказ, выполнявший функции административного управления городской жизнью; Сибирский приказ, один из главных государственных приказов, ведавший всеми вопросами, связанными с делами в Сибири; Тиунская изба, центр церковной администрации, ведавший налогами и пошлинами; Таможенная палата; Мытный двор - место сбора пошлин со всех торговых операций; Монетный и Печатный дворы; Отдаточный двор, где служилым людям выплачивалось жалованье; Ямской двор, центральный орган ямской гоньбы; городская тюрьма, а также местный суд. В Китай-городе была и наибольшая в Москве концентрация подворий (постоялых дворов). В XVII в. резко увеличилось число подворий иностранных государств, среди которых Панский, Литовский, Греческий, Английский и Персидский дворы. Здесь же располагался большой Посольский двор. Важную роль играла площадь Китай-города у кремлевских стен, которая с 1662 г. стала называться Красной. Здесь совершались политические акты, зачитывались царские указы, проводились торжественные церемонии.

 

Однако Китай-город был не только торгово-деловым центром Москвы. Здесь находились и частные дворы богатой родовой аристократии. Мелкие дворы и лавки ремесленников и стрельцов в XVI-XVII вв. здесь уже не встречались. Слободы ремесленников и военных были вынесены в Белый город и Земляной город.

 

В целом, и по местоположению, и по характеру застройки, Китай-город в XVI-XVII вв. был центральным районом Москвы. Он не противопоставлялся Кремлю, а дополнял его. Кремль и Китай-город даже воспринимались иностранцами как единая крепость ("Красный город"), чему во многом способствовали одного цвета краснокирпичные стены. Само название Китай-город, согласно наиболее вероятной версии, произошло от татарского слова

 
стр. 77

 

"китай", которое означает "середину", "срединный город". Недаром Адам Олеарий писал: "Весь город русские делят на 4 главных части: первая называется Китай-городом, т. е. "средним городом", так как она занимает средину, обозначенную на плане буквою В; она окружена толстою каменною так называемою Красною стеною. С южной стороны, как уже сказано, стена эта омывается рекою Москвою, а с севера рекою Неглинною, которая за Кремлем соединяется с Москвою рекою. Почти половину этой части города занимает великокняжеский замок Кремль, имеющий окружность величиною и шириною с целый город"48. Олеарий, хотя и выделяет Кремль (на карте он обозначает Кремль буквой А), считает его лишь частью Китай-города, а последний называет первой и главнейшей частью Москвы. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, китай-город можно считать нарицательным термином для обозначения укрепленного предградья, примыкающего к кремлю: "Китай-город или средний город - так называлась часть древне-русскаго укрепленнаго города, расположенная между кремлем (детинец или цитадель - последнее убежище осажденных) и ближайшей к нему второй внутренней оборонительной оградой, оконечности которой обыкновенно упирались в кремль. Подобное дополнение к кремлю появляется в наших городах в позднейшее время, когда, при расширении внешних оград, вызываемом ростом городов, одного внутренняго убежища - кремля - оказывалось мало"49.

 

Другие три части Москвы, по Олеарию, были: Царь-город (Белый город), Скородом (Земляной город) и Стрелецкая слобода. В Белом городе, по свидетельству немецкого ученого, проживало "много вельмож и московских князей, детей боярских, знатных граждан и купцов", но жили здесь и "различные ремесленники". Если в Белом городе концентрация княжеских и боярских дворов была высокой, то в Земляном городе они встречались крайне редко. Здесь в основном жило тяглое население Москвы. Важная роль Белого города в социальной топографии Москвы подтверждается и тем, что именно здесь, в Занеглименье напротив Троицких ворот кремля, был построен в 1565 г. Опричный двор, куда переселился Иван Грозный, противопоставлявший себя феодальной аристократии, оплотом которой служил кремль. В то время центром земской части Москвы стал Покровский собор и Земский двор, находившиеся у Воскресенских ворот Китай-города50. Налицо противопоставление: Белый город - Кремль - Китай-город.

 

Рассмотрев топографию основных светских и духовных учреждений нескольких крупных городов разных регионов Европейской части России, можно сделать следующие выводы. Во-первых, социальная топография кремлей в рассматриваемый период была неодинаковой и варьировалась от региона к региону. В целом, представление о дружинно-аристократическом детинце неверно, как неверна и точка зрения тех, кто видит в кремле только культовый или вечевой центр. Это верно лишь для определенных регионов и определенных хронологических рамок. За исключением Северо-Западной Руси, аристократия, как правило, проживала в кремлях. Однако в XII в. некоторые князья строили свои резиденции вне кремлей (Владимир, Суздаль). Для Северо-Западной Руси характерно превращение кремлей в духовный центр города, но не изолированный, а тесно связанный с городом. Как мы видели, в кремле Пскова, помимо главного собора и владычного двора, а также вечевых органов, находились осадные клети, склады оружия и продовольствия. В Новгороде же в кремле располагались жилые кварталы (позднее воеводский двор и осадные дворы) и церковь одного из районов Софийской стороны. Точка зрения, что дружина всегда жила с князем в детинце породила гипотезу о происхождении слова "детинец" от дружинников ("детей", "детских" или "отроков"). Однако такая этимология слова не находит исторических

 
стр. 78

 

подтверждений. Термин "детинец" впервые встречается в летописях под 1097 г. применительно к Новгороду51. Там он применялся дольше всего, и слово "кремль" здесь стало употребляться только в XIX веке52. В то же время, в Новгородском детинце ни князья, ни дружинники никогда не жили. Во-вторых, отношения светской и духовной властей складывались по-разному. В древнем Киеве вплоть до XI в. их центры соседствовали в укрепленном ядре города. После строительства "города Ярослава" духовный центр переместился в него из кремля ("города Владимира"). Образовалась как бы социально трехчастная структура: центр княжеской власти находился в "городе Владимира" (кремле), духовный центр - в "городе Ярослава", торгово-ремесленное население на Подоле. Для большинства же городов XII в. характерен тесный союз княжеской и духовной властей. Именно в это время княжеские дворцы соединяют системами переходов с церковными постройками в целостную композицию (Владимир, Суздаль). С XIII в. светская и духовная власти стараются разделиться. Это стремление достигает кульминации в Нижнем Новгороде, где кремль разделили на две части стеной. В одной находился главный религиозный центр города, в другой - княжеский дворец со своей церковью. Похожая ситуация сложилась и в Великом Новгороде, где княжеская резиденция располагалась по другую сторону реки от кремля с его духовным центром. В-третьих, в крупных городах возникали укрепленные предградья, принимавшие на себя значительную часть функций кремлей. Для Киева это "город Ярослава", для Пскова - Довмонтов город, для Москвы - Китай-город. На территорию этих предградий выносилась значительная часть государственных учреждений, здесь совершались торжественные церемонии и объявлялись политические указы. Поэтому, на наш взгляд, совершенно правомочно считать "китай-город" нарицательным термином. В-четвертых, городской собор и двор владыки почти всегда находился в кремле, поэтому кремль на протяжении рассматриваемого периода и для всех регионов можно считать главным религиозным центром города. Исключение составляет лишь Киев, где главный собор (Софийский) с XI в. находился в "городе Ярослава". В-пятых, инициаторами укрепления городов в большинстве регионов были князья. Однако в Новгороде укрепления строились, как правило, на средства и при непосредственном участии духовных владык53. Такое внимание объясняется огромной ролью церкви в жизни Новгорода. Похожая ситуация наблюдалась и в древнем Переяславле, где еще в XI в. по приказанию митрополита (а не князя) развернулось строительство каменных укреплений.

 

В XVI-XVII вв. топография кремлей становится более единообразной. В подавляющем большинстве случаев в кремле образуется единый центр из двора представителя светской власти (наместника или воеводы), главного городского собора и примыкающего к нему двора владыки. Здесь же обычно находятся основные государственные учреждения - здания Приказов, съезжих изб и т. д. Государственные учреждения меньшего значения иногда выносились на ближайший к кремлю посад. Характерной чертой кремлей были осадные дворы. В то же время территория кремлей не стала исключительно государственной, и даже в Московском Кремле встречались дворы частных лиц (князей, бояр, богатых купцов). Редким исключением среди крупных городов был Псков, где все государственные учреждения (в том числе оба воеводских двора) размещались на территории посада.

 
стр. 79

 

Примечания

 

1. РЫБАКОВ Б. А. Город Кия. - Вопросы истории. 1980, N 5, с. 31 - 47.

 

2. ЛОГВИН Г. Н. Киев - столица древнерусского государства. В кн.: Древнерусское градостроительство X-XV вв. М. 1993, с. 83.

 

3. Там же, с. 91.

 

4. ТИХОМИРОВ М. Н. Древнерусские города. М. 1956, с. 292.

 

5. АЛЕШКОВСКИЙ М. Х. Повесть временных лет. М. 1971, с. 126.

 

6. ТОЛОЧКО П. П. Древний Киев. Киев. 1983, с. 34.

 

7. ПЕТРОВ В. П. Історична топографія древнього Києва. - Історичні джерела та їх використання. Т. I. Київ. 1964, с. 124, 134.

 

8. ТОЛОЧКО П. П. Історична топографія древнього Києва. Київ. 1970, с. 78 - 81; ЕГО ЖЕ. Древний Киев, с. 194.

 

9. ЕГО ЖЕ. Древний Киев, с. 195.

 

10. Там же, с. 195 - 197.

 

11. ЛОГВИН Г. Н. Ук. соч., с. 88.

 

12. ТОЛОЧКО П. П. Древний Киев, с. 197 - 200.

 

13. ЛОГВИН Г. Н. Ук. соч., с. 83.

 

14. КУЗА А. В. Древнерусские города. В кн.: Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. М. 1985, с. 65.

 

15. АСЕЕВ Ю. С. Градостроительство периода феодальной раздробленности (XII-XV века). Города Приднепровья и Северской земли. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 112.

 

16. ЛОГВИН Г. Н. Ук. соч., с. 93.

 

17. ЯНИН В. Л., БОРИСЕВИЧ Г. Н. Новгород XI - первой половины XII века. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 103.

 

18. Новгородская 1-я лет. мл. изв., 6552 (1044) г.

 

19. КУЗЬМИНА Н. Н., ФИЛИППОВА Л. А. Крепостные сооружения Новгорода Великого. СПб. 1997, с. 8 - 14; ЯНИН В. Л., БОРИСЕВИЧ Г. Н. Ук. соч., с. 104, 105.

 

20. ЯНИН В. Л., БОРИСЕВИЧ Г. Н. Ук. соч., с. 104.

 

21. ЯНИН В. Л. Города Северо-Западной Руси. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 142, 144, 145.

 

22. ТИХОМИРОВ М. Н. Россия в XVI столетии. М. 1962, с. 299 - 300.

 

23. ЯНИН В. Л., БОРИСЕВИЧ Г. Н. Ук. соч., с. 105, 108; ЯНИН В. Л. Ук. соч., с. 145.

 

24. ЯНИН В. Л., БОРИСЕВИЧ Г. Н. Ук. соч., с. 107.

 

25. МОКЕЕВ Г. Я. Столичный центр вечевого Пскова. М. 1971; ЕГО ЖЕ. Столичный центр Пскова конца XV в. - Архитектурное наследство. М. 1976, N 24, с. 60 - 71; ЕГО ЖЕ. Города Псковской земли. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 153 - 165.

 

26. КИРПИЧНИКОВ А. Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсена. СПб. 1995, с. 25, 29 - 30.

 

27. СПЕГАЛЬСКИЙ Ю. П. Псковские каменные жилые здания XVII века. - Материалы и исследования по археологии СССР. М. -Л. 1963, N 119, с. 69, 171.

 

28. ВОРОНИН Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV столетия. Т. I. M. 1961, с. 61; МАЗУР Л. Д. Русский город XI-XVIII вв. Владимирская земля. М. 2006, с. 11; ГУЛЯНИЦКИЙ Н. Ф. Владимир XII - начала XIII в. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 166.

 

29. МАЗУР Л. Д. Ук. соч., с. 11.

 

30. Там же, с. 27 - 31.

 

31. ВОРОНИН Н. Н. Ук. соч. Т. I, с. 32; МАЗУР Л. Д. Ук. соч., с. 12.

 

32. ГУЛЯНИЦКИЙ Н. Ф. Города Владимиро-Суздальской земли, Тверского и Московского княжеств. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 177.

 

33. ВОРОНИН Н. Н. Ук. соч. Т. II, с. ПО; ДУБИНИН А. Ф. Археологические исследования г. Суздаля. - Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XI. М. 1945, с. 92.

 

34. МАЗУР Л. Д. Ук. соч., с. 12, 32 - 33.

 

35. ГУЛЯНИЦКИЙ Н. Ф. Города.., с. 178 - 179.

 

36. ЩЕНКОВ А. С. Основные структурные элементы города. Укрепленный центр. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 264; Писцовые и переписные книги Нижнего Новгорода XVII века. СПб. 1895, с. 5 - 11.

 

37. ПАНОВА Т. Д. Культурный слой Московского Кремля. - Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1990, N 3; ЕЕ ЖЕ. История укреплений Москвы XII-XIV веков. - Кремли России. Тез. докл. Всероссийского симп. М. 1999, с. 16; ЕЕ ЖЕ. Историческая и социальная топография Московского Кремля в середине XII - первой трети XVI в. К проблеме формирования территории древнерусского города. Докт. дис. М. 2003, с. 98 - 101.

 

38. Московский лет. свод, 6847 (1339) г.

 
стр. 80

 

39. Московский лет. свод, 6902 (1394) г.

 

40. ЗАБЕЛИН И. Е. История города Москвы. Неизданные труды. М. 2004, с. 267, 299; ФЕХНЕР М. В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и начале XVI века. - Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. II. М. -Л., 1949, с. 116 - 118; И. Е. Забелин (Ук. соч., с. 281) полагает, что посад на месте будущего Китай-города был единственным посадом Москвы в XIV в.

 

41. КОСТОЧКИН В. В. Государев мастер Федор Конь. М. 1964, с. 45.

 

42. БОНДАРЕНКО И. А. Москва XII-XV вв. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 200- 201.

 

43. ТИХОМИРОВ Н. Я., ИВАНОВ В. Н. Московский Кремль. М. 1967, с. 17 - 31; БОНДАРЕНКО И. А. Москва XII-XV вв., с. 205.

 

44. БОНДАРЕНКО И. А. Москва в конце XV-XVI вв. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 311 - 312, 316.

 

45. СМОЛИЦКАЯ Г. П. Московский кремль при великих князьях Иване III и Василии III (топографический и топонимический очерк). - Кремли России. Тез. докл. Всероссийского симп. М. 1999, с. 26; ПАНОВА Т. Д. К вопросу о социальной топографии московского Кремля XIV-XVI веков (по данным письменных источников). - От Древней Руси к России нового времени. М. 2003, с. 205.

 

46. КУДРЯВЦЕВ М. П., КУДРЯВЦЕВА Т. Н., ЩЕНКОВА О. П. Москва XVII в. Элементы столичного центра. В кн.: Древнерусское градостроительство, с. 353.

 

47. БОНДАРЕНКО И. А. Москва XII-XV вв., с. 206.

 

48. Адам ОЛЕАРИЙ. Описание путешествия в Московию. Смоленск. 2003, с. 146 - 147.

 

49. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XV. СПб. 1895, с. 226.

 

50. БОНДАРЕНКО И. А. Москва в конце XV-XVI вв., с. 329.

 

51. Новгородская 1-я лет., 6605 (1097) г.

 

52. КУЗЬМИНА Н. Н., ФИЛИППОВА Л. А. Ук. соч., с. 7.

 

53. См.: Новгородская 4-я лет., 6869 (1361) и 6899 (1391) гг.; Лет. Авраамки, 6956 (1448), 6958 (1450) и 6968 (1460) гг.; Новгородская 4-я лет., 6998 (1490) г.

Опубликовано 24 июня 2020 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1593009442

© Portalus.ru

Главная РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Топография светских и духовных учреждений в русских городах XI-XVII вв.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU